|
||||||
Коллективное обсуждение проблемы.
Классный час Тема: «Права и обязанности детей в семье»
Цель: 1.Дать детям представление о правах и обязанностях в семье. 2. Объяснить, что означают понятия «право», «обязанность»; где отражены права. 3. Повышение социально-правовой компетентности посредством обучения практическим навыкам реализации своих прав и обязанностей. Ход классного часа:
Я очень рада видеть всех вас здоровыми и радостными на нашем очередном классном часе.
Ведь добрая улыбка поднимает настроение, улучшает здоровье и располагает к общению. А общаться с вами становится все интереснее и интереснее, потому что вы с каждым днем становитесь все взрослее и с вами уже можно обсуждать самые серьезные и важные вопросы. - Ребята, прежде чем назвать тему нашего сегодняшнего классного часа, посмотрите, какие красивые предложения записаны на доске, давайте их прочтем. (Читают с доски прикрепленные карточки с предложениями: - Мы тебя очень любим! Я тебя люблю! Ты нами любима! Ты нами любим! Я знаю, ты меня любишь!) - Как вы думаете, кто и кому обычно говорит эти прекрасные слова? (Мамы, папы – своим детям, друг другу, дети – своим родителям, бабушки, дедушки - внукам, и т. д.). - А как можно назвать слова: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры одним словом? (Семья). Правильно. Значит, о чем же мы будем говорить сегодня на классном часе? (О семье). - А как вы думаете, почему люди живут семьями? (Интереснее, легче, безопаснее, веселее, можно оказать кому-либо помощь или самому попросить …). - Но без чего (самого главного) не может существовать ни одна семья? (Без любви). Безусловно, ребята, я с вами согласна, все взаимоотношения в семьях строятся на любви. «Как хорошо, что есть такое слово. Как хорошо, что есть такое чувство. Не будь его, Земля была б холодной и грустной. Не было б любви, семья не смогла б родиться. Не было б любви, не пели бы в рощах птицы. Не было б любви, несчастными были бы люди. Если бы ... Если бы на Земле не было любви!»
- Ребята, мы с вами уже знаем, что есть очень много правил поведения, например, в школе, в театре, на улице и т.д. А как вы считаете, есть ли правила поведения в семье? (Да) - Вспомним, как они называются? (Права и обязанности). - Значит, какова же тема нашего классного часа? (Права и обязанности детей). - Правильно, ребята. Но сегодня мы с вами будем говорить не просто о правах и обязанностях, а о «Правах и обязанностях детей в семье»,потому что это – очень нужные и важные правила, без которых не сможет существовать ни одна семья. Также мы с вами попытаемся выяснить, всегда ли дети выполняют свои обязанности в семье, почему это происходит и как нужно поступать, чтобы не нарушались ваши права и обязанности. - Итак, ребята, давайте, сначала проверим, насколько хорошо вы знаете свои права и обязанности, предусмотренные законом и государством. - Для этого предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается-запрещается» Из двух слов выберете подходящее слово, затем назовите право, о котором говорится в данной ситуации.
1). С мамой дети должны жить, Ей цветы всегда дарить. Это (разрешается), (запрещается).
…………………………….................................................................... .
2). Я умею думать, Я умею рассуждать, Что полезно мне для жизни, То и буду выбирать. Это (разрешается), (запрещается). · Мы решили, что это право ребенка ……………………………………………………………………………… .
3). Подарить ребенку жизнь Маме с папой (разрешается), (запрещается).
4). Вот в углу стоит мальчишка, Плачет, надрывается. Бить, наказывать ребенка Строго (разрешается), (запрещается).
5). Петь, рисовать и танцевать, Уроки в школе посещать, Свои таланты развивать. Это (разрешается), (запрещается).
(Подсказка - таблица с названиями прав, дети выбирают подходящие к своим заданиям). Права ребенка в семье
- Молодцы, все права подобрали верно. Давайте их еще раз повторим и запомним. - Ребята, а какие права детей в семье (кроме этих) вы еще знаете и можете назвать? (право на фамилию, имя, отчество, на отдых, на любовь, на ошибку, на помощь, уважение, на лечение…) - Молодцы! А знаете ли вы, что все эти права записаны в специальных государственных документах, которые называются «Конституция», «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка». (Показ брошюр). Этих прав, ребята, много. И чтобы у людей было в жизни меньше проблем, их нужно изучать, знать, соблюдать и выполнять и взрослым, и детям. - А сейчас я хочу рассказать вам одну историю, которую пришлось наблюдать, совсем случайно на остановке. Послушайте, пожалуйста. «К автобусной остановке подошли мать с сыном. У мамы в руках были две большие, тяжелые сумки и маленький пакет. Мама попросила сына подержать пакет, так как ей было тяжело их держать, а поставить куда-либо, не было места. Сын недовольным, капризным голосом ответил: «Не хочу, я устал, держи сама!» Когда мама стала делать ему замечание, он выкрикнул: «Не имеешь права меня заставлять!» Мама покраснела, на глазах у нее навернулись слезы, она отвернулась и ничего не сказала». - Ребята, что вы можете сказать об этой истории? Прав ли мальчик? (Дети высказывают свои мнения). - Значит, наравне с правами мы всегда должны помнить о чем? (О своих обязанностях). - А сможете ли вы назвать свои обязанности в семье, которые надо обязательно выполнять. (После ответов детей на мониторе и на доске выставляется таблица. Обязанности ребенка в семье
- Сейчас, ребята, давайте попытаемся выяснить, связаны ли права и обязанности между собой? Если есть взаимосвязь между ними? Докажем, и если есть взаимосвязь, соединим их стрелками (Стрелками соединяем строки прав и обязанностей). Коллективное обсуждение проблемы. - Итак, какой же вывод можно сделать? (Все права и обязанности тесно связаны между собой). - Молодцы. Прекрасно справились с заданием. Я очень рада, что вы так хорошо знаете и понимаете свои права и обязанности. - Ребята, но как вы думаете, всегда ли дети соблюдают и выполняют свои права и обязанности?(Да, нет). -Давайте вспомним рассказ В. Осеевой «Сыновья» и попытаемся это выяснить. - Ребята, почему же дедушка сказал, что видит только одного сына? Ведь их было трое … (Потому что только один сын подбежал и помог своей матери, а двое продолжали играть). - Значит, всегда ли дети, соблюдают и выполняют свои права и обязанности? (Нет). - Теперь наша задача – узнать почему же так происходит, то есть найти причину? - Давайте, вернемся к истории с мальчиками, подумаем и скажем, почему же только один сын помог своей маме, а другие - нет? (Ответы детей)
- Ребята, посмотрите, как много причин вы назвали. Но, можем ли мы сказать, которая из них самая важная, самая главная? (Нет. Да. Они все важны.) - Значит, легко ли найти точные причины поступков людей, которые уже произошли? (Нет) - А легко ли, сразу совершить правильный поступок? (Нет) - Правильно, трудно. Но, несмотря на это, нужно всегда уметь принимать правильное решение. - Ребята, как вы думаете, прежде чем совершить какой-либо поступок, не ошибиться и не нарушить свои права и обязанности, что надо сначала делать? (Думать и только потом делать). - Правильно, ведь не зря и в пословице говорится: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». - Значит, как можно было мальчикам избежать нарушения своих обязанностей? (Сначала надо было им подумать, а потом поступать). - Давайте, на их примере, поучимся это делать. Алгоритм последовательности принятия правильного решения: Учусь поступать правильно: 1. Ставим цель: Что мне надо сделать? (помочь маме) 2. Найдем причину: Почему мне это надо сделать? (она устала, ей тяжело) 3. Представим последствия: ам себя контролирую, проверяю. А) Если я это сделаю, то …(маме будет легче, а мне будет приятно от того, что я ей помогу) Б) Если я это не сделаю, то …(маме будет плохо, а мне стыдно..) 4. Выберем: Что мне нужнее? (чтобы маме было лучше) 5. Решим: Как я это буду делать? (возьму ведра и понесу их сам).
Молодцы, ребята! Права, обязанности надо знать. Не только знать, но соблюдать. Тогда легко нам будет жить, Играть, дружить и не тужить.
- Ребята, а бывали ли с вами такие случаи, когда вы не выполняли свои обязанности в семье? И чем это заканчивалось? Расскажите, пожалуйста. (Рассказывают свои истории, коллективно их анализируют по алгоритму). - Ребята, а сейчас, подумайте и скажите, могут ли ваши необдуманные поступки и дела повлиять на здоровье самых близких людей в семье и как? (Да, отрицательно). - Приведите, пожалуйста, примеры из своей жизни, если можете. (Приводят примеры, когда родители огорчаются, переживают, у них начинает болеть голова, сердце и т.д.). - А на ваше здоровье? (Да. Приводят примеры, делают вывод, что им становится стыдно и т.д.) - Правильно, ребята! А чтобы этого не произошло, надо всегда помнить: «Поддержка, любовь, помощь в семье сохраняет здоровье всех ее членов». (Затем приводят примеры положительного воздействия поступков на эмоциональное состояние и здоровье членов семьи). - Итак, ребята, на этом мы завершаем наш разговор о правах и обязанностях детей в семье. Скажите, был ли он полезен вам? (Да) - Что вы узнали и чему научились? (Ответы детей). - Как вы думаете, изменится ли теперь ваше отношение к своим правам и обязанностям? (Ответы детей).
- Спасибо. Мы говорим «Люблю» И звезды светят ярче. Мы говорим «Люблю», Глаза лучатся счастьем. Мы говорим «Люблю И радость в дом приходит.
|
||||||
|