Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Краткая история витража. Классический наборный витраж



Краткая история витража

Первые упоминания о витражах датируются IV - III веком до н. э и отсылают нас к эллинистическому Египту. В то время они были «накладными», т. е. кусочки разноцветных стекол, как мозаика, укладывались на прозрачную основу. Но настоящего расцвета витражи достигли в храмостроении Средневековья. Разноцветные стекла, скрепленные свинцовыми перемычками, заполняли оконные проемы и создавали большие, многоцветные картины на религиозные или бытовые сюжеты. Пронзительный по цветовой насыщенности свет, льющийся из стрельчатых окон, приводил в благоговейное состояние прихожан, утверждая главную идею храма: встречу земли и неба.
В эпоху Возрождения техника исполнения витража несколько изменилась. Теперь это, скорее, живопись на стекле с последующим обжигом. В это же время появляется и пескоструйная обработка. А поскольку изменилась и политическая ситуация в обществе, то изменились и сюжеты витражей. Наряду с религиозными темами витражей, стали появляться и светские сцены. Витраж теряет свою ярко выраженную декоративность, интенсивность цвета, все более напоминая картину в стекле.
С середины XVII века витраж, как верный слуга церкви, несовместимый с гуманистическими веяниями в обществе, пережил длительный и глубокий кризис. Его возрождение началось лишь с середины XIX века. Новый взлет происходит теперь не в церковной, а в общественной и частной архитектуре. Витраж утратил религиозное происхождение и прочно обосновался в невиданном ранее стиле модерн. Его бионические формы и технологические открытия позволили проявить новые выразительные качества витража.

Расширился и диапазон применения витражей. Теперь это может быть не только заполнение световых проемов, но и двери шкафов-купе, межкомнатные двери и перегородки, мебельные фасады, люстры, вазы и многое-многое другое. Кроме того, технический прогресс позволяет изменить и состав стекла. Теперь в него можно добавить различные включения - воздушные пузырьки или металлические нити – в общем, сделать стекло неоднородным для получения интересных визуальных эффектов.

Виды витража

Классический наборный витраж

Разнообразные по форме цветные стекла соединяются в одну картину при помощи специальных свинцовых, латунных или медных профилей, которые в местах стыка спаиваются с двух сторон. Такой каркас придает не только прочность всей конструкции, но и солидный вес.

Витраж в технике «Тиффани» Техника Тиффани (по имени ее создателя Луиса Тиффани) была изобретена в конце XIX века. Для изготовления этого вида витража кусочки цветных стекол, вырезанных в соответствии с эскизом, по периметру оборачивают специальной медной фольгой, укладывают по рисунку и спаивают оловом. Такой витраж намного легче классического, но при этом не менее прочен. Кроме того, техника «Тиффани» позволяет использовать даже очень маленькие кусочки стекла, что значительно повышает декоративность витража. К тому же подобная конструкция позволила создавать объемные предметы: абажуры, вазы, тарелки и т.п.
Пленочный витраж Пленочный витраж позволяет создавать имитацию техники «Тиффани». При изготовлении таких витражей используют специальные самоклеющиеся витражные пленки, которые могут быть разных видов: прозрачные или полупрозрачные, гладкие или фактурные, однотонные или с разводами. Кусочки пленки наклеивают на основу из прозрачного стекла в соответствии с эскизом. Стыки пленочных фрагментов закрывают свинцовой лентой-протяжкой (шириной 2-18 мм) на самоклеющейся основе серебристого, золотистого, медного или другого цвета. При необходимости такая лента наносится и на оборотную сторону стекла.
Заливной или контурный витраж Техника заливного витража - это еще один вариант имитации техники «Тиффани». На стекло или зеркало наносится полимерный контур толщиной 2-8 мм. Его цвет может быть серебристым, золотым, медным, черным, белым, серым и прозрачным. После застывания контура производится заливка внутриконтурного пространства цветными прозрачными или непрозрачными лаками. Чтобы покрытие стало более долговечным, витраж обжигают в печи при температуре 600-700 градусов. Так краски спекаются со стеклом и становятся устойчивыми к выгоранию.
Витраж в технике фьюзинг Для изготовления витража в технике на большое прозрачное стекло укладывают по эскизу маленькие нарезанные разноцветные стекла, бусины, гранулы. Потом все это отправляют в печь и спекают при 600-900 градусах. В зависимости от температурного режима витраж может стать почти плоским или сохранить рельеф. Фрагменты цветного стекла могут перетекать друг в друга или остаться в предполагаемых границах. Исполненный в этой технике витраж позволяет иметь больше линий и изгибов, чем классический, т.к. не нуждается в каких бы то ни было металлических профилях. Готовый витраж представляет собой монолит, а стекло становится прочнее.
Роспись по стеклу Роспись по стеклу – это особая техника, которая не ставит перед собой цель имитировать классический витраж. Фактически, это такое же художественное произведение, как и на холсте и требующее такого же высокого уровня мастерства. Поэтому при создании прозрачных светящихся картин получаются по-настоящему уникальные изделия. Стекла расписываются специальными силикатными красками, которые после обжига спекаются с поверхностью стекла и приобретают прочность, долговечность и светостойкость (не выгорают на солнце). Линии в таком витраже могут быть очень тонкими и изящными, а количество мелких деталей ничем не ограничивается.
Фацетный витраж Фацетный витраж создается из прозрачных ограненных кусочков стекла – бевеле (бевелсы). По периметру стеклянных фрагментов снимается фаска (скошенная грань) – для преломления лучей и игры света. И чем шире фаска, тем сильнее эффект и тем толще должно быть стекло. Это, в свою очередь, увеличивает вес витража. Поэтому стекла скрепляют латунным «позолоченным» профилем, который прочнее остальных. Идеально подогнанные элементы, зачастую закрепленные в профиле еще и при помощи специального клея, позволяют использовать такой витраж без какой-либо дополнительной защиты даже в остеклении двери, выдерживая динамические нагрузки открывания-закрывания.
Пескоструйный витраж Это витраж, который получается в результате холодной абразивной обработки поверхности стекла (зеркала) песком, распыляемым под высоким давлением. Частички песка нарушают верхний гладкий слой, создавая матовую шероховатую поверхность.

 

Справочный материал (источник https://linstyle.ru/interior-design/vitrazh.html)

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.