Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Урок №52  7 класс Дата: 7-А -; 7-Б – 30.03.2020



Урок №52                                                    7 класс                      Дата: 7-А -; 7-Б – 30.03.2020

Тема : " Общая характеристика класса Млекопитающие. Особенности строения и процессов жизнедеятельности млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих, особенности поведения. "

Цели: познакомиться со строением животных класса Млекопитающие,

  • отметить прогрессивные черты организации Млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания,

Ход урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с животными класса Млекопитающих.

Какие ассоциации у вас вызывает слово “млекопитающие”?

Питаются молоком, высокоорганизованные животные, покрыты волосяным покровом, теплокровные, к ним относятся звери.

Правильно. Где можно встретить млекопитающих?

В воде, на суше, в воздухе, в пещерах, на северном полюсе.

2. Какие прогрессивные черты организации млекопитающих позволили им занять все основные среды обитания? Для того чтобы ответить на проблемный вопрос, необходимо изучить общую характеристику класса Млекопитающих. Откройте тетради, запишите число, тему урока и разделите страницу на три столбика: (работаем по технологии критического мышления)

 

Что знаю? Что хотел узнать? Что узнал?
Запишите в первую колонку всё, что вы знаете о Млекопитающих. Пишут и говорят. С общей характеристикой класса млекопитающих вы познакомитесь сами, прочитав статью учебника "Общая характеристика класса Млекопитающих", с 157-158, а для того, чтобы упорядочить получаемую информацию, составьте общую характеристику класса Млекопитающих по плану. А что вы хотели узнать? - Составляем структурно-логическую схему: План характеристики животных класса
  1. Среда обитания.
  2. Количество видов.
  3. Внешнее строение.
  4. Внутреннее строение. 4.1. Особенности строения скелета. 4.2. Особенности строения нервной системы и органов чувств. 4.3. Особенности строения кровеносной системы. 4.4. Особенности строения дыхательной системы.
  5. Размножение.
  6. Происхождение.
  7. Систематика.
  8. Значение
1. Обитают в почве, на поверхности земли, в морской и пресной воде, в воде. Среда обитания: наземно-воздушная, наземная, почва, водная. 2. 4,5 тыс. видов 3. Тело покрыто шерстью (волосяной покров). 4. Внутреннее строение: 4. 1. Шея подвижная, из 7 позвонков. Ноги под туловищем. Дифференцированные зубы. 4. 2. Высокий уровень организации нервной системы, есть кора головного мозга. Сложные условные и безусловные рефлексы. Хорошо развиты органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. 4. 3. Кровеносная система замкнутая. Четырёхкамерное сердце, два круга кровообращения. 120 ударов в минуту. Левая дуга аорты. 4. 4. Лёгкие альвеолярные. 5. Живорождение. Вскармливание молоком, забота о потомстве. 6. Произошли от неспециализированных палеозойских рептилий 160-170 млн. лет назад в мезозойскую эру в триасовый период. 2. Классификация: 8. Значение.

Задание : сравните строение Млекопитающих и Пресмыкающихся.

Заполнить таблицу

“Сравнительная характеристика Пресмыкающихся и Млекопитающих”

Черты строения и образ жизни Пресмыкающиеся Млекопитающие
Место обитания    
Покровы тела    
Органы дыхания    
Число камер в сердце    
Нервная система    
Температура тела    
Способы размножения    

Дополнительный материал:

У Пресмыкающихся: 6 шейных позвонков, туловище близко к поверхности земли, так как конечности расположены сбоку туловища, нервная система слабо развита, сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке, кровь смешивается, ячеистые лёгкие, низкий обмен веществ, непостоянная температура тела. Ограниченное расселение, не активны зимой.

 В чём проявляются прогрессивные черты организации животных класса Млекопитающих по сравнению с Пресмыкающимися?

Прогрессивные черты:

  1. Высокое развитие нервной системы, есть кора больших полушарий.
  2. Дифференцировка позвоночного столба на чётко выраженные отделы, перемещение конечностей с боков тела под туловище.
  3. Возникновение органов, обеспечивающих развитие зародыша в теле матери, и вскармливание детёнышей молоком.
  4. Появление шерстного покрова.
  5. Полное разделение кругов кровообращения и возникновение теплокровности.
  6. Возникновение альвеолярных лёгких.

Вывод: прогрессивные особенности строения Млекопитающих позволили им занять все основные среды жизни.

 В процессе эволюции Млекопитающие разделились на две крупные ветви, одна из которых дала начало, в конце триаса, Однопроходным (утконос, ехидна), а вторая, в меловом периоде, уже была представлена группами высокоорганизованных зверей: Сумчатыми (кенгуру, коала и др. ) и плацентарными (кошка, медведь и т. д. ).

4. Закрепление.

Каковы особенности строения Млекопитающих?

По каким признакам класса Млекопитающих подразделяют на подклассы?

При затруднении в ответе на вопросы, смотрите записи в тетради или в учебник.

5. Домашнее задание. §      . Задание творческого характера (по желанию)

Синквейн о Млекопитающих.

Пример:

Млекопитающие рождают и вскармливают молоком детёнышей.

Теплокровные, высокоорганизованные.

Самые прогрессивные животные на Земле.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.