Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Правда жизни и история Нижегородского края в фотографиях



Правда жизни и история Нижегородского края в фотографиях

М.П. Дмитриева

(Историко-биографическое эссе)

Лукоянова Любовь, ученица

школы № 1,

 г. Семенов

Хранит ли время и человек память об ушедшем?

-Конечно хранит, - ответит обыватель.

  И современные технологии, Интернет-ресурсы выдадут солидный объем информации по любому запросу, а каждый индивид из этой инфо-громады отыщет то, что нужно ему. Но не всегда и всем везет. Как не повезло мне, когда я попыталась найти информацию через интернет о доме № 32 по ул. Ижорская в Нижнем Новгороде. Что выдала эта бесчувственная машина: координаты местоположения данного дома, объявления о продаже, аренде квартир и так далее.    Я же хотела узнать,  как жил в этом доме последние свои годы всемирно известный фотограф М.П. Дмитриев. Мало того, что Интернет-ресурс ничего не выдал по моему запросу. Сама улица, или люди, видимо, забыли об этом человеке! Ни на одном из домов, стоящих на ул. Ижорской, нет таблички с упоминанием о фотографе Дмитриеве. Может быть, помнит о нем старая лиственница, что растет на своем месте (как раз напротив дома № 32) уже не одно столетие?

…Для моей мамы, родившейся в одном из этих бараков в конце 1970-х годов, эта лиственница дорога как память о ее любимом отчем доме, дружелюбных приветливых соседях, которые жили как одна семья, о веселой дворовой компании. Своим домом № 34 по ул. Ижорская (хотя это уже совсем другой дом) мама гордилась всегда. Еще бы, ведь совсем рядом стоял соседний дом № 32, который принимал в своих стенах уважаемых гостей, среди которых был Максим Горький. Имеется ввиду хозяин дома Максим Петрович Дмитриев, который принимал дорогого гостя и друга Алексея Максимовича. Об этом я узнала из рассказов бабушки и мамы. Еще в середине 1980-х годов жительница дома № 34 пожилая дама София Ивановна Рыбакова, всеми уважаемая соседка, рассказывала, как она, будучи еще подростком, со страстным любопытством рассматривала великого писателя М. Горького, сидящего за столом на соседской веранде и пьющего чай из самовара с хозяином дома Максимом Петровичем.

     Некоторые жители тридцать четвертого дома помнят о своем знаменитом соседе, хотя воочию его, конечно, не видели…

…Одним из больших подарков судьбы для человека, изучающего историю края, является наследие М.П. Дмитриева. Его фотоколлекция уникальна и по количеству снимков, и по содержанию. Именно фотографии сохранили для нас многие подробности жизни ушедшей эпохи. Это интереснейшее сосредоточение лиц, мест, событий, связанных с жизнью края. Зафиксированные фотографией реальные детали приобретают особенную, мемориальную,  историческую ценность. Недаром художник Репин называл фотографии незаменимыми протоколами натуры. Дмитриев не раз высказывался против фотографической ретуши, которая, по его мнению, сглаживала все то, что составляло жизненную правду. Возможно, это как раз и подкупало Горького, который жизненную правду, какая бы она не была, ставил на первое место. В конце 90-х г.г. наряду с Горьким, Максим Петрович Дмитриев посредством фотографии делал социальную реальность, эту обличительную правду жизни, доступной для широких слоев населения.

В 1892 году в результате неурожаев в центральной полосе России начался голод. Передовая общественность, представители интеллигенции, писатели, в частности, Лев Толстой не могли смотреть равнодушно на страдания народа, и они принимают самое активное участие и поднимают массовое патриотическое движение в помощь голодающим, организуют сбор пожертвований, открывают бесплатные столовые в ряде деревень. Официальная власть запрещает рассказывать о голоде, полиция задерживает фотографов-любителей. Но отдельные энтузиасты все же делают исторические снимки, как оказывают помощь голодающим. Среди них нижегородский фотограф Максим Петрович Дмитриев. С тяжеловесной камерой фотограф добирался до наиболее сильно пострадавших от засухи и эпидемий уездов и снимал, не зная усталости и страха. Он смело вносил свой аппарат в тёмные прокопчённые избы, где на прелой соломе вповалку лежали целые семьи в жестокой тифозной горячке. Запечатлевал полуразваленные крестьянские дома с голыми остовами крыш, кое-где сохранившими жалкие клочки со­ломы, человеческое отчаяние, самоотверженный труд врачей… Серия фотографий "Неурожайный 1891-1892 год в Нижегородской губернии", изданная им в виде альбома, была отмечена на многих отечественных и зарубежных фотовыставках. Это документальные снимки о тяжелой жизни народа Поволжья в годы неурожая, во всех деталях рассказывающие о бедственном положении российского крестьянства. Изданный фотоальбом Дмитриева способствовал сбору средств голодающим по всей стране, так как "говорил" громче всяких слов. Это был один из первых опытов "реальной" документальной фотографии в России.( На рубеже двух веков: Нижегородское Поволжье и Волга в фотографиях М.П. Дмитриева: Фотоальбом / Сост. В.В. Колябин, А.И. Оношко, Н.Ф. Филатов, В.А. Харламов.- Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1988.-255 с., ил. С.13-14

        Понять нужды народа Дмитриев мог как никто другой. Выйдя из недр народных, Максим Петрович прошел долгий тяжелый трудовой путь, прежде чем стал мастером со всемирной известностью. Будущий знаменитый фотограф родился 21 августа 1858 года в д. Повалишино Тамбовской губернии. С двух лет воспитывался в приемной семье бездетного  рязанского крестьянина Куприянова. С малых лет самостоятельно зарабатывал себе на пропитание. Мать Максима, желая, чтобы сын овладел ремеслом, сумела устроить его в ученики к известному московскому фотографу Настюкову. Так с пятнадцати лет Максим Дмитриев начал свое восхождение к профессиональному фотомастерству. В 1874 году хозяин привез Дмитриева работать в фотопавильоне на Нижегородской ярмарке. Ярмарка вызвала у М.П. Дмитриева не только деловой, но и историко-этнографический интерес. Через три года Дмитриев переехал в Нижний Новгород, где спустя некоторое время стал учеником и помощником всемирно известного нижегородского фотографа А.О. Карелина. Одна за другой решались Дмитриевым сложные задачи, встававшие на пути к вершинам фотоискусства. Все они оказались ему под силу.

1889 год стал в творческой биографии М.П. Дмитриева началом его будущих блестящих успехов на фотографических выставках самых высоких рангов - отечественных и зарубежных. Спустя год - высшие награды на Одесской выставке за позировку в портретах, а в Казани - за сцены и жанры, мастерски скомпонованные. 1892 год принёс двойной успех М.П. Дмитриеву - золотую медаль Па­рижской международной фотографической выставки и Почётный диплом выставки в Амстердаме.

  …Немного забегая вперед, зададим вопрос. Почему этот человек оказался на Керженце и стал одним из наших проводников по старообрядческим скитам, что его здесь привлекало и кто составлял его круг знакомств?

Интерес М.П. Дмитриева к отечественной истории и этнографии сформировался благодаря его активному участию в деятельности Нижегородской губернской ученой архивной комиссии (НГУАК). Членом НГУАК Дмитриев стал по примеру своего учителя - художника и фотографа А.О. Карелина и его сына Андрея Андреевича…

      Никто сейчас не расскажет, что именно повело М.П. Дмитриева в Заволжские скиты - задание ли НГУАК, рассказы ли зятя - семеновского купца А.В. Пирожникова. Но ясно одно - Максим Петрович стал человеком, который захотел нас познакомить с жителями старообрядческих скитов, сделать их понятными. Установив контакт с прототипом одного из героев романа П.И. Мельникова, старообрядческим начетчиком Борисовым, Дмитриев запечатлел на фото старообрядческие скиты и их жителей.

Созданный М.П. Дмитриевым фотоцикл о жизни старообрядческого Заволжья был показан сначала на заседании НГУАК в 1908 году, посвященном памяти П.И. Мельникова, а затем на выставке «Из родной старины». Тогда ее посетило 1356 человек, чего не знала ни одна из подобных выставок Нижнего Новгорода той поры. Правда, подчеркивалось, что фотографии привлекают не столько своей историчностью, сколько поэтичностью мест действия мельниковских типов ( скитов).  ( На рубеже двух веков: Нижегородское Поволжье и Волга в фотографиях М.П. Дмитриева:Фотоальбом/Сост. В.В. Колябин, А.И. Оношко, Н.Ф. Филатов, В.А. Харламов.- Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1988.-255 с., ил.С.26)…

…фото М.П. Дмитриева все эти столетия остаются интересными для потомков. Сама жизнь возложила на них миссию - хранить память об ушедшем.  И они хранят! На фотографиях Дмитриева - на всю страну известная Нижегородская ярмарка, значимые события жизни нижегородцев, жителей губернии и Поволжья, лица наших земляков –великих и совершенно безвестных…Фотографические снимки Максима Петровича являются документами своей эпохи - эти «незаменимые протоколы натуры» помогают открыть нам прошлое, дают нам возможность нарисовать обстоятельную картину того, как развивался наш край на протяжении полутора столетий. Такие знания избавляют от иллюзий, учат понимать свое место. И если мы это поймем, то избежим многих ошибок в будущем.

Очень хочется верить, что наследие М.П. Дмитриева, как и его имя, не уйдут со страниц истории нашей жизни и будут вечно «жечь сердца» и вдохновлять на поиск истины. Совсем неважно, есть ли табличка с именем М.П. Дмитриева на ул. Ижорской в Нижнем Новгороде, важно, чтобы к его наследию не заросла народная тропа.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.