Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Пояснительная записка



 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «БУРАТИНО»

 

 

Познавательно-исследовательский проект

«Будь природе другом»

 

Авторы проекта:

Воспитатель подготовительной группы

Бабичева Т.В.

 

 

п. Светлый 2020 г.

Пояснительная записка

 

Сроки реализации: краткосрочный (с 3.08 по 31.08. 2020 год)

Возрастная группа: дети 6 – 7 лет

Проблема:Государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Таким образом, проблема экологического образования подрастающего поколения - актуальная и главная задача ДОУ.

В теоретических основах экологического воспитания дошкольников (П.Г. Саморукова, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова и др.) указывается на необходимость максимально использовать данный период детства, так как в это время ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Процесс это сложный и длительный, поэтому, целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования.

Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности. Необходимо найти эффективные формы воспитания и обучения дошкольников без ущерба для здоровья.

Актуальность:

Природа хрупка и ранима. В настоящее время безжалостно загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, обедняются флора и фауна – всё это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим, тема экологического воспитания подрастающего поколения становится актуальной как никогда.

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышение уровня экологической воспитанности дошкольников. Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников.

Ведь именно в дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на основе знаний особенностей жизни живых существ, их взаимодействия со средой обитания, где немало важную роль играет не только знание взрослого, но и его личный пример. Осознанное отношение к природе проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.

Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов, он содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта:

- образовательная деятельность,

- игры, развлечения,

- наблюдения и экскурсии.

Цель:формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;

- Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;

- Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

Развивающие:

- Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;

Воспитательные:

- Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;

- Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.

 

Ресурсное обеспечение:научно–методические пособия, - учебно-методическая литература, подписные и периодические издания, конспекты занятий и развлечений, сборники экологических сказок.

Дидактическое обеспечение: наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);

Участники проекта:воспитатели, дети подготовительной группы МДОБУ «Буратино», родители.

Этапы реализации проекта:

Этапы проекта Мероприятия Цель Сроки
Организационный этап Изучение проблемы, определение цели, задач. Изучить методическую, научно-популярную, художественную литературу по теме; Подобрать иллюстрации, игрушки, атрибуты; Составить план мероприятий на каждый день, картотеку стихов, загадок, пословиц. 3.08.2020 -7.08.2020

Этап апробации

Работа с детьми

Практическая деятельность по реализации цели проекта, планирование совместной деятельности. Организовать деятельность детей на исследование проблемы, сравнение, анализ полученных результатов опытов и практическое освоение знаниями некоторых свойств предметов окружающего мира; развивать умения вести наблюдения, сравнивать, делать выводы, оформлять результаты; воспитывать культуру поведения в окружающем мире. 10.08.2020 – 27.08.2020

 

Теоретическое осведомление родителей по теме проекта. Повышение уровня педагогической компетентности родителей по теме проекта. 10.08.2020 – 27.08.2020
Заключительный этап Проведение викторины «Знатоки природы». Анализ проведенной работы, соотнесение результата с поставленными целями. Отметить успехи и неудачи. Обобщить собранный текстовой и фотоматериал. Апробация передового опыта среди общественности http://svburatino.ucoz.ru/ 28.08.2020 – 31.08.2020

 

 

Содержание основного этапа проекта:«Будь природе другом»

Образовательная область Цель Содержание деятельности
Познавательное развитие Формирование целостной картины мира. Дать представление об экологии - что обозначает слово, что изучает. Закрепление знаний о деревьях и кустарниках, растущих на участке детского сада.   Тематические беседы: «Земля - наш общий дом», «Берегите природу», «Как вести себя в природе», «Почему нужно сохранять природу» Просмотр мультипликационного фильма «Да здравствует природа». Наблюдение «Что происходит с мусором в природе?». Исследовательская деятельность «Рассортируем мусор». «Путешествие по экологической тропе». Решение проблемных ситуаций: «Что было бы, если бы не было деревьев?». «Что было бы, если бы не было воды?». «Куда деть мусор?».
Речевое развитие Расширение и активизация словаря по теме. Развивать умение сопереживать героям.  Чтение и обсуждение литературы по проблеме. Стихотворение «Мусорная фантазия» А.Усачевой. Сказка Серая шапочка и Красный волк». Н.А.Рыжовой. Рассказ Т. А. Шорыгина «Прогулка в лес» В. Бьянки «Купание медвежат». В. Бьянки «Лесные домики». И. Полёнов «Синичкины кладовки». В. Бианки: «Лесная газета» (главы из книги), И. Соколов-Микитов: «Весна - красна», П.Воронько «Лучше нет родного края» (заучивание наизусть), К.Ушинский «Четыре желания», Г. Скребицкий «Четыре художника».  
Художественно-эстетическое развитие Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности. Развить чувство формы, цвета, пропорций; художественный вкус   Просмотр иллюстраций о растениях и животных родного края в книгах; репродукций картин: Левитан: «Март», Шишкин «Утро в сосновом бору». Прослушивание аудиозаписи: «Звуки природы», П. И. Чайковский «Времена года», М. Глинка «Жаворонок», С. Есенин «Белая берёза».  Лепка: «Цветы», «Дед Мазай и зайцы», «Гости Мухи-Цокотухи» Аппликация: «Мы вокруг берёзки встанем в хоровод», «Насекомые», «Бабочки», «Золотая рыбка». Конструирование из бумаги: «Скворечник». Рисование: «Весёлые кляксы», «Люблю берёзку русскую», «Ветка черемухи», «Экологические знаки», «У природы нет плохой погоды».
Социально-коммуникативное развитие Создать благоприятную атмосферу для общения. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Дидактические игры экологического содержания: «Времена года», «Зоологическое лото», «Родная природа», «Разрезные картинки», «С какого дерева листок?», «Чей дом?», «Чей хвост, чья голова?». Дидактическая игра «Хорошо - плохо». Дидактическая игра «Так бывает или нет?».  
Физическое развитие Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье воспитанников. Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Каждый листок лети в свой домик», «Поймай комара», «Есть у каждого свой дом», «Грибники».

 

Работа с родителями:

1. На сайте детского сайта поместить информацию о предстоящем проекте.

2. Выпуск экологической газеты «Прикоснись к природе сердцем».

3. Анкетирование родителей.

4. Размещение наглядной информации: «Правила безопасного поведения в природе».

5. Консультация для родителей «Будь природе другом»

6. Индивидуальные и групповые беседы о правилах реализации проекта, алгоритме совместной деятельности с детьми.

 

 

Фотоматериал:

 

 

 

 

 

Продукт проектной деятельности:

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.