Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Продолжение)



(Продолжение)

Добрая эта девица была, а какая она лицом - не ведаю. Крепко спал я тогда и запамятовал. Встал я поутру, оседлал коня и уехал.

Пока говорил так казак, встала Груня, вышла на крыльцо, села, сидит, думу думает. Узнала она того казака, а признаться не может ему: куда ей такой добру молодцу сказываться!

Сидит она пригорюнившись, сидит, вдруг слышит - Улита зовет ее. Подошла к ней Груня, а Улита спрашивает :

-   А чего это у тебя, сестрица, правая рука всегда перевязана?

Смутилась Груня, покраснела и отвечает:

-   Рубила я дрова да топором и ударила. Никак вот не заживает рука...

А Улита уже догадалась обо всем, злые глаза так и бегают, сердце щемит от зависти.

-   А чего ты встала из-за стола, сестрица? - спрашивает она Груню.

-   Пить мне захотелось, Улита.

-   А иди сюда, я тебе дам водицы, сестрица, - говорит Улита.

Подошла Груня к ней, взяла чашку с водой, выпила и упала замертво: подсыпала ей Улита яду крепкого, смертного.

Схватила ее Улита, оттащила в чулан, бросила, а сама сделала себе на правой руке такую же отметинку, какая у Груни была, обмотала тряпкой и пошла опять в горницу.

Увидал ее обмотанную руку молодой казак, спрашивает:

- А что это у тебя, девица? Аль поранила где, аль ушиблась?

Подошла Улита к нему и говорит:

-   Я та самая девица, которой ты руку поцеловал. Вот и отметинка на руке, не заживает с тех пор.

Обрадовался казак, велел все войско свое собрать, свадьбу готовить. День гуляют казаки, два гуляют, а на третий день входит в горницу старушка древняя, волосы, как нитки серебряные - седая вся. Вошла, посохом о пол стукнула и так молвила:

-   Шла я, старая, через леса и горы, через луга и пашни и пришла вовремя: не кончилась еще свадьба, не свершилось еще дело злое.

Взяла она командира казачьего за руку, привела в чулан, а там лежит Груня, лицо у нее посинело, страшное стало.

Брызнула старушка на Груню живой водой, открыла глаза девушка, а в глазах столько доброты, будто от самого сердца идет.

Узнал тут казак девушку, обнял ее и сказал:

-   Доброе сердце дороже красоты. Будешь ты женой моей верной, девица, буду я любить и жалеть тебя до самой смерти.

Пришли они в горницу, поклонились старому казаку, отцу Груниному, сели за стол, крепкой бражки выпили. А старушка подошла к Улите и сказала:

-   Нельзя с таким сердцем с людьми жить, злая девица. Будешь ты отныне ползать по дну Тихого Дона, и не знать тебе ни добра, ни ласки человеческой. А за то, что смеялась ты над горем людским, - будешь ты всегда горб на себе носить.

Сказала так старушка, ударила ее посохом своим - и превратилась злая Улита в маленькую улитку-горбатку.

А потом обернулась старушка к Груне, дотронулась до нее своей рукой и сказала:

- А ты, девица, доброе сердце, будь такой же красивой, как и доброй.

И стала Груня такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Обнялись они с молодым казаком, поклонились старушке, чарку бражки крепкой ей поднесли, спасибо сказали.

И стали они с той поры жить-поживать, детей растить, да старых людей уважать.

А улитка-горбатка так и ползает с тех пор по дну Тихого Дона да в озерах синих, в реках прозрачных. Ползает и не знает ни добра, ни ласки человеческой.

Ребята, о чем эта сказка?

Какую мысль содержит в себе эта сказка?

Но эта только одна из множества мудрых казачьих сказок, ваши бабушки и дедушки наверняка знают еще, спросите у них о том, какие казачьи сказки они знают и расскажите им эту поучительную сказку. Ребята наиболее полную географию казачьих сказок собрал, обработал и пересказал Б. Алмазов, потомственный казак, писатель и первый атаман Невской станицы (Санкт Петербург). Конечно же, он не мог собрать всех сказок казачьих войск России. Но то, что он смог донести до читателя, поражает своей самобытной глубиной и Российской географической шириной! Вот что пишет автор в предисловии: «Вот мне и захотелось объединить сказки разных казаков в одной книге потому, что это сказки одного народа. Они замечательны своей самобытностью: вот вроде бы сказка русская, похожа на русскую сказку, а мораль совершенно другая, или образы совсем по-иному трактуются»

В казачьем фольклоре особое место занимает сказка, как элемент духовно-нравственного, исторического и патриотического воспитания детей. В сказке изображаются вымышленные события и лица, но многие герои точно передают типологические черты казачьего характера. Сказка тесно связана с фольклорно-мифологическими корнями этнического самосознания.

Источником сюжетных ситуаций сказок служат и анекдоты, и легенды с преданиями, и даже произведения художественной литературы. Казачья сказка, как и другие сказки, это своеобразная генная память народа. У казаков имелось множество различных по содержанию сказок.

Это сказки-апокрифы, предания на основе библейских сказаний: «Благоразумный сотник», «Войны Христа» «Грех» «Святой Николай и Касьян Немилостивый» и др. В этих сказках героями выступают как казаки, казачата, так и Христос, и Богородица, и Святые земли Русской.

Имелись у казаков сказки исторические, вернее, об исторических героях и личностях: про Платова, Бакланова, Некрасова, Екатерину II].

Помимо героических сказок - быличек в казачьем фольклоре много сказок на бытовые темы. Они полны юмора и искрятся весельем. Казачьи сказки-шутки, которые, скорее всего, восходят к восточно-арабской традиции, к хаккайяту . Казаки в них будто живые, похожие на наших современников, живущих в хуторах и станицах. Все эти сказки построены по типу русских народных, и даже названия у некоторых из них как у известных русских сказок. Но язык их отличается: здесь множество специфических казачьих выражений, особый ритм и мелодичность речи. Великолепно говорится об обычаях и нравах казаков. Здесь и сватовство, и обычай товарищества, очень верно описываются гульбища казаков, отражаются их веселый нрав, смекалку, находчивость, острословие, юмор. Надо отметить особое религиозное воспитание казаков.

В фольклористике сложилась классификация сказок по сюжетам и по жанровому признаку. Однако казачьи сказки не имеют разграничения по жанровому соотношению. Традиционно в сюжетной канве переплетаются черты каждого из перечисленных жанров.

Примечательно, что казачьи сказы начинаются с посвящения, например: «Основателям города Красноярска: царю Московскому и Всея Руси Михаилу Романову, воеводам и дьякам, удальцам - атаманам, героям - казакам - посвящается» или «Сибирскому казаку Спиридонову Юрию Алексеевичу» и т.д.

Свои сказки казаки называют «бывальщинами» и начинают обычно со слов «В одной станице жил казак по имени…» или «Эта служба, скажу вам, братцы, самая, что ни на есть тяжёлая…» . Начало повествования сказки чаще всего обозначает определенные обстоятельства, ведущие к дальнейшему смысловому развитию действия. Например, «Шли два штрафных казака по этапу в Сибирь…», что уже предполагает дальнейший рассказ о несчастливой жизни этих героев. Казачьи сказки не имеют рифмованной концовки. Например, «Стали жить-поживать, да добра наживать». В них концовка скорее напоминает оконченное повествование. Например, «…и на том берегу на Аляске поставили крепость и церкву свою отеческую и назвали её крепостью Святого Николая».

Следует отметить, что в казачьих сказках много юмора, забавных историй, некоторые сказки по сюжету похожи на анекдоты.

Особое внимание при рассмотрении казачьих сказок нужно уделить языку этих произведений. Сказки отличаются стилизованным языком, который передает особенности казачьей речи. В них мы встречам присуще казачьему фольклору особые диалектные слова, которые придают повествованию особый колорит, делают его красочным и эмоциональным: «соседи-станичники», «братья-казаки», «непогодь», «зазря», «дюже», «прохарчиться», «хочь», «из огня да в полымя», «глаголить», «любы-голубы подруги» «вот и весь сказ» «оженился», «важное учинил», «токмо» и т.п. Также достаточно часто используется просторечная лексика: «насмешки строить», «можа», «посередь неба», «загодя», «без провианту», «предки евонные», «рыбалить хаживали», «убег», «работать не в моготу». Встречаются характерные для фольклора присказки: «живут по чести по совести», «молодо-зелено», «звали-величали», «какого роду племени», «судьба-злодейка».

Практически все сказки казаков пропитаны словами, благодаря которым создается картина жизни далеких предков. Подтверждение этому мы видим в строках: «Тем временем пришел царев указ направить посольство к Алтын-хану в Мунгальскую землицу. Велели воеводы атаману Лаврову собрать дружину сподручную. Тот и отобрал лучших казаков: Савку Кожевника, Гришку Березкина, Микитку Пюрю, да еще семерых служивых вместе со Стенькой», «Отправились они к сыну Алтын-хана, а как приехали в его улусы на Тесь - реку, то напали на них злые да неверные воинские люди…». «Только посягнули на их мирную жизнь злые вороги. В памяти дедов не сохранилось: то ли турки это были, то ли немчины, то ли шведы» [18,стр.3]. «В то лето Господне дворянин московский Андрей Онофриев, сын Дубенской, по цареву указу набирал рейтаров, копейщиков и казаков для острожного становления в Тюлькиной землице. А вскорости, получившие от воеводы, Хованского - князя, наказную память, двинулся в путь дружина Дубенского. На жалованье в ней три сотни казаков состояло. А во первых рядах - атаманы-удальцы Астраханец, Кольцов да Остафьев».

Часто отличаются своим своеобразием казачьи сказки и тем, что их жанр пересекается с жанром притчи. В заключении всегда есть место для поучительного слова, которое является выражением моральных убеждений. Такое заключение имеет назидательный характер, выражает стремление рассказчика передать мудрость предков новому поколению. Приведем примеры заключительных слов «Вот и весь сказ. Да хранит господь Вседержитель всех людей державных, что отечеству нашему служат верой и правдой!». «Сказ про Стеньку и Федулу» заканчивается рассуждениями о том, что в жизни надо надеется на свои силы, как это делал Стенька, а не наудачу как Федул. «Каждый сам по себе жизнь строит, с людьми мосты наводит. Бог любит упорных и неугомонных. Лежал бы Стенька на печи охал да стонал - ни чего бы хорошего не получилось, выходит, душа первее плоти».

Особую роль в казачьих сказках играют говорящие фамилии - собственные имена, фамилии и прозвища людей могут указывать на разные качества человека: характер, внешность, поведение, способности, привычки. Людей, заслуживших почет и уважения, в казачьих сказках называют по имени и отчеству или только по отчеству. А тех, к кому относятся «по-свойски» или по-дружески: Ивашка, Мотька, Поранька, Нюська.

В казачьих сказках очень часто используются народные пословицы и поговорки. Вот некоторые примеры, которые встречаются в сказках: «Правда, в народе говорят: «суженную» конем не объедешь» . «Не накормить коня сухопарого, не наделить человека бессчастного». Фольклорные присказки используются также часто: «разбежалось мое счастье по кустам да по веточкам» «сидит горюн горюном» «злата - серебра» «жил - был казак по имени Игнат» «Жизнь прожить - не поле перейти», «Мир, хочь и худой, лучше доброй ссоры», «белка, бывает, и то с ветки срывается», «умереть легко, а жить трудно», «Что посеешь то и пожнешь», «не острие сабли счастье ищет».

В казачьих сказках можно встретить сравнения, близкие по происхождению к народной жизни, так в сказке «Суженая» добрая девица Маруня «сказала, будто колокольчиком прозвенела».

Народные приметы также отражены в казачьих сказках, например: «Взял он сухую палочку и бросил в воду. Покружила - покружила и камнем на дно пошла. Запечалился Кузя: и что ж такой злосчастный» .

Гиперболы, литоты, характерные для народной сказки вообще, украшают и казачьи сказки. Вот пример использования литоты: «Горе - Злосчастие тонешенько, чернешенько, голова у него малым - малешенька, с наперсточек будет, туловище не спознать с соломиной, лычком связанное, подпоясанное…».

В сказки казаков естественным образом вплетаются песни, частушки. Они являются своеобразным дополнением казачьей сказки или параллельной деталью сюжета.

Главным героем казачьих сказок выступает никогда не унывающий хитроумный казак, постоянно попадающий во всевозможные передряги и всегда выходящий из них победителем. События, описываемые в казачьих сказках, происходят и в древности, и в относительно недавнем прошлом (средина XIX - начало ХХ века). В сказках казаков изображается исторический быт и нравы казачества. Так, повествует сказка традиционную экипировку казака: «Штаны синие, лампасы красивые, ремень скрипучий, сапоги блестючие, на боку шашка, на голове фуражка - красавец мужчина». В зависимости от ситуации эта основная портретная характеристика дополняется разнообразными деталями. У казака может быть «ус сивый», «грудь колесом», «фуражка набекрень», «егорьевский крест», однако сути образа это не меняет. Герой - подлинный слуга царю и Богу, защитник вдов и сирот, бесстрашный и бесшабашный сорвиголова . С большой симпатией в казачьих сказках изображается бывалый солдат-казак, который владеет всеми человеческими добродетелями и является защитником слабых и обиженных. Его образ даётся очень живописно: «Вот она и высмотрела себе казака из конвойной команды. Самого статного, красивого и пригожего» .

В казачьих сказках важное место занимает семья, так в сказке «Сморщенная горошина» главный герой Юшка, постоянно вспоминает о своем отце, которого не заслуженно обвинили в предательстве. Отец «пусть и норовом крут, да сердцем честен был» .Главное моральное качество казаков это сохранение чести. В конце концов, Юшка понял, что зря от отца отрекся. Сказка приводит своего героя к счастливому концу: Юшка нашел себе верную подругу, стал жить на большой сибирской реке, стал детей растить в строгих казачьих традициях. «Внукам наказывать стал, помните и чтите родителей своих, они того заслуживают. А еще слушайте старых воинов. Кто смерти в очи смотрел да не дрогнул - жизнь, по- особенному, понимает, а потому недоброму не научит» . А когда настало время, Юшка благословил в поход своих детей, так как «воины пока еще нужны, от ворогов родину стеречь». В сказе о казаке Пиме мы встречаем рассуждение о том, что казак должен уметь жену выбирать, вот и Пима нашел свою вторую половину, и «пошли у них детишки ладные да смышленые. Весело стало в доме Пимы». После гибели Пимы его жена надела серебряный крест на младшего сына, и с тех пор передается эта памятка от поколения к поколению. В сказке часто от характеристики одного героя речь переходит к общей характеристике казаков, населявших ту или иную часть России, замечая, например, что сибиряки - это вольные, терпеливые и трудолюбивые «лямку государеву тянут исправно и не ноют. От их дел по душам людским добро расходиться, аки круги по глади водной. Для людей живут, по совести, да не ждут особливой благодарности, почести не требуют».

В казачьих сказках отразился окружающий мир особенности быта, нравов, обычаев казаков. Следует отметить воспитательную направленность казачьих сказок: в них отразились моральные нормы, написанные нравственные законы, а то есть основные заповеди казачьего общества. В казачьих сказках большое значение предается семейному воспитанию казаков. Это воспитание трудолюбия, стремление к честной воинской службе, порядочности, добру, благожелательности. В казачьих сказках герои учат различать, добро и зло, отличать истинную правду от ложной, героическое от трусости. Старшее поколение внушало сыновьям, внукам необходимость распознавать настрой человека. Они говорили: «Бойтесь козла спереди, коня сзади, а человека со всех сторон. А чтобы узнать человека, не глядите ему в лицо, а заглядывайте в сердце». Казачьи сказки формировали способности правильно оценивать жизненную ситуацию. Казаки знали, что в каждом явлении, событии, происшествии заложены конфликты, поэтому молодое поколение обязано действовать так, чтобы во всем были лад и порядок. Казачьи сказы призывают к послушанию, так как из послушного всегда выйдет разумный человек, хороший работник, добрый семьянин и честный казак, а из непослушного - верхогляд, вор, обманщик, насильник. В сказке «Суженная» мы читаем: «в те времена родительское слово было крепкое. Как батяня сказал, так оно и будет…».

Казачьи сказки в то же время учили жить своим умом, сочувствовать людям. Особо зорко следили, чтобы ребенок не заражен был завистью. У казаков считалось, что зависть есть ненависть. Завистники - это люди, которые не чуждаются ни воровства, ни ножа, ни топора. Детям прививали навыки почитания корней родства. Через сказки казаки уже в детстве прививали знания и навыки для преодоления трудностей, воспитывали их в требованиях традиций, обычаев и нравов. Сказки казаков как учебные пособия обучали хозяйствованию, ласковости, умению любить и беречь семью, выживанию в опасных условиях: как вести себя с врагами, при встрече с опасным зверем в лесу, как развести огонь в дождь.

В казачьих сказках утверждаются человеческие ценности: патриотизм, служение государю и отечеству, соблюдение определенного кодекса чести (мужество, смелость, верность и т.п.), уважение к семейным традициям, сохранение памяти о предках, забота о детях.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.