![]()
|
|||||||
История Отечества. Культурное пространство Донбасса в 1991 – 2013 гг.. Условия развития культуры Донбасса в 1991-2013 годахСтр 1 из 3Следующая ⇒ 26.04. История Отечества Культурное пространство Донбасса в 1991 – 2013 гг.
1. Условия развития культуры Донбасса в 1991-2013 годах Переход к рыночным отношениям, начавшийся после распада СССР, стал тяжелым испытанием для культуры региона в связи со слабой финансовой поддержкой со стороны государства и коммерциализацией искусства. Отсутствие необходимых средств финансирования привело к закрытию в Донецкой области 79 клубных учреждений, 98 массовых библиотек. Падение жизненного уровня населения сделало для многих семей невозможным посещение театра, кино, концертов, цирка. По данным областного управления статистики, число посещений театров в области сократилось с 911 тыс. чел. в 1990 г. до 547 тыс. чел. в 1995 г., киносеансов – соответственно с 45 млн. до 8 млн. Однако духовная жизнь в Донбассе не замерла. Основные культурно-просветительные учреждения Донбасса продолжали действовать, благодаря энтузиазму преданных работников этой сферы и меценатам. Так, в 1994 г. был завершен ремонт здания Донецкого государственного академического театра оперы и балета, в котором приняли активное участие более 100 предприятий Донбасса и 70 предприятий других областей Украины. Одним из важнейших достижений культуры Донецкого региона конца ХХ-начала ХХІ вв. стало возрождение культур национальных меньшинств Донбасса. По итогам Всеукраинской переписи 2001 г., из 134 национальностей, зарегистрированных в Украине, в Донецком регионе проживали 133. Для выражения интересов наиболее многочисленных национальных меньшинств Донбасса (греков, евреев, немцев) в 1990-е гг. начали создаваться областные национально-культурные общества. Развивалась система школ, где обучение велось на родном языке или изучался родной язык национальных меньшинств. В 1991 г. был открыт единственный в СНГ Мариупольский гуманитарный институт Донецкого государственного университета для подготовки преподавателей новогреческого языка. 2. Образование В соответствии с разработанной Государственной программой «Образование. (Украина ХХІ века)» вектор реформ был сориентирован на формирование национальной системы образования, структурные преобразования его основных элементов, демократизацию и украинизацию учебного процесса. С начала 1990-х гг. на территории Украины ежегодно увеличивалось число детских садов, школ, других учебных заведений с украинским языком обучения. В вузах вначале ввели преподавание на украинском языке отдельных предметов, затем – начали создавать параллельные потоки (русскоязычные и украиноязычные) в ходе приема студентов на первый курс. В первой половине 1990-х гг. многие институты Донецкой области были преобразованы в университеты или академии: Донецкий государственный технический университет (ДонГТУ), Донецкий государственный медицинский университет (ДонГМУ), Приазовский государственный технический университет, Донецкая национальная архитектурно-строительная академия (ДонНАСА) и др. В 2000 г. начался новый этап украинской образовательной реформы. В области среднего образования усилилась украинизация, вводилась 12-балльная система оценивания учебных достижений учащихся, профилизация старшей школы, осуществлялся переход на 12-летний срок обучения и компьютеризация школ. Нововведениями в профессионально-техническом и высшем образовании стало увеличение количества учебных заведений и числа специальностей, введение обучения на контрактной основе, расширение связей с заграничными университетами, присоединение к Болонскому процессу. Наиболее острыми проблемами в сфере образования нашего региона являлись: отток высококвалифицированных педагогических кадров; упадок материально-технической базы вузов; ухудшение жилищно-бытовых условий в студенческих общежитиях; острый дефицит научной, учебной и методической литературы; сокращение подписки на периодические издания.
|
|||||||
|