Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КУРСОВАЯ РАБОТА



 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный экономический университет»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «ПРИНЯТИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ»

 

Тема: «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ПРИМЕРЕ ПРИНЯТИЯ ПОПРАВОК В КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2020 ГОДУ»                                                                                                          

 

 

Направление (Специальность): Государственное и муниципальное управление Студент: Смирнова Виктория Александровна  
Профиль/программа:   Государственная и муниципальная   служба Группа: ОЗГМС-19-1-у
Кафедра государственного и муниципального управления Руководитель:Молокова Елена Леонидовна
Дата защиты:________________  

Екатеринбург

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

Теоретические основы исследования эффективности законодательного процесса на примере принятия поправок в Конституцию Российской Федерации в 2020 году
1.1 Система законодательства регулирующая принятие поправок в Конституцию Российской Федерации
1.2 Значение принятия поправок в Конституцию на современном этапе
Экспертиза поправок в Конституцию Российской Федерации
2.1 Сравнительный анализ редакций Конституции Российской Федерации
2.2 Оценка экспертной активности в исследуемой области
2.3 Эффективность и реализуемость принятых поправок в Конституцию Российской Федерации в 2020 году
 Рекомендации по совершенствованию принятых поправок в Конституцию Российской Федерации
3.1 Экспертное заключение по результатам исследования
3.2 Предложения по повышению социально - экономической эффективности приятных поправок в Конституцию
3.3 Экономическое обоснование предлагаемых мероприятий
  Заключение
  Список использованных источников

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования обусловливается следующими обстоятельствами.

Во-первых, произошедшей в 2020 г. конституционной реформой, инициированной Президентом РФ, которая была направленна на изменение аспектов функционирования публичной власти.

Во-вторых, анализ содержания конституционных поправок, которые прямо затронули вопросы деятельности судебной власти.

В-третьих, необходимостью совершенствования законодательного процесса в Российской Федерации.

Объект исследования – эффективность законодательного процесса в Российской Федерации.

 Предмет курсовой работы – принятие поправок в Конституцию Российской Федерации в 2020 году.

Целью курсовой работы является систематизация, закрепление и углубление теоретических знаний, выработка у студентов практических навыков и умений их применения в профессиональной деятельности. А так же вопрос о статусе и реальной роли судебной власти в современной системе разделения властей.

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи курсовой работы:

- получение опыта самостоятельного исследования законодательного процесса в Российской Федерации;

- развитие аналитического мышления и умения использовать междисциплинарные связи экономики, управления и права;

- умение работать с законодательными документами Российской Федерации, в частности с Конституцией РФ;

- формирование собственной гражданской позиции по актуальным вопросам развития российского общества.

В работе были использованы следующие методы: формально-логический метод (анализ и изучение законодательства, нормативных, правовых актов ведомства), метод сравнительного анализа, формально-юридический метод, графические и табличные методы структурирования информации, структурно-функциональный и системно-структурный методы при исследовании системы работы ограничений и запретов в ГУФСИН России.

Структура работы: курсовая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.


 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ПРИМЕРЕ ПРИНЯТИЯ ПОПРАВОК В КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2020 ГОДУ

1.1 СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕГУЛИРУЮЩАЯ ПРИНЯТИЕ ПОПРАВОК В КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.

В каждой стране своеобразными путями появляются и сменяются конституции, что всегда связано с существенными, а зачастую и коренными, переменами в жизни общества, закрепляемыми или порождаемыми конституционными установлениями. Поэтому значительное внимание наука уделяет истории развития конституции соответствующего государства, раскрывая ее влияние на ход исторического процесса.

В январе 2020 года в Послании В.В. Путина была обозначена необходимость внесения изменений и поправок в конституцию Российской Федерации 1993 года.

При общей оценке конституционной реформы 2020 г., на первый план вышли изменения общественно-политического характера. Вместе с тем остались незамеченными масштабные изменения, которые коснулись судебной власти в России.

Поэтому нужно детально рассмотреть влияние конституционных поправок на реализацию и соблюдение принципа независимости судебной власти, в том числе при функционировании судов, прекращении полномочий судей, а также изучить, какие изменения ждут после 2020 г. Конституционный Суд России, который больше всего затронули конституционные поправки.

В соответствии с Указом Президента от 3 июля 2020 года «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками» текст размещен на «Официальном интернет-портале правовой информации» (pravo.gov.ru).[1]

Конституция — акт долговременного действия. Ее важнейшим свойством является стабильность. Юридической гарантией стабильности российской Конституции служит особый (жесткий) порядок ее пересмотра и принятия конституционных поправок, предусмотренный гл. 9 Конституции РФ.

 Анализируя порядок изменения Конституции Российской Федерации, следует подчеркнуть крайнюю сложность конституционного пересмотра. «Создатели действующей Конституции Российской Федерации пошли по пути намеренно усложненного варианта ее реформирования. Процедура изменения действующей Конституции РФ 1993 г. предусмотрена в главе 9 — Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

Субъекты законодательной инициативы:

— Президент Российской Федерации;

— Совет Федерации;

— Государственная Дума;

— Правительство Российской Федерации;

— законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;

— группа численностью не менее 1/5 членов Совета Феде рации или депутатов Государственной Думы (ст. 134 Конституции РФ).

Конституционная инициатива органов государственной власти оформляется в виде соответствующих актов (например, постановлений Государственной Думы, постановлений Правительства и т.д.). Эти акты должны приниматься с соблюдением установленных процедур и правил.

В частности, акты конституционной инициативы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации должны отвечать тем формальным требованиям, которые установлены в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации и регламентах их законодательных (представительных) органов.

Конституционная инициатива групп депутатов Федерального Собрания оформляется в виде законопроекта или предложения о конституционном пересмотре, которые подписываются не менее чем 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Предложения о пересмотре Конституции должны быть оформлены в соответствии с теми требованиями, которые установлены регламентами Совета Федерации и Государственной Думы. Так, в Государственной Думе необходимым условием внесения законопроекта является представление:

- текста законопроекта;

- обоснования необходимости его принятия, включающего развернутую характеристику законопроекта, с указанием его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноза социально экономических и иных последствий его принятия;

- справки о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования;

- перечня законов и иных нормативных актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного законопроекта;

- предложений о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного закона;

- финансово — экономического обоснования, если реализация законопроекта потребует дополнительных материальных и иных затрат (ст. 96 Регламента Государственной Думы).

В том случае, если не выполнены указанные требования, либо форма представленного проекта не соответствует установленным нормам, законопроект может быть возвращен Советом Государственной Думы его инициаторам (ст. 99 Регламента Государственной Думы).

В главе 9 конституции Российской Федерации ее положения с точки зрения порядка изменения Конституции поделены на четыре части.

Первая часть — это положения глав:

Глава 1 «Основы конституционного строя»

Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» и самой главы 9.

Эти положения не могут быть пересмотрены самим Федеральным Собранием — парламентом РФ. Необходимость их изменения влечет за собой принятие новой Конституции. Федеральное Собрание вправе лишь дать изначальную оценку соответствующих предложений.

Регламентом Государственной Думы предусмотрен следующий порядок рассмотрения вопроса о пересмотре гл. 1, 2 и 9 Конституции. Соответствующие предложения должны содержать новую редакцию указанных глав Конституции или их статей, частей, пунктов, а также обоснование новелл, внесенных в порядке законодательной инициативы. Предложение направляется Советом Государственной Думы в Комитет Государственной Думы по законодательству и судебно — правовой реформе для подготовки заключения, после чего включается Советом Государственной Думы в календарь рассмотрения вопросов (ст. 128). По итогам обсуждения Государственная Дума принимает решение об одобрении или отклонении предложения.

Часть 2 ст. 135 Конституции определяет, что если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.[2] Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. №2-П (п.2 резолютивной части) объясняет, что в тех случаях, когда Конституция требует для принятия решения определенного большинства от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, требуемое большинство голосов должно быть набрано в каждой из палат Федерального Собрания, причем оно определяется от численности каждой палаты, установленной в ч.2 и ч.З ст.95 Конституции. Часть 3 ст. 135 Конституции определила компетенцию и основы деятельности Конституционного Собрания, наделив его учредительными полномочиями. В случае своего созыва «Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование». При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей. Вместе с тем, действующей Конституцией не определено, каким образом должно формироваться Конституционное Собрание, сколь долго может продолжаться его работа над проектом Конституции, как должны строиться взаимоотношения Конституционного Собрания с органами государственной власти, каким должен быть статус члена Конституционного Собрания, как должна проходить разработка проекта новой Конституции. Ответы на эти и другие вопросы может дать только федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании, разрабатываемый в настоящее время Государственной Думой.

Необходимо отметить, что Конституция ставит Конституционное Собрание перед жестким выбором, требуя либо подтверждения неизменности действующей Конституции, либо, принятия новой Конституции, либо вынесения проекта Конституции на всенародное голосование. При этом не упоминается о возможности принятия Конституционным Собранием каких-либо промежуточных решений, например, о внесении изменений в отдельные положения Конституции.

Рассмотренный выше порядок пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации подчеркивает особую значимость и вместе с тем необходимость обеспечения стабильности данных норм Конституции.

Вторая часть — это поправки к главам 3-8 Конституции (т.е. к ее остальному тексту). В соответствии со ст. 136 они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона (ст. 108). В данной статье речь идет не о федеральных конституционных законах, исчерпывающий перечень которых содержится в самом тексте Конституции, а о федеральных законах, которые принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136 говорится, что поправки к главам 3-8 принимаются в форме особого правового акта — закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации. В порядке реализации данного постановления КС в РФ принят Федеральный закон от 6 февраля 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».

Основные стадии:

1. Инициатива субъекта о внесении такого предложения, подготовка проекта закона о поправке к Конституции и направление его в Государственную Думу.

2. Проект, поступивший в палату в порядке осуществления права законодательной инициативы, передается Советом Государственной Думы на заключение Комитета по законодательству и судебно — правовой реформе. Комитет проводит предварительное рассмотрение проекта с участием инициатора законопроекта, представителя Президента Российской Федерации, представителя Правительства Российской Федерации, а также представителей других комитетов палаты. Заключение комитета и подготовленный к рассмотрению проект федерального закона направляются в Совет Государственной Думы для включения его в календарь рассмотрения вопросов.

3. Рассмотрение Государственной Думой проекта закона в трех чтениях.

В ходе рассмотрения законопроекта заслушиваются доклад инициатора проекта закона, содоклад Комитета по законодательству и судебно — правовой реформе, выступления представителя Президента Российской Федерации, представителя Правительства Российской Федерации, представителей фракций и депутатских групп, а также экспертов и иных лиц, приглашенных по решению палаты для участия в обсуждении.

Каждая поправка к проекту обсуждается и ставится на голосование в отдельности. Для принятия поправки необходимо, чтобы за нее проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

После постатейного обсуждения и голосования поправок, проверки текста проекта и устранения имеющихся в нем противоречий Государственная Дума принимает федеральный закон о внесении поправки в соответствующую статью гл. 3 — 8 Конституции в целом, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 130 — 133 Регламента Государственной Думы).

Принятый проект закона в течение пяти дней со дня одобрения направляется в Совет Федерации.

4. Рассмотрение проекта закона в соответствующих комитетах Совета Федерации и принятие решения к рассмотрению либо его возвращение в Государственную Думу.

5. Рассмотрение Советом Федерации проекта закона. Закон о поправке к Конституции считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации.

Если Совет Федерации отклоняет представленный закон либо принимает его в ином виде, то для преодоления возникших разногласий создается согласительная комиссия, порядок деятельности которой устанавливается регламентами палат Федерального Собрания.

6. Опубликование Председателем Совета Федерации не позднее пяти дней со дня принятия закона уведомления для всеобщего сведения, включающего текст закона о поправке к Конституции с указанием дат его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации.

7. Направление Председателем Совета Федерации закона о поправке к Конституции не позднее пяти дней со дня его принятия в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации для рассмотрения.

8. Рассмотрение закона в срок не позднее одного года со дня его принятия законодательным (представительным) органом субъекта РФ и направление его в Совет Федерации в течение 14 дней со дня принятия постановления о законе РФ о поправке к Конституции.

9. Установление Советом Федерации результатов одобрения закона (не менее 2/3 голосов) законодательными (представительными) органами субъектов РФ, оформление их в соответствии с регламентом Совета Федерации и направление в течение семи дней со дня установления результатов Президенту Российской Федерации для подписания и официального опубликования.

10. Подписание Президентом Российской Федерации в срок не позднее 14 дней со дня получения закона и осуществление официального опубликования.

11. Вступление закона Российской Федерации о поправке к Конституции в силу со дня его официального опубликования, если самим законом не установлена иная дата вступления в силу.

12. Внесение Президентом Российской Федерации принятой поправки к Конституции Российской Федерации и осуществление официального опубликования Конституции в месячный срок со дня вступления в силу закона.

Третья часть — это изменения ст. 65 Конституции РФ, касающиеся состава субъектов РФ. Согласно ч. 1 ст. 137, они вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.

Четвертая часть — изменения, касающиеся наименования субъекта РФ. В ч. 2 ст. 137 Конституции указано: в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 28 ноября 1995 г. определил, что изменения наименования субъекта включаются в текст ст. 65 указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им (т.е. субъектом) порядке.

Свое решение Конституционный Суд мотивировал тем, что:

— ст.71 и ст.72 Конституции не относят вопрос об изменении наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа ни к ведению Российской Федерации, ни к совместному ведению Федерации и ее субъектов, следовательно, в силу ст.73 Конституции решение вопроса об изменении наименования относится к исключительному ведению субъектов РФ, а такое решение, принятое в порядке, установленном законодательством субъекта РФ, является правовым основанием для внесения нового наименования в ст.65 Конституции;

— для включения в Конституцию лишь нового наименования субъекта РФ принятие федерального конституционного закона не требуется;

— не является необходимой в данном случае и процедура, предусмотренная ст. 136 Конституции, которая в соответствии с толкованием, данным в Постановлении Конституционного Суда от 31 октября 1995 г., завершается принятием специального правового акта о конституционной поправке, имеющего особый статус и отличающегося как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона.

В рассматриваемом Постановлении Конституционный Суд также установил, что не является изменением наименования субъекта Российской Федерации в смысле ч.2 ст. 137 Конституции и, следовательно, не может быть произведено в указанном порядке такое переименование, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов РФ, Российской Федерации в целом либо интересы других государств, а также предполагающее изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта. Таким образом. Конституционный Суд предостерег от возможных попыток произвести какое-либо изменение статуса субъекта РФ или повлиять на различные виды правоотношений посредством внесения нового наименования субъекта РФ в ст.65 Конституции.

Названное Постановление Конституционного Суда содержит ряд положений, несомненно влияющих на установление процедуры принятия и вступления в силу конституционных поправок. Так, абз.1 п.5 мотивировочной части данного акта устанавливает, что поскольку Президент РФ является главой государства и гарантом Конституции, то из этого вытекает и его обязанность обеспечивать включение в конституционный текст поправок и изменений посредством официального опубликования актов, принятых в порядке ст.ст. 136 и 137 Конституции.

В этом же Постановлении Конституционный Суд подтвердил (абз.2 п.5 мотивировочной части), что Президент не обладает правом отклонения принятых поправок и изменений, а обязан обнародовать (промульгировать) их, как и в случаях, предусмотренных статьями 107 (ч.З) и 108 (ч.2) Конституции, возлагающими на него полномочие совершать определенные действия по подготовке принятых актов к опубликованию.

В соответствии с ч.1 ст. 137 Конституции изменения в ст.65 Конституции могут быть внесены также и на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.

Данное конституционное положение до настоящего времени не применялось. Но поскольку порядок принятия федеральных конституционных законов отработан, процедурных проблем на пути принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта или изменения конституционно-правового статуса субъекта Федерации не должно возникнуть. Представляется логичным внесение названных в ч.1 ст. 137 Конституции изменений в ст.65 Конституции указом Президента РФ, изданным на основании соответствующего федерального конституционного закона. Вместе с тем, непосредственно в федеральный конституционный закон могут быть включены положения, предусматривающие внесение таких изменений без издания указа Президента.

Разработка Конституции происходила в условиях жесточайшего политического противостояния. Это не могло не сказаться на юридическом качестве отдельных статей. В новой политической ситуации и на базе принятой Конституции ее дальнейшее совершенствование оправданный и правомерный процесс. Но при этом важно действовать без спешки, не поддаваться сиюминутной политической конъюнктуре, учитывать тот практический опыт, который будет накапливаться при реализации положений Конституции по мере развития общества.

 

1.2 ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ ПОПРАВОК В КОНСТИТУЦИЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

При общей оценке конституционной реформы 2020 г., на первый план вышли изменения общественно-политического характера. Вместе с тем остались незамеченными масштабные изменения, которые коснулись судебной власти в России. Стоит рассмотреть, насколько конституционная реформа 2020 г. сопровождалась возможностью судей отстаивать собственные интересы, а также какую роль сыграли профессиональные объединения судей. А так же предпринять попытки оценить, какое влияние (положительное или отрицательное) в долгосрочной перспективе будет иметь конституционная реформа 2020 г. на деятельность судебной власти в России, на ее реальную самостоятельность и независимость в системе разделения властей.

За всю историю действующей Конституции было принято 15 законодательных актов, вносящих поправки в ее текст. Первым стал указ Бориса Ельцина от 9 января 1996 года о корректировке названий двух республик - Ингушетии и Северной Осетии - Алании. Впоследствии большинство поправок коснулось именно этой статьи в связи с переименованием (объединением) субъектов Федерации и включением в состав РФ Республики Крым и Севастополя. Последние изменения были внесены 27 марта 2019 года, когда президент РФ Владимир Путин подписал указ о переименовании Кемеровской области в Кемеровскую область - Кузбасс.

Другим важнейшим изменением Основного закона стало увеличение срока полномочий главы государства с 4 до 6 лет, а депутатов Государственной думы - с 4 до 5 лет. Соответствующие изменения в ст. 81 и 96 были приняты 30 декабря 2008 года.

5 февраля 2014 года в Конституцию была внесена поправка, связанная с ликвидацией Высшего Арбитражного суда и передачей его полномочий Верховному суду РФ. Кроме того, были расширены полномочия главы государства по кадровым решениям в прокуратуре, он получил возможность назначать заместителей генпрокурора, прокуроров субъектов РФ и др. 21 июля 2014 года президент РФ получил право своим указом напрямую назначать до 10% членов Совета Федерации РФ.

Основное политическое значение поправок 2020 года состоит в том, что господствующий класс осуществляет «транзит власти» и ее дальнейшее укрепление. Тут стоит отметить, что для трудящихся опять же всё равно, кто персонально будет возглавлять российскую буржуазию. От того, кто именно будет сидеть в президентском кресле, при сохранении капитализма, жизнь трудящихся не изменится. Но вот для того, кто именно сидит в этом кресле, вопрос действительно важен, ведь потеря власти может превратить бывших партнеров-подельников в прокуроров и конвоиров. С другой стороны, сам господствующий класс тоже не заинтересован в смене топ-менеджера, если тот, кто сейчас у власти, справляется с задачами укрепления господства крупной буржуазии. Путин, как известно, с этой задачей справляется, потому поправки нацелены на сохранение его как топ-менеджера крупной буржуазии у власти, а заодно укрепление самой этой власти. В этом и есть основной их смысл.

В своем послании В. В. Путин заявил, что «потенциал Конституции 1993 года далеко не исчерпан, а фундаментальные основы конституционного строя, права и свободы человека, надеюсь, ещё многие десятилетия будут оставаться прочной ценностной базой для российского общества».

В ходе Послания Федеральному собранию Президент предложил закрепить в Конституции изменения по 10 пунктам:

1.Приоритет Конституции РФ над международным правом на территории страны. Фактически это означает, что международные договоренности, подписанные РФ, действуют только в той части, в которой они не ограничивают права и свободы граждан и не противоречат Конституции. В настоящее время международное право по Конституции выступает составной частью правовой системы. Если международный договор устанавливает отличные от российских законов правила, то применяются нормы международного договора. Таким образом, данная поправка направлена на укрепление российского суверенитета.

  2.Ужесточение требований к кандидатам на президентский пост. Теперь для того, чтобы претендовать на президентский пост, кандидат должен проживать в стране в течение не менее 25 лет и не иметь иностранного гражданства. Пока же в числе требований к кандидатам в президенты значатся возраст не менее 35 лет и постоянное проживание в РФ не менее 10 лет.

   3.Запрет на иностранное гражданство или иностранный вид на жительство для представителей власти. Такие запреты предполагается распространить на глав регионов, депутатов Госдумы, министров, судей и ряд других должностных лиц («критически важные» должности). Указанный запрет действует и сегодня, но предполагается закрепить его на конституционном высшем уровне.

  4. Изменение статуса и полномочий Госсовета (действует с 2000 года) и усиление позиций губернаторов. Эксперты полагают, что данный губернаторский институт доказал свою эффективность, в связи с чем его роль и значение нужно повышать. Президент предложил повысить роль губернаторов в процессе принятия значимых для федерального уровня власти решений.

    5. Изменение роли парламента. Теперь кандидатура Премьера должна пройти утверждение Госдумой, а Президент не вправе отклонить одобренного кандидата. Помимо утверждения кандидатуры Председателя Правительства, предполагается, что Госдума примет участие в формировании Правительства. Сейчас эти полномочия, которые передаются Парламенту, являются прерогативой Президента. Тем не менее за главой государства сохранится право на отстранение главы Правительства или иных министров при утрате доверия или ненадлежащем исполнении должностных функций. За Президентом также будет сохранено право руководства ВС и с силовыми структурами.

  6.Изменения в назначении руководителей силовых ведомств и прокуроров регионов. Теперь такие назначения Президент сможет сделать только по результатам предварительных консультаций с Советом Федерации.

7.Закрепление в Конституции РФ социальных гарантий. Законодательно закреплено условие, по которому МРОТ должен быть не ниже прожиточного минимума. Предлагается ввести это правило в Конституцию. Еще одна «косметическая поправка» – это закрепление норм об индексации пенсий и достойного пенсионного обеспечения. Пенсия в настоящий момент индексируется 2 раза в год, но Конституция этот вопрос не регулирует.

8.Усиление роли Конституционного суда. К новым правам Конституционного суда отнесут право проверки законопроекта на конституционность по запросу Президента.

9. Наделение Совета Федерации полномочиями отрешать от должностей судей КС РФ и ВС РФ. Снятие с должности судей такого уровня допускается по представлению Президента и при совершении ими грубых проступков, порочащих честь и достоинство.

10. Закрепление принципов единой системы власти. Предлагается также убрать ограничение «не более двух президентских сроков подряд» и заменить на «не более двух президентских сроков». Хотя сам Президент подчеркнул, что этот вопрос не является принципиальным. По действующей редакции один Президент не может находиться у власти более двух сроков подряд. Именно это положение Конституции позволило самому В. В. Путину получить пост Президента в третий раз в 2012 году и в четвертый раз в 2018 году. Президент уже создал рабочую группу по подготовке конституционных поправок, в которую вошли 75 человек.

Так же основные изменения можно сгруппировать в три блока:

- политические;

- социально-экономические;

- ценностно-идеологические.

К основным политическим поправкам относятся:

- запрет Президенту и высокопоставленным чиновникам иметь иностранное гражданство и владеть вкладами в иностранных банках;

- Президент должен проживать в России не менее 25 лет;

- Президент может занимать пост не более двух сроков без слова «подряд», при этом предыдущие сроки действующего Президента «обнуляются» и он снова может выдвигаться на выборах;

- Президент может обращаться в Конституционный суд для проверки законопроектов;

- судьи Конституционного суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, число же судей сокращается с 19 до 11;

- Госдума может утверждать председателя правительства; назначение Президентом министров, отвечающих за безопасность, осуществляется после консультаций с Советом Федерации;

- конституционно закрепляется Государственный совет;

- вводится неприкосновенность Президента после прекращения им исполнения его полномочий;

- провозглашается приоритет Конституции РФ над нормами международного права и возможность не исполнять нормы международного права, если они противоречат Конституции РФ;

- местное самоуправление становится частью единой публичной власти в РФ и др.

К социально-экономическим поправкам относятся:

- закрепление в Конституции оплаты труда не меньше прожиточного минимума;

- закрепление индексаций пенсий на основе принципа всеобщности;

- закрепление уважения к труду и др.

К ценностно-идеологическим поправкам относятся:

- упоминание бога в Конституции,

- закрепление правопреемственности СССР,

- дети как российское достояние,

- государствообразующий статус русского народа.

В новых поправках указано, что Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается.

2 ЭКСПЕРТИЗА ПОПРАВОК В КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕДАКЦИЙ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Рассмотрев теоретические основы эффективности законодательного процесса регулирующего принятие поправок в Конституцию Российской Федерации в 2020 году, приступим к рассмотрению аналитической части работы.

С помощью графиков и таблиц наглядно увидим и разберемся с показателями по которым принимали поправки в Конституцию, а так же сделаем выводы по полученным результатам.

Проектом предлагались изменения в положения 22-х статей глав 3–8 Конституции РФ в целях обеспечения суверенитета нашей страны, закрепления социальных гарантий для граждан, развития политической системы, в том числе путем усиления роли парламента в формировании структуры органов государственной власти, сказал Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников. При этом он подчеркнул, что документ не затрагивает фундаментальных основ Конституции, то есть не меняет 1 и 2 главы.

Все поправки в Конституцию в 2020 году – это список из 206 изменений.

Поправки, которые внесли в Конституцию РФ, согласно указу Президента действуют с 4 июля 2020 года.

В Конституцию Российской Федерации 1993 года были внесены правки в такие разделы, как:

- глава 3. Федеративное устройство;

- глава 4. Президент Российской Федерации;

- глава 5. Федеральное собрание;

- полномочия президента Российской Федерации в отношении принятых и одобренных Федеральных законов;

- глава 6. Правительство Российской Федерации;

- глава 7. Судебная власть и прокуратура;

- глава 8. Местное самоуправление.

Ниже представлена таблица 1 со статьями, в которые были внесены правки с учетом одобренного закона Российской Федерации «О поправке к Конституции Российской Федерации».

 

Таблица 1 – Поправки внесенные в Конституцию 1993 года

((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228469']=__lxGc__['s']['_228469']||{'b':{}})['b']['_699880']={'i':__lxGc__.b++};
НОМЕР СТАТЬИ ВНЕСЕННАЯ ПОПРАВКА
Статья 67 На территории Российской Федерации соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. Организация публичной власти На федеральных территориях устанавливается указа


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.