|
|||
ДЕЙСТВИЕ V ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 ДЕЙСТВИЕ V Картина 1. Лунная ночь. В долине, по пути в Киев, расположились на ночлег Руслан со все еще заколдованной Люмилой, Ратмир с Гориславой и бывшие рабы Черномора. Ратмир сторожит стан. Взволнованные, прибегают рабы Черномора: в полночь деву-красавицу вновь похитили («духи ночей» — по словам рабов), и Руслан бросился за ней. По знаку Ратмира рабы удаляются. На призыв Ратмира является Финн. У него в руках волшебный перстень. Он успокаивает Ратмира, вручает ему перстень и отправляет его в Киев. Этот перстень разбудит Людмилу. Ратмир обещает отнести перстень в Киев и вручить его Руслану. Картина 2. Княжеский дворец в Киеве (тот же, что был в первом действии). В гриднице, в глубине, на высоком, богато убранном ложе покоится спящая Людмила. Ее окружают Светозар, Фарлаф, придворный, сенные девушки, няни, мамки, отроки, гридни, дружина и народ. Хор взывает, чтобы Людмила проснулась. Светозар обращается к Фарлафу, который, похитив Людмилу у Руслана из стана, принес ее в Киев. Великий князь Киевский молит Фарлафа разбудить Людмилу, но тот не в силах этого сделать. Он взывает к Наине: «Наина, сжалься: Фарлаф погиб!» — восклицает он. Все тщетно. Слышно приближение всадников. Входит Руслан, Ратмир и Горислава. Фарлаф в ужасе. Объятый страхом, он скрывается. Руслан с волшебным перстнем подходит к спящей Людмиле. Все замерли в ожидании (хор: «Что будет с нею?»). Руслан взывает к Людмиле, чтобы она проснулась. И - о чудо! - она оживает. Все ликуют. Занавесы гридницы раскрываются; вдали виден древний Киев. Народ радостно устремляется к князю. Хор славит богов, отчизну, Руслана и Людмилу. Всеобщее ликование.
Первая песнь Баяна Дела давно минувших дней, За благом вслед идут печали, Оденется с зарею Жених воспламененный Мчится гроза, но незримая сила Но радости примета,
Вторая песнь Баяна Есть пустынный край, Каватина Людмилы
ЛЮДМИЛА. Грустно мне, родитель дорогой! Как во сне мелькнули дни с тобой! Как спою: ой, Ладо! Дид-Ладо! Разгони тоску мою, Радость-Ладо! С милым сердцу чуждый край Будет рай; В терему моем высоком, Как и здесь порой, Запою, запою, родитель дорогой, Запою: ой, Ладо! Про любовь мою, О Днепре родном, широком, Нашем Киеве далеком!
НЯНИ И СЕННЫЕ ДЕВУШКИ. Не тужи, дитя родимое! Будто все земные радости – Беззаботно песней тешиться За косящатым окошечком. Не тужи, дитятко, Будешь жить радостно!
ГОСТИ. Не лебедка белоснежная По волнам Днепра широкого, По волнам Днепра широкого Отплывает на чужбинушку, – Покидает нас красавица, Наших теремов сокровище, Гордость Киева родимого, Гордость Киева родимого.
ОБЩИЙ ХОР. Ой, Дидо-Ладо! Дидо-Ладо, Лель! Ой, Дидо-Ладо, Лель!
ЛЮДМИЛА. (оброрачивается шутливо к Фарлафу). Не гневись, знатный гость, Что в любви прихотливой
Я другому несу Сердца первый привет. Принужденной любви Кто в душе справедливой Примет хладный обет? Храбрый витязь Фарлаф, Под звездою счастливой Для любви ты явился на свет.
ХОР. Нежность подруги нам красит свет, А без взаимности счастья нет!
ЛЮДМИЛА. (Ратмиру). Под роскошным небом юга Сиротеет твой гарем. Возвратись, твоя подруга С лаской снимет бранный шлем, Меч укроет под цветами, Песнью слух твой усладит И с улыбкой, и с слезами За забвение простит!
Недовольны они! Виновата ли я, Что мой милый Руслан. Всех милей для меня, Что ему лишь несу Сердца первый привет, Счастья верный обет? (Руслану.) О мой милый Руслан, Я навеки твоя, Ты всех в свете милей для меня.
ХОР. Светлый Лель, Будь вечно с нею, Дай ей счастья Полны дни!
ЛЮДМИЛА (одновременно с хором). Светлый Лель, Будь вечно с нами! Дай нам счастья Полны дни! Изумрудными крылами Нашу долю осени!
ХОР. Сильной волею твоею От печален охрани!
ЛЮДМИЛА. Светлый Лель, будь вечно с нами! Дай нам счастья Полны дни! Изумрудными крылами Нашу долю осени!
Рондо Фарлафа
ФАРЛАФ Близок уж час торжества моего: Людмила, напрасно ты плачешь и стонешь, Близок уж час торжества моего: Руслан, забудь ты о Людмиле! Близок уж час торжества моего: В заботах, тревоге, досаде и грусти Близок уж час торжества моего: В заботах, тревоге, досаде и грусти Близок час торжества моего!
Ария Руслана РУСЛАН: О поле, поле! Кто тебя Усеял мертвыми костями? Чей борзый конь тебя топтал В последний час кровавой битвы? Кто на тебе со славой пал? Чьи небо слышало молитвы? Зачем же, поле, смолкло ты И поросло травой забвенья?
Времён от вечной темноты, Быть может, нет и мне спасенья! Времён от вечной темноты, Быть может, нет и мне спасенья!
Быть может, на холме немом Поставят тихий гроб Русланов, И струны громкие Баянов Не будут говорить о нём.
И струны громкие Баянов Не будут говорить о нём. Не будут... Не будут говорить о нём. Не будут... Не будут говорить о нём.
Но добрый меч и щит мне нужен: На трудный путь я безоружен, И пал мои конь, дитя войны, И щит, и меч раздроблены.
Руслан ищет меч, но все для него легки, и он их бросает.
РУСЛАН: Дай, Перун, булатный меч мне по руке, Богатырский, закаленный в битвах меч, В роковую бурю громом скованный! Чтоб врагам в глаза он грозой блистал, Чтоб их ужас гнал с поля ратного, Чтоб врагам он грозой блистал! О Людмила, Лель сулил мне радость; Сердце верит, что пройдет ненастье, Что смягченный рок отдаст мне И любовь твою, и ласки, И усеет жизнь мою цветами. Нет, недолго ликовать врагу! Дай, Перун, булатный меч мне, по руке, Богатырский, закаленный в битвах меч, В роковую бурю громом скованный! Чтоб врагам в глаза он грозой блистал, Чтоб их ужас гнал с поля ратного! Как летучий прах, я рассею их! Башни медные — не защита им. Помоги, Перун, поразить врагов! Чары страшные не смутят, не смутят меня.
Дай, Перун, булатный меч мне по руке, Богатырский, закаленный в битвах меч, В роковую бурю громом скованный! Чтоб врагам в глаза он грозой блистал, Чтоб их ужас гнал с поля ратного! Чтоб врагам в глаза он грозой блистал, Чтоб их ужас гнал с поля ратного! О Людмила, Лель сулил мне радость; Сердце верит, что пройдет ненастье, Что смягченный рок отдаст мне. И любовь твою, и ласки, И усеет жизнь мою цветами. Нет, недолго ликовать врагу! Тщетно волшебная сила Тучи сдвигает на нас; Может, уж близок, Людмила, Сладкий свидания час! Тщетно волшебная сила Тучи сдвигает на нас; Может, уж близок, Людмила, Сладкий свидания час! В сердце, любимом тобою, Места не дам я тоске. Все сокрушу предо собою, Лишь бы мне меч, по руке.
Персидский хор
ДЕВЫ
Ложится в поле мрак ночной, От волн поднялся ветер хладный. Уж поздно, путник молодой! Укройся в терем наш отрадный.
Здесь ночью нега и покой, А днем и шум и пированье. Приди на дружное призванье, Приди, о путник молодой!
У нас найдешь красавиц рой, Их нежны речи и лобзанья. Приди на тайное призванье, Приди, о путник молодой!
Тебе мы с утренней зарей Наполним кубок на прощанье. Приди на мирное призванье, Приди, о, путник молодой!
Ложится в поле мрак ночной, От волн поднялся ветер хладный. Уж поздно, путник молодой! Укройся в терем наш отрадный. Приди, о, путник молодой!
НАИНА
Витязи, напрасно ищете Людмилу! Тщетны о Ратмире слезы Гориславы! Замка Черномора вам ведь не достигнуть! Здесь вам всем погибнуть от чар Наины!
Ария Людмилы
Ах ты, доля-долюшка,
Хор «Ах ты, свет Людмила»
Ах ты, свет-Людмила,
|
|||
|