|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ. ХАРАКТЕРИСТИКИ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ А) «Убит же был Шевкал... И, услышав об этом, беззаконный царь зимой послал рать на Русскую землю — пять темников, а воевода у них Федорчук, и убили они множество людей, а иных взяли в плен; а Тверь и все тверские города предали огню. Великий же князь Александр, чтобы не терпеть безбожных преследований, оставив русский великокняжеский престол и все свои наследственные владения, ушёл во Псков с княгиней и детьми своими и остался в Пскове».
Б) «Отец Александра, Ярослав, прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. Да и у князя Александра было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и стойких. ... Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замёрзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью. ... И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в войске его...». ХАРАКТЕРИСТИКИ 1) Речь идет о событии, произошедшем в 1242 г. 2) Данный документ повествует о первом масштабном восстании против монголо-татарского ига. 3) После данного события русские князья перестали платить дань Золотой Орде. 4) Описываемые события относятся к XIV в. 5) Данное событие произошло в эпоху Владимира Мономаха. 6) Герой описываемых событий был канонизирован Русской православной церковью в лике чудотворцев при митрополите Макарии на Московском соборе 1547 г. 7.Какие три положения относятся к внутренней политике Александра III? Соответствующие цифры запишите в ответ. 1) увеличение представительства дворянства в земствах 2) предоставление автономии Польше 3) ликвидация мирового суда 4) создание Крестьянского и Дворянского Поземельных банков 5) предоставление автономии университетам 6) разработка по поручению императора конституционных проектов 8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: А) Сталинградская битва завершилась окружением и уничтожением немецкой армии под командованием фельдмаршала ______________. Б) ______________ во время Великой Отечественной войны прославился героической 250-дневной обороной. В) Во время Великой Отечественной войны ______________ организовал партизанское движение в тылу фашистских оккупантов, командовал Черниго-Волынским партизанским объединением. Пропущенные элементы:
1) Севастополь 2) Ф. Паулюс 3) А. И. Покрышкин 4) В. Рихтгофен 5) Ленинград 6) А. Ф. Федоров 9.Установите соответствие между советскими партийными и государственными деятелями и занимаемыми ими в 1940 1950 х гг. постами, ролью в политической жизни страны:
10.Прочтите отрывок из закона и напишите фамилию лидера КПСС, в период руководства которого был издан данный закон. ________________________________ «Бурный рост народного хозяйства, создание мощной социалистической индустрии и небывалый размах промышленного строительства в союзных и автономных республиках, краях и многих областях, наличие на местах многочисленных кадров высококвалифицированных специалистов и учёных всё настойчивее ставят вопрос о необходимости дальнейшего совершенствования организационных форм управления промышленностью и строительством, с тем чтобы приблизить руководство к производству — к предприятиям и стройкам, сделать его более конкретным и оперативным... Интересы развития экономики СССР требуют дальнейшего совершенствования организационных форм управления промышленностью и строительством... В этих целях необходимо осуществить переход от управления промышленностью и строительством через отраслевые министерства и ведомства, ... к новым формам руководства промышленными предприятиями и стройками по территориальному принципу... Основной организационной формой управления промышленностью и строительством должны являться советы народного хозяйства, образуемые по экономическим административным районам». 11.Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные.
Пропущенные элементы:
1) 1922 г. 2) г. Душанбе 3) г. Вильнюс 4) Украинская ССР 5) г. Минск 6) 1940 г. 7) г. Тифлис 8) 1936 г. 9) Молдавская ССР 12. Прочтите отрывок из сочинения историка. «Современники князя высоко ценили его за заслуги перед отечеством. Он был первым, кто поднялся на борьбу за освобождение от ордынского владычества. Князю удалось объединить большое число русских воинов, показав во время Куликовской битвы значительно возросшую силу Руси. Правление князя продолжалось 30 лет. За это время произошло немало военных столкновений с внешними врагами, не говоря уже о внутренних конфликтах. Частые битвы опустошали русские земли, и в то же время они способствовали духовному сплочению народа, вставшего на защиту родных просторов. Несмотря на то что великий князь не сумел предотвратить разорения, нанесённого Тохтамышем, население не склонно было винить его в этом. Князь всегда был любим народом и охотно принимал знаки его внимания и благодарности. Соперниками князя были правители Рязани и Твери. К концу жизни он практически пресёк их попытки выйти из повиновения Москве. И всё же Рязанское и Тверское княжества ещё сохраняли своё обособленное положение». Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Князь, о котором говорится в отрывке, за свои ратные подвиги получил почётное прозвище Невский. 2) Обособленное положение земель, о котором говорится в отрывке, завершилось в годы правления Ивана IV. 3) Разорение Москвы, о котором говорится в отрывке, произошло в 1382 г. 4) В годы правления князя, о котором говорится в отрывке, в Москве был построен новый белокаменный Кремль. 5) Князь, о котором говорится в отрывке, первым получил право самостоятельного сбора дани с русских земель для Золотой Орды. 6) Князь, о котором говорится в отрывке, передал ярлык на великое княжение сыну без разрешения хана Золотой Орды.
13. Напишите имя русского правителя, к годам правления которого относятся события, указанные на схеме. ________________
14. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой 1. ________________ 15. Напишите название средневекового государства, в результате распада которого образовалось ханство, завоёванное в ходе событий, обозначенных на схеме. _________________________________ 16. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. 1) Победа в обозначенном на схеме походе была одержана за счёт недавно организованных на европейский лад «полков нового строя». 2) Значение похода, обозначенного на схеме, заключалось в частности в присоединении плодородных земель, необходимых для раздачи дворянам. 3) К финно-угорской группе относится народ, указанный на схеме под цифрой «2». 4) Обозначенный на схеме цифрой «1» город сдался русскому войску без сопротивления. 5) В правление российского государя, при котором произошли события, обозначенные на схеме, началось завоевание Сибири. 6) Народы, обозначенные на схеме под цифрами «4» и «5», относятся к славянской языковой группе. 17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками:
18. Рассмотрите изображение и выполните задание Какие суждения о памятнике, изображённом на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. 1) Памятник был сооружён в честь победы России в Русско-турецкой войне 1877−1878 гг. 2) Памятник находится в Новгороде. 3) Инициатива создания памятника принадлежит Александру III. 4) Автором памятника является скульптор И. Мартос. 5) Памятник был создан на средства казны и народные пожертвования. 19. Какие из памятников, изображённых ниже, были созданы в то же царствование, что и изображённый памятник? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. «Тягостное заседание Совета в Университете.(...)На повестке стояло уже "Ректор университета" вместо "Ректор Императорского университета". Новое здание все продолжает быть занятым милицией, арестованными и т. д. Грязь в четверть аршина на полу, все скамьи и столы также покрыты грязью... В Богословской аудитории заседают вновь образовавшиеся студенческие организации: "Студенческий дом" и "Совет студенческих депутатов". Все это делается «захватным правом». Университетские власти бессильны. Положение Совета самое унизительное. Решено идти навстречу, образовать общий комитет из профессоров, младших преподавателей и студентов для улаживания разных подобных вопросов... В нынешнем заседании блеснул И. И. Иванов, красноречиво доказывавший, что уступки студентам ни к чему не поведут, что они захватили власть. «Мы не для того сломали царя, – закончил он, – чтобы попасть под тиранию толпы»... Мы потом прогулялись до Пречистенского бульвара, где по его верхнему проезду видели движение демонстрации по случаю празднования революции. Длиннейшая толпа двигалась, неся красные плакаты с разными надписями. Нечто вроде крестного хода, только несравненно более длинного. Толпа пела визгливыми голосами "Вставай, подымайся, рабочий народ!" На улицах мальчишки, продавая листки, кричали: "Преступления Николая II"!» 20. К какому году относится запись в дневнике? ______________________________________________ С каким событием связана ситуация в университете? __________________________________________ В какой форме проявлялась общественная активность студентов?________________________________ 21. Какие настроения университетской профессуры отражает текст? Укажите не менее трёх позиций. 22. Какие характерные черты переломной для судеб страны революционной эпохи отразились в данном документе? Укажите не менее трёх черт. 23. Император Александр I был сторонником идеи отмены крепостного права. По его поручению было подготовлено несколько проектов отмены крепостного права. Однако крепостное право в царствование Александра I было отменено только в одном регионе – Прибалтике, а в Центральной России сохранялось. Приведите три объяснения тому факту, что крепостное право в России в царствование Александра I так и не было отменено. 24.В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке, на период дворцовых переворотов в России в XVIII в. Ряд историков (В. О. Ключевский, С. М. Соловьёв, С. Ф. Платонов и др.) рассматривали период дворцовых переворотов как значительный шаг назад в развитии государственности. Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.
25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из исторических процессов: 1) внешняя политика России в эпоху Ивана Грозного; 2) внутренняя политика России в 1825–1855 гг.; 3) внешняя политика СССР в июне 1945 - апреле 1953 гг. В сочинении необходимо: — указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного Вами процесса; — назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными Вами событиями (явлениями, процессами), произошедшими в рамках выбранного процесса, и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах); В н и м а н и е! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений). — указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного процесса; — используя знание исторических фактов, указать значение (последствие) выбранного Вами процесса для истории России. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к выбранному Вами процессу.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|