|
|||
Н.А. ОсиповаН.А. Осипова Вновь открытые образцы настенных росписей и лепного декора «сталинского ампира» в здании вокзала «Армавир-1».
В ходе ремонтных работ в зале ресторана железнодорожной станции «Армавир-1» Северо-Кавказской железной дороги были открыты и частично поновлены настенные росписи и элементы лепного декора, относящиеся к периоду послевоенной реконструкции вокзала, выполненные в стиле социалистического реализма. Этот период в советском искусстве часто называют «сталинским ампиром», по аналогии с искусством Французской империи времен Наполеона Бонапарта. Конечно, единство двух имперских стилей довольно условное, скорее «сталинский ампир» - это ироничное обозначение «бронзовеющего» соцреализма, которому «имперскость» придавала победа Советского Союза над фашистской Германией. Искусство соцреализма, сформировавшееся в первые годы Советской власти, было призвано показать героическую борьбу народа за построение социализма. Изобразительный язык, ставший его основой, просто и доходчиво, но в то же время поэтически ярко отображал типичный уклад жизни советских людей. «Художники стремились выразить … особую поступь своей эпохи, её крепкий накал, её стремительный ритм и в сюжетах, исключительных по своей драматичности, и в обыденных, простых с виду сценах жизни, несущих в себе суровость, трудность преодоления невзгод, и светлорадостное или поэтически-мечтательное настроение» (Суздалев П., 1973, с. 41). «Понятие «бытовой жанр» наполнилось новым содержанием. Личное стало неразрывно связано с общественным: трудящийся человек ощутил себя участником больших социальных преобразований. Авторы художественных произведений, объединяя в своих работах два начала: повествовательное и символическое, передавали новые явления действительности, новые взаимоотношения между людьми, новый быт (Базазьянц С.Б., 1983, с. 103). Стремясь к тематической масштабности, живописцы обобщали и типизировали единичные явления жизни современников. Действия большинства картин этого времени выносятся из интерьера на улицу, на стройку, на завод, в поле» (http://painting/artyx.ru «Энциклопедия живописи» (25.08.2013). В послевоенные годы искусство соцреализма вышло на новые рубежи. Оно было призвано показать всему миру величие государства, героический труд народа - Победителя. Монументальному искусству во всех его видах отводилась особая роль: скульптура, рельеф, настенная роспись и мозаика, являясь частью архитектурного образа и внутреннего интерьера здания, по замыслу авторов должны были раскрыть идейно-тематическое содержание, повествующее об экономических и трудовых достижениях страны и её политической мощи. Значительность и масштаб событий, массовый характер изображаемых сцен явились основой создания многофигурных композиций, мемориальных ансамблей, крупных общественных зданий, в организации пространства которых важная роль отводилась монументально-декоративной живописи. Талантливые живописцы и скульпторы работали над украшением внутреннего интерьера гостиниц, вокзалов, ресторанов и других общественных мест, находясь в которых советские граждане могли визуально осязать достижения и мощь Страны Советов. Шедевры монументальной живописи были уже характерны в довоенный период для творчества таких выдающихся художников, как Е.Е. Лансере, А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиев, З.Е. Серебрякова, К.А. Коровин, Н.К. Рерих, Л.Е. Фейнберг и др. Монументальная пропаганда посредством живописи и скульптуры, архитектурного декора широко использовалась в советский довоенный период. Масштабные работы по продвижению советских пропагандистских образов в сознание масс развернулись в восстановительный период (1945-1956 гг.). Одним из ярких примеров монументальной живописи послевоенных лет являются настенные росписи зала-ресторана вокзала станции «Армавир» СКЖД. Построенное в духе «сталинского ампира» здание поражает нас не только торжественностью внешнего облика, но и красотой оригинального интерьера. Стены зала украшены живописными творениями, мастерски выполненными на холсте художниками Лансере Е.Е. и Фейнбергом Л.Е. Авторы росписей, судя по подписям, были художники Е.Е. Лансере и Л.Е. Фейнберг. Евгений Евгеньевич Лансере (1907 – 1988) – художник-живописец, имевший богатый опыт в области монументального искусства. На его счету выполненные совместно с отцом – живописцем и графиком Е.Е Лансере. (1875 – 1946 гг.) – росписи ресторанов гостиницы «Москва» (1937 г.) и Казанского вокзала (1945 – 1946 гг.). Работая в ГИПРОГОРе и занимаясь проектами восстановления разрушенных войной городов, Лансере работал над росписями Ярославского и Курского вокзалов (1940 – 1950-е гг.), а также вокзалов в Армавире (1950 г.) и Кропоткине (1951 г.), которые он выполнял в соавторстве с Леонидом Евгеньевичем Фейнбергом (1896 – 1980), выдающимся советским художником-графиком. Эти полотна, как и многие другие произведения того периода были призваны показать всему миру несокрушимую силу государства, победившего фашизм. Перед художниками стояла грандиозная задача – продемонстрировать, что советский народ не только вышел победителем из невиданной по своим масштабам войны, но и сделал всё необходимое для того, чтобы превзойти довоенный уровень развития экономики. Поэтому не случайно внимание Лансере и Фейнберга обращено к сельскохозяйственной тематике, как важной составляющей экономики Краснодарского края, который был и оставался в тот период, прежде всего, аграрным регионом. Психологическая установка авторов на радость узнавания и сотворчества зрителя во многом определяет характер самой росписи. На полотнах, проникнутых духом патриотизма, просматривается ряд сюжетных линий объединённых единым мотивом – осенние сельхозработы: высадка саженцев деревьев, посев и сбор урожая (рис. 1). Художники подчёркивают значимость простых будней, в которых главная роль отводится новому герою – трактористу, агроному, колхознику, пчеловоду. В своих сюжетах Лансере и Фейнберг раскрыли и образ пионеров, активно трудящихся на благо Родины, тем самым уделив внимание также важной задаче коммунистического общества, как воспитание всесторонне и гармонично-развитой личности (рис.2,3). Полотна написаны широкими и уверенными мазками, наполнены ощущением движения, сцены завораживают зрителя бодрым, жизнерадостным настроем. Одной из идеологически значимых сцен, отражающих атмосферу первых послевоенных пятилеток, является сцена встречи тружеников города и села: рабочих и колхозников, которая происходит на фоне колхозных садов и полей (рис.4). Сельчане (слева) одеты в просторную одежду с элементами кубанского костюма: мужчины в шапках–кубанках, а на переднем плане женщина в расшитой красным орнаментом рубахе, на голову повязан красный платок, в руках корзина с фруктами. Горожане в рабочей одежде, женщины в городских платьях. Сюжет изображает передовиков производства, многие из которых отмечены орденами и медалями. На переднем плане справа изображён рабочий с разводным ключом в руке, на груди – звезда Героя (предположительно) Соцтруда. Обе бригады, награждённые Переходящими Красными Знаменами, олицетворяют единство рабочего класса и трудового крестьянства. Все сюжеты одновременно воспевают и богатство природы Краснодарского края. Своеобразной увертюрой вышесказанного является роспись потолочного плафона круглой формы, где на фоне густой листвы деревьев изображён кавказский фазан (рис. 5,6). Живописные полотна приобретают целостность и завершённость во взаимодействии с богатой ажурной лепниной, в которой вновь прослеживается аграрная тема: по периметру потолка проходит орнамент из цветов подсолнуха. Не обошёл вниманием автор лепнины и образ солдата-Победителя, которые раскрыл в четырёх угловых виньетках, выполненных в виде щита трапециевидной формы орнаментированного лавровыми листьями (рис. 7). На щите изображены символы воинской славы разных эпох. В центре – защитные латы, за правым плечом – сабли с гардой, наконечники копий, за левым – шашка, наконечникикопий. На груди свёрнутая плащ-палатка, поверх которой изображена солдатская каска и планшет, сверху – лавровый венец. Композиция обрамлена дубовыми ветвями и орденскими лентами. В нижнем правом углу полотна, расположенного на противоположной от двери стене, написаны фамилии авторов и дата: «24. XII. 1950 г». Росписи в зале бывшего ресторана на вокзале «Армавир-Ростовский» – один из малоизвестных реализованных и сохранившихся проектов Лансере и Фейнберга. Авторы полотен были бы забыты, если бы не художник В.А. Силантьев, который в 2003 году по поручению начальника вокзала А.В. Сафонова занимался реставрацией полотен и обнаружил фамилии художников. Василий Андреевич умело и тщательно реставрировал живопись, подобрал соответствующую палитру красок, поэтому росписи предстают перед современным зрителем практически в неизменном виде, являя собой торжественное и своеобразное наследие монументального искусства послевоенных лет.
Список источников и литературы: 1. Базазьянц С.Б. Художник, пространство, среда. М., 1983. 2. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве, М., 1970. 3. Всеобщая история искусств, тт. 1-6, М., 1956 – 1966. 4. История русского искусства, тт. 1-13, М., 1953 -1969. 5. Каменский А. Зрителю о живописи. М., 1959. 6. Киплик Д.И. Техника живописи, 6 изд., М. – Л., 1950. 7. Недошивин Г.А. Беседы о живописи, 2 изд., М., 1964. 8. Сланский Б. Техника живописи, пер. с чеш., М., 1962. 9. Суздалев П. История советской живописи. М., 1973. 10. Толстой В.П. У истоков советского монументального искусства. М., 1983. 11. Шункова Е. В. Мастерская монументальной живописи при академии архитектуры СССР. 1935-1948. М., 1978. 12. http://painting/artyx.ru «Энциклопедия живописи» (25.08.2013).
Список приложений:
1. Фото. Сцена высадки саженцев деревьев. 2. Фото. Сцена труда пионеров. 3. Фото. Сцена охоты. 4. Фото. Сцена встречи тружеников села и города. 5. Фото. Роспись потолочного плафона. 6. Фото. Потолочная лепнина и плафон. 7. Фото. Лепная угловая виньетка.
Осипова Нана Абеловна, научный сотрудник Армавирского краеведческого музея.
|
|||
|