Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Н.Н. Светловская .. Уважаемые коллеги,. подлинные и возможные  единомышленники, последователи и оппоненты!



Н.Н. Светловская .

Наука становления личности средствами чтения-общения и ее задачи на современном этапе (стенограмма доклада).

Уважаемые коллеги,

подлинные и возможные  единомышленники, последователи и оппоненты!

 

Я благодарю Вас за предоставленное мне почетное право открыть своим докладом наше научное собрание – конференцию, посвященную проблеме выявления сущности и специфики современных технологий начального филологического образования (видимо, младших школьников) и – соответственно - подготовки учителя к осознанному восприятию достигнутых наукой результатов обсуждения названной  проблемы для ее практической реализации.

Я, конечно же, понимаю и  меру возложенной на меня  этим ответственности и потому постараюсь изложить свои соображения не в частно-методическом аспекте (им мы станем заниматься на секции), а в аспекте филолого-философском.

Начну с того, что напомню всем нам истину, в поэтической форме высказанную В.В. Маяковским:

                                        Слова

                                                   у нас,

                                                    до важного самого,

                                          в привычку входят,

                                                     ветшают, как платье…

Таким образом  Владимир Владимирович привлекал внимание общества к значимости и значению такого слова и  явления, как партия.

А я хочу сегодня «заставить сиять заново» великое по сущности своей и весьма профессионально значимое для нас явление и слово наука.

Почему? Тому есть две  важные причины. Главная из них такова.

Наше заседание проходит в актовом зале Института педагогики и психологии Московского городского педагогического университета.

А университет, как известно, - храм науки. И все мы – от студентов-первокурсников до ректора – находимся здесь, чтобы скурпулезно и перманентно – каждый день и час заниматься наукой. И этим, говоря высоким слогом, служить людям, миру, человечеству.

Какой наукой все мы занимаемся в педагогическом университете? Да одной единственной – наукой превращения каждого существа, рожденного человеком, в существо разумное, т.е.  в такого человека, которым по своим задаткам и возможностям каждый рожденный может статьА может и не стать… если мы плохо выполним свои профессиональные обязанности.

В чем же состоят наши профессиональные обязанности?

Прежде всего в формировании у всех нас обостренного чувства уважения к науке, к пониманию того, что наука есть отражение  в нашем сознании какой-то огромной и практически от нас независимой , а потому весьма и весьма грозной силы , о которой мы обязаны постоянно помнить и соразмерять с ней все свои профессиональные действия, приучая к такому мироосмыслению и наших учеников.

С помощью науки, т .е. «исторически сложившейся и непрерывно развивающейся на основе общественной практики системы объективно-истинных знаний об окружающей жизни и нас самих» , мы можем и должны эту силу изучать, «приручать», научиться самим и научить наших потомков противостоять ей в ее негативных проявлениях и использовать все то доброе, что в этой силе для нас заключено.

К XXI веку человечество овладело умением выделять в этой противостоящей нам объективной силе главные компоненты и связи и формулировать их в виде понятий и законов,  которые обретают общественную ценность только тогда, когда мы их помним и ими руководствуемся, словом, когда они определяют целесообразность и профессионализм  нашего поведения.

Поэтому,  прежде чем говорить и думать о современных технологиях, давайте озаботимся тем, насколько мы владеем не разговорами о науке, а именно наукой, т.е. системой объективно-истинных знаний, определяющих нашу профессиональную компетенцию.

Итак, предметом нашего рассмотрения сегодня, как вы помните, являются так называемые современные технологии начального филологического образования учащихся, в частности детей 6-9 лет (мы ведь ФНК!) и подготовки учителя к полноценному использованию этих технологий . Обратимся же к этому предмету, фиксируя свое внимание на двучлене «наука - технология».

 Начнем с того, термин технология  в области личностно- ориентированного становления учащихся средствами обучения  их жизненно важным видам  деятельности ( в начальной школе) или средствами системного изучения какой-то области знаний о мире и о нас, людях,  через учебные предметы ( в средней и старшей школе) – это явление новое, хотя во всех других областях знаний и   человеческой деятельности значение этого термина, а следовательно, и сущность явления, именуемого технологией, точно определено. Как известно, технология – это система способов отработки материалов и приемов изготовления продукции в производственном процессе. И ничто другое…

Производственный процесс, которым мы занимаемся, нам хорошо знаком. Это: а) процесс формирования человека – разумного, личности, если это ребенок; б) процесс формирования специалиста-профессионала, если это учитель.

Мы знаем и то, чем отличается ученик (ребенок)=личность от неличности. Ребенок=личность приучен (способен) на каждый данный момент отдавать себе отчет в том, где он, кто он и что он должен сделать для себя, чтобы быть полезным другим.

А учителя-профессионала от непрофессионала отличает пять свойств:1) он досконально (покомпонентно) знает свой производственный процесс; 2) он безупречно владеет своими профессиональными инструментами; 3) он научен и приучен, выбирая технологию работы с детьми, интересоваться тем, насколько она обоснована научно; 4) у него, что очень важно, воспитана технологическая дисциплина, ибо нарушение технологической дисциплины – при использовании современных технологий – это всегда беда; 5) наконец, он очень хорошо должен знать материал, который взялся не просто обрабатывать, а научить «самообрабатываться» до конца жизни.

Таким образом, производственный процесс, которым мы занимаемся, - это процесс формирования из потенциального человека – ребенка – личности, т.е. человека разумного,  а из потенциального специалиста - специалиста образованного,  подлинного,  другими словами, специалиста-профессионала.  И именно человек разумный, или повторимся, заданная, но не данная природой личность и специалист, готовый такую личность формировать  в процессе обучения, воспитывая и развивая  ее средствами каких-то совершенно определенных жизненно важных  для нее видов деятельности, а затем и путем освоения ею  основ наук, – это и есть продукт, который мы призваны  обществом и обязаны для общества  гарантированно изготовлять в результате организованного нами и реализуемого нами же  производственного процесса – в школе и в вузе. А материал? А материал, «обрабатываемый» нами,  а при умелом обучении  и «самообрабатываюшиеся» с нашей помощью, -  это наши ученики всех уровней, которые изначально очень хотят стать и разумными людьми и настоящими специалистами и становятся ими, если мы организуем наш производственный процесс на научной основе, поскольку только знание и правильное использование законов объективно существующих , и потому,  хотим мы того или не хотим, регулирующих наш «производственный» процесс, а вовсе не наши заклинания и желания, гарантируют нам не катастрофу, не крушение замыслов и надежд, а запланированный и нужный обществу результат.

Таким образом, с нашей точки зрения,  современные технологии любого, в том числе и начального филологического образования, - это не что иное, как технологии научные, сознательно основанные на известных нам законах, отражающих объективно существующие независимо от нас и только  установленные нами(т.е. деятелями науки)  связи между явлениями, регулирующие наш производственный процесс и определяющие его  (образования!) позитивную сущность, т.е. гарантирующие получение в результате усилий учителя и учеников любого уровня не неожиданный, а нужный обществу результат.

Весь вопрос в том, знаем ли мы законы, на которые мы обязаны опираться при обучении учащихся:  изучили ли их, сформулировали ли в той области, которую считаем основой своего, так сказать, производства, довели ли вовремя до сведения тех, кто этим производством руководит, и  до тех, кто   его осуществляет на практике?..

Вот тут-то и происходит главная заминка. И я не могу не привлечь к ней вашего внимания.

Вообще-то говоря, обстоятельств, которые мешают разработке и внедрению современных технологий в практику школы – начальной, средней или высшей – достаточно много. Но среди этого множества выделяются два главных обстоятельства.

Речь пойдет по крайней мере о двух очень странных, хотя и общеизвестных фактах, которые общество не замечает ( а точнее – делает вид, что не замечает), поскольку считает их «мелочами». Но в производственном процессе, особенно таком, каким является формирование личности человека разумного или специалиста-профессионала, где ничто явно не взрывается, и никто на глазах у всех не умирает (правда, гибнут человеческие души, но ведь этого никто не видит!), в таком производстве мелочей нет.

Первый факт – назойливая заинтересованность, которую  к разработке современных технологий проявляет общество на словах и полное безразличие к нему на деле.

Правда, это обстоятельство старо, как мир, и суть его общеизвестна: она выражается библейской мудростью о том, что «нет пророка в своем Отечестве». Общество никогда не любило своих подлинных, живых пророков, потому что следование за ними и их путем – это тяжелый, хотя и благородный труд. А трудиться общество в своей массе никогда не любило. Оно желало хлеба и зрелищ, а вовсе не креста, который надо нести во имя достойной жизни себе подобных. Поэтому не лучше ли просто не замечать живых пророков и их даров, требующих для освоения постоянного труда.

Это странное и страшноватое человеческое свойство с присущим ему изяществом и грустной иронией высмеял Б.В. Заходер:

Хоть приятно верить, - писал он, -

Будто гении

Обитают где-то,

                       в отдалении.

Где-то там –

                       не в нашем поколении…

Оглянись!

      Вон,

                        в очередь за хлебом,

       Встал

                 пророк,

                               Ниспосланный

                  Нам небом…

К чему я это говорю? А к тому , что за последние 40 с лишним лет, например,  в области формирования личности средствами творческого чтения (или чтения-общения) на основе научных поисков века 19 и 20 к настоящему времени уже выявлены 3 первых базовых закона и примерно полтора десятка понятий, отражающих сущность явлений, раскрывающих читательскую деятельность как систему последовательно и жестко связанных учебных действий, способную не только заложить  минимально необходимый базис для гарантированного становления человека разумного, но и дать ему впрок надежный инструмент для перманентного его самообразования, самовоспитания и саморазвития, чтобы обеспечить осознанность и социальную целесообразность его поведения до конца жизни   и предотвратить превращение потенциального человека в эгоистичное и  злобное «двуногое»,  которое,  по выражению того же Заходера,  «способно на многое» - страшное и опасное и для окружающих его людей и для мира в целом.

На основе добытых научных знаний создана и ТФТПЧД – пока, к сожалению, единственная  научная теория, пригодная, как доказали  эксперименты и практика,  для разработки современных технологий становления младших школьников как поколения людей разумных и дееспособных  в ходе правильно организованного учебно-воспитательного процесса формирования умения читать книги  в любой массовой школе. Более того, разработаны и опубликованы с методическими комментариями и сами современные технологии этого процесса - пока с 1 по 4 классы. И эти технологии за 40 истекших лет  при соблюдении технологической дисциплины учителем, не дали ни одного сбоя!.. И что же? Почему же  они не внедряются? Отчего даже те учителя, которые убедились в их нужности и полезности детям, вынуждены внедрять их как бы тайком, получая признательность со стороны детей , но  не рассчитывая  ни на какую поддержку со стороны руководства (не то что на признание и поощрение)?.. Как пробить брешь в общественном равнодушии? Как помочь школе  воспользоваться научными открытиями и уверенно  делать нужное дело вместо того, чтобы заниматься «изобретением велосипеда», который уже изобретен и как любое научное изобретение нуждается теперь лишь  в постоянном совершенствовании, потому что наука – это постоянно развивающаяся система объективно- истинных знаний,  дальнейшее развитие  которой невозможно без своевременного внедрения ее результатов, уже проверенных и апробированных практикой, в подлинную и тоже постоянно развивающуюся и меняющуюся жизнь, а следовательно, при постоянной корректировки хотя бы в связи с психо-физиологическими изменениями детей, приходящих в школу уже не в 2001 или 2005, а в 2010 или 2020 году.

Об этом, в частности, мы будем  говорить на заседании нашей секции и об этом давно пора говорить открыто, если мы – деятели науки, а не убийцы родившегося здорового младенца – новой отрасли человекознания уже получившего имя – наука становления личности средствами чтения-общения.

Получить наглядное представление о том, как происходит развитие этой науки, позволяет, в частности,  письмо нашего внештатного корреспондента, инженера по образованию, а значит специалиста, у которого воспитана технологическая дисциплина, – Татьяны Николаевны Смирновой ( см. стр. ). В этом письме отражены и глубокое знание технологии обучения чтению-общению (кстати, приобретенному Т.С. Смирновой самостоятельно: она у нас не училась:  мы просто никогда непосредственно не виделись, а лишь переписываемся и перезваниваемся ), и осторожная,  обоснованная корректировка технологических приемов обучения чтению, сообразная с системой формирования типа правильной читательской деятельности в связи с изменением в восприятии учебных материалов детьми 21 века.

Второе обстоятельство, мешающее разработке и внедрению в образование современных технологий, о котором нельзя не сказать, есть следствие нашей общей «полуобразованности».

Эта «полуобразованность», порожденная в частности обязательностью всеобуча, в который теперь втягивается и высшая школа, привела к абсурдному разделению научных знаний на якобы науки точные и неточные. Абсурдность такого разделения настолько очевидна, что и доказывать ничего не хочется. Повторю: наука – это исторически сложившаяся и постоянно развивающая система объективно-истинных знаний, точность и истинность  которых   должна быть признана  всеми на  каждый данный момент, пока не последовало нового научного открытия,  опровергающего прежнее , поскольку объективность  научных открытий не зависит не только не от человека, но даже и от человечества в целом:  ведь открытые наукой явления и связи существуют не в наших головах, а в окружающем нас мире и в нас самих  - вне зависимости от того,  знаем о них или не знаем…

А если это так, то никаких «неточных» наук нет и не может быть. Есть состояние процесса накопления обществом объективно-истинных, т.е. собственно научных знаний, когда ученые не готовы и не могут еще сформулировать эти связи в виде законов и описать явления в виде научных понятий. Но при чем же тут «неточные» науки?!!

Наука всегда, на каждый данный момент точна. Наука никому ничего не доказывает. Она объясняет нам и мир,  и нас самих, а доказываем друг другу правомерность своего научного открытия и его практическую значимость мы, научные работники, т.е. люди!.. И этого нельзя забывать, чтобы не впадать в пагубные иллюзии, в частности, и на счет современных технологий, которых просто не может быть, если в той области, где они прогнозируются, деятели науки не открыли и не сформулировали Законов, на которые эти технологии  могли бы опираться или которым, как у нас (есть такой Закон – «Закон провоцирования обучением нежелания читать»), они бы с успехом не противостояли.

Так вот последний штрих к разговору о точных и неточных науках – это – как знак времени -  появление и  в точных науках  подделок под науку. Мы имеем в виду книги под заглавием, которое говорит само за себя – «Ученые с большой дороги»… Два уже вышедших тома, фиксируют недобросовестность и ущербность хлынувших сейчас потоком подделок под науку в виде разного рода теорий и технологий, не опирающихся ни на какие Законы и не прошедших никакой апробации.

Думаю, что появление таких, с позволения сказать, исследований именно сейчас – явление вполне закономерное. Оно  - дитя    неуважения к науке и научным поискам со стороны тех, кто, в частности,  придумал повальное написание дипломных работ, имитирующих диссертации; тех, кто забыл или по полуобразованности так и не узнал о правомерности и нужности существования исследований разных уровней: бытовых и научных, а в науке – собственно научных и прикладных; тех,  кто так и не понял, потому что никакими исследованиями никогда сам  не занимался, но зато научился распоряжаться  ими, что собственно научное исследование нельзя уложить в строго зафиксированные сроки, что за три года начинающий научный работник способен выполнить только прикладное научное исследование, потому что собственно научное исследование – это процесс непредсказуемый во времени, процесс длительного, кропотливого  накопления НОВЫХ для человечества знаний. Настоящее открытие всегда  совершается как бы неожиданно. На  его подготовку порой затрачиваются десятилетия. И лишь потом где-то кем-то почему-то как бы «вдруг» приоткрывается новая истина, являющаяся в виде подлинного  научного открытия. Но ученые –то  знают, что почти никому и никогда из тех, кто подал мысль к поиску и  даже начал научный поиск, не удалось этот поиск завершить. Их имена чаще всего остаются в архивах науки, а «благодарное человечество» изливает свою благодарность, порой, даже не    на тех, кто открытие завершил, а чаще на тех, кто его продвинул, т.е. «подобрал» из чьих-то рук и  оказался почему-то в нужное время в нужном месте…

Такова история науки. И ее тоже надо знать. И мы создали такой курс - «Из истории формирования читателя в России». И он с успехом читался на ФНК. Но снова неведомый «кто-то» зачем-то его не оценил и не включил в пресловутые стандарты – это своеобразное новшество, предполагающее возможности получения «высшего образования без начального».

Вот какие мысли вызвала у меня постановка вопроса о современных технологиях в учебно-воспитательном процессе системы «школа – вуз».

В заключение подчеркну, что без прикладных исследований новые современные технологии разрабатывать нельзя; прикладные исследования невозможны без четкого разграничения   собственно научных и общеобразовательных  знаний, а наука становления личности средствами творческого чтения,  которая  встала на ноги именно в нашем университете, для своего дальнейшего развития очень нуждается в появлении и признании науки  становления личности средствами формирования у детей интереса к родному языку: «чувства» языка, искусства восприятия дара речи, в частности речи художественной. Словом,  на пути  разработки и внедрения в образование  науки и современных, т.е.  научных технологий, существует и возникает масса важнейших вопросов, которые, я убеждена, поставят и наметят мои коллеги, чьи доклады  предусмотрены в программах пленарного и секционных заседаний.

Благодарю за внимание.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.