Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Урок развития речи.  Сочинение-репортаж по картине А.В.Сайкиной



15. 04. 20г.

7-А кл.( 15. 04. 20);

7-Б кл. (16. 04.20)

 ТЕМА:

Урок развития речи.  Сочинение-репортаж по картине А.В.Сайкиной

«Детская спортивная школа».  Тема сочинения.  План сочинения.  

Материалы к сочинению

 Задачи и цели урока:углубление представлений о жанровых особенностях репортажа, отработка и совершенствование навыков написания сочинения в жанре репортажа; совершенствование умения самостоятельно оценивать разные виды репортажа, фомирование здорового образа жизни и интереса к творческому труду, профессии журналиста.

                                               Ход урока

  Содержание  
. . Давайте настроимся на урок. Мы – умные, Мы – дружные, Мы – внимательные, Мы – старательные, Мы отлично учимся, Все у нас получится. Тема сегодняшнего урока – подготовка к сочинению. Вам, как настоящим журналистам, предстоит написать репортаж. Лучший репортаж победит в конкурсе, который мы сейчас и объявим. Итак, стартует конкурс на лучший репортаж о детской спортивной школе. На сегодняшнем уроке развития речи мы с вами будем учиться описывать действия, которые производят люди, когда они выполняют определённую работу, занимаются каким-либо видом спорта.Наша главная задача – поработать творчески и подготовиться к написанию сочинения в жанре  репортаж. Эпиграфомк нашему уроку могут стать слова двух замечательных людей: К.Федина и В.Гиляровского. «Я убежден, что молодому писателю очень полезна работа в газете. Это школа, заменить которую в литературе нельзя». (К.Федин) «Многие и многие русские писатели отдавали репортажу много сил, внимания и находчивости». (В. Гиляровский)    
   словарная работа. (Сообщения о словах ГИМНАСТИКА, ОСАНКА, ЧЕМПИОН, ТРЕНЕР, ТРЕНИРОВАТЬ (СЯ). - Скажите, какая тема объединяет эти слова? (спорт).    
  – ( толкование слов : репортаж, репортёр). РЕПОРТАЖ — (франц. reportage от англ. report сообщать), жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком- либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент … Большой Энциклопедический словарь. Репортаж — информационный жанр, отличающийся оперативностью, завершенностью и событийностью. В репортаже сообщается о новом, еще неизвестном ярком событии, свидетелем, или участником которого был журналист. А корреспондента, человека, доставляющего в газеты известия о событиях дня, называют РЕПОРТЕРОМ. РЕПОРТЕР— (англ. Reporter собиратель новостей) лицо, присутствующее при заседаниях парламента или суда, сборищах народа и т. п. и доставляющее затем о них отчеты, для напечатания в газетах, а также вообще поставщик для печати сведений, представляющих общий интерес. (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона).  
  -  К какому стилю относится такой жанр, как репортаж?  (репортаж создается в публицистическом стиле речи.) -  Каково назначение публицистического стиля? (Публицистический  стиль предполагает воздействие на читателя (если речь идет о журнале, газете) и на слушателя (если речь идет о выступлении на радио, телевидении). – В чем сила его воздействия? (В особой эмоциональности автора, который прямо обращается к читателю, к его чувствам, разуму, говорит о том, что его волнует) - Какая еще важная особенность есть у публицистического стиля, а значит, и у репортажа, как жанра публицистического стиля? (Автор должен высказать свое отношение к тому, о чем он пишет, т.е. должна присутствовать четко выраженная авторская позиция). - Какова цель репортажа? (Познакомить людей с важными и интересными событиями во всех подробностях, воссоздать полную картину события. Репортер должен так описать событие, чтобы людям показалось, что они все видели своими глазами). – Что такое «эффект присутствия». Какими средствами он создается?  (В репортаже есть описание места действия, характеристика героев, подробное описание того, что они делают, их диалоги. Репортер говорит о том, что видел сам, описывает свои чувства – в этом проявляется авторское «Я») - Какие виды репортажа вы знаете? (Фоторепортаж, телерепортаж, радиорепортаж, газетный (текстовый)).  
  Вам предстоит написать репортаж на спортивную тему. Спорт – это жизнь, здоровье. Занятия спортом делают нас сильными, выносливыми, крепкими, мужественными, красивыми. В наше время большое значение придается развитию спорта и пропаганде здорового образа жизни.  - А мы с вами попробуем создать репортаж о детской спортивной школе.  Главное— воссоздать картину происходящего, чтобы читатель мог наглядно представить себе, как протекали действия (стать как бы их очевидцем); автор репортажа описывает не только действия, но и обстановку, в которой они совершаются, с живыми деталями, увиденными им самим в момент события. Для этого необходимо знать то, о чем будешь рассказывать, уметь отбирать главное, писать, чтобы вывести читателя на общение, вызвать сопереживание. Для придания материалу большей динамичности, экспрессии он часто начинает рассказ о событии с его кульминации — точки наивысшего развития действия.Динамика создается и за счет использования глаголов, употребленных автором в настоящем времени. Часто в репортаже используется прямая речь, которая может являться средством передачи информации, выступать средством характеристики людей, вносить экспрессию в репортаж, что создает у читателей впечатление живого непосредственного разговора с собеседниками.   В написании репортажа нам поможет картина художницы Александры Васильевны Сайкиной «Детская спортивная школа». Прежде чем приступить к работе над картиной, давайте познакомимся с творчеством художницы  
  Слово о художнице. Художница Александра Васильевна Сайкина (Народный художник РФ (2009), заслуженный художник РСФСР) родилась в 1925 г. в д. Меленково Ивановской области. Окончила Пензенское художественное училище (1945-1949) и Харьковский государственный художественный институт (1949-1955). Во время войны Александра Васильевна Сайкина, тогда ещё попросту Шура, работала воспитателем в одном из детских садов города Горького. Играла с малышами, учила их петь, рисовать. А после войны, уже будучи взрослой, сама решила всерьез учиться рисованию — поступила в Пензенское художественное училище. Ей повезло с педагогами: живопись там преподавал талантливый художник, сподвижник и последователь И. Репина, Иван Силович Горюшкин-Сорокопудов, а графику—ученик В.Фаворского. Михаил Емельянович Валукин. Они сразу же подметили в будущей художнице ярко выраженное лирическое начало, её тяготение к пейзажу и натюрморту, стремление опоэтизировать в своих работах самые обыденные для нас предметы и явления. С особой теплотой и любовью А.Сайкина писала всегда природу родного края, лица простых людей, живущих на этой земле. За долгие годы работы в искусстве заслуженный художник РСФСР Александра Васильевна Сайкина сумела создать целую галерею прекрасных и обаятельных детских образов: «Девчонки» (1961 г.), «Андрюша» (1965 г.), «Юные мушкетеры» (1974 г.), «Детство» (1977 г.). Свои картины А. В. Сайкина писала на спортивные темы. Ее работы помещались в таких изданиях, как «Спорт в изобразительном искусстве», «Физкультура и спорт».  
     
  Вопросы по картине
  • Перед вами картина А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа». Давайте внимательно рассмотрим картину.
  • Что на ней изображено?
(Много девочек. Они в спортивном клacce. Они гимнастки, занимаются спортом).
  • Где происходит событие? (В спортивном зале).
  • Как еще можно назвать это помещение? (Гимнастический зал).
  • Какова композиция(построение) картины? Как художница расположила своих героев на полотне?(Художница разместила девочек как бы по кругу, разбила их на несколько групп: на переднем плане в центре мы видим девочку в красном тренировочном костюме, она стоит, широко расставив ноги и положив кисти рук на бедра: позади нее, повернувшись к нам спиной, гимнастка держит обруч, а рядом  девочка в темно-серых лосинах поправляет тапочку. Вторая группа, слева, сидит на скамейке, а третья - на заднем плане выполняет упражнение с обручами. Все спортсменки хорошо видны.)
  • Внимательнее рассмотрите гимнасток на заднем плане. Чем они заняты? Опишите их действия. (Они занимаются художественной гимнастикой. На заднем плане картины три девочки в черном трико под руководством тренера выполняют упражнения с обручами. Они приподнимаются на носочках, откинув одну руку назад, а другую - с обручем-  вытянули вперед. Их легкие стройные фигурки в порывистом движении. Кажется, они вот-вот взлетят ввысь.)
  • А что вы можете сказать об их тренере? Опишите ее позу и действия.(Женщина-тренер показывает девочкам, как надо выполнять упражнения. Она вытянулась, расправила плечи, широко, красиво распахнула руки и устремилась вперед: Показывая движения, тренер внимательно смотрит на гимнасток. Видно, что она любит свое дело и с удовольствием передает свой опыт юным спортсменкам.).
  • Обратите внимание на гимнасток, сидящих на скамейке.(Ближе к нам девочка в черном трико, с красными бантами, сидит нагнувшись, опираясь руками на колени, ее лица не видно, вероятно, она наблюдает за гимнастками с обручами, любуется ими; ее подруга в белом костюме, с синими бантиками, закинув ногу на ногу, повернулась к ней, словно хочет что-то сказать. Мы хорошо видим ее красивое лицо с пухлыми губами и большими глазами под темными бровями. Девочка в желтом костюме немного откинулась назад, опираясь руками на скамейку. Мы видим только ее светлые шелковистые волосы, затянутые резинкой в «хвостик». А рядом с ней сидит молодая женщина. Она выделяется позой, строгой прической, сосредоточенным выражением лица. На верное, эта женщина -  помощник тренера. Она внимательно наблюдает за гимнасткой с обручем в центре зала, которая повернулась к ней лицом. Возможно, они о чем-то говорят).
  • Какой момент занятий отразила художница? (Занятие в самом разгаре. Девочки активно тренируются, разминаются, отрабатывают отдельные движения, работают с обручами, а некоторые из них после напряженной тренировки отдыхают на скамейке. А мне кажется, что девочки пришли немного раньше и ждут начала занятий.)
  • Как вы думаете, удалось ли художнице передать атмосферу подготовки к соревнованиям, заинтересованность гимнасток в победе? (Да, художница очень хорошо показала, что гимнастки тренируются с увлечением, стараются правильно и четко выполнять упражнения. Особенно хорошо это видно на примере девочек с-обручами.)
  • Какая спортсменка выделяется среди других и почему? Как художница это показала? (Выделяется девочка в центре картины. На ней ярко-красный костюм, белые гольфы и чешки. Красный цвет сразу привлекает наше внимание. Она стоит в напряженной позе и при этом улыбается. Гимнастка демонстрирует удовольствие от занятий спортом и скрывает тяжелый труд тренировок. Она настоящая спортсменка.)
  • Обратите внимание на цветовую гамму картины. Какой цвет преобладает? (В основном девочки одеты в черные купальники, но есть и другие цвета: желтый, пурпурный, белый, бордовый, темно-вишневый. У девочек разноцветные бантики: голубой, розовый, белый, ярко-красный, желтоватый, сиреневый, лимонный. В самом зале видим все оттенки коричневого: песочный пол, бурый мяч, темно-коричневый «конь». Картина выдержана в теплых, коричневато-желтых тонах.)
  •  Какие спортивные снаряды мы видим в зале? (Брусья, конь, шведская стенка, обручи.)
  • Посмотрите внимательно на пол гимнастического зала, что вы видите? (Какие-то линии. Это разметки, чтобы удобнее было выполнять упражнения.)
  • Как вы думаете, какое это время дня? Почему вы так решили? (Утро или полдень, так как на полу видны тени от девочек).
 
  •  Словарно – стилистическая работа • образовать от слов «спорт», «тренер», «соревнование» все возможные части речи; • подобрать синонимы к словам «соревнование» (олимпиада, спартакиада); «репортер» (журналист), «композиция» (построение); • назвать глаголы, обозначающие действия гимнасток (тренируются, занимаются, разминаются, стоят, поднимаются, нагибаются, выполняют упражнения, держат обруч, отдыхают, наблюдают, работают, тянут носок, вытянулись, расправили плечи, устремились вперед, вытянули руки); • назвать прилагательные, обозначающие теплый цвет и его оттенки (красный, оранжевый, желтый, коричневый, бордовый, вишневый, песочный, бурый, ярко-красный, желто-коричневый, желтоватый, кирпичный).  
  Подготовка к написанию репортажа Итак, на основе увиденного на картине мы подготовим репортаж. Я предлагаю два варианта работы, вы можете выбрать для себя любой из них.
  1. Вы — репортер, которому поручено написать о выставке изобразительного искусства на тему «Спорт». Вы пришли на выставку, и ваше внимание среди других экспонатов сразу привлекла картина А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа». В своем репортаже вы описываете картину по данному плану. Не забывайте, что перед вами произведение искусства.
2. «Оживите» картину. Представьте себя участником события. Приведу пример. Вы - репортер. Вам дали задание написать о тренировках гимнасток накануне ответственных соревнований. Вы пришли в спортивную школу, в тот самый зал, который изображен на картине, и должны написать репортаж о девочках-гимнастках. Может быть, вы видите их впервые, а может быть, среди них есть ваши подруги, знакомые. Можете обратиться к тренеру, узнать у нее об особенностях школы. Вы можете также задавать вопросы девочкам.   3. Для слабых обучающихся – пишем сочинение- описание картины
 
.    ПЛАН РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ -РЕПОРТАЖЕМ Во-первых, вам необходимо дать название своему репортажу, например: «О спорт, ты мир!» или «Спортивная школа».
  • Первая часть вашего репортажа — вступление. Здесь следует обосновать тему работы, изложить какой-либо конкретный факт, например: день посещения вами спортивной школы, место ее расположения, причины посещения (например, подготовка к соревнованиям). Помните, что вступление должно быть небольшим, но информативным. Объем вступления не может превышать объема основной части работы. Начать можно примерно так: «Однажды я увидел красочную афишу, сообщающую об открывающейся выставке. Я немедленно решил посетить картинную галерею. Зайдя туда, я увидел...» или второй вариант: «Здравствуйте, мы ведем репортаж из детской спортивной школы».
  • Далее следует основная часть вашего сочинения. Она должна включать в себя описание спортивного зала, внешности гимнасток, их действия, поведение. Можно включить интервью с одной или несколькими девочками.
  • В заключительной части делается сообщение. Вы выражаете свое мнение о картине или происходящем, личную точку зрения, пожелание (например: «Поже лаем нашим спортсменкам удачи на предстоящих соревнованиях».)
Для связи между частями сочинения используйте вводные слова и словосочетания (кажется, по-моему, во-первых, во-вторых, я думаю, вероятно, мое мнение, на мой взгляд и т. д.), местоимения (я, она, ты), соединительные союзы и предлоги (и, да, в, на, об и т. п.), наречия (здесь, тут, впереди, сзади, направо, налево, сначала, вверх, вниз).
   
  ЗАДАНИЕ НА ДОМ:  
   Написать сочинение- репортаж. Для слабых обучающихся: Описание картины    
     


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.