Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ. ХАРАКТЕРИСТИКИ



ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «...Мы надеемся, что все благородное российское дворянство, чувствуя толикие наши к ним и потомкам их щедроты, по своей к нам всеподданической верности и усердию побуждены будут не удаляться, ниже укрываться от службы, но с ревностью и желанием в оную вступать, и честным и незазорным образом оную по крайней возможности продолжать, не меньше и детей своих с прилежностью и рачением обучать благопристойным наукам, ибо все те, кои никакой и нигде службы не имели, но только как сами в лености и праздности все время препровождать будут, так и детей своих в пользу отечества своего ни в какие полезные науки не употреблять, тех мы, яко суще нерадивых о добре общем, презирать и уничижать всем нашим верноподданным и истинным сынам отечества повелеваем, и ниже ко двору нашему приезд или в публичных собраниях и торжествах терпимы будут».

Б) «В гнезде наиболее гонимого Борисом боярства с Романовыми во главе, по всей вероятности, и была высижена мысль о самозванце. Винили поляков, что они его подстроили; но он был только испечён в польской печке, а заквашен в Москве. Недаром Борис, как только услыхал о появлении [самозванца], прямо сказал боярам, что это их дело, что они подставили самозванца».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) В отрывке речь идет о Лжедмитрии I.

Фрагмент А

Фрагмент Б

       
       

2) Автор текста был председателем Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете.

3) Данный документ был подписан Екатериной II.

4) Данный документ относится к царствованию Петра III.

5) После издания этого документа большая часть дворян отпустила своих крепостных на волю.

6) Данный документ — отрывок из «Манифеста о даровании вольности российскому дворянству» 1762 г.

7.Какие три из перечисленных исторических деятелей XVII—XVIII вв. стали героями произведений А. С. Пушкина?

1) Пётр I

2) гетман Мазепа

3) Борис Годунов

4) Богдан Хмельницкий

5) Иван Болотников

6) Пётр III

8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) В ___________ советские войска форсировали реку Днепр.

Б) В годы Второй мировой войны тысячи евреев, советских военнопленных и участников европейского Сопротивления были зверски замучены нацистами в лагере ____________________.

В) Донским фронтом в период Сталинградской битвы командовал ________________________.

 

Пропущенные элементы:

А Б В
     

1) К. К. Рокоссовский

2) 1943 г.

3) Бухенвальд

4) И. С. Конев

A Б В Г
       

5) Фридланд

6) 1944 г.

9.Установите соответствие между фамилиями военачальников и их деятельностью:

ВОЕНАЧАЛЬНИК   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
A) А. А. Брусилов Б) С. М. Буденный B) А. Н. Куропаткин Г) Г. К. Жуков   1) командир Первой Конной армии в годы Гражданской войны 2) первый заместитель Верховного главнокомандующего в годы Великой Отечественной войны 3) командующий русскими войсками в русско-японской войне 1904−1905гг. 4) командующий Юго-Западным фронтом в 1916 г. в период Первой мировой войны 5) начальник Генерального штаба с 1942 г., командующий советскими войсками на Дальнем Востоке в 1945 г.

10.Прочтите отрывок из документа и назовите имя и фамилию автора.

«Тяжкое бремя возложено на меня волею брата моего, передавшего мне императорский всероссийский престол в годину беспримерной войны и волнений народных <...>

Посему, призывая благословение Божие, прошу всех граждан державы Российской подчиниться Временному правительству, по почину Государственной думы возникшему и облеченному всею полнотою власти, впредь до того, как созванное в возможно кратчайший срок на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования Учредительное собрание своим решением об образе правления выразит волю народа». ______________________________________

11.Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные ниже данные:

Политический документ Автор (один из авторов) Год составления
программа исполкома «Народной воли» Н. Морозов ____________ (А)
программа партии социалистов-революционеров ____________ (Б) 1906 г.
____________ (В) К. Маркс, Ф. Энгельс ____________ (Г)
____________ (Д) ____________ (Е) 1823–1824 гг.

Пропущенные элементы:

А Б В Г Д Е
           

1) прокламация «Молодая Россия»

2) И. Аксаков

3) Манифест Коммунистической партии

4) В. Чернов

5) «Русская правда»

6) 1848 г.

7) П. Пестель

8) 1903 г.

9) 1879 г.

12.Прочтите отрывки из произведения средневекового автора

«...15. Како детей своих воспитати во всяком наказании и страсе божии

А пошлеть Бог у кого дети сынове или дщери, ино имети попечение отцу и матери о чадех своих снабдити их и воспитати в добре наказании и учити страху Божию и вежству и всякому благочинию и по времени и детем смотря и по возрасту учити рукоделию матери дщери а отцу сынове кто чево достоин каков кому просуг Бог даст любити их и беречи и страхом спасати уча и наказуя и разсужая раны возлогати наказуи дети во юности покоит тя на старость твою, и хранити и блюсти о чистоте телеснои и от всякаго греха отцем чад своих якоже зеницу ока и яко своя душа аще что дети согрешают отцовым и матерним небрежением им о тех гресех ответ дати в день Страшнаго Суда, а дети аще не брегомы будут в ненаказании отцов и матереи аще что согрешат или что сотворят и отцем и матерем з детми от Бога грех а от людеи укор и посмех, а дому тщета а себе скорбь и убыток а от судеи продажа и соромота аще у богобоязнивых родителеи, и у разумных и благоразсудных чада воспитани в страсе Божии и в добре наказании и в благорассудном учении всякому разуму и вештву и промыслу и рукоделию, и те чада с родители своими бывают от Бога помиловани а от освященнаго чину благословены а от добрых людеи хвалими, а в совершене возрасте добрые люди с радостию и з благодарением женят сынов своих по своеи версте по суду Божию а дщери за их дети замужь выдают, и аще от таковых которое чадо Бог возмет в покаянии и с причастием то от родителю безскверная жертва, к Богу приносится и в вечныя кровы вселяются а имеют дерзновение у Бога милости просити и оставления, грехов и о родителех своих.

…17. Како дети учити и страхом спасати

Казни сына своего от юности его и покоит тя на старость твою и даст красоту души твоеи и не ослабляи бия младенца, аще бо жезлом биеши его не умрет но здравие будет ты бо бия его по телу, а душу его избавляеши от смерти, дщерь ли имаши положи на них грозу свою соблюдеши я от телесных да не посрамиши лица своего да в послушании ходит да не свою волю приимеши и в неразумии прокудит девство свое, и сотворится знаем твоим в посмех и посрамят тя пред множеством народа аще бо отдаси дщерь свою бес порока то яко велико дело совершиши и посреди собора похвалишися при концы не постонеши на ню любя же сына своего учащаи ему раны да последи о нем возвеселишися казни сына своего измлада и порадуешися о нем в мужестве и посреди злых похвалишися и зависть приимут враги твоя, воспитаи детище с прещением и обрящеши о нем покои и благословение, не смеися к нему игры творя в мале бо ся ослабиши в велице поболиши скорбя и после же яко оскомины твориши души твоеи, и не даж ему власти во юности но сокруши ему ребра донележе растеть а ожесъточав не повинет ти ся и будет ти досажение и болезнь души и тщета домови погибель имению и укоризна от сусед и посмех пред враги пред властию платежь и досада зла».

 

     

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения.

1) данное произведение было окончательно отредактировано сподвижником Ивана Грозного священником Сильвестром.

2) произведение относится к типу житийной литературы

3) произведение является памятником русской литературы XVI в.

4) данное произведение русской средневековой литературы было предназначено для наставления православных верующих из боярских кругов

5) данный памятник русской средневековой литературы являлся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни русского человека, включая вопросы общественные, семейные, хозяйственные, религиозные

6) данное произведение русской средневековой литературы называлось «Поучение»

Рассмотрите схему и выполните задание 13-16.

13.Напишите название войны, события которой отражены на карте.

_________________________________

14.Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «3», в который был совершён карательный поход правительственных войск, сопровождавшийся массовыми убийствами. _________________________

15.Напишите цифру, которая обозначает «неофициальную столицу» государства после отъезда царя из Москвы.

__________________________________

16.Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.

1) Россия победила в этой войне.

2) Во время войны правительство сняло ограничения на право перехода крестьян к другому хозяину.

3) Противником России в войне была Швеция.

4) Во время войны образовалось новое государство Речь Посполитая.

A Б В Г
       

5) В ходе войны произошло ужесточение внутренней политики.

6) Война проходила в завершающий период образования единого Русского государства.

17.Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками:

 

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ   ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) «История государства российского» Б) «Повесть временных лет» В) Новодевичий монастырь Г) «Доживём до понедельника»   1) Этот фильм создан известным советским режиссером Л. Гайдаем. 2) Творение завершено в эпоху Владимира Мономаха. 3) Во второй половине 1960-х гг. на экраны страны вышел художественный фильм, отразивший характерные проблемы советской школы. 4) Этот памятник создан в честь присоединения к России Смоленска. 5) Автор данного творения Н. М. Карамзин. 6) Данное творение создано в XIV в.

18.Рассмотрите изображение и выполните задание.

Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.

1) Данная монета выпущена в период существования СССР.

2) Событие, которому посвящена медаль, связано с именем князя Владимира Святого.

3) На данном изображении представлен символ царской власти в России.

4) Главным автором памятника, изображённого на монете, является A. M. Опекушин.

5) Памятник, изображённый на монете, находится в Новгороде.

19.Рассмотрите изображение и выполните задание.

Укажите изображения памятников архитектуры, созданных наиболее близко по времени к событию, в честь юбилея которого выпущена монета. В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.

 

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Прочтите отрывок из письма российской императрицы.

20.Назовите автора данного письма. _____________

Укажите год, когда было написано письмо. _______

Назовите московского князя, правившего в период, когда среднеазиатский завоеватель, упомянутый в письме, вторгся в русские земли. _________________

«С удовольствием <...> я удовлетворю вашу любознательность по отношению к Пугачёву; это будет мне тем удобнее сделать, что вот уже месяц, как он схвачен, или, выражаясь вернее, связан и скручен своими собственными же людьми в необитаемой степи между Волгой и Яиком, куда он был загнан посланными против него со всех сторон войсками. Лишённые припасов и средств для продовольствия, товарищи его, возмущённые сверх того ещё жестокостями, им творимыми, и в надежде заслужить прощение, выдали его коменданту Яицкой крепости, который и отправил его оттуда в Симбирск к генералу графу Панину. В настоящее время он в дороге, на пути к Москве. Когда его привели к графу Панину, он совершенно наивно признался на первом же допросе, что он донской казак, назвал место своего рождения, сказал, что женат на дочери донского казака, что у него трое детей <...> и пр., и пр.

Так как у генерала Панина в войске немало донских казаков, …то всё сказанное было тотчас же проверено через земляков Пугачёва. <...> До сих пор нет ни малейших данных предполагать, чтоб он был орудием какой-либо державы или чтобы он следовал чьему-либо вдохновению. Приходится предполагать, что Пугачёв сам хозяин-разбойник, а не лакей какой-нибудь живой души.

После Тамерлана, я думаю, едва ли найдётся кто-либо другой, кто более истребил рода человеческого <...> он вешал без пощады и всякого суда всех лиц дворянского рода: мужчин, женщин и детей, всех офицеров, всех солдат, какие ему только попадали в руки <...>.

Но что покажет вам хорошо, как далеко может обольщаться человек, — это то, что он осмеливается ещё питать кое-какие надежды. Он воображает, что ввиду его отваги я могу его помиловать и что свои прошлые преступления он мог бы загладить своими будущими услугами. Рассуждение его могло бы оказаться правильным, и я могла бы простить его, если б содеянное им оскорбляло меня одну; но дело это — дело, затрагивающее государство, у которого свои законы».

21. Почему, по мнению автора письма, Пугачёв надеялся на пощаду? Укажите одну любую причину. Почему автор письма считает, что Пугачёва помиловать нельзя? Укажите две причины.

 
 

22. Почему для автора письма особенно важен факт признания Пугачёвым своего происхождения? Используя знание исторических фактов, приведите любые два объяснения подозрений автора данного письма о существовании связи Пугачёва с иностранными державами.

 
 

23. Известно, что в Средние века на Руси господствовало натуральное хозяйство. Однако некоторые товары крестьянин обязательно приобретал или заказывал. Укажите два таких товара и объясните причины их приобретения.

 
 

24. Высказывается следующая оценка развития России в XVII в. до начала реформ Петра I:

«Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от экономических, военных и культурных достижений стран Западной Европы».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.

+ -
   
   
   
   

25.Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из исторических деятелей:

1) Андрей Боголюбский;

2) Николай I;

3) М. С. Горбачёв.

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный Вами исторический деятель;

– назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной Вами);

– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных Вами событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.