|
|||
АННОТАЦИЯ. АНТОЛОГИЯ. АППАРАТ КНИГИ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 АННОТАЦИЯ Что такое аннотация? Это очень краткое изложение содержания книги. Аннотация размещается обычно на обороте титула или последней странице книги, на клапане суперобложки или на задней стороне обложки, а также на специальной карточке в библиотеке, в библиографическом указателе, в журнале или газете, оповещающих о выходе книги. Задача аннотации — заинтересовать читателя, сообщить ему в нескольких строках, о чём эта книга. Между прочим, каждый читатель, делающий приобретение в книжном магазине, в первую очередь обратится к аннотации неизвестного ему издания, чтобы решить: стоит ли тратить деньги на покупку? АНТОЛОГИЯ Термин «антология» переводится c греческого языка на русский очень поэтично: «цветы, собранные вместе» или просто «букет цветов». А значит, антология — это собрание лучшего. Бывают антологии стихов, рассказов, произведений авторов одного века, одной страны или одной литературной школы. Когда-то в нашей стране часто выходили, к примеру, антологии армянских, грузинских, украинских поэтов. В конце прошлого столетия в магазинах появилось сразу несколько антологий «Поэзия ХХ века». Здесь, правда, очень многое зависит от вкуса и добросовестности составителя. Поэтому составителями антологий могут быть только беспристрастные, авторитетные литературоведы, которым честь дороже собственных пристрастий. АППАРАТ КНИГИ Слово «аппарат» может означать что угодно: наши предки говорили «летательный аппарат тяжелее воздуха», имея в виду самолет. Аппаратура составляет обязательную часть завода, фабрики. Сегодня мы часто слышим словосочетание «аппарат правительства» и знаем, что речь идёт о работающих там чиновниках. А что такое аппарат книги? Это справочные или пояснительные тексты к книге, составленные для того, чтобы нам было удобно ею пользоваться. К аппарату книги относятся предисловие и послесловие, цель которых — помочь читателю понять, кем, когда и для чего написана эта книга. По оглавлению или содержанию вы легко найдёте в книге нужную главу или раздел. Внизу страницы иногда помещают примечания, поясняющие некоторые факты, незнакомые читателю, а в конце книги — сведения о людях, которые в ней упоминаются (именной указатель). Аппарат очень важен для любой книги, но в особенности — для научной и научно-популярной. Главное — научится этим аппаратом пользоваться, и тогда читать даже самые трудные книги будет гораздо легче. БРОШЮРА Почему об одном произведении, вышедшем из-под печатного станка, мы с вами уважительно говорим «книга», а о другом чуть более снисходительно — «брошюра»? Чем брошюра отличается от книги? Прежде всего, объёмом. Печатную продукцию объёмом до 48 страниц принято называть брошюрой, а всё, что толще — книгой. А ещё брошюра, как правило, выпускается в мягкой обложке, а не в твёрдом переплёте. Но разве дело только в объёме и переплёте? Разве небольшой сборник стихов талантливого автора, вышедший в мягкой обложке, менее значим для истории, чем состряпанный литературным ремесленником толстенный роман, отличающийся от ему подобных только количеством кровавых убийств и выстрелов на каждой странице? Разумеется, нет! Значит, главное не в толщине, а в содержании. Кроме того, в виде брошюры очень часто выходят книжки научно-популярные, а также специальные, содержащие нередко сообщения о каком-либо открытии или научной разработке, что совсем не безразлично и для читателя, и для истории. БУКЛЕТ Часто на выставках и презентациях, при входе в музей или на каком-то общественном мероприятии раздают (или, реже, продают) буклеты — красочные рекламные, очень небольшие по объёму, информационные издания. Чем буклет отличается от «просто» маленькой книжки или брошюры? Если вы сложите лист бумаги пополам, а потом — ещё раз пополам, то у вас выйдет некое подобие маленькой книжицы с неразрезанными страницами. Это и есть буклет. Разумеется, в буклете этот лист бумаги — не чистый, а с напечатанным текстом, украшенный фотографиями и другими иллюстрациями. Буклет должен быть сделан так, чтобы его можно было читать и смотреть, не разрезая страниц, а просто развернув. ГАЗЕТА «Причём здесь газета? — спросите вы. — Ведь мы же говорим о книгах!» Между тем специалисты, говоря о книгах, всегда затрагивают вопросы, касающиеся и газет, и журналов, и даже плакатов и листовок! Ведь всё это — издания. Попробуем и мы придерживаться этого правила. Происхождение слова «газета» некоторые учёные связывают с названием мелкой серебряной монеты, распространённой в Средние века в Венеции, которой расплачивались за первые рукописные листки с иностранными новостями. Первой рукописной газетой такого рода на Руси были «Куранты», «выпускаемые» для царя Алексея Михайловича. А возникновение настоящих газет относится к 1631 году, когда парижский врач Ренодо при поддержке хорошо вам известного по роману «Три мушкетёра» кардинала Ришелье выпустил первую еженедельную газету. После этого слово «газета» вошло во все европейские языки. В России первая печатная газета «Ведомости» была выпущена Петром I в декабре 1702 года. Но так как первые экземпляры «Ведомостей» не сохранились, то «днём рождения» российских газет сегодня принято считать 2 января (по ст. стилю) 1703 года, когда вышел первый дошедший до наших дней номер «Ведомостей». Этот день (13 января по нов. стилю) отмечается нашими журналистами как профессиональный праздник — День российской печати. ГЛАВА Мы так привыкли к тому, что текст произведения разбит на главы, что даже не задумываемся — зачем это надо? Искусство формирования глав, отделения одной темы или эпизода от других — великое умение, которым владеет далеко не каждый автор. Нередко в разбивке материала на главы принимает участие и редактор книги, который видит текст «свежим взглядом». Почему в разных книгах и в разные времена главы бывают то длинными, то очень короткими? Почему один автор даёт каждой главе особое название, а другой — просто ставит цифры? Почему… Этих самых «почему» очень много, потому что искусство расчленения текста книги на главы для художественной литературы — дело очень «индивидуальное» (в литературе научной, технической проще: заканчивается тема, заканчивается и глава). Для каждого автора деление произведения на главы, размер главы — это не только структура романа или повести. Это и темп произведения, его ритм, а значит, и степень понимания читателем текста, его заинтересованность в самом произведении.
|
|||
|