![]()
|
|||||||||||||||||||||
Мастерская» творчества учителя музыки.Стр 1 из 2Следующая ⇒
«Мастерская» творчества учителя музыки. «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить» Сократ Настоящее время характеризуется переосмыслением отношения к искусству в современном обществе в целом и в музыкальном образовании в частности. «Урок музыки - урок искусства» - эти слова Д.Б.Кабалевского стали направляющими в работе учителя музыки. Этот тезис позволяет выстраивать новые модели уроков музыки, основным принципом которых является соответствие комплекса выразительных средств музыки духовно-нравственному содержанию. Учитель – «проводник», сопровождающий ребенка по пути познания. Искусство в силу своей природы способно эффективно помочь учащимся построить целостную картину мира, способствовать самостоятельности мышления, самовыражению мысли и чувства, понимания и накопления эмоциональной сферы ребенка. Урок музыки нацеливает учителя на формирование у школьников музыкальной культуры как части его эстетического сознания. При такой постановке цели музыкального воспитания особенно важно владеть искусством своей профессии. «Есть искусство и есть творчество», - говорил В.Немирович-Данченко. Это противоречие возникает тогда, когда речь идет о глубинных творческих процессах в искусстве. Творческий урок становится противовесом другого урока, в котором царит ремесло и практически исключает прямую передачу информации в готовом виде. Появляется реальное взаимоотношение Музыки как искусства и Искусства проведения урока музыки. Урок музыки – основная форма формирования основ мышления как творческого процесса, универсального по своей природе. Искусство учит слышать, учит видеть, учит чувствовать и размышлять, учит воспринимать красоту, духовность, нравственность окружающего мира. Современный опыт ведения урока в школе убедительно показывает, что учитель может быть истинным творцом только тогда, когда постоянно связывает единой нитью сыгранной или высказанное им со своим внутренним миром, со своим отношением к звучащему, со своим эмоциональным опытом, отождествлением со своим «Я».
В процессе такого строения формируется созидательная деятельность учителя, «проживания» себя в искусстве. Истинное погружение в художественный образ, его постижение связано с процессом проживания, с умением пропускать через себя, с ощущением интонаций музыкального произведения как своих собственных. Осознавая это, учитель создает свою «Мастерскую» творчества, которая помогает раскрыть свой творческий потенциал, почувствовать вкус педагогического творчества. В педагогических мастерских обеспечивается сочетание технологичности действий учителя и свободы творчества его личности. Задача – включить ребенка в процесс творческой познавательной деятельности, подарить радость самовыражения, дарит радость открытия. Именно проблемно – поисковые ситуации, возникающие в процессе работы. способствуют формированию таких качеств как интеллектуальная активность и творческая самостоятельность. Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях, желание высказать свои мысли и чувства не может появиться у ребят, если нет интереса к уроку и к музыке вообще. Главное – будить детское внимание и воображение, способствовать зарождению любви и пониманию музыки. Главной линией выстраивания мастерской творчества есть осознание роли интеграции искусств. Интеграция ( с лат. взаимопроникновение, взаимодействие) ускоряет формирование эстетических взглядов, осознанного отношения к музыкальному искусству. Восприятие музыкальных произведений будет целостным только тогда, когда ребенок может представить ее в комплексе « услышать – увидеть - сравнить – проинтонировать в движении– прочувствовать – обговорить – создать». Опираясь на музыкальный и жизненный опыт детей, нужно вместе с ними искать художественно – образные связи содержания с живописью, природой, литературой, жизнью. Целостные, художественно – образные методы познания, свойственные эмоционально – образной природе искусства, которые опираются на синтез, способствуют насыщению эмоционально-образной сферы личности, остроте чувственного восприятия. Эти «звенья» важны в познавательном процессе, ведь они отражают психофизиологию мозга, двух его тенденций.
Музыка, природа которой состоит в познании «внутреннего изнутри», в движении чувств, мыслей, 0 Дети младшего школьного возраста ярко воспринимают «контрасты». Выстаиваем ассоциативную цепочку восприятия «низкого» и «высокого» регистров.
Отдельная группа «художников» из набора разных красок и оттенков цветовых фрагментов создают «настроение» картины. Здесь нет образов, здесь создается абстрактный рисунок. Отдельная группа «поэтов» из различных выразительных характеристик-слов создает «поэтический образ», что пополняет словарный запас «эмоций» музыки. Отдельная группа «пластика движения» пытается найти жесты рук, которые ассоциируются с созданными образами. Ведение «Дневника музыкальных впечатлений» помогает отразить детские размышления, а также форма свободного творческого проявления личности ребенка. Такой интегрированный подход создает целостную картину обычного музыкального термина «регистр». Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, ребенок накапливает музыкальные впечатления, раскрывает свои творческие проявления. Творческая мастерская учителя носит развивающий характер, когда используется проблемно – поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску ответов и способов деятельности.
|
|||||||||||||||||||||
|