Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Метод директ-костинг



Метод директ-костинг

 

Рассмотрим второй способ группировки и включения затрат в себестоимость турпродукта. Система «директ-костинг» явля­ется атрибутом рыночной экономики, поэтому значение данного способа в современных условиях возрастает.

С переходом на рыночные отношения для каждого предприятия особую важность приобретает система правильного учета и управления издержками, необходимыми для производства продукции, услуг. На предприятии необходимо создать систему управленческого (производственного) учета, которая позволит осуществлять учет производственных затрат, а с другой стороны – анализ издержек, их влияние на результат деятельности предприятия и принятие соответствующих управленческих решений. В отличие от системы калькуляции затрат по полной себестоимости система учета затрат директ-костинг основана на разделении затрат на постоянные и переменные и отдельном их учете.

Такой подход позволяет правильно учитывать влияние постоянных затрат на конечный выпуск продукции (услуг).

Рассмотрим на примере методику проведения расчетов по системе директ-костинг и преимущества этого подхода при принятии управленческих решений.

 

Пример. Условная гостиница за отчетный период имеет заполняемость около 60%, что соответствует реализации 2000 койко-ночей. Общая выручка для гостиницы от этого вида деятельности составила 780 000р. Исследования рынка показали что если снизить стоимость проживания на 10% то можно увеличить реализацию номеров на 20%, и производственный возможности гостиницы позволяют это обеспечить. Цена за номер составляет 390 р, полная себестоимость равняется 600 000р, из них общие постоянные затраты равны 360 000рб общие переменные затраты – 240 000р.

Необходимо просчитать варианты и определить, стоит ли снижать цену и приведет ли это к увеличению общей прибыли гостиницы.

Расчеты осуществляются двумя методами: методом учета полной себестоимости и методом директ-костинг.

Результаты расчетов приведены в таблицах, где вариант 1 – исходная ситуация, а вариант 2 – увеличение объемов реализации на 20%.

 

 

Таблица 1. Расчет прибыли методом учета полной себестоимости

Показатель Вариант 1 (объем реализации 2000 койко-ночей) Вариант 2 (объем реализации 2400 койко-ночей)
Цена номера (руб. койко-ночь)
Полная удельная себестоимость (руб/койко-ночь)
Прибыль удельная (руб/койко-ночь) 390-300=90 351-300=51
Общая (валовая) прибыль 2000х90=180000 2400х51=122400

 

Таблица 2. Расчет прибыли методом директ-костинг

Показатель Вариант 1 Вариант 2
Цена номера руб/койко-ночь
Переменные затраты удельные руб/койко-ночь 240 000 : 2000=120
Маржинальный доход удельный руб/койко-ночь 390-120=270 351-120=231
Общий маржинальный доход, руб 2000х270=540000 2400х231=554400  
Выручка от реализации валовая, руб 2000х390=780000 2400х351=842400
Переменные затраты общие, руб. 2000х120=240000 2400х120=288000
Маржинальный доход общий руб. 780000-240000=540000 842400-288000=554400
Постоянные затраты общие, руб.
Общая валовая прибыль 540000-360000=180000 554400-360000=194400

 

 

Выводы:

· Если производить расчеты по полной себестоимости то получается что гостинице не выгодно снижать цену за номер

· Если рассчитывать по директ-костинг то то общая прибыль увеличивается на 14400р. При этом общая загрузка взрастет до 70%

· Если изменения объема выпуска услуг не происходит то оба метода дадут одинаковый результат.

 

Другой важной особенностью метода директ-костинг является то, что он позволяет наглядно графически представить взаимо­связь поведения затрат и получаемых результатов в виде выручки в зависимости от изменения объёма производства (реализации) продукции (услуг).

 

Пересечение прямых выручки V общих затрат осуществляет­ся в точке, которая называется точкой безубыточности (break even point) или точкой критического объема производства (реализа­ции) продукции (услуг), точкой перелома, критической точкой и т.д. Данная точка показывает, какой объем продукции (услуг) необходим для того, чтобы покрыть все издержки производства. Начиная с этой точки производство (реализация) продукции (ус­луг) начинает приносить прибыль.

Точка безубыточности является важным экономическим пока­зателем принятия управленческих решений для предприятий ту­ризма и гостиничного бизнеса. Концепция определения крити­ческой точки широко используется при выборе вариантов дей­ствий из множества альтернативных решений. Наилучшим реше­нием считается то, при котором критический объем Qкр является наименьшим при прочих равных условиях.

Точка безубыточности может измеряться как в натуральных показателях, так и в стоимостных. В натуральных показателях она соответствует Qкр — критическому объему производства (реализа­ции) продукции (штук), при котором прибыль равна нулю, а в стоимостных — порогу рентабельности Прент — критическому объе­му выручки от реализации, при котором прибыль равна нулю

Данные показатели можно рассчитать аналитически.

Расчет критического объема выпуска (реализации) продукции (услуг) осуществляется по следующей схеме. Рассчитаем прибыль П, а затем выполним преобразования:

П= V-Zобщ=> V- Zпер-Zпост = Q(Цед – Zпер)- Zпост

Поскольку в критической точке прибыль равна нулю, то, при­равняв данное выражение к нулю, получим:

Qкр(Цед-Zпер)-Zпост=0 >> Qкр=Zпост/Цед-Zпер

где Цед — цена единицы продукции (услуги).

Порог рентабельности определяют по формуле:

Прент=Zпост/К.в.м.

где Кв м — коэффициент валовой маржи (маржинального дохода) -доля маржинального дохода в общем объеме выручки:

 

К.в.м.=М/V

Здесь М — маржинальный доход (маргинальный доход, вало­вая маржа) — разность между выручкой и переменными затра­тами.

Для оценки того, насколько фактическая выручка превышает выручку, при которой предприятие работает безубыточно, следу­ет рассчитать запас финансовой прочности Зфп. Данный показа­тель можно рассчитывать как в абсолютных величинах, так и в процентах. В абсолютных величинах запас финансовой прочности показывает, насколько можно снизить выручку от реализации, чтобы при этом предприятие оставалось безубыточным, и рассчи­тывается как разность между фактической выручкой от реализа­ции Кфакт и порогом рентабельности:

Зф.п.=Vфакт-Прент

Расчет запаса финансовой прочности в процентах показывает процентное отклонение фактической выручки от критической (пороговой) выручки; другими словами, оценивает, на сколько процентов можно уменьшить выручку от реализации, оставаясь в области безубыточности:

З.ф.п.=(Vфакт-Прент/Vфакт)100%

Для операционного управления и прогнозирования деятельно­сти предприятий туризма и гостиничного бизнеса существует по­казатель, который называется эффект операционного рычага.

Эффект операционного рычага показывает, что любое измене­ние выручки от реализации всегда порождает более сильное изме­нение прибыли, т.е. выручка растет медленнее, чем прибыль. Эф­фект операционного рычага рассчитывается для определенного объема производства (выручки от реализации) продукции (услуг), т.е. для каждой конкретной точки. Изменяется объем производ­ства (выручки от реализации), меняется и сила операционного рычага.

Эффект операционного рычага Эор рассчитывается в виде от­ношения маржинального дохода к прибыли:

Э.о.р.=М/П=П+Zпост/П=1+(Zпост/П)

Эффект операционного рычага показывает, во сколько раз прирост прибыли больше прироста выручки от реализации про­дукции (услуг). Сила операционного рычага зависит от величины постоянных затрат, и чем они больше, тем эффект сильнее.

При увеличении объема реализации эффект операционного рычага можно спрогнозировать через индекс изменения объема реализа­ции Iу и индекс изменения объема прибыли Iп:

Iv=V2/V1

In=П2/П1

где К1 и К2 — соответственно базовый и измененный объем реали­зации (выручки); П1 и П2— соответственно базовая и измененная прибыль.

Тогда эффект операционного рычага можно рассчитать как от­ношение прироста прибыли к приросту объема реализации :

Эо.р.=П/I.

Порог рентабельности означает, что если гостиница получила выручку от реализации номерного фонда (номеров различной ка­тегории) в таком объеме, что она покрыла все свои постоянные затраты. Эта информация позволяет руководству гостиницы вести грамотную ценовую политику, особенно в периоды снижения спроса на гостиничные услуги. В данной ситуации для стимулиро­вания спроса можно смело осуществлять снижение цен на номера. При этом в качестве нижнего предела цены номера будет высту­пать суммарная величина общих переменных затрат плюс желае­мый объем прибыли.

Во втором варианте расчета применяется понятие средней цены номера, которая определяется как отношение общей выручки, полученной от реализации всех номеров, к общему числу продан­ных номеров (койко-ночей):

 Рассчитываем среднюю цену номера:

Ц = 780000/2000 = 390 руб.

 Рассчитываем средние переменные затраты на номер:

Zпер = 240000/2000 = 120 руб.

Рассчитываем точку безубыточности как отношение посто­янных затрат к разности средней цены за номер и средних пере­менных затрат:

Qкр = 360000/(390 - 120) = 1333,33 койко-ночи.

Умножив полученное значение на среднюю цену номера, по­лучим точку безубыточности в денежном выражении:

1333,33х390 =520 000 руб.

Таким образом, метод директ-костинг позволяет установить связи и пропорции между затратами и объемами производства (реализации) продукции (услуг), прогнозировать поведение со­вокупных затрат предприятия в зависимости от изменения объе­мов производства, рассчитывать прибыльность

(убыточность) предприятия, получать оперативную информацию о финансовом

состоянии предприятия, определять изменение прибыли вслед­ствие изменения цены реализации, структуры выпускаемой про­дукции (услуг). Этот метод позволяет принимать правильные ре­шения по управлению предприятиями туризма и гостиничного бизнеса в условиях рыночной экономики.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.