Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задание от 8.05.2021. Прочитайте статью.. Для группы 167-К. Литература.



Задание от 8.05.2021

Прочитайте статью.

Для группы 167-К. Литература.

Тема: Творчество поэтов 1950-1980-х годов. Лирика поэтов - фронтовиков.

 

Крупное историческое событие неизбежно порождает отклик в искусстве. Трагические испытания поколений военной поры ярко отразились в литературе этого периода. Специфика многих художественных произведений, написанных в годы Великой Отечественной войны, заключается в том, что они носят рельефно выраженный агитационный пафос, содержат призыв к освободительной борьбе, воспевают героику народного сопротивления, уверенность в том, что фашизм можно и нужно победить. Литература последующих лет о войне выглядит более вдумчивой, философичной и — более правдивой. Объективное художественное отражение военных событий, связанных с началом войны, с причинами длительных отступлений, с анализом действий руководства страны появилось значительно позже. А дальше правдивое слово о человеке на войне, о героизме и трусости, скажут ее рядовые участники, не помышлявшие стать писателями — авторы фронтового поколения.

В самом начале Великой Отечественной войны известные литераторы выступили с ее гневным осуждением. Ведущее место в раскрытии военной темы заняла публицистика, например, М. Шолохова, И. Оренбурга, А. Толстого, основными качествами которой стали мобильность, боевитость. Вслед за публицистикой на вероломное наступление фашистских войск отозвалась гневным словом поэзия. И ее главная функция в те годы была пропагандистской: надо было поднимать боевой дух в войсках и в тылу, нести уверенность в грядущей победе, при этом и эстетический уровень многих поэтических произведений, созданных в те грозные годы, был на должной высоте.

Многие поэты фронтовой поры — О. Берггольц, С. Гудзенко, Ю. Друнина, П. Коган, М. Кульчицкий, М. Луконин, А. Межиров, С. Орлов, Д. Самойлов, Б. Слуцкий, Н. Старшинов, Б. Окуджава и другие — встретили начало войны совсем молодыми. В грозные годы произошло их становление, они окрепли в творческом даровании, научились говорить от имени фронтового поколения. Поэтическую летопись военных лет начали создавать их старшие коллеги.

Александр Трифонович Твардовский (1910—1971) — известный русский поэт, тонкий мастер художественного слова, автор критических исследований, редактор журнала «Новый мир», общественный деятель, лауреат государственных премий. Родился в крестьянской семье, в Смоленской губернии. С четырнадцатилетнего возраста он начал публиковать заметки и стихотворения о повседневных нуждах сельчан в районных газетах, учился в Смоленском педагогическом институте, затем закончил МИФЛИ. Писательскую известность автору принесла поэма о крестьянской жизни «Страна Муравия» (1936). Выходят книги «Стихи» (1937),

«Дорога» (1938), «Сельская хроника» (1939) «Загорье» (1941). В послевоенные годы Твардовский пишет яркие поэмы о послевоенной России — «Дом у дороги» (1946), «Теркин на том свете» (1963). В поэме «По праву памяти» (1966—1969, опубл. 1987) поэт осмысливает сталинскую эпоху, с горечью пишет о политических преступлениях, поднимает тему ответственности поэта перед обществом.

Одно из самых известных стихотворений А. Твардовского «Я убит подо Ржевом» (1945—1946). Оно написано от лица убитого бойца и обращено к оставшимся в живых, которым он завещает

быть достойными сыновьями отчизны и воплотить мечты тех, благодаря которым Родине удалось сохранить свободу и независимость:

Я убит подо Ржевом,

В безымянном болоте,

В пятой роте,

На левом,

При жестоком налете.

Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки, —

Точно в пропасть с обрыва —

И ни дна, ни покрышки.

Художественный стиль А. Твардовского отличается афористичностью, емкостью, лаконизмом. Его поэтические рассуждения о «второй войне на веку» глубоко философичны.

Поэма «Василий Теркин» (1941 — 1945) — центральное произведение Твардовского о войне. Двадцать девять глав создавались все фронтовые годы. Характерен подзаголовок-обобщение: «Книга про бойца». Здесь создан обаятельный характер рядового солдата, человека-патриота, на которого можно положиться и в труде, и бою, душевного, не унывающего, искусного рассказчика, умеющего своим оптимизмом облегчать тяготы военных испытаний.

После небольшого душевного вступления «От автора» — впрочем, вся поэма написана с подкупающей душевностью — следует глава «На привале». Она, как и многие другие главы, лишена батальных сцен. Дело в том, что Твардовского интересует прежде всего не ход военных действий, а жизнь человека на войне, его проблемы и переживания, его умения побороть страх, найти выход из безвыходных, казалось бы, положений. Война в поэме — это и возможность испытания порядочности, благородства, ответственности за других людей (родных, близких, соотечественников), за будущее. В эпоху консолидации народных сил эти качества становятся необходимыми для каждого бойца.

Глава «На привале» включает живые, как бы подслушанные разговоры солдат. Диалогичность придает повествованию непринужденный, доверительный характер. Из отдельных реплик складывается обобщенный образ военного поколения. «Я вторую, брат, войну / На веку воюю», — говорит один из солдат, обращаясь с просьбой о добавке каши. И читатель легко представляет себе этого бойца, человека немолодого, прошедшего суровую жизненную школу. Одна война постучалась в его двери в годы юности, а теперь вот снова пришлось взяться за оружие.

В главе «Перед боем» автор рисует страшную картину отступления, того, как приходилось «покидать пленный край». Каждый эпизод — обобщение, судьба отдельного человека говорит о судьбах людей. Вот командир отряда, прорывающегося к своим из окружения, решает заглянуть в родную деревню, пробраться тайком в родную хату. С горьким чувством садится он к столу, рубит ночью дровишки для семьи, а на рассвете покидает дом, понимая, что скоро в него войдут фашисты.

Тема ответственности каждого за судьбу России развивается в поэме без излишней риторики и назидательности, может быть, поэтому ее так восторженно приняли солдаты-фронтовики, Вася Теркин воспринимался ими как близкий человек. Публикация каждой главы становилась событием. Завершающая глава — «От автора», в ней поэт указывает, что посвящает книгу памяти павших бойцов и всем друзьям военной поры. А. Твардовский признается, что «Василий Теркин» в годину испытаний помогал не только читателям, но и ему самому, придавал жизни смысл и отраду. Поэма — наша классика, она не теряет своей привлекательности. Ее непреходящее значение предсказали многие личности, среди них был и И.А.

Бунин, не жаловавший вниманием советскую литературу.

Константин Михайлович Симонов (1915—1979) — русский писатель, переводчик, автор поэтических сборников, прозы, публицистики, ряда драматургических произведений, киносценариев. Самые известные поэтические сборники — «С тобой и без тебя» (1942), «Друзья и враги» (1948), «Военная лирика» (1968), «Из трех тетрадей» (1979). Примечательны черты поэтического стиля автора — историзм, патриотизм, разговорная интонация, романтический пафос. За свои литературные достижения К. Симонов был отмечен государственными премиями. Его книги опубликованы на 15 языках.

К. Симонов родился в семье полковника Генерального штаба М. А. Симонова и княжны А. Л. Оболенской. Дворянское происхождение помешало ему заняться политикой. Школу он закончил в Саратове, учился в ФЗУ, работал токарем. Дебютный сборник стихотворений «Проба сил» вышел в 1934 г. В том же году он поступил в Литературный институт, где учится у П. Антокольского и В. Луговского, позже был принят в Союз писателей, печатался в журналах «Молодая гвардия», «Октябрь».

Среди довоенного творчества К. Симонова важное место занимает поэма «Ледовое побоище» (1938). Речь в ней идет о захвате Пскова ливонскими рыцарями и победе над ними Александра Невского. Автор заявил о себе как о писателе-патриоте, он умело проводит исторические параллели между прошлым и настоящим. В 1939 г. Симонов направляется военным корреспондентом на Халхин-Гол. Предчувствуя приближение войны, автор стремится заставить читателя задуматься о долге перед родиной. Поэмы «Победитель» (1937) о Н. Островском и «Суворов» (1939) указывают на интерес автора к образу мужественного героя. Перед войной в театрах России были поставлены пьесы Симонова. Предчувствие грозных событий несет его пьеса «Парень из нашего города» (1941). Во время Великой Отечественной войны К. Симонов — военный корреспондент газет «Боевое знамя», «Красная звезда».

Элегическое стихотворение Константина Симонова «Жди меня» (1941) — пожалуй, самое известное стихотворение военных лет, десятками композиторов оно положено на музыку. Война здесь отображается в призме личных отношений, обострения родственных и любовных чувств. Анафорический повтор, сакральное «Жди» звучит как молитва: «Жди меня, и я вернусь. / Только очень жди, / Жди, когда наводят грусть / Желтые дожди, / Жди, когда снега метут, / Жди, когда жара, / Жди, когда других не ждут, / Позабыв вчера...» Тягостность ожидания очень выразительно передает обращение к смене времен года, перечисление череды возможных событий. Вместе с тем в стихотворении доминирует уверенность в грядущей встрече, а значит и уверенность в победе.

Также всенародное признание имело (и имеет) стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» (1941), построенное как воспоминание и как разговор по душам с другом —

поэтом А. Сурковым, автором другого известного стихотворения военных лет, ставшего песней (музыку написал К. Листов), «В землянке» («Бьется в тесной печурке огонь...»). Драма вынужденного отступления воспринимается лирическим героем как глубоко личная трагедия. Выразительные детали скорбных пространств — кресты деревенских погостов — передают боль переживаний о потерянных друзьях-товарищах. Дождь — слезы, устойчивый поэтизм и воспоминания о «бесконечных злых дождях» вызывают ассоциацию со злыми, горькими слезами отступавших солдат. Образ Родины - матери персонифицируется в образе «усталой женщины», не осуждающей отступающих, а несущей им хлеб, «как встарь повелось на великой Руси». Выразительно слово «встарь»: перемогли, переможем! Отсюда проистекают гордость лирического героя за свою Родину, за свой народ и уверенность в победе, отсюда мажорный финал: «Ты знаешь, наверное, все-таки

Родина — / Не дом городской, где я празднично жил, / А эти проселки, что дедами пройдены, / С простыми крестами их русских могил».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.