|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Метод директ-костингМетод директ-костинг
Рассмотрим второй способ группировки и включения затрат в себестоимость турпродукта. Система «директ-костинг» является атрибутом рыночной экономики, поэтому значение данного способа в современных условиях возрастает. С переходом на рыночные отношения для каждого предприятия особую важность приобретает система правильного учета и управления издержками, необходимыми для производства продукции, услуг. На предприятии необходимо создать систему управленческого (производственного) учета, которая позволит осуществлять учет производственных затрат, а с другой стороны – анализ издержек, их влияние на результат деятельности предприятия и принятие соответствующих управленческих решений. В отличие от системы калькуляции затрат по полной себестоимости система учета затрат директ-костинг основана на разделении затрат на постоянные и переменные и отдельном их учете. Такой подход позволяет правильно учитывать влияние постоянных затрат на конечный выпуск продукции (услуг). Рассмотрим на примере методику проведения расчетов по системе директ-костинг и преимущества этого подхода при принятии управленческих решений.
Пример. Условная гостиница за отчетный период имеет заполняемость около 60%, что соответствует реализации 2000 койко-ночей. Общая выручка для гостиницы от этого вида деятельности составила 780 000р. Исследования рынка показали что если снизить стоимость проживания на 10% то можно увеличить реализацию номеров на 20%, и производственный возможности гостиницы позволяют это обеспечить. Цена за номер составляет 390 р, полная себестоимость равняется 600 000р, из них общие постоянные затраты равны 360 000рб общие переменные затраты – 240 000р. Необходимо просчитать варианты и определить, стоит ли снижать цену и приведет ли это к увеличению общей прибыли гостиницы. Расчеты осуществляются двумя методами: методом учета полной себестоимости и методом директ-костинг. Результаты расчетов приведены в таблицах, где вариант 1 – исходная ситуация, а вариант 2 – увеличение объемов реализации на 20%.
Таблица 1. Расчет прибыли методом учета полной себестоимости
Таблица 2. Расчет прибыли методом директ-костинг
Выводы: · Если производить расчеты по полной себестоимости то получается что гостинице не выгодно снижать цену за номер · Если рассчитывать по директ-костинг то то общая прибыль увеличивается на 14400р. При этом общая загрузка взрастет до 70% · Если изменения объема выпуска услуг не происходит то оба метода дадут одинаковый результат.
Другой важной особенностью метода директ-костинг является то, что он позволяет наглядно графически представить взаимосвязь поведения затрат и получаемых результатов в виде выручки в зависимости от изменения объёма производства (реализации) продукции (услуг).
Пересечение прямых выручки V общих затрат осуществляется в точке, которая называется точкой безубыточности (break even point) или точкой критического объема производства (реализации) продукции (услуг), точкой перелома, критической точкой и т.д. Данная точка показывает, какой объем продукции (услуг) необходим для того, чтобы покрыть все издержки производства. Начиная с этой точки производство (реализация) продукции (услуг) начинает приносить прибыль. Точка безубыточности является важным экономическим показателем принятия управленческих решений для предприятий туризма и гостиничного бизнеса. Концепция определения критической точки широко используется при выборе вариантов действий из множества альтернативных решений. Наилучшим решением считается то, при котором критический объем Qкр является наименьшим при прочих равных условиях. Точка безубыточности может измеряться как в натуральных показателях, так и в стоимостных. В натуральных показателях она соответствует Qкр — критическому объему производства (реализации) продукции (штук), при котором прибыль равна нулю, а в стоимостных — порогу рентабельности Прент — критическому объему выручки от реализации, при котором прибыль равна нулю Данные показатели можно рассчитать аналитически. Расчет критического объема выпуска (реализации) продукции (услуг) осуществляется по следующей схеме. Рассчитаем прибыль П, а затем выполним преобразования: П= V-Zобщ=> V- Zпер-Zпост = Q(Цед – Zпер)- Zпост Поскольку в критической точке прибыль равна нулю, то, приравняв данное выражение к нулю, получим: Qкр(Цед-Zпер)-Zпост=0 >> Qкр=Zпост/Цед-Zпер где Цед — цена единицы продукции (услуги). Порог рентабельности определяют по формуле: Прент=Zпост/К.в.м. где Кв м — коэффициент валовой маржи (маржинального дохода) -доля маржинального дохода в общем объеме выручки:
К.в.м.=М/V Здесь М — маржинальный доход (маргинальный доход, валовая маржа) — разность между выручкой и переменными затратами. Для оценки того, насколько фактическая выручка превышает выручку, при которой предприятие работает безубыточно, следует рассчитать запас финансовой прочности Зфп. Данный показатель можно рассчитывать как в абсолютных величинах, так и в процентах. В абсолютных величинах запас финансовой прочности показывает, насколько можно снизить выручку от реализации, чтобы при этом предприятие оставалось безубыточным, и рассчитывается как разность между фактической выручкой от реализации Кфакт и порогом рентабельности: Зф.п.=Vфакт-Прент Расчет запаса финансовой прочности в процентах показывает процентное отклонение фактической выручки от критической (пороговой) выручки; другими словами, оценивает, на сколько процентов можно уменьшить выручку от реализации, оставаясь в области безубыточности: З.ф.п.=(Vфакт-Прент/Vфакт)100% Для операционного управления и прогнозирования деятельности предприятий туризма и гостиничного бизнеса существует показатель, который называется эффект операционного рычага. Эффект операционного рычага показывает, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли, т.е. выручка растет медленнее, чем прибыль. Эффект операционного рычага рассчитывается для определенного объема производства (выручки от реализации) продукции (услуг), т.е. для каждой конкретной точки. Изменяется объем производства (выручки от реализации), меняется и сила операционного рычага. Эффект операционного рычага Эор рассчитывается в виде отношения маржинального дохода к прибыли: Э.о.р.=М/П=П+Zпост/П=1+(Zпост/П) Эффект операционного рычага показывает, во сколько раз прирост прибыли больше прироста выручки от реализации продукции (услуг). Сила операционного рычага зависит от величины постоянных затрат, и чем они больше, тем эффект сильнее. При увеличении объема реализации эффект операционного рычага можно спрогнозировать через индекс изменения объема реализации Iу и индекс изменения объема прибыли Iп: Iv=V2/V1 In=П2/П1 где К1 и К2 — соответственно базовый и измененный объем реализации (выручки); П1 и П2— соответственно базовая и измененная прибыль. Тогда эффект операционного рычага можно рассчитать как отношение прироста прибыли к приросту объема реализации : Эо.р.=П/I. Порог рентабельности означает, что если гостиница получила выручку от реализации номерного фонда (номеров различной категории) в таком объеме, что она покрыла все свои постоянные затраты. Эта информация позволяет руководству гостиницы вести грамотную ценовую политику, особенно в периоды снижения спроса на гостиничные услуги. В данной ситуации для стимулирования спроса можно смело осуществлять снижение цен на номера. При этом в качестве нижнего предела цены номера будет выступать суммарная величина общих переменных затрат плюс желаемый объем прибыли. Во втором варианте расчета применяется понятие средней цены номера, которая определяется как отношение общей выручки, полученной от реализации всех номеров, к общему числу проданных номеров (койко-ночей): Рассчитываем среднюю цену номера: Ц = 780000/2000 = 390 руб. Рассчитываем средние переменные затраты на номер: Zпер = 240000/2000 = 120 руб. Рассчитываем точку безубыточности как отношение постоянных затрат к разности средней цены за номер и средних переменных затрат: Qкр = 360000/(390 - 120) = 1333,33 койко-ночи. Умножив полученное значение на среднюю цену номера, получим точку безубыточности в денежном выражении: 1333,33х390 =520 000 руб. Таким образом, метод директ-костинг позволяет установить связи и пропорции между затратами и объемами производства (реализации) продукции (услуг), прогнозировать поведение совокупных затрат предприятия в зависимости от изменения объемов производства, рассчитывать прибыльность (убыточность) предприятия, получать оперативную информацию о финансовом состоянии предприятия, определять изменение прибыли вследствие изменения цены реализации, структуры выпускаемой продукции (услуг). Этот метод позволяет принимать правильные решения по управлению предприятиями туризма и гостиничного бизнеса в условиях рыночной экономики.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|