|
||||||||||
Рабочая программа кружка. в младшей группе. Занимательная сенсорика.. Пояснительная записка.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Опубликовано: «СУНДУЧОК» для педагогов и родителей https://vk.com/club_sunduk_ru
Рабочая программа кружка в младшей группе "Занимательная сенсорика".
Составил: воспитатель Винс М.В.
п. Светлый
Пояснительная записка.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета. Актуальность данной темы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека». Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.).
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: - является основой для интеллектуального развития; -упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; - развивает наблюдательность; - готовит к реальной жизни; - позитивно влияет на эстетическое чувство; - является основой для развития воображения; - развивает внимание; -дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; - влияет на расширение словарного запаса ребенка; - влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Для решения этой задачи в детском саду в этом учебном году был организован кружок для детей младшего дошкольного возраста “Занимательная сенсорика”
Проблема: Сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. С развитием сенсорики у малыша растет возможность овладения эстетическими ценностями. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами и чем раньше начинается обучение, тем легче будет в школе.
Цель: Совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Учить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине. 2. Учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов. 3. Закрепить представления о разновидностях каждого свойства. 4. Формировать представления о простейших действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее). 5.Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и другие), качества и свойства (мягкость, твёрдость, гладкость, шероховатость и другие; предметы рвутся, бьются, размокают) 6.Учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
●Сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и, выделять в них самое существенное, характерное (признаки, качества). ●Учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности. ●Развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение).
Методы и приемы: 1. Наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий). Широкое использование наглядного материала способствует формированию обобщенных представлений о геометрических фигурах, цвете, величине. Яркий наглядный материал позволяет успешно проводить с ребенком различные игры. 2. Игровой метод (дидактические игры). 3. Словесный метод. Основной способ познания для ребенка этого возраста – рассказы, ответы на его вопросы, а также вопросы к нему. В самом начале занятия необходима мотивация детей - помочь решить проблему. В процессе дидактических игр используются вопросы к детям. 4. Практический, то есть игровой. Дети осуществляют практические действия с предметами. 5. Метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения(одобрение, похвала, поощрение, пример). В работе с детьми используется прием опредмечиванияизображения того или иного предмета при помощи элементов: мозаики разной величины, формы, цвета. При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера - прием соотнесения по величине(наложению и приложению). При знакомстве детей с геометрическими фигурами - прием обследования формы– обведение пальцем контура фигуры Сформированные в дошкольном возрасте сенсорные способности ребенка способствуют его умственному развитию и успешному обучению в школе. Дидактическая игра – основное средство!
Формы организации:
- Групповая
- Подгрупповая
- Индивидуальная
Ожидаемый результат: 1. Дети различают и называют основные цвета. 2. Различают и называют геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат). 3. Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка). 4. Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть. 5. Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
Работа с родителями: 1. Консультация «Сенсорное воспитание как фундамент умственного развития». 2. Мастер - класс «Занимательные прищепки». 3. Консультация «Значение и развитие мелкой моторики». 4. Мастер-класс «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры». 5. Родительское собрание «Развиваемся играя». 6. Буклет «Дидактические игры для детей 3-4 лет». 7. Выставка с фотографиями детей «С интересом мы играем и сенсорику развиваем». 8. Школа родителей «Артикуляционная гимнастика». 9. Анкетирование родителей «Выявление уровня сенсорного развития детей 3-4 лет». 10. Семинар -практикум “Путешествие в страну сенсорики”
Занятия проводятся по 10-15 минут, 1 раз в неделю.
План кружка «Занимательная сенсорика»
СЕНТЯБРЬ | 1 - я неделя | «Урожай осени» (овощи и фрукты) | Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины. Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, но имеющие одинаковый цвет. Учить чередовать объекты по цвету; | Дидактические игры, цветные карандаши, раскраски «Фрукты». | ||||||
2-я неделя | «Золотая осень» (растения) | Закреплять знания детей о величине (большие, маленькие). Учить находить одинаковые предметы. Учить детей группировать объекты по 2 признакам (форме и величине). | Дидактические игры, картинки с изображением разноцветных осенних листьев, геометрических фигур. | |||||||
3-я неделя | «Дом, в котором я живу». | Формировать представления детей о величине предметов. Учить детей строить домик из конструктора в соответствии с цветом и величиной. Формировать представления детей о геометрических фигурах, закреплять представления детей о цвете и величине. | Дидактические игры, конструктор, матрёшки по кол-ву детей, картинки с изображением домов | |||||||
4-я неделя | «Куклы собираются в гости» | Продолжать знакомить с длинной предметов. | Кукла, ленты разной длинны. | |||||||
ОКТЯБРЬ | 1-я неделя | «Сложи из палочек». | Развивать зрительное внимание и память, мелкую моторику. На столе раскладываются счетные палочки. Ребенок должен сложить из палочек фигуру. Задание дается в порядке возрастающей сложности: А) образец остается перед глазами ребенка Б) образец убирается. | Счетные палочки, образец | ||||||
2-я неделя | «Подбери флажки к домикам» | Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения. | Дидактические картинки, карандаши, бумага. | |||||||
3-я неделя | «Радуга» | Продолжать учить детей с системой цветов. Познакомить детей с новым цветом - голубой. Воспитывать усидчивость, аккуратность. | Письм, картинка «Радуга». Раздаточный: листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов на каждого ребенка для завершения радуги, клей, кисти. | |||||||
4-я неделя | «Игра с мячами». | Формировать умение выделять параметры величины предметов. | для каждого ребенка комплекты для игры «Найди мячику свое место» - разрезные мячики разного диаметра и цвета и картонная карточка с изображением мячиков тех же цветов и размеров. | |||||||
НОЯБРЬ | 1-я неделя | «Большой-маленький» | Знакомство с признаками: большой — маленький. Упражнять в различении предметов, их назывании, систематизации. | 1 маленькая и 1 большая кукла и соответствующая одежда для них; 1 большой и 1 маленький камешек; 1 маленькая и 1 большая пуговица; большая и маленькая коробки; другой дидактический материал, который можно использовать для ознакомления с основными формами предметов и их признаками. | ||||||
2-я неделя | «В какую коробку?» | Закреплять знания о величине предметов | Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера. | |||||||
3-я неделя | «Из каких фигур состоит машина?». «Коврик». | Учить узнавать и называть геометрические фигуры. | Конструкцию машины, составленная из геометрических фигур. Коврик из геометрических фигур | |||||||
4-я неделя | «Разложи в коробки» | Закреплять знание и название геометрических фигур. | Коробки, на которых даны контурные изображения фигур, разные по цвету и величине круги, квадраты, треугольники. | |||||||
ДЕКАБРЬ | 1-я неделя | «Украшение для ёлочки» | Закрепление представления об основных цветах, упражнять в расположение предметов на плоскости в заданном цветовом порядке. | Демонстрационный: фланелеграф, плоскостные фигуры елочки и елочных шаров одной величины и шести основных цветов. | ||||||
2-я неделя | «Помоги шоферу» | Познакомить с длиной предметов | Нарисованная река, машина, два прямоугольника «мостика» разной длины. | |||||||
3-я неделя | «Новый год». | Закреплять умение детей группировать цвета, подбирать их по слову, обозначающему цвет. Продолжать учить детей выкладывать узор в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах, величине и цвете. | Маленькая искусственная ёлочка, игрушки, дидактические игры, картинки с изображением геометрических фигур. | |||||||
4-я неделя | «Самая длинная, самая короткая». | Закреплять знания о величине предметов (длина) | Разноцветные ленты разной длины. Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая». | |||||||
ЯНВАРЬ | 1-я неделя | «Путешествие на лесную полянку» | Познакомить с шириной предмета | Шнуры для изображения рек. | ||||||
2-я неделя | «Определи на ощупь». | Развивать тактильные ощущения. Закреплять умения узнать предмет на ощупь и назвать его признаки. | Мешочек, парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). | |||||||
3-я неделя | «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет». | Развивать тактильные ощущения. Учить определить, из чего изготовлены различные предметы. | Мешочек, стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др. | |||||||
4-я неделя | «Теплый – холодный» | Закреплять знания детей о свойствах воды: прозрачная, теплая, холодная. | Вода в ведерках: теплая, холодная, одноразовые стаканчики. | |||||||
ФЕВРАЛЬ | 1-я неделя | «В гостях у сказки». | Продолжать учить детей строить домик из конструктора в соответствии с цветом и величиной, развивать глазомер. Развивать способности детей устанавливать сходство и различие в предметах на основе зрительного анализа, закреплять знания детей об оттенках цвета. Закреплять умение детей соотносить форму и цвет изображенного предмета с геометрической формой и цветом. | Конструктор, мелкие игрушки, дидактические игры. | ||||||
2-я неделя | «Самая длинная, самая короткая». | Упражнять в раскладывании разноцветных лент разной длины от самой короткой до самой длинной. | Разноцветные ленты разной длины. | |||||||
3-я неделя | «Дальше-ближе» | Учить ориентироваться на листе, используя слова ближе-дальше. | Рисунок с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше. | |||||||
4-я неделя | «Найди Котенка» | Закреплять умение ориентироваться в пространстве, определяя местонахождение словами. | Котенок, вся группа. | |||||||
МАРТ | 1-я неделя | Опыт «Разноцветная вода». | Закреплять знания о свойствах воды. | Тазик с водой, одноразовые стаканчики, ложка, гуашь. | ||||||
2-я неделя | «Какой формы предметы в нашей группе». | Развивать навык зрительному обследованию предметов и словесному описанию их формы. | Предметы, находящиеся в групповой комнате. | |||||||
3-я неделя | «Что как плавает» | Закреплять знания свойств камней. Сравнивать камень с деревянной палочкой: что легче, что тяжелее, что тонет в воде, что плавает. | Таз с водой, камни, деревянные палочки. | |||||||
4-я неделя | НОД «Теремок» | Обучать детей способом соотношения предметов по величине (наложения и приложения), обозначать величины предметов словами Закрепить умение группировать геометрические фигуры по форме. Воспитывать желание заниматься. | Письмо, ширма, медведь лиса, волк, заяц, мышка, квадраты разной величины. | |||||||
АПРЕЛЬ | 1-я неделя | «Научи зайца строить забор» | Практиковать детей в выкладывании сериационного ряда. | Заяц, полоски разные по-высоте, одинаковые по цвету. | ||||||
2-я неделя | «Волшебный лес» | Практиковать детей в сравнении предметов по высоте и толщине. Закрепить умение употреблять в речи термины «самый высокий, выше, ниже, самый низкий, самый толстый, тоньше, тонкий, тоньше» | Деревья разные по-высоте, толщине. | |||||||
3-я неделя | «Подарки» | Учить сравнивать два и больше предметов по длине. Закрепить знания о животных севера. | Карта с нарисованными белыми медведями, подарки-шарфика по количеству медведей разные по длине. | |||||||
4-я неделя | «В гости к мишке» | Обучение сопоставлению формы предметов с эталоном формы. Обучение выделению параметров величины предметов.Воспитывать желание заниматься | Две физкультурные скамейки разной высоты, изображающие мостик через речку, игрушка мишка. | |||||||
МАЙ |
Диагностика Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года. Игрушки и игры с уголка сенсорики. |
Заключение
Этот материал ориентирован на развитие самостоятельности ребенка в познании сенсорики. Представленная кружковая работа по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста способствует не только лучшему усвоению знаний о величине, форме, цвете и т.д , но и всему, что связано с ними.
Список литературы:
1. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер/ Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
3. Интернет ресурсы.
4. Лямина Г. М. Гербова В. В. Романовская Э. М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с. 81-82,162-163.
5. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.
6. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
7. Кочетова, Н. П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н. П. Кочетова, Г. Г. Григорьева, Г. В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
8. Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И. А. Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
9. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М
10. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. [Текст] / М. Монтессори. – М.
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|