Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Аннотация



Аннотация

Тема: Маркетинговый анализ регионального рынка сыра

Авторы: Сурай Н.М., Стерликов Ф.Ф., Майоров А.А.

Журнал: Экономические науки. 2017. апрель

Выполнила: Мартынова Мария Алексеевна

Студентка: 1 курса

Факультета: высшего сестринского образования

Группы: № 016

Сыр - элитный бренд Алтайского края. С 2005 г. Алтайский край занимает первое место в Российской Федерации по производству сыра. Регионами с наибольшими объемами производства сыров и сырных продуктов по итогам 2016 г. явились следующие регионы России: Воронежская область, Алтайский край и Московская область.

 Алтайский край успешно проводит политику импортозамещения и экспортной ориентации экономики в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности. АПК региона по всем основным позициям продовольственных товаров со значительным запасом обеспечивает потребности населения. Алтайский край является профицитным регионом в плане обеспеченности продовольствием. Регион производит значительную долю промышленной продукции России и Сибирского федерального округа. Доля алтайских сыров в общем объеме производства в РФ составляет 14 % (68,5 % в Сибирском федеральном округе).

В 2016 г. объем производства сыра и сырных продуктов в Алтайском крае увеличился на 0,4 % и составил 83,4 тыс. т (рис. 1). В 2015 г. в регионе установлен рекорд по выпуску сыров - более 80 тыс. т. Наблюдается рост производства сыра полутвердого на 7,8 %, продуктов сырных.

на 30,7 % при сокращении выпуска сыра твердого на 22,2 %. Наращиванию объемов производства сыра и сырных продуктов способствовало снижение импортных поставок в результате принятых специальных экономических мер в отношении ряда стран, ранее поставлявших сыры на территорию России. Структура производства сыров и сырных продуктов в РФ и Алтайском крае различается значительно (рис. 2). Так, больше половины объема произведенных сыров в регионе составляют твердые сыры. Плавленых сыров в Алтайском крае производят 3,5 %, в структуре производства по РФ их доля составляет 18 %. Таким образом, российские потребители отдают предпочтение твердым сырам. На втором месте - сырные продукты с долей 23 %. Согласно ГОСТу сырный продукт изготавливается по технологии производства сыра, но является молокосодержащим (не менее 20 %), а не молочным изделием. При производстве допускается использование кокосового и пальмового масел, а также немолочных белков и других консервантов. На долю полутвердых и плавленых сыров приходится, соответственно, 21 и 18 % производства. В 2016 г. алтайские предприятия заняли первое место в стране по производству сыров и сырных продуктов. Каждая седьмая тонна отечественного сыра производится в Алтайском крае. В настоящее время производством сыров и сырных продуктов в Алтайском крае занято 39 предприятий. Ведущие позиции на рынке сыра занимают: алтайская группа компаний Киприно, АО Барнаульский молочный комбинат, Рубцовский молочный завод (филиал компании АО Вимм-Билль-Данн ). Крупнейший производитель плавленых сыров - ИП Емелин В.П. Рост объемов производства сырных продуктов за последние годы объясняется повышением спроса на сравнительно недорогие сыры в условиях сокращения реальных доходов населения.

По данным Алтайкрайстата, в натуральном выражении произошел рост производства твердых, полутвердых, рассольных, плавленых сыров. Снизился объем производства мягких сыров. Мощности предприятий по производству сыра загружены на 70 %, таким образом, при наличии молока-сырья заводы края готовы и дальше наращивать объемы молочной продукции.

Ассортимент производимых в регионе сыров постоянно обновляется и в настоящее время составляет более 60 наименований. Среди них такие известные сорта, как Советский, Алтайский, Швейцарский, Витязь, Голландский и многие другие. В последние годы появились новые сорта: Ламбер, Мастер, Зеленодольский, Алтарелла. Преимущества алтайских предприятий перед иностранными и сопредельными производителями определяются природно-климатическими особенностями края, позволяющими производить элитные сыры высокого качества. Достаточно сказать, что сыр Швейцарский, именуемый во всем мире Королем сыров, может быть изготовлен с высокими качественными показателями лишь на своей родине - в Альпах и в предгорной зоне Алтайского края. Сыр с изысканным сливочным вкусом Ламбер, который производят на Рубцовском молочном заводе, входит в топ 10 лучших алтайских брендов.

Продукцию доставляют во все регионы России, а также в страны Европы и ближнего зарубежья. Очень популярен сыр у москвичей, потому что по качеству он не уступает заграничным сырам. Рубцовский молочный завод единственный в России завод-автомат для производства сыра, в котором производство полностью автоматизировано. В настоящее время данное предприятие производит три вида сыра Ламбер : Классический, Сливочный и Тильзетер. Алтайские производители единственные в России имеют сертификат качества и безопасности производства молочной продукции, позволяющий экспортировать свою продукцию в страны Евросоюза.

 Сегодня в РФ имеется рейтинг лучших сортов российского сыра (рейтинг составлен по количеству запросов в поисковых системах):

1-е место - сыр Российский ;

2-е место - сыр Голландский ;

3-е место - сыр Дор Блю и Гауда.

Алтайские сыры неоднократно удостаивались высоких наград престижных конкурсов. Например, недавно в Сочи в рамках Международной конференции ЕврАзЭС по производству и переработке молока ООО Третьяковский МСЗ, входящий в состав группы компаний Киприно, получило Гран-при конкурса за сыр Алтайский, а также диплом лауреата конкурса за сыр Швейцарский блочный. Качественные сыры натурального происхождения, произведенные на Алтае, пользуются спросом в Киргизии, Казахстане и Монголии.

В целях укрепления здоровья детского и взрослого населения, профилактики заболеваний и состояний, обусловленных недостатком микронутриентов, Министерством здравоохранения РФ в 2016 г. утверждены рациональные нормы потребления пищевых продуктов, отвечающие современным требованиям здорового питания (см. табл. 2). Согласно этим рекомендациям норма потребления сыра на человека в год составляет 7 кг 1. Фактическое потребление сыра на душу населения в России по итогам 2016 г. составило 4,8 кг. В Алтайском крае потребление сыров на душу населения по итогам 2016 г. составило 6 кг. В европейских странах потребление сыра в несколько раз превосходит российское значение: во Франции - 25,9 кг/чел., в Исландии - 25,2 кг/чел., в Финляндии - 24,7 кг/чел. Низкое потребление сыра в РФ объясняется высокой его стоимостью.

 По данным Росстата, производство молока в России в расчете на 1 корову молочного стада в сельскохозяйственных организациях (кроме микропредприятий) увеличилось по сравнению с 2015 г. на 4,1 % до 5449 кг. Уровень самообеспечения населения молочными продуктами составил около % при пороговом значении

Доктрины продовольственной безопасности 90 % (табл. 3).

Из таблицы видно, что производство молока у населения составляет большую долю. Резервом может быть увеличение производства молока в фермерских хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей.

Если говорить о перспективах сбыта сырной продукции, то следует отметить, что для полного обеспечения ею населения необходимо увеличение объемов ее производства еще более чем на 200 тыс. т (табл. 4).

Впервые с введения продовольственного эмбарго с августа 2014 г. на российском рынке зафиксирован рост поставок иностранных сыров. Импорт сыров в Россию составил в 2016 г. на 17,3 % больше, чем за 2015 г. (200 тыс. т). Импорт, прежде всего, растет из Белоруссии (на 41 %), Сербии (на 87 %), Армении (в 2 раза).

Главным экспортером молочных продуктов в РФ остается Беларусь. На долю этой страны в общем объеме импорта сливочного масла в РФ пришлось 82 %, сыра - 87 %, сухого молока и сухой сыворотки - 85 %, цельномолочной продукции - 99 %. Сохраняющаяся высокая доля в импорте белорусских молочных продуктов обусловлена географией и экспортной ориентированностью молочного бизнеса.

Рост производства сыров ограничивается дефицитом молока. Немаловажным фактором, влияющим на динамику роста, является высокая сезонность производства молока. Это приводит к перегрузке сыродельной отрасли в крае в летний сезон и к простоям в зимний период. Имеющиеся мощности молокоперерабатывающих предприятий способны обеспечить переработку всего сырого молока, производимого в крае (табл. 5).

Среднегодовая мощность предприятий на 1 января 2017 г. составляла 2045,4 тыс. т в год, и использовалась она на 44,2 %. Современные экономические условия диктуют новые требования к развитию бизнеса. Обеспечение роста экономики предприятий прямо пропорционально связано с инвестициями, направленными на преодоление технологической зависимости, увеличение производительности труда, повышение конкурентоспособности алтайских товаров на рынке, стимулирование экспорта, выпуск импортозамещающих товаров, создание новых рабочих мест и т.д.

По оперативным данным, в 2016 г. объем производства сыра и сырных продуктов в

Алтайском крае увеличился на 0,4 % и составил 83,4 тыс. т. Произошел рост производства сыра полутвердого на 7,8 %, продуктов сырных на 30,7 % при сокращении выпуска сыра твердого на 22,2 %. Дефицит молока неизбежно привел к росту цен на него и, соответственно, на производимые из него продукты. Так, цены на национальные сыры и брынзу достигли 395 руб. за килограмм (рост на 5,1 %), а на сыры плавленые руб. за килограмм (рост на 6,6 %).

Следует заметить, что, как правило, предприятия сырной отрасли производят не только сыры, но и весь спектр молочной продукции. К сожалению, сыр во многих случаях приходится вырабатывать по остаточному принципу. Это касается в первую очередь зимнего и весеннего периодов года. Виновата сезонность производства молока. Некоторые регионы удачно решают эту проблему, сокращая сезонность производства молока до 8-10 %. Но, тем не менее, крупные производители молочной продукции достаточно успешно наращивают объемы производства сыров. Как видно из табл. 6, наибольший прирост выручки среди крупнейших производителей сыров в 2015 г. продемонстрировало ООО Хохланд Руссланд - 25,1 %.

По мнению многих специалистов, первоочередными задачами, стоящими перед отраслью, следует считать: стабилизацию сырьевой базы, техническое перевооружение и модернизацию отрасли, расширение ассортимента и повышение качества продукции, выпуск импортозамещающей продукции, сохранение кадрового потенциала. Во многих случаях требования к качеству и ассортименту производимых сыров не соответствуют экономической политике, культивируемой в настоящее время в РФ. Очень мало средств выделяется на реновацию производства. Это ведет к необходимости использовать старое оборудование, старые технологии, не обеспечивающие конкуренции с современными предприятиями, выпускающими аналогичную продукцию.

Кредитная политика также далека от совершенства. При отсутствии собственных оборотных средств платежи за кредит при производстве элитных сыров с длительным сроком созревания (6-8 месяцев) увеличивают себестоимость сыра по меньшей мере на 8-10 %. Ожидание расчетов с покупателями, которое продляет историю кредитования еще на дней, приводит к еще большим потерям.

 Очень настораживает динамика объемов заготовки молока - сырья и поголовья дойного стада. Сохранение объемов заготовки молока обеспечивается увеличением средней продуктивности коров при общей тенденции к сокращению поголовья. Эта проблема характерна не только для Алтайского края. В 2016 г. роста валового Компании, марки производства молока по России в целом не наблюдалось. Более того, производство сырого молока во всех категориях хозяйств снизилось с 30,78 до 30,72 млн т (99,8 % к уровню 2015 г.), 45 % из которых было произведено личными подсобными хозяйствами. Необходимо наличие эффективно действующих программ, направленных на решение этих проблем.

 Признавая необходимость увеличения производства сыров при минимальных капитальных затратах и экономном расходовании сырья, следует выделить такие направления развития сыродельной отрасли:

· пересмотр ассортимента вырабатываемых сыров. Упорядочение ассортимента сыров, совершенствование их видовой структуры в настоящее время актуально и может обеспечить выпуск сыров с большим выходом, увеличить объем валовой продукции, получить высокую рентабельность производства;

·  развитие производства мягких сыров. Высокая рентабельность мягких сыров является залогом того, что при правильной организации производства и сбыта удельный вес их в общем объеме натуральных сыров будет постоянно возрастать, а большой их вкусовой диапазон - радовать отечественного потребителя;

·  создание и внедрение интенсивных технологий твердых сыров;

· развитие производства и создание конкурентоспособных технологий плавленых сыров; организация производства комбинированных сыров;

·  организация массовой переработки сыворотки;

· развитие производства и создание технологий сыров с лечебно-профилактическими свойствами; улучшение качественных показателей сыров;

·  использование в сыроделии новых технологических процессов;

·  повышение роли влияния вузовской и отраслевой науки на развитие сыродельной промышленности.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.