Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мастерская» творчества учителя музыки.



 

 

  «Мастерская» творчества учителя музыки.

«В каждом человеке солнце,

только дайте ему светить»

Сократ

Настоящее время характеризуется переосмыслением отношения к искусству в современном обществе в целом и в музыкальном образовании в частности.

«Урок музыки - урок искусства» - эти слова Д.Б.Кабалевского стали направляющими в работе учителя музыки.

Этот тезис позволяет выстраивать новые модели уроков музыки, основным принципом которых является соответствие комплекса выразительных средств музыки духовно-нравственному содержанию.

Учитель – «проводник», сопровождающий ребенка по пути познания.

Искусство в силу своей природы способно эффективно помочь учащимся построить целостную картину мира, способствовать самостоятельности мышления, самовыражению мысли и чувства, понимания и накопления эмоциональной сферы ребенка.

Урок музыки нацеливает учителя на формирование у школьников музыкальной культуры как части его эстетического сознания.

При такой постановке цели музыкального воспитания особенно важно владеть искусством своей профессии.

«Есть искусство и есть творчество», - говорил В.Немирович-Данченко.

Это противоречие возникает тогда, когда речь идет о глубинных творческих процессах в искусстве.

Творческий урок становится противовесом другого урока, в котором царит ремесло и практически исключает прямую передачу информации в готовом виде.

Появляется реальное взаимоотношение Музыки как искусства и Искусства проведения урока музыки.

Урок музыки – основная форма формирования основ мышления как творческого процесса, универсального по своей природе. Искусство учит слышать, учит видеть, учит чувствовать и размышлять, учит воспринимать красоту, духовность, нравственность окружающего мира.

Современный опыт ведения урока в школе убедительно показывает, что учитель может быть истинным творцом только тогда, когда постоянно связывает единой нитью сыгранной или высказанное им со своим внутренним миром, со своим отношением к звучащему, со своим эмоциональным опытом, отождествлением со своим «Я».

Главным принципом уроков должно стать «продуктивно творческое действо», которое основывается на основных звеньях:

 

 

 


В процессе такого строения формируется созидательная деятельность учителя, «проживания» себя в искусстве. Истинное погружение в художественный образ, его постижение связано с процессом проживания, с умением пропускать через себя, с ощущением интонаций музыкального произведения как своих собственных.

Осознавая это, учитель создает свою «Мастерскую» творчества, которая помогает раскрыть свой творческий потенциал, почувствовать вкус педагогического творчества.

В педагогических мастерских обеспечивается сочетание технологичности действий учителя и свободы творчества его личности.

Задача – включить ребенка в процесс творческой познавательной деятельности, подарить радость самовыражения, дарит радость открытия.

Именно проблемно – поисковые ситуации, возникающие в процессе работы. способствуют формированию таких качеств как интеллектуальная активность и творческая самостоятельность.

Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях, желание высказать свои мысли и чувства не может появиться у ребят, если нет интереса к уроку и к музыке вообще. Главное – будить детское внимание и воображение, способствовать зарождению любви и пониманию музыки.

Главной линией выстраивания мастерской творчества есть осознание роли интеграции искусств.

Интеграция ( с лат. взаимопроникновение, взаимодействие) ускоряет формирование эстетических взглядов, осознанного отношения к музыкальному искусству.

Восприятие музыкальных произведений будет целостным только тогда, когда ребенок может представить ее в комплексе « услышать – увидеть - сравнить – проинтонировать в движении– прочувствовать – обговорить – создать».

Опираясь на музыкальный и жизненный опыт детей, нужно вместе с ними искать художественно – образные связи содержания с живописью, природой, литературой, жизнью.

Целостные, художественно – образные методы познания, свойственные эмоционально – образной природе искусства, которые опираются на синтез, способствуют насыщению эмоционально-образной сферы личности, остроте чувственного восприятия. Эти «звенья» важны в познавательном процессе, ведь они отражают психофизиологию мозга, двух его тенденций.

 

       

 

 


Музыка, природа которой состоит в познании «внутреннего изнутри», в движении чувств, мыслей, 0

Дети младшего школьного возраста ярко воспринимают «контрасты».

Выстаиваем ассоциативную цепочку восприятия «низкого» и «высокого» регистров.

 

 

 


Отдельная группа «художников» из набора разных красок и оттенков цветовых фрагментов создают «настроение» картины. Здесь нет образов, здесь создается абстрактный рисунок.

  Отдельная группа «поэтов» из различных   выразительных характеристик-слов создает «поэтический образ», что пополняет словарный запас «эмоций» музыки.

Отдельная группа «пластика движения» пытается найти жесты рук, которые ассоциируются с созданными образами.

Ведение «Дневника музыкальных впечатлений» помогает отразить детские размышления, а также форма свободного творческого проявления личности ребенка.

Такой интегрированный подход создает целостную картину обычного музыкального термина «регистр».

Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, ребенок накапливает музыкальные впечатления, раскрывает свои творческие проявления.

Творческая мастерская учителя носит развивающий характер, когда используется проблемно – поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску ответов и способов деятельности.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.