![]()
|
|||||||||||
Лекция №2
Лекция №2 ТЕМА:Инструменты программы КОМПАС и их использование. Последовательность действий при создании и редактировании детали. Рассматриваемые вопросы: 1. Инструменты программы КОМПАС и их использование. 2. Последовательность действий при создании и редактировании детали.
Программный пакет КОМПАС-3D обладает очень мощным чертежно- графическим редактором КОМПАС-График, по праву считающимся одним из лучших среди всех отечественных САПР, предоставляющих различные решения для двухмерного проектирования. КОМПАС-График полностью поддерживает отечественные стандарты ЕСКД или СПДС на оформление конструкторской документации. Работа в КОМПАС-График реализована через два типа документов: КОМПАС-Фрагмент и КОМПАС-Чертеж. КОМПАС-Чертеж – это электронный аналог обычного конструкторского чертежа, обеспечивающий удобную работу с видами, редактирование и оформление чертежей. КОМПАС-Фрагмент используется лишь как вспомогательный документ, позволяя сохранять отдельно от чертежа различные его части, в зависимости от определенных требований. Чертеж– это графическое изображение какого-либо объекта (изделия, механизма, здания), выполненное и оформленное согласно определенным правилам. На чертеже объект представлен в нескольких видах, содержащих ортогональные проекции объекта. Перспективное изображение (изометрия, диаметрия) используется на чертеже крайне редко, так как искривляет реальные размеры объекта, что не позволяет точно их определить и впоследствии изготовить по ним объект. Выполнение сложных чертежей зависит не только от возможностей команд для создания геометрических примитивов. При построении каждого нового объекта приходится отталкиваться от уже существующей геометрии на чертеже, другими словами, «привязываться» к ней. Для этого в системе КОМПАС предусмотрены привязки.
Привязки Суть действия привязок заключается в следующем. Система анализирует объекты, ближайшие к текущему положению указателя, чтобы определить их характерные точки (например, конец или центр отрезка, центр окружности, точку пересечения двух линий и т. п.) и затем предоставить пользователю возможностьзафиксировать указатель в одной из этих точек. Применение привязок позволяет точно установить указатель в некоторую точку, причем не обязательно, чтобы координаты указателя в момент щелчка точно совпадали с координатами нужной точки. Привязки бывают двух видов: глобальные и локальные. Глобальные привязкидействуют постоянно при вводе или редактировании объектов. Установить набор глобальных привязок можно в диалоговом окне Параметры (вкладка Система, подраздел Привязки раздела Графическийредактор). Для текущего сеанса работы с графическим документом можно настроить типы привязок при помощи панели инструментов Глобальные привязки или диалогового окна Установка глобальных привязок (рис. 2.20). Для вызова этого диалогового окна необходимо щелкнуть на кнопке Установка глобальных
Рисунок 2.20
Локальные привязкимогут вызываться при вводе конкретного объекта и не запоминаются системой для последующих вызовов команд построения геометрии. Локальные привязки имеют более высокий приоритет по сравнению с глобальными. Это означает, что при вызове локальной привязки установленные глобальные привязки действовать не будут. Чтобы воспользоваться той или иной локальной привязкой, следует вызвать одну из команд контекстного подменю Привязка или воспользоваться раскрывающимся меню кнопки локальных привязок, которая размещена последней на панели Глобальные привязки. В чертежном редакторе КОМПАС-График доступны следующие типы привязок. Ближайшая точка – позволяет привязаться к ближайшей для указателя характерной точке (начало отрезка, точка начала системы координат и пр.). Середина – разрешает фиксировать указатель на середине ближайшего прямолинейного объекта. Пересечение – включение этой привязки указывает системе на необходимость отслеживать ближайшие к указателю пересечения линий. Касание – действие этой привязки размещает указатель таким образом, чтобы создаваемый объект (отрезок, дуга) касался ближайшей к текущему положению указателя точки объекта, расположенного рядом. Нормаль – действует аналогично предыдущей, с той только разницей, что создаваемый объект размещается по нормали к ближайшему объекту. По сетке – выполняет привязку указателя к точкам координатной сетки (даже если отображение самой сетки в этот момент выключено). Выравнивание – при перемещении указателя система выполняет выравнивание (по горизонтали или по вертикали) по характерным точкам близлежащих объектов или по последней зафиксированной точке (например, по первой точке отрезка, предыдущей точке ломаной или кривой Безье и т. п.). Угловая привязка – позволяет фиксировать указатель под определенным углом к последней зафиксированной точке создаваемого объекта. Шаг угловой привязки можно настроить в диалоговом окне настройки привязок. Центр – выполняет привязку к центрам окружностей, дуг или эллипсов. Точка на кривой – просто размещает указатель на произвольной кривой. При срабатывании определенной привязки система тонкой пунктирной линией указывает характерную точку привязки, предполагаемую точку вставки курсора (отображается крестиком), а возле указателя мыши всплывает текст с названием типа привязки (рис. 2.21).
Рисунок 2.21
Отключить или включить действие установленных в системе глобальных привязок можно при помощи кнопки Запретить привязки на панели Текущее состояние или сочетания клавиш Ctrl+D.
Команды создания геометрических объектов Все команды, предназначенные для создания различных геометрических объектов на чертеже, объединены на панели инструментов Геометрия(рис. 2.22). По умолчанию эта панель размещается первой на компактной панели. Рисунок 2.22
Большинство команд этой панели объединено в группы по своему функциональному назначению. Это облегчает поиск нужной команды и существенно уменьшает габариты панели инструментов. На панели всегда отображается кнопка «верхней» команды группы, то есть последней вызванной. Чтобы получить доступ к другим командам, следует щелкнуть кнопкой мыши и удерживать ее на кнопке группы, пока не раскроется панель с другими командами, после чего можно выбрать из них любую.оманды группы кнопок, предназначенных для создания точки:
указанной кривой с любыми другими кривыми.
Рисунок 2.23построить несколько точек, равномерно размещенных вдоль кривой и находящихся на определенном расстоянии от базовой точки, которая лежит на этой кривой. Команды группы кнопок для создания вспомогательных прямых на чертеже:
Далее идет группа команд, позволяющих строить отрезки.
Следующая за отрезками группа команд предназначена для построения окружностей:
При построении окружностей с использованием любой приведенной команды вы можете включить автоматическую расстановку осевых линий. Это можно сделать при помощи кнопок-переключателей Без осей/С осями на панели свойств. Для создания дуг окружностейв КОМПАС-График предназначены следующие команды:
Дуга по 2 точкам – служит для создания дуги (полуокружности) по двум точкам.
При вводе дуги вы можете задавать ее направление (по или против часовой стрелки) при помощи кнопок на панели свойств. Исключение составляет команда Дуга по 3 точкам, где направление дуги однозначно определяется размещением характерных точек. Редактор КОМПАС-График содержит много команд для создания эллипсов:
параллелограмм, который задан тремя вершинами (рис. 2.25).
Рисунок 2.25
строиться эллипс, а также одну произвольную точку, фиксирующую объект (рис.2.27).
Как и при построении окружностей, при создании эллипсов есть возможность включить режим автоматического построения осевых линий.
Рисунок 2.26
Рисунок 2.27 Следующая функция заслуживаетпристального внимания. Команда Непрерывный ввод объектов последняя точка предыдущего объекта автоматически становится первой точкой нового. Элементы управления этой команды дают возможность при каждом новом вводе выбирать тип объекта и способ его создания. При непрерывном вводе вы можете использовать такие команды: Отрезок; Параллельныйотрезок; Перпендикулярный отрезок; Касательный отрезок; Дуга по 3 точкам; Сопряженная дуга – позволяет строить дугу по двум точкам, которая обязательно должна быть касательной к последнему объекту; Кривая Безье; NURBS-кривая. Выбрать нужную команду перед вводом очередного объекта можно при помощи кнопок- переключателей группы Тип. Две следующие группы команд очень похожи между собой и служат для создания фасок и сопряжений между пересекающимися объектами. Команды Фаска радиуса между двумя пересекающимися объектами. Фаску можно выполнить, указав два ее катета или один
Рисунок 2.28 катет и угол наклона. Для построения скругления достаточно определить радиус и два объекта, между которыми должно быть создано скругление. Команды Фаска на углах объекта Группа кнопок для построения многоугольниковсодержит следующие команды:
многоугольника. Следующая команда – Собрать контур
Команда Штриховка ![]() ![]() Рисунок 2.29 – Различные стили штриховок и заливок
Чтобы создать свой стиль штриховки, выполните следующее. 1. Щелкните на кнопке Штриховка. В раскрывающемся списке Стиль выберите последний пункт – Другой стиль. 2. Появится диалоговое окно Выберите текущий стиль штриховки (рис.2.30). Щелкните на кнопке Библиотеку и загрузите библиотеку стилей штриховок GRAPHIC.LHS. После этого перейдите на вкладку Библиотека, на которой должны отобразиться различные стили штриховок. 3. Выберите любой стиль и щелкните на кнопке Новый. Откроется окно Создание нового стиля штриховки, (рис. 2.31) в котором можно настроить или изменить выбранный стиль.
Рисунок 2.30 Рисунок 2.31 4. Сохранив стиль под новым именем (для этого нужно изменить его название в соответствующем поле и нажать кнопку OK после завершения настроек), вы можете использовать его в своихчертежах. Последняя кнопка панели инструментов Геометрия, которая называется Спроецировать объект Если вы внимательно смотрели на рисунки панели свойств для той или иной команды создания графических примитивов, то наверняка обратили внимание на то, что последним всегда размещается раскрывающийся список Стиль (исключение составляют команда Штриховка и команды построения вспомогательной геометрии). В этом списке содержатся стили линий, которые применяются при построении графических объектов. Состав данного списка формируется на вкладке Новые документы окна Параметры, в разделе Графический документ > Линии > Фильтр линий. По умолчанию установлен стиль Основная. Если вы изменили стиль линии для объекта, он запоминается и при следующем вызове любой команды будет использоваться по умолчанию. Чтобы запретить системе запоминать стиль линии (то есть всегда предлагать по умолчанию стиль, указанный в фильтре линий), необходимо снять флажок Запоминать последний стиль в окне настройки фильтра. Вы также можете создавать собственные стили линии. Для этого сделайте следующее. 1. 2. В появившемся окне выбора стиля линии перейдите на вкладку В памяти. 3. Щелкните на кнопке Новый. Перед вами должно появиться окно Создание нового стиля кривой (рис. 2.32), которое содержит параметры для создания собственного стиля линии: прототипа для стиля, тип кривой, параметры штрихов и промежутков, цвета линии ипр. 4. Присвойте имя стилю (введите его в поле Название) и нажмитеOK. Редактирование геометрических объектов В системе КОМПАС редактировать все графические объекты (включая и библиотечные) можно тремя способами: использовать режим редактирования (для этого нужно дважды щелкнуть кнопкой мыши на объекте); при помощи характерных точек (для этого следует щелкнуть на объекте кнопкой мыши один раз); с применением специальных команд редактирования. Рассмотрим основной способ редактирования – использование специальных команд, которые находятся на панели инструментов Редактирование(рис. 2.33) Рисунок 2.33 Чтобы активизировать эту панель, нужно нажатькнопкуРедактирование Первая группа команд предназначена для перемещения графических объектов на чертеже.
Следующая команда – Поворот Команда Масштабирование Команда Симметрия Следующая группа команд предназначена для копирования выделенных объектовдокумента.
Далее идет группа инструментов, позволяющих деформировать объекты графическихдокументов.
Следующая группа содержит кнопки, предназначенные для удаления участков кривой.
Две следующих команды – Разбить кривую Команда Очистить область Последняя команда на панели Редактирование – Преобразовать в NURBS
Команды редактирования недоступны, если в документе нет ни одного графического объекта. Если в документе ни один объект не выделен, то остаются неактивными кнопки команд Сдвиг, Сдвиг по углу и расстоянию, Поворот, Масштабирование, Симметрия, Копирование, Копия по кривой, Копия по окружности, Копия по концентрической сетке и Копия по сетке.
Построение размеров и редактирование размерных надписей Ни один чертеж не может считаться полноценным, если в нем нет размеров и различных обозначений (знаков шероховатостей, баз, отклонений, линий выносок и пр.), предусмотренных стандартами. Система КОМПАС-График содержит большой набор средств для создания размеров и различных знаков обозначений. Кнопки для вызова команд простановки размеров собраны на панели инструментов Размеры. Эту панель можно вызвать, щелкнув на одноименной кнопке переключения компактнойпанели. Команды предлагают практически все возможные варианты нанесения размеров (линейный, линейный с обрывом, угловой, диаметральный, радиальный и пр.), большинство из которых рассмотрены ниже.
(фиксирует) местоположение размерной линии на чертеже. В отдельных случаях трудно задать точки, определяющие величину размера. При этом лучше указать сам прямолинейный объект, чтобы система самостоятельно определила его габариты. Это можно сделать, нажав кнопку Выбор базового объекта
размера.
Рисунок 2.34
размеров существует еще несколько команд, объединенных в одну группу (Угловой от общей базы, Угловой цепной, Угловой с обрывом ипр.).
Доступны следующие параметры отображения размера и размерной надписи (приведены типовые параметры для всех разновидностей размеров): выбор типа стрелки на концах размерной линии (раскрывающийся список Стрелка):
выбор способа размещения текста размерной надписи и линии выноски (раскрывающийся список Размещениетекста):
Рисунок 2.35
настройка положения надписи (раскрывающийся список Положение надписи):
Кроме того, можно задать размещение стрелок (внутри или снаружи выносных линий) при помощи группы команд Размещение стрелок. По умолчанию включено авторазмещение стрелок, при котором система самостоятельно располагает стрелки снаружи при слишком близком размещении выносных линий (малом значении номинала размера).
|
|||||||||||
|