Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





На обследовании.



 

1.Пациентка контактна, ориентирована правильно. Свой речевой дефект понимает. Но критика к нему снижена. При расспросах предъявляет жалобы на трудности припоминания слов и построения фразы. Эмоциональный фон ровный. Отношение к выполнению диагностических проб несколько формальное.

Уровень психической активности снижен: темп деятельности замедлен, мимика и жесты невыразительны, голос тихий, невыразительный. Во время обследования отмечаются флуктуации произвольного внимания и работоспособности, трудности включения в задание, переключения с одного вида деятельности на другой. Период продуктивной работы составляет 25 – 30 минут

На обследовании:

Праксис, гнозис: трудности усвоения двигательной программы (левая рука), замедление темпа выполнения пробы. Легкие кинестетические нарушения. Рисунок простой схематичный. Трудности передачи пространственных отношений на плоскости. Негрубые нарушения оптико-пространственного гнозиса. Слуховой неречевой гнозис и зрительный предметный гнозис – без грубых нарушений.

Речь:речевая инициатива невысокая, охотнее отвечает в диалоге. Речь представлена короткой, простой по структуре фразой с частотной лексикой. Выражены трудности подбора слова. Понимание обращенной речи и инструкций без существенных затруднений. Доступно повторение изолированных звуков, серий звуков, простых слов и коротких фраз из 2 – 3 слов со специфическими ошибками: трудностями переключения, скандированностью речи, персеверациями, литеральными заменами по гоморганному типу в начале слова. С литеральными парафазиями доступно называние частотных предметов и действий. Фраза по сюжетной картинке простая, аграмматичная (бабушке уступает место мальчик). Фонематический анализ первично не нарушен. Недостаточность понимания сложной речи и логико-грамматических конструкций из-за сужения объема слухо-речевой памяти до 4-х элементов и трудностей внутреннего проговаривания.

Чтение– дезавтоматизированно, со специфическими ошибками. Нарушена произносительная сторона речи: голос тихий, слабый, интонации невыразительны. При чтении текста особенно заметны неглубокое речевое дыхание и дискоординация процессов дыхания и голосообразования, нарастание неразборчивости произношения на объеме. Письмо – нарушение звуко-буквенного анализа, пропуски букв на стечении согласных, пропуски слогов. Письмо с проговариванием, на фоне усиления произвольного контроля.

На поражение каких отделов указывает данная нейропсихологическая симптоматика? Обоснуйте свой ответ. Предложите пути коррекции и реабилитации.

 

2.Пациент (9 лет) в контакт вступает формально. На обследовании замкнут, насторожен, требуется определенное время для привыкания к специалисту.

Мотивация к обследованию снижена, цели обследования не понимает. Приходит на обследование только в сопровождении специалиста, говорит, что «весь день занят логопедами» и «пора на физкультутру».

Пробы выполняет формально, результатами не интересуется. При указании на ошибку исправляет не всегда.

Темп деятельности и речи неравномерный. На фоне утомления (через 10-15 минут нагрузки) отмечается ускорение темпа деятельности и речи, снижение произвольного контроля. Одновременно с этим нарастает двигательная расторможенность, «полевое поведение». Через несколько минут начинает зевать, кладет голову на стол.

В деятельности выражены персеверации системного характера.

Период продуктивной работы составляет 15 – 25 минут.

Праворукий, левшества в семье не указывает. Жалоб на состояние речи, памяти, внимания и пр не предъявляет.

На обследовании.

Праксис. Реципрокная координация – замедленно, поочередно, на ускорении левая рука отстает. Динамический – программу усваивает хорошо, нарушена плавность переключений. Кинестетический праксис- единичные пространственные ошибки в правой руке, поиск позы на левой руке. Перенос поз с одной руки на другую – с единичными ошибками. Оральный праксис – без грубых нарушений.

Доступно конструирование из палочек по образцу простых фигур.

Гнозис: Стереогноз – без грубых нарушений. Слуховой неречевой гнозис – возможно узнавание бытовых шумов, воспроизведение простых ритмических структур.

Зрительный гнозис – на фоне усиления произвольного контроля возможно правильное опознание реалистических изображений. В то же время, на фоне расторможенности, утомления, при рассматривании картинки допускает ошибки по типу парагнозий, опираясь на перцептивно яркие признаки предметов. Существенно нарушено опознание наложенных и неоконченных изображений, изображений-химер. Грубо нарушено узнавание времени на «слепых часах» и самостоятельное изображение времени на циферблате по инструкции.

Самостоятельный рисунок примитивен, уплощен, нарушена передача пространственных отношений на плоскости. Метрические и топологические ошибки. Предъявление образца не намного улучшает результат копирования.

Речь. Речевая инициатива снижена. На вопрос отвечает односложно или простой короткой правильной фразой. Понимание речи не нарушено. Доступно повторение слогов, слов и фраз. Номинативная функция речи не нарушена: правильно называет малочастотные слова с единичными затруднениями. Фраза по сюжетной картинке простая, стереотипная, единичные трудности использования предлогов. Пересказ рассказа краткий, словами текста, смысл передается правильно.

Темп речи неравномерный, ускоряется на объеме, нарастает неразборчивость, дизритмия речевого дыхания.

Письмо. Орфографические ошибки. Доступна запись слов и фраз под диктовку, составление и запись простой фразы с заданными словами.

Чтение. Замедленно, дезавтоматизировано. Затруднено понимание переносов слов. Часты угадывания слов. При попытке пересказать прочитанное – искажение смысла и деталей повествования из-за неполного понимания прочитанного.

Счет. Доступны арифметические операции, сравнение и прочтение сложных чисел. Сохранны представления о разрядности числа.

Память. Нарушено воспроизведение структуры трудновербализуемых фигур при оценке зрительной памяти. Объем зрительной памяти сужен до 4-х элементов.

Доступно заучивание 8-ми слов при оценке состояния слухо-речевой памяти. След прочный, единичные привнесения по созвучию. При воспроизведении – инертность.

Интеллектуальная деятельность. Первичных нарушений операционального компонента мышления (снижения уровня обобщения, конкретно-ситуативное мышление и пр) не выявлено. Доступно правильное выполнение классификации, пробы четвертый лишний с единичными трудностями подбора обобщающего слова.

На поражение каких отделов указывает данная нейропсихологическая симптоматика? Обоснуйте свой ответ. Предложите пути коррекции и реабилитации.

 

3.Пациент контактен, ориентирован. Критичен, свои речевые нарушения оценивает верно. Предъявляет жалобы на произносительные трудности и трудности припоминания слов-синонимов, нарушения автоматизмов письма (подписи). Эмоциональный фон ровный. К обследованию мотивирован, диагностические пробы выполняет старательно.

Темп деятельности несколько замедлен. Патологической утомляемости, истощаемости не выявлено, пациент выдерживает 30-35 минут нагрузки. На фоне утомления отмечаются флуктуации произвольного внимания.

Пациент праворукий, случаев левшества в семье не указывает.

На обследовании:

Праксис: реципрокная координация – замедленно, без ускорения. Трудности усвоения двигательной программы в обеих руках, динамические нарушения первичного характера в обеих руках. Кинестетических нарушений не выявлено. Рисунок простой, схематичный, правильный.

Гнозис: Первичных нарушений зрительного предметного и слухового неречевого гнозиса не выявлено. Единичные негрубые ошибки в сфере оптико-пространственного гнозиса с самостоятельной коррекцией.

Речь. Спонтанная речь фразовая. Фраза простая, часто неоконченная, лексика частотная. Понимание обращенной бытовой речи полное. Доступно повторение изолированных звуков, серий простых звуков с единичными литеральными заменами и трудностями переключений (т-с/т-ц, с-ш/ц-ш, г-к-х/г..х-т), скандировано – сложных по слоговой структуре слов. При повторении фраз – нестойкость звуковой структуры слова (на опушке/на опюшке, убил матерого волка/убил матерного волка). Пациент правильно повторяет фразу из 10 – 11 слов. Номинативная функция речи – доступно называние предметов и действий с единичными трудностями актуализации редкочастотных слов, вербальными заменами.

При составлении фраз по сюжетной картинке – трудности планирования сложного речевого высказывания, фраза простая, правильная, лексика частотная, единичные вербальные парафазии, тенденции к стереотипиям (Мальчик исполняет…. Пропускает женщину. Сестра выключает … нет… вытрясает коврик). Понимание обращенной речи в том числе и логико-грамматических конструкций с опорой на сюжетную картинку не нарушено.

Чтение – замедленно, легкая неплавность межслоговых переключений, на объеме – нестойкость звукоряда. Пересказ – словами текста, кратко, трудности планирования развернутого речевого высказывания.

Письмо– несколько замедленно. Доступна правильная запись слов со сложной слоговой структурой (на фоне усиления произвольного контроля). При записи фраз (на объеме) – тенденция к ошибкам по типу антиципации букв, ошибки по типу пространственной схожести букв (б/д, б/в), недописывание окончаний. Возможно самостоятельное составление фраз с заданными словами, легкий аграмматизм (Кот поднял хвост и вышел в двери. Шляпа спасает от пыли, когда есть ветер.)

Память. Зрительная – на уровне нижней границы нормы. Объем слухо-речевой памяти сужен до 5-ти элементов. Заучивание непродуктивно, с тенденцией к инертности. Избирательность не нарушена.

На поражение каких отделов указывает данная нейропсихологическая симптоматика? Обоснуйте свой ответ. Предложите пути коррекции и реабилитации.

 

 

4.Пациент контактен, охотно соглашается на обследование. Критика к собственному состоянию и допускаемым ошибкам снижена. Эмоциональные реакции незрелы, инфантильны (не к месту громко смеется, улыбается). Круг интересов ограничен. Обследование воспринимает не как ситуацию экспертной оценки, а как возможность пообщаться со специалистом.

Поведение в ситуации обследования правильное. Однако отмечается недостаточность произвольного контроля в виде элементов «полевого поведения», флуктуаций произвольного внимания. Патологической утомляемости, истощаемости не выявлено. Отмечается тенденция к персеверациям, нарастающая во время выполнения сложных видов деятельности на занятии.

Праворукий, случаев левшества в семье не указывает.

На обследовании:

Орально-артикуляционный праксис – без грубых нарушений. Пальцевый кинестетический праксис – единичные ошибки на фоне снижения произвольного контроля и тенденции к импульсивности, возможна коррекция по подсказке. Трудности самостоятельного усвоения и удержания двигательной программы, графические серийные пробы – с негрубой тенденцией к персеверациям.

Простые виды зрительного предметного и слухового неречевого гнозиса – без патологии. Координатные ошибки при выполнении сложных проб на оценку оптико-пространственного праксиса и гнозиса.

Объем слухо-речевой памяти – 6 элементов. При заучивании – нарушения избирательности (привнесения по звуковому и смысловому сходству), тормозимость следа под воздействием интерференции. Объем зрительной памяти- 5 элементов, тенденция к контаминациям при воспроизведении.

Речь: спонтанная речь фразовая, готовность к речевому общению высокая. Темп речи быстрый, в речевом потоке смысловые интонации несколько невыразительны. Произносительных трудностей, имеющих в основе нарушения кинетического и кинестетического факторов, не выявлено. Словарь существенно не обеднен, в спонтанной речи выявляется тенденция к использованию речевых выражений-штампов. Фразы по сюжетной картинке – различной структуры, правильные. Доступен пересказ прочитанного текста с опусканием деталей повествования, привнесением новых деталей, включаемых в смысловую канву.

Фонематический анализ первично не нарушен. Пациент правильно понимает простые и сложные логико-грамматические речевые конструкции (несколько увеличено время осмысления сложных конструкций).

Доступна запись слов, фраз и текстов под диктовку. Специфических ошибок на письме не выявляется, тенденция к микрографии, «грязь» на письме. Доступно составление и запись простых фраз с заданными словами.

Интеллектуальная деятельность: сохранно представление о числе, его порядковой и количественной характеристике. Пациент выполняет счетные операции, правильно сравнивает многозначные числа. Решение арифметических задач предваряется утрированным экстериоризированным анализом их условий, часто решение импульсивно, неверно. При выполнении тестов на вербально-логическое мышление выявляется снижение уровня обобщения, трудности подбора обобщающего слова, опора на несущественные, но перцептивно яркие признаки предметов. Затруднено толкование пословиц и поговорок, понимание переносного смысла фразеологических выражений.

На поражение каких отделов указывает данная нейропсихологическая симптоматика? Обоснуйте свой ответ. Предложите пути коррекции и реабилитации.

5. Пациент контактен, ориентирован. На обследование соглашается формально, мотивации экспертизы не формируется, целей обследования не понимает, считает самыми важными занятия с логопедом.

Эмоциональный фон ровный. Лицо пациента гипомимично, поза статична. Интереса к заданиям не проявляет, на свои ошибки и затруднения реагирует слабо. К помощи и замечаниям специалиста относится безучастно, практически не реагирует на них. Пациент фактически отказывается от выполнения проб.

Критика к своему состоянию, поведению значительно снижена. Во время обследования отмечались эпизоды «полевого» поведения, несоблюдения дистанции со специалистом.

Уровень психической активности значительно снижен. Отмечаются выраженные инертность, аспонтанность и инактивность. Затруднено самостоятельное включение в задание, увеличен период выполнения проб (темп деятельности крайне замедлен). Пациент утомляем, истощаем. На фоне утомления отвлекаем, отмечаются соскальзывания на побочные ассоциации и посторонние раздражители, трудности понимания обращенной речи. Выражены флуктуации произвольного внимания и работоспособности.

Произвольный контроль за выполнением проб недостаточен.

Пациент праворукий, случаев левшества в семье не указывает.

На обследовании:

Праксис: трудности переключения на серии орально-артикуляционных поз, отдельные позы часто смазанны. Мануальный кинестетический праксис (левая рука) без первичных нарушений, затруднено усвоение двигательной программы, тенденция к её упрощению.

Гнозис: зрительный предметный гнозис и слуховой неречевой гнозис – без первичных нарушений. Первичные ошибки в пробах на оценку оптико-пространственного гнозиса (2 балла) («слепые часы», самостоятельный рисунок, копирование с переворотом на 180 градусов).

Речь: речевая инициатива снижена, на вопросы отвечает односложно. Голос тихий, невыразительный. Трудности включения в обращенную речь, часто переспрашивает, не понимая вопроса.

При повторении серий звуков, слов – трудности переключения, литеральные парафазии, оглушение звонких согласных, скандированность (а-о/+, а-и/+, б-п/п…п, д-т/ п…т, г-к-х/д-т…х, дом/+, халат/ха-лат, университет/уни..тет, уни-дер-си-те, перекресток/пе-пе-те-сок).

Самостоятельное составление фраз затруднено. Доступно называние частотных предметов, трудности припоминания слов, вербальные парафазии по семантическому сходству (лейка/вода…ну…, якорь/… море, ножницы/игла).

Понимание обращенной речи затруднено. Понимание слов с опорой на картинку – в объеме 1 элемента (на объеме 2-х отчуждение смысла слова, потеря последнего элемента), практически недоступно понимание логико-грамматических конструкций.

Чтение: по типу глобального (доступно прочтение коротких частотных слов).

Письмо: грубо нарушен звуко-буквенный анализ. Письмо дезавтоматизировано. Доступна запись простых частотных слов под диктовку, заполнение пропусков в коротких словах из отработанных тем.

Сужен объем зрительной (до 4-х элементов) и слухо-речевой (до3 – 4 эл-тов) памяти. При воспроизведении – инертность, привнесения из-за снижения избирательности психической деятельности.

На поражение каких отделов указывает данная нейропсихологическая симптоматика? Обоснуйте свой ответ. Предложите пути коррекции и реабилитации.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.