|
|||
Структура и содержание научно-исследовательской работы (курсовой)Введение Научные исследования предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Житейское познание констатирует, да и то весьма поверхностно, как протекает то или иное событие. Научное исследование отвечает на вопросы не только как, но и почему оно протекает именно таким образом. Научное исследование не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано. Научное — это, прежде всего объяснительное знание. Сущность научного знания заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным — общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Научное познание стремится к максимальной точности и исключает что-либо личностное, привнесенное ученым от себя. Вся история науки свидетельствует, что любой субъективизм всегда отбрасывался с дороги научного исследования, а сохранялось лишь объективное. Результаты научных исследований всеобщи. Наука есть продукт общего исторического развития в его абстрактном итоге.
Структура и содержание научно-исследовательской работы (курсовой) Поставленная цель научной работы отражается в плане задания, который согласовывается с научным руководителем. В структуре НИР или курсовой работы выделяются: - введение; - основная часть, в которой излагается организация и методологическое обоснование исследования, методические приемы (методы и методики исследования), собственные результаты исследования; - заключение и выводы; - список литературы; - приложение, список сокращений; ВВЕДЕНИЕ содержит следующие обязательные и рекомендуемые структурные элементы: Актуальность темы определяет важность выбранной темы для теории и практики и в разных областях биологии. В том, как обучающийся подойдет к обоснованию актуальности темы, проявится его научная и профессиональная зрелость. Оно не должно быть пространным и многословным, достаточно в объеме 0,5-1 страница показать главное – суть сложившейся в современной науке ситуации во взаимосвязи с выбранной темой. Основная задача состоит в том, чтобы сделать актуальность более убедительной, значимой, четко и однозначно определить научную проблему (границу между знанием и незнанием о предмете исследования) и сформулировать ее суть. Степень разработанности проблемы содержит краткий аналитический обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (раскрыта частично или в другом аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке. В этом разделе обучающийся должен на основе внимательного изучения источников выделить и сгруппировать имеющиеся точки зрения таким образом, чтобы получились единые, но отличающиеся друг от друга методологией и методикой подходы. Подача материалов может осуществляться двумя способами: 1) в хронологическом порядке, начиная с концепций, появившихся раньше других по времени, и заканчивая наиболее современными; 2) в логическом порядке, диктуемом логикой развития научного исследования темы. Объект исследования – избранные для изучения биологические процессы во взаимосвязи с феноменами, порождающими проблемную ситуацию. В объекте определяются границы области, в которой проводится исследование, его выделение осуществляется на основе анализа данной биологической проблемы. Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта и непосредственно связано с целью – явление или процесс, на которое направлено исследование, т.е. включает в себя те свойства и стороны объекта, которые подлежат «прямому» изучению. Объект и предмет являются категориями научного процесса и соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание автора, т.к. предмет исследования определяет тему НИР или курсовой работы. Цель – соответствует названию темы исследования. Формулировка цели должна быть максимально четкой, краткой и логически корректной. В дальнейшем, если выяснится, что готовый текст несколько отклоняется от цели, лучше подкорректировать ее формулировку. Задачи работы. Необходимо определить конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с целью дипломного исследования. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., установить..., выявить..., разработать... и т.п.). Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав работы. Это важно также и потому, что заголовки глав и параграфов формулируются на основе задач исследования. Гипотеза исследования – её формулировка необязательна. Построение гипотез является одним из главных способов развития научного знания, который заключается в выдвижении научно обоснованного предположения и его последующей проверке (теоретической, эмпирической), которая либо подтверждает гипотезу и она становится фактом, концепцией, теорией, либо опровергает. Методологические основы исследования – это инструментарий в добывании фактического материала, они являются необходимым условием достижения поставленной в работе цели. В дипломной работе найдет место сравнительно-исторический метод, а также традиционные логические методы, такие, как дедукция и индукция. В научных исследованиях по биологии используются качественные и количественные методы, разработанные в биологии. Эмпирическая база. Анализ и интерпретация эмпирических данных имеет важную роль в исследовательском процессе. Она содержит четкие данные о предприятиях, на базе которых проводилось эмпирическое исследование. Положения, выносимые на защиту (не обязательный структурный элемент введения) формулируются на основе самых главных задач исследования. Рекомендуется одним предложением обозначить результат, кратко сформулировать его базисное содержание и значение (научное, практическое). Научная новизна результатов исследования – обязательный структурный элемент введения. В данном разделе автор демонстрирует отличия (элементы новизны своего исследования) от ранее принятых подходов. Практическая значимость. Кратко описывается значимость результатов научного исследования для современной науки и практики. Внедрение результатов исследования – не обязательный структурный элемент введения, но важнейший момент научной деятельности, поскольку конечной целью науки является внедрение полученных результатов в практику. Однако, не все полученные результаты могут быть внедрены. Результаты отдельных исследований публикуются в тезисах, статьях, затем они обобщаются в книгах, брошюрах, монографиях как чисто научных публикациях, а затем в еще более обобщенном, сокращенном и систематизированном виде используются в вузовских и школьных учебниках. Апробация результатов исследования (не обязательна для формулирования) осуществляется в формах публичных докладов и выступлений, дискуссий, а также в форме письменного или устного рецензирования. По результатам апробации исследователь осмысливает и учитывает возникающие вопросы, позитивные и негативные оценки, возражения и советы. На этой основе он дорабатывает свои материалы, пересматривает, если это необходимо некоторые положения своего исследования. По завершении апробации исследователь приступает к литературному оформлению и публикации результатов своего исследования. Структура работы. В конце введения кратко характеризуется общая структура работы, т.е. перечисляются по порядку ее элементы: работа состоит из введения, обзора литературы, методов исследования, ___ глав собственных исследований, заключения, выводов, приложения. Текст дипломной работы изложен на ____ страницах машинописного текста, иллюстрирован ___ таблицами, ___ рисунками. Библиографический указатель включает ___ источника, из которых ___ иностранных авторов). ОСНОВНАЯ ЧАСТЬработы структурируется в зависимости от конкретных особенностей изучаемой темы. Она может включать 2-3 главы, разделенные на отдельные параграфы. Заголовки глав не должны совпадать с общим названием работы, названия параграфов с названиями глав. В конце каждой главы приводятся основные выводы по материалу данного раздела научной работы. В основной части обязательно соблюдение следующих требований: - исследование исторического аспекта проблемы; - обзора научных работ и публикаций, практических рекомендаций и опыта по данной отрасли биологии; - разработка основного понятийного аппарата; - раскрытие результатов полевых и лабораторных исследований. Традиционными являются главы «Обзор литературы», «Физико-географическая характеристика района исследования», «Материалы и методика», «Результаты исследования» и «Обсуждение результатов», последние две главы можно объединить в одну – «Результаты и обсуждение». Глава «Обзор литературы» включает информацию, накопленную по предмету исследования в мировой (отечественной и зарубежной) научной литературе. Из обзора должно быть ясно, что именно сделано и что выяснено в данном направлении другими авторами, а также должны быть обозначены вопросы, которые не получили достаточного освещения в работах, посвященных исследуемому предмету. В заключении следует подчеркнуть, что именно эти вопросы, полностью или частично, составляют суть проблемы, на решение которой направлена цель курсовой работы. Пункт «Физико-географическая характеристика района исследования» должен присутствовать в любых фаунистических и флористических работах. В нем на основе литературных данных дается характеристика географического положения, рельефа, почв и растительного покрова исследуемой территории. При работе над главой «Материалы и методика» необходимо пользоваться данными журнала исследователя, в который систематически заносились текущие сведения относительно сбора и обработки материала. Следует указать местонахождение объекта исследования (область, район, населенный пункт, источник предоставления живого или фиксированного материала), время сбора, количество собранных образцов. Подробно описывают способы обработки материала, при этом дают ссылки на методические руководства, которыми пользовался исследователь. Глава «Результаты исследования» посвящена отдельным задачам, поставленным во «Введении». В этой главе следует описать ход работы, нацеленной на решение конкретных задач, привести полученные данные, которые могут быть представлены в виде описаний, таблиц и иллюстраций (рисунков, схем, диаграмм, фотографий, примеры на рис. 2, 5–9). Все виды иллюстраций обозначаются в тексте как рисунки. На все таблицы и рисунки обязательно должны быть ссылки в тексте работы. Как правило, каждый параграф (раздел) данной главы посвящен решению одной конкретной задачи, сформулированной во «Введении». В главе «Обсуждение результатов» проводят анализ и обобщение результатов исследования, предлагают объяснение причин выявленных закономерностей. В Заключенииподводятся итоги исследования, излагаются практические рекомендации по изученной проблеме. Это прежде всего выводы, сделанные на основе решения задач исследования. Дополнительными результатами могут быть уточнение методики исследования, практические рекомендации, предложения по поводу дальнейших работ в данном направлении. Для выполнения дипломной работы Выводы оформляются отдельно, адекватно отражающие задачи научного исследования и научную новизну полученных результатов. Список литературы. В этом разделе перечисляются источники, на которые опирался автор, выполняя НИР или курсовую работу. Все они должны быть – 24 – упомянуты в предыдущих разделах в соответствующем тексте в виде цитат и ссылок или только в виде ссылок. Для курсовой работы желательно использовать не менее 20 источников научной информации, как отечественных, так и зарубежных. Список литературы, а также ссылки в тексте на источники информации составляются согласно правилам «ГОСТ Р 7.0.5-2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». Источники информации в списке литературы курсовой работы следует нумеровать и располагать по алфавиту. Первыми перечисляются работы на русском языке. В заключение списка приводятся иностранные источники (см. примеры в прил. 4). При упоминании литературного источника следует давать ссылку на него в виде номера в списке литературы. Если приводится цитата, то следует указать также страницу, на которой излагается упомянутая информация. Эти сведения заключаются в квадратные скобки. Например, запись [5] в конце предложения означает, что в этом предложении (а также, возможно, в нескольких предыдущих предложениях) изложена информация из источника № 5 в списке литературы. Запись [5, c. 67] после цитаты означает, что процитировано высказывание из источника № 5 в списке литературы, само высказывание находится на странице 67. В качестве ПРИЛОЖЕНИЙмогут быть использованы статистические данные, бланки, протоколы, используемых в работе методик и методов.
|
|||
|