Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Например, образец карточки,  предъявляемой ученику.



 

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Постолова Ю.А. Я работаю учителем начальных классов. Тема моего выступления: «Требования к наглядности для слабовидящих школьников начальных классов».

Маленький человек с нарушениями зрения идет в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым или легким и радостным? Во многом это зависит от нас учителей. Для успешной учебы и сохранения здоровья рабочее место слабовидящего школьника должно быть удобным и функциональным, оснащенным необходимыми учебными материалами.

В федеральном государственном общеобразовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в приложении №4 «Требования к адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для слабовидящих обучающихся» указаны требования к структуре программы. Среди них:

· удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением зрения;

· использование специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности, доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящими обучающимися;

· использование специальных учебников и учебных принадлежностей, отвечающих особым образовательным потребностям слабовидящих;

· использование индивидуальной, адаптированной с учетом зрительных возможностей слабовидящих обучающихся, текстовой и изобразительной наглядности, ... облегчающих, учебно-познавательную деятельность слабовидящих обучающихся.

 

Из выше изложенного следует, что для успешного овладения знаниями детьми с нарушениями зрения необходимо использовать в работе специальные учебные пособия.

 

Учебники для слабовидящих

В учебниках массовых школ уровня начального общего образования 34% всего иллюстративного материала малодоступна для слабовидящих школьников или же совсем недоступна для восприятия, а в некоторых учебниках эта цифра доходит до 60%. Особенно это относится к восприятию коллажей и фотографических изображений.

Текстовый материал не удовлетворяет требованиям, которые выдвигают офтальмологи и тифлопсихологи к полиграфической продукции для детей с нарушенным зрением. Для учащихся начальной школы, имеющих зрительные нарушения печатные тексты должны выполняться 16-20 кеглями.

Важным показателем для определения эффективности познавательного процесса является то, как воспринимают школьники с нарушением зрения иллюстративный материал учебника. И здесь необходимо обратить внимание на такие показатели, как цветонасыщенность и цветоконтрастность. У 62,5% слабовидящих детей нарушено цветовосприятие, в результате страдает активизация работы с наглядным материалом, различительная способность, внимание, прослеживающие функции и др.

Издательством «Просвещение» регулярно выпускаются учебники для детей с нарушением зрения с учетом тифлопедагогических рекомендаций. Содержание этих учебников, выполненных крупным шрифтом, идентично содержанию учебников для массовой школы. Материал не сокращается и не упрощается. Они включают в себя переработанные иллюстрации, сохраненное содержание и методическую функциональность.

Например:

Слева страница учебника математики М.И. Моро 4 класса для массовой школы, справа соответствующая страница учебника для детей с нарушением зрения. Видны отличия:

· Справа, более крупный шрифт;

· удобочитаемая гарнитура (длина строки);

· перерисован иллюстративный материал, усилена цветонасыщенность и контрастность.

Справа материал к уроку расположен на одной странице, этот же материал занимает три страницы в специальном учебном пособии. Вследствие чего, для массовой школы учебник издан в 2-х частях, для слабовидящих – в 4-х частях.

Еще один пример,  страницы учебника по окружающему миру А.А. Плешакова. Здесь увеличен формат учебника, хорошо видно, как переработан иллюстративный материал: изображения более крупные, их количество на одной странице сокращено, все иллюстрации выполнены в одном стиле (обратите внимание на изображение балкона), для увеличения цветоконтрастности на изображении таблеток добавлен темный фон.

 

Тетради для слабовидящих

Что касается тетрадей? Для работы подходят обычные тетради с яркой разлиновкой (кроме тетрадей в косую линию). Для учеников с низкой остротой зрения рекомендуется использовать специальные тетради для слабовидящих детей:      тетрадь 24 листа в крупную контрастную клетку (размер клетки – 1х1 см),      тетрадь 18 листов в крупную контрастную линейку (высота линейки 1 см). Тетради сделаны из офсетной бумаги высокого качества.

Прописи для слабовидящих

Прежде чем маленький школьник начнет работать в ученической тетради, он должен овладеть навыком письма, познакомиться с графическим образом букв. И здесь на помощь приходит учебное печатное пособие для обучения письму – пропись.

Давайте рассмотрим страницу прописи для 1 класса      по программе «Школа России» В.Г. Горецкого и обсудим, почему нежелательно использовать ее в работе с детьми с нарушениями зрения:

1. Во-первых, наклонное письмо. Ребенка с нарушенным зрением учим писать прямо, без наклона.

2. Во-вторых, имеется пунктирная линия, обозначающая середину широкой вспомогательной строки. Она затрудняет различительную способность слабовидящего школьника, он не видит рабочую строку.

3. В третьих, дополнительная косая разлиновка тетради для отработки правильного наклона буквы и ее элементов. Она занимает 1/3 часть страницы, а работать на этих строчках школьнику с нарушениями зрения нельзя.

 

До недавнего времени учителям начальных классов, работающих с данной категорией учащихся, приходилось перерабатывать вручную прописи, что, как вы понимаете, достаточно трудоемкий процесс. Пока мы не обнаружили на просторах интернета  онлайн-генератор прописей «Primo-Tempo», позволяющий в полной мере удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с нарушением зрения и облегчить труд учителя. Это образовательный проект Леонида Некина, единственный генератор прописей, по крайней мере, из известных нам, который изменяет наклон букв.    Итак, каковы возможности данного проекта.       Исходя из тифлопедагогических рекомендаций возможно создание индивидуальной учебной прописи для каждого конкретного ребенка. С помощью вкладки «настройка» можно задать параметры:

1. Высота строчной буквы.

2. Угол наклона шрифта.

3. Межстрочное расстояние.

4. Отступ текста от полей.

5. Толщина линеек.

6. Образцы букв и бледные буквы для обводки.

 

Генератор позволяет индивидуализировать страницу прописи: добавлять строчки для отработки написания букв, упрощать или усложнять задания, перемещать образец написания вправо для леворуких детей.

 

Далее в графическом редакторе Paint, текстовой редакторе Word добавляем отобранный иллюстративный материал, печатный текст, схемы слов - и страница прописи готова.

Вот два варианта страницы прописи для сравнения. Высота прописи Горецкого 235 мм, переработанной прописи – 297 мм (А4)... Еще один пример...

С помощью данного генератора прописей можно изготовить образцы написания букв,       памятки для учеников.      .....

 

Дидактический материал (карточки)

Очень часто дидактический материал к уроку учитель готовит самостоятельно, материал должен быть подготовлен с учетом зрительных возможностей учащихся. При изготовлении карточек необходимо учитывать ряд требований:

1. Бликующая поверхность полностью исключается.

2. Шрифт. Буквы должны быть без насечек, достаточно легкие для восприятия. Arial, Arial Black - оптимальны.

3. Кегль 16-20 в зависимости от остроты зрения и характера заболевания.

4. Контрастный фон.

5. Выравнивание по ширине.

6. Красная строка.

7. Интервал между абзацами до 6 пунктов.

8. Междустрочный интервал 1,15-1,5 пунктов.

9. Выделение заголовка.

Например, образец карточки,  предъявляемой ученику.

Требования к наглядным пособиям

На всех этапах урока учитель использует различные виды наглядных средств: натуральные наглядные пособия, объемные, дидактические игрушки, изобразительные наглядные пособия, графические, символические.

Огромную роль в работе с наглядными дидактическими средствами имеет регуляция педагогом восприятия всех видов наглядности.

Во время демонстрации необходимо соблюдать требования:

1. Работа с доской на занятиях должна быть минимальной, используется как можно больше раздаточного материала.

2. Направлять зрительное восприятие детей от общего к частному, направлять рассматривание указкой с ярким наконечником.

3. Наглядность должна находиться в хорошо освещенном месте, на уровне глаз или рук детей с обязательным предоставлением возможности приблизиться к наглядности, чтобы внимательно ее рассмотреть.

4. Для обследования наглядности должно предоставляться вдвое больше времени, чем требуется здоровому ребенку.

5. В начальной школе одновременно показываются не больше 5-7 изучаемых объектов. Увеличение их количества приводит к снижению динамики прослеживающих зрительных функций и различительных возможностей, к рассеиванию внимания, к зрительному утомлению.

6. Обычно изображения должны быть увеличены в 1,5-3 раза. Не следует допускать пересечения изображений. Усиливается контур объекта.

 

В работе с учениками, имеющими нарушения зрения, мы используем те же методы, приемы, технологии, что и с нормально видящими школьниками, только адаптируем их.

Вашему вниманию я хочу предложить фрагмент урока литературного чтения. Этап урока: постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся. За основу я взяла прием «Кроссенс».

Позволю себе напомнить, слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов». Этот метод разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле, связанных между собой. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления. Задача – определить тематику, общую идею «кроссенса».

Как бы выглядел этот прием в массовой школе?      «Рассмотрите кроссенс, определите, на какую он тему?»

Этот прием адаптирую. Для предъявления школьникам с нарушениями зрения количество картинок сокращено до 6. Показываю их поочередно на доске и дублирую изображение для более близкого восприятия. Увеличиваю время на рассматривание. При работе с карточками обращаю внимание на ориентацию в малом пространстве.

 

Предлагаю вам посмотреть видеоролик. Надеюсь, что мое выступление было интересным и полезным. Всего доброго.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.