|
|||||
П.И. Чайковский. Балеты.. Чайковский считал, что если содержанием оперы должна быть реальность и правдивость, то содержанием балета должна быть сказка, волшебный вымысел.П.И. Чайковский Балеты. Обращение П.И.Чайковского к жанру балета не случайно. Его дарованию свойственно ощущение пластичности музыки. Нередко в его операх, симфониях, романсах используются танцевальные ритмы. Балеты Чайковского открывают историю русского классического балета. До Чайковского музыка в балете играла вспомогательную роль. В балетах Чайковского именно музыка в единстве с танцем стала выразителем содержания. Это подлинно драматические произведения. Музыка каждого танца, оркестровые эпизоды между ними соединены не механически, а определены содержанием. Чайковский в балете не нарушает традиции, но изменяет смысл музыки. Все классические формы подчинены раскрытию основной темы. Композитор подходит к балету как к симфоническому программному произведению. Реформа балетного жанра в творчестве Чайковского и заключается в симфонизации музыки для балета. «Ведь балет – та же симфония» – писал композитор. Драматические принципы оперы и симфонии перенесены в балет: – сквозное музыкальное развитие, – яркие индивидуальные характеристики, – лейтмотивное развитие, – единство целого. Чайковский считал, что если содержанием оперы должна быть реальность и правдивость, то содержанием балета должна быть сказка, волшебный вымысел. Чайковским написаны три балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Сюжеты всех балетов сказочные. Первый балет «Лебединое озеро» сочинен в 1876 году в сотрудничестве с театральным деятелем Бегичевым и хореографом Гельцером.
Второй балет «Спящая красавица» /1889/ - монументальная хореографическая симфония, написанная по сказке Шарля Перро.
Третий балет Чайковского «Щелкунчик» /1892/ - написан на сюжет сказки Гофмана.
Все балеты объединяет основная идея - торжество добра над злом. Над созданием балета «Спящая красавица» работали так же директор императорских театров Иван Всеволожский и балетмейстер Мариус Петипа. Премьера состоялась в 1890 году в мариинском театре и имела огромный успех.
До Чайковского к этому сюжету о спящей красавице обращался французский композитор Фердинан Герольд. В 1829 году им был создан одноименный балет. Но новая версия Чайковского Всеволожского и Петипа была признана выдающейся и заняла значительное место среди мировых шедевров балетного искусства.
В балете искусно передан дух эпохи правления короля Луи XIV. Балет состоит из пролога, двух действий и финала-апофеоза.
Главные действующие лица балета: – Король Флорестан, – королева, – принцесса Аврора, – принц Дезире, – семь фей: Сирень, Кандид (Искренность), Флёр-де-Фарин (Цветущие колосья), Хлебрая крошка, Канарейка, Виолант (Страсть) и Карабосс.
Либретто
Пролог
В парадном зале дворца короля Флорестана начинаются торжества в честь малютки принцессы. Дамы и кавалеры ожидают появления королевской четы и приглашенных фей. Под звуки фанфар входят король с королевой, кормилицы несут колыбельку с принцессой. Затем появляются феи. Для каждой из них приготовлены подарки. В это время приходит известие о том, что на торжество так же прибыла всеми забытая и неприглашенная злая фея Карабосс. Она ужасна, её повозку тянут отвратительные крысы. Дворецкий бросается ей в ноги, умоляя о прощении. Карабосс со злым смехом вырывает его волосы, крысы их быстро поедают. Карабосс объявляет, что её подарок – это вечный сон, в который погрузится прелестная принцесса, уколов себе пальчик. Все в ужасе. Но тут из тени показывается юная фея Сирени, которая ещё не поздравляла малышку. Фея подтверждает пророчество злой Карабос, но своим пожеланием успокаивает помертвевших от горя короля с королевой. Фея дарует принцессе жизнь от поцелуя принца, покоренного ее красотой. Фея обещает, что принцесса уколет палец, и просто уснёт. Наступит время, и в Аврору влюбится прекрасный принц. Перед принцем расступится дремучий лес, и принц вступит во дворец. Принц поцелует девушку, и принцесса проснётся.
Взбешенная Карабосс садится в свою карету и уезжает прочь. Король провозглашает указ о запрете использования в его королевстве острых колющих предметов. 1 действие Минуло два десятилетия. Авроре двадцать лет, в ее честь во дворе феерический бал. Дворцовая зала полна принцев, мечтающих взять в жены Аврору, но ни на кого из них не пал ее выбор. Юная принцесса весела и беззаботна. Кружась в танце, Аврора увидела старушку с предметом в руках, никогда не виданным Авророй. Она берет из рук незнакомки странный предмет, и продолжает танцевать. Уколовшись предметом, который оказался веретеном, принцесса останавливается и падает в обморок. Исполняется ужасное предначертание, дарованное ей в день её появления на свет мстительной безжалостной колдуньей Карабосс. Именно колдунья скрывалась под накидкой старухи, подавшей веретено прекрасной принцессе. Старуху хотят схватить, но со зловещим хохотом Карабосс рассыпается в огненном облаке. Тут же возникшая фея Сирени погружает все королевство в сон, огораживая его дремучим лесом.
2 действие
Уходят в прошлое ещё десятки лет. Принц Дезире под трубный глас охотницких рожков охотится в лесу. Придворные изо всех сил стараются развеселить грустного принца. Для него играет музыка, устраиваются балы, танцуют прекрасные дамы, но Дезире предпочитает одиночество, ещё ни одна из окружающих дам не тронула его сердце. Его покой тревожит лишь видение прекрасной незнакомки, навеянный невидимыми силами.
Фея Сирени чудесным образом очаровывает принца грезой о блистательной Авроре. Дезире покорен прекрасным видением, он заклинает фею Сирени направить его к Авроре.
Темные силы Карабос и ее прислужников рассыпаются в бессилии перед феей, и Дезире получил возможность войти во дворец, куда стремилась его душа. Наконец - то перед глазами Дезире его ненаглядная мечта - восхитительная Аврора. Счастливый принц, спустившись на колено, с нежностью целует принцессу. Аврора распахивает глаза, и все королевство приходит в движение. Злые чары опали. Принц предлагает руку и сердце Авроре, принцесса не против этого.
Финал-апофеоз
Во дворце короля Флорестана - пышный бал. На свадьбу Авроры и Дезире съехались гости со всего королевства, в их числе персонажи из различных сказок Шарля Перро (Мальчик-пальчик, Кот в сапогах, Волк и Красная Шапочка…) и, конечно, прекрасные феи. Добро всегда побеждает зло.
|
|||||
|