Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Студенческий философский театр «Зеркало» как феномен современной молодежной культуры.



 Студенческий философский театр «Зеркало» как феномен современной молодежной культуры.

К. ф. н., доц. С.Н. Синицын, аспирант Н.В. Степанов

   Аннотация

      Участие молодых людей и их интерес к творческой деятельности в любительском театре является примером свободного волеизъявления и своеобразной формой реакции на нарастание в современном о информационном поле, активно использующем символы массовой культуры. Особую роль творческая активность приобретает в студенческой среде. Примером такого вида деятельности может быть молодежный театр СГМУ «Зеркало», который позиционирует себя как своеобразный «интеллектуальный селектор» по отбору в студенческой среде талантливых молодых людей и постепенному формированию круга «интеллектуальной творческой элиты», высшими ценностями которой являются: свобода, самоуважение, критический подход к жизни, высокий уровень самооценки, желание самореализации и самоутверждения в обществе.

 

Ключевые слова: Театр, массовая культура, классическое искусство, искусство коммуникации, мозговй штурм, логотерапия, сторителлиг, толерантность, поставангард, интеллектуально-эмоциональный микрокосм,  интеллектуальная селекция, интеллектуальная элита, верификация, креативное творчество.

 

Student philosophical theater "Zerkalo" as a phenomenon of modern youth culture.

Ph. D., Assoc. S. N. Sinitsyn, post-graduate student N. V. Stepanov

Annotation

 

The participation of young people and their interest in creative activity in Amateur theater is an example of free will and a peculiar form of reaction to the growth in the modern information field, which actively uses symbols of mass culture. Creative activity plays a special role in the student environment. An example of this type of activity can be the youth theater of SSMU "Zerkalo", which positions itself as a kind of" intellectual selector "for the selection of talented young people among students and the gradual formation of a circle of" intellectual creative elite", whose highest values are: freedom, self-respect, a critical approach to life, a high level of self-esteem, a desire for self-realization and self-affirmation in society.

 

Keyword: Theater, mass culture, classical art, communication art, brainstorming, Logotherapy, storytellig, tolerance, postavangard, intellectual and emotional microcosm, intellectual selection, intellectual elite, verification, creative creativity.

   Театр, как древнейший вид классического искусства и как форма реакции на современные проблемы, даёт возможность раскрыть личностные таланты, овладеть искусством коммуникации, сформировать стремление к самоутверждению, поднять планку самооценки.

   Театральный коллектив позволяет соединить стремление к собственному успеху с опытом работы в команде, в формате «мозгового штурма», наладить неформальные отношения в коллективе, приводящие коллектив к успеху, и, что самое важное, помогает человеку сформировать свое собственное отношение к важнейшим понятиям жизни: любви и ненависти; милосердию и жестокости; счастью и страданию. Всему тому, что и определяет каждодневную реальную жизнь человека. И если философия необходима, то смысл ее должен заключаться в высоком искусстве формирования Души человека, оправдания Души как высшей ценности в мире абсурда, формирования подхода к оценке себя как субъекта, имеющего право на свободное выражение своей точки зрения в окружающем мире.

      Особую роль творческая активность приобретает в студенческой среде. Примером такого вида деятельности может быть народный самодеятельный коллектив «Зеркало», позиционирующий себя как своеобразный «интеллектуальный селектор» по отбору в студенческой среде талантливых молодых людей и постепенно формирующий круг «интеллектуальной творческой элиты», высшими ценностями которой являются: свобода, самоуважение, критический подход к жизни, высокий уровень самооценки, желание самореализации и самоутверждения в обществе.

   Проведение «селекции» интеллектуальной элиты, посредством приобщения к театральному творчеству, нацеленному на успех и популярность, позволит соединить стремление к собственному карьерному росту с опытом работы в коллективе. Благодаря опыту перевоплощения на сцене, творчество станет основой познания сложной и противоречивой души человека. Парадоксы театра позволят лучше приспособиться к парадоксам изменчивого мира.

В результате деятельности сформировались философские основания творчества молодежного театра СГМУ "Зеркало"

      История студии начинается с 2004 г., когда на кафедре философии, биоэтики, истории медицины и социальных наук был создан Философский клуб «Зеркало». В основе интеллектуального процесс заложена методика «сторителлинга», предполагающая развитие не только интеллектуального, но и эмоционального и волевого уровней Души. Широкое использование возможностей «сторителлинга» при чтении лекций по философии и элективного курса «Философия любви», проведение аудиторных занятий в формате «интеллектуального экшена» привели к формированию круга единомышленников из числа креативно мыслящих студентов.

      Интеллектуальной основой и сверх-ценностью театра «Зеркало» являются философские идеи Платона, изложенные в живом, диалогическом тексте и представляющие собой уникальные, наполненные жизнью драматические произведения, в которых в метафорической форме, в образе Души, стремящейся к обретению «крыльев» раскрывается стремление человека к самопознанию и обретению смысла жизни и счастья (произведения Платона с успехом шли в древнегреческом театре и популярны среди театральных практик в наши дни), а также идеи «философии жизни» Ф. Ницше, который возродил античное восприятие философии как искусства, и в образе «сверхчеловека» определил присущее мыслящей личности по самой своей природе стремление к совершенствованию и успеху. Жизнь, по мнению Ницше, - это постоянное преодоление собственной слабости, и успех есть перевод принципа «Я хочу» в актуальную плоскость «Я могу».

      Признавая как сверхзадачу в деятельности театра «Зеркало» внутреннего потенциала личности, ее способностей и дарований, мы признаем значение театральных традиций, созданных предшественниками и современниками, теоретиками и практиками театра. И, прежде всего, отмечаем значение французской школы «Интеллектуального театра», берущего начало в творчестве великих гениев драматургии и философии – П. Корнеля, Ж. Расина, Ж.- Б. Мольера, Ф. Вольтера, Ж.-Ж. Руссо и продолжающихся в творчестве современных авторов – Ж.-П. Сартра, А. Камю, Ж. Ануя, Э.-Э. Шмитта и других выдающихся художников, которых объединяет безусловное признание права каждого человека быть самим-собой и быть свободным [1, 2].

      По мнению французского философа, создателя концепции «Персонализма» - Э. Мунье, человек – это тело в его абсолютном воплощении и Душа в ее наивысшем пределе [3]. Иными словами, человек стремится к достижению максимума своей эмоционально-чувственной и интеллектуальной жизни восприятию жизни, как непрерывного творческого процесса, восприятию жизни как уникального произведения искусства. И, именно ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ, ФИЛОСОФСКИЙ ТЕАТР, театр в его истоках, воспринимаемый в Древней Греции как эзотерическое искусство мистерий во славу богов и театр как великое искусство самопознания и познания и толкования мира, как форма универсального, синтетического искусства, достигнутого в европейской и русской культурах, дают человеку максимальные возможности для самореализации.

      Для формирования философско-эстетического концепта Театральной студии «Зеркало», как театра «Смысла и Души» огромное влияние оказало изучение философских, эстетических трудов и театральных практик и, в целом, художественной мысли, представителей французской и отечественной школ: А. Арто – «Театр и его двойник», «Режиссура и метафизика», « Театр востока и театр запада»; Э. Мунье – «Философия персонализма»; А. Бергсона – «Смех»; тетралогия Г. Башляра – «Психоанализ огня», «Вода и грезы», «Грезы о воздухе», «Земля и грезы о покое»; М. Турнье «Проклятый ветер», М. Фуко «Воля к истине [4, 5]. По ту сторону знания, власти и сексуальности». Среди выдающихся представителей отечественной философии и культуры, необходимо вспомнить В. С. Соловьева, создателя отечественной философской школы и эстетики «Серебряного века» - «Оправдание добра», «Смысл любви», «Этика. Эстетика. Поэтика. Литературная критика»; Н.А. Бердяева – «Философия свободы. Смысл творчества»; А.Ф. Лосева – «Проблема символа и реалистическое искусство», «Философия культуры»; концепты театральных школ К. Станиславского, Вс. Мейерхольда, Г. Горина, П. Фоменко [6].

      Молодежный философский театр СГМУ «Зеркало», являясь народным самодеятельным коллективом, тем не менее, в ряду других творческих коллективов отличается своими интеллектуальными кредо, которые и делают его неповторимым творческим феноменом. Среди важнейших мы можем отметить следующие:

      Мы воспринимаем интеллектуальный театр как элитарное искусство, как возможность человека осмысленно прожить многообразие жизненных судеб, раскрытых в драматическом произведении, и научиться лучше понимать окружающих людей. И, чем сложнее, ярче, пластичнее личность актера, играющего на сцене, тем убедительнее для зрителя станет созданный им сценический образ.

      Мы понимаем театр не как разнообразие масок и технических приемов и техник, а раскрытие многообразия личностей, скрывающихся в человеке, под маской социальной роли студента, преподавателя. Знаменитый принцип отечественного театра о том, что искусство должно быть правдой, реализуется посредством самопознания, открытия истины в себе, самопознания.

      Искусство быть собой, искусство быть другим – с одной стороны есть свойство высокоорганизованной личности и театр дает возможность раскрыть все грани заложенных в человеке талантов. Дать человеку возможность реализовать себя в важнейшем философском отношении, сформулированном французским философом, писателем и драматургом, Альбером Камю как отношение «Я» и «Мир». Опорой в нашей деятельности является современный синергетический подход к пониманию личности как «самоорганизующейся системы», «упорядочивающей себя» в само-познании, само-образовании, само-познании, само-развитии и само-утверждения.

      Философский театр – это философский диалог о смысле жизни, истине, добре и красоте. Диалог режиссера и актеров (учителя и учеников), актеров друг с другом (эмоционально-интеллектуальная среда творческого коллектива, близких по жизненным установкам людей) диалог актеров и зрителей при совместном переживании катарсиса, как очищения и освобождения Души.

      Философский театр – это форма самоанализа и, одновременно, глубокого психо-эмоционального воздействия на зрителя. Философский театр, есть своеобразная форма логотерапии и внушения, идущая со сцены в зрительный зал, посредством задействования ресурсов интуиции, эмоционального состояния аудитории, скрытого эротизма, иными словами, воздействие на сознание и подсознание зрительного зала.

      Философский театр – это форма «сторителлига» (сказительства), форма обращения к искусству коммуникации, налаживание партнерских отношений, создание единого интеллектуального и эмоционального поля взаимодействия. Данное взаимодействие становится возможным, когда история персонажа пьесы становится историей подлинной жизни актера и одновременно историей зрителя, присутствующего на спектакле, когда осмысленная коммуникация создает единое пространство сцены и зала (Интеллектуально-эмоциональный микрокосм). Внушает и закрепляет в сознании всех коммуницирующих субъектов, идеи поставленные автором и режиссером.

      Философский театр – это преодоление тенденций абсурда и поставангарда, отрицающих реальность обретения смысла жизни, бегство от пошлости и беспринципности, возрождение социальной значимости театра, как судьи, критика и, одновременно, создателя новой социальной реальности, это признание того, что подлинный театр – это не игра и притворство, а сама жизнь, представленная в художественных образах, символах и знаках.

      Философский театр – это возрождение отношения к философии, как к искусству нравоучительных притч и сказок, в контексте которых, в иносказательной форме, раскрывается смысл бытия, Философский театр – это «бегство» философии от академической сухости и проповеди догматических ценностей в сферу креативного творчества, свободы и толерантности.

Философский театр – это, прежде всего, диалог студентов-актеров со зрительской аудиторией и его философские основания за период его существования верифицированы в многочисленных спектаклях, представленных на суд театральной публики и театральных критиков.

      Участников театрального коллектива отличает особый характер корпоративных отношений, в основе которых любовь к искусству, доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь в решении творческих и учебных задач, креативность, неординарность и верность общему делу при абсолютной непохожести и оригинальности каждого отдельно взятого индивида. Мы всячески поддерживаем «дух корпорации» и внедряем стиль «холакратии» (равенства в отношениях между участниками творческого сообщества).

      СГМУ, являясь одним из самым престижных вузов в регионе, обучает не только талантливых, креативных, целеустремленных студентов своего региона, но и студентов Брянской, Орловской, Тульской, Калужской, Орловской, Московской, Калининградской областей, стран ближнего и дальнего зарубежья (Республик бывшего СССР), студентов из Индии, Египта, стран Африки. Среди наших студентов, большое количество молодых людей, наделенных разнообразными дарованиями. И театр «Зеркало» дает им возможность реализовать свои таланты. Участники творческого коллектива не только играют на сцене, но и создают декорации, моделируют костюмы, подбирают музыку, ставят танцевально-пластические номера. Таким образом, можно говорить о том, что Театр «Зеркало» является мульти-региональным и интернациональным творческим коллективом.

      В действующей труппе театра (занятых в спектаклях) – 38 человек. Но, учитывая пятнадцатилетнию историю, можно сказать, что в творческом процессе участвовали десятки студентов, интернов, ординаторов, молодых врачей. И, поскольку, деятельность театра тесно связана с деятельностью «Философского клуба «Зеркало», то мы можем говорить уже о сотнях участников. Среди зрителей, видевших спектакли – тысячи. По проведенному нами в социальных сетях мониторингу зрительского интереса к спектаклю «Чацкий. Возвращение в Москву" (Е. П. Ростопчина –

А. С. Грибоедов) за октябрь – декабрь 2019г., спектакль посмотрели более 2000 человек, среди которых студенты и преподаватели вузов г. Смоленска и широкого круга театралов города, а также зрители Москвы и Санкт-Петербурга.

      Учитывая, что мы проводим широкую компанию популяризации деятельности студии в СМИ и социальных сетях (ВКонтакте и Facebook – Интернет сообщество - "Народный драматический театр СГМУ «Зеркало»: общее количество участников – 560 человек), да и сами студенты и их родители, крайне заинтересованные в популяризации талантов своих детей, проживающие в различных регионах России, государств СНГ, стран Ближнего и Дальнего Зарубежья, активно делятся информацией на своих страницах в интернете, то число лиц, осведомленных о деятельности театра «Зеркало» не поддается реальному исчислению, и процесс привлечения интереса общественности к деятельности студии продолжается постоянно.

      Развивая деятельность студии в социальных сетях, и активизируя связи со студенческой общественностью города, мы сможем установить тесные контакты с ведущими вузами Смоленска и молодежными творческими объединениями и привлечь к работе студии еще большее количество талантливых людей. Особый интерес для нас представляют следующие студенческие интернет - сообщества: «Профком студентов СГАФКСТ» – 967 участников; «МИИТ РГОТУПС 062» – 29 участников; «Подслушано в СмолГУ» – 7721 участник; «Откровения и признания СГМУ» – 4270 человек; «СмолГУ Club» – 6768 участников; «Подслушано СФ МЭИ» – 2415 участников; «Центр молодежного творчества» – 777 участников. А, учитывая, что студенческая аудитория Смоленска представляет собой единое коммуникационное сообщество, мы планируем создать постоянно действующую инициативную группу, подключив к работе Театральной студии «Зеркало» не менее 10 представителей от каждого вуза, для реализации творческих проектов студии и, в дальнейшем, создать единое общегородское, молодежное, арт-объединение и проводить совместные творческие многожанровые фестивали искусств студенческой и учащейся молодежи.

      Деятельность театра «Зеркало» рассчитана, прежде всего, на студентов и преподавателей смоленских вузов, а также выпускников вузов, специалистов, работающих в разных учреждениях города (медицине, образовании, технических и производственных организациях). Также, мы тесно сотрудничаем с творческой интеллигенцией города – художниками, музыкантами, журналистами. Одной из форм сотрудничества, можно назвать ежегодный фестиваль интеллектуального творчества «Я – как Зеркало Мира. Философия. Поэзия. Театр». В рамках данного арт-проекта, мы развиваем сотрудничество с поэтической студией Смоленского государственного университета «Персона».

В целях расширения культурного взаимодействия в масштабах города достигнута принципиальная договоренность со Смоленским областным «Культурно выставочным центром им. Тенишевых» о совместном проведении культурных мероприятий для города и региона на долгосрочную перспективу с привлечением самой широкой зрительской аудитории.  

Таким образом, мы можем утверждать, что театр «Зеркало» – это единственный в смоленском регионе студенческий театральный коллектив, работающий в формате крупномасштабных театральных постановок и более того, реализующий свои проекты не только на сцене СГМУ, но, и на сцене профессионального театра – Смоленского областного театра кукол им. Светильникова и по масштабам своей творческой деятельности имеет мало аналогов в системе высшего медицинского образования в масштабах России. Учитывая уже очевидный вклад театра «Зеркало» в культурную жизнь города, театру в 2016 году присвоено звание «Народный самодеятельный коллектив».

Список литературы:

1) Сартр, Жан-Поль - Воображаемое. Феноменологическая психология воображения. СПб.: Наука,2001.

2) Альбер Камю Изгнанничество Елены. Эссе, 1954 год. Перевод на русский: С. Великовский (Изгнанничество Елены), СПб.: Лето, 1988.

3) Эммануэль Мунье - Что такое персонализм? Пер. с франц., примеч. И.С.Вдовиной. Издательство: М.: Издательство гуманитарной литературы. 1994

4) Арто А. Театр и его двойник: Манифесты. Драматургия. Лекции. Философия театра / Сост. и вст. ст. В. И. Максимова, Комм. В. И. Максимова и А. Ю. Зубкова. СПб.; М.: Симпозиум, 2000.

5) Мишель Фуко - Воля к истине:по ту сторону знания, власти и сексуальности. пер. с франц., комм. и послесл. С.Табачниковой. Издательство: М.: Касталь. 1996.

6) А.Ф. Лосев – Проблема символа и реалистическое искусство 2-е изд., испр.— М.: Искусство, 1995.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.