Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





И. Анненский (ХХ век)



 

Магни’тинка «Образ Петербурга в лирике русских поэтов»

Магни’тинка «Образ Петербурга в лирике»

А.С.Пушкин (ХIХв.)

Поэма «Медный всадник» (фрагмент)

Прошло сто лет, и юный град,                          
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво;                                 Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхой невод, ныне там
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.

А.А. Блок (ХХв.)

«Сумрак дня несёт печаль» (фрагмент)

Сумрак дня несет печаль.Тусклых улиц очерк сонный,Город, смутно озаренный,Смотрит в розовую даль. Видит с пасмурной землиБезнадежный глаз столицы:Поднял мрак свои зеницы,Реют ангелы вдали.

 

О.Э. Мандельштам( ХХ век) «Ленинград» (фрагмент) Я вернулся в мой город, знакомый до слез, До прожилок, до детских припухлых желез. Ты вернулся сюда, так глотай же скорей Рыбий жир ленинградских речных фонарей, Узнавай же скорее декабрьский денек, Где к зловещему дегтю подмешан желток.

И. Анненский (ХХ век)

«Петербург»(фрагмент)

Жёлтый пар петербургской зимы,
Жёлтый снег, облипающий плиты…
Я не знаю, где вы и где мы,
Только знаю, что крепко мы слиты.

Только камни нам дал чародей,
Да Неву буро-жёлтого цвета,
Да пустыни немых площадей,
Где казнили людей до рассвета.

Образ Петербурга

 

А.А. Ахматова (ХХ век)

Цикл «Стихи о Петербурге» (фрагмент)

Вновь Исакий в облаченье
Из литого серебра.
Стынет в грозном нетерпенье
Конь Великого Петра.
Ветер душный и суровый
С черных труб сметает гарь...
Ах! своей столицей новой
Недоволен государь.

Сердце бьётся ровно, мерно.
Что мне долгие года!
Ведь под аркой на Галерной
Наши тени навсегда.

Сквозь опущенные веки
Вижу, вижу, ты со мной,
И в руке твоей навеки
Нераскрытый веер мой.                                                                       

 Н.А. Некрасов (XIX в.)

«Размышления у парадного подъезда» (фрагмент)

А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица:
Прожектеры, искатели мест,
И преклонный старик, и вдовица.
От него и к нему то и знай по утрам
Всё курьеры с бумагами скачут.
Возвращаясь, иной напевает "трам-трам",
А иные просители плачут.
Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди

З.Гиппиус (ХХ век) «Петроград» (фрагмент) Кто посягнул на детище Петрово? Кто совершенное деянье рук Смел оскорбить, отняв хотя бы слово, Смел изменить хотя б единый звук? Не мы, не мы... Растерянная челядь, Что, властвуя, сама боится нас! Все мечутся да чьи-то ризы делят, И всё дрожат за свой последний час. Изменникам измены не позорны. Придет отмщению своя пора... Но стыдно тем, кто, весело-покорны, С предателями предали Петра.

 

Магнитные поля

Автор Борко Анастасия

Тема Петербурга всегда волновала писателей. Петербург неоднозначен, противоположные оценки его сосуществуют. "Петербург любили и ненавидели, но равнодушными не оставались", - нельзя не согласиться с этими словами критика серебряного века Анциферова.

Автор Произведение «Умные мысли»
А.С. Пушкин «Медный всадник» ü Петербург – любимый город поэта, он связан с петровскими преобразованиями. ü Петербург – это и великолепный город, ü и город тиранической власти, ü и интеллектуальной светской интеллигенции, ü олицетворение русской государственности, ü и город, разорённый взбунтовавшейся Невой, ü город, где нестерпимо плохо маленькому человеку…
А.А. Блок «Сумрак дня несёт печаль» ü В период увлечения Блока символизмом Петербург предстает в фантастических и заимствованных из Апокалипсиса образах, как некая фантасмагория, призрачное и обманчивое видение. ü Это город “странных и ужасных” явлений, населенный “черными человечками”, “пьяными красными карликами”, “невидимками”. ü Это метафизический Петербург, имеющий таинственный, магический смысл, недоступный пониманию человека.
О.Э.Мандельштам «Ленинград» ü Поэт не только признается в любви своему городу, но и словно бы открывает его для себя вновь. ü Впечатления от города дарят Мандельштаму давно забытое чувство умиротворения. Цепляясь за прошлое и, вместе с тем, не видя себя в будущем, Мандельштам отмечает, что где-то в недрах города еще сохранились телефонные номера, принадлежащие поэту, а также старые адреса, по которым он может найти «мертвецов голоса». ü Классицизм архитектуры Петербурга привлекателен для Мандельштама правильностью линий, возвышенностью, гармонией и одухотворённостью его зданий.
З.Гиппиус «Петроград» ü Город описывается во время революции. ü Изображается власть, которая допустила такое развитие событий.
Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда» ü В противовес высокому, величественному образу Петербурга Пушкина Некрасов создаёт трагическую хронику жизни большого города. ü Для Некрасова Петербург – социальное пространство, наполненное самыми прозаическими реалиями. Пушкинская поэтизация Петербурга уступает место подчёркнуто прозаическому его изображению у Некрасова. Петербург Некрасова – грязные улицы, сырость, гниль, стон, смрад. ü Поэт внимательно всматривается в очертания северной столицы. Но постепенно со страниц произведений исчезает удивительная красота города. Пейзаж становится не только унылым, он провоцирует человека на безнравственные поступки.
А.А. Ахматова Цикл «Стихи о Петербурге» (2 части) ü Петербург Ахматовой предстает перед нами во всей своей величественной красоте: галереи и арки, каналы и мосты, соборы и памятник Петру, чугунные ограды, черная вода Невы – все нашло свое отражение в чеканных строках Ахматовой, продолжившей традицию Пушкина, ставшей его преемницей. ü Первая часть стихотворения создаёт пейзаж, родственный мандельштамовскому. Петербург обозначен как имперский центр – Исаакиевский собор, Медный всадник, холод и величественность. ü Во второй части декорация становится более прозрачной, человечной: ледяную монолитность заменяет нежная хрупкость инея, в которую оказывается вплетено биение живого сердца.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.