Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Упражнение в распознавании спряжения глаголов  по неопределенной форме и в написании безударных личных окончаний глаголов



 

 

Упражнение в распознавании спряжения глаголов  по неопределенной форме и в написании безударных личных окончаний глаголов

Тип урока Решение частных задач
Педагогические задачи Создать условия для ознакомления со способом определения спряжения глаголов по неопределенной форме; совершенствовать умение правильно писать безударные личные окончания глаголов; способствовать развитию навыка образовывать от любого глагола формы 3-го лица единственного и множественного числа; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Планируемые предметные результаты Познакомятсясо способом определения спряжения глаголов по неопределенной форме; научатся правильно писать безударные личные окончания глаголов; образовывать от любого глагола формы 3-го лица единственного и множественного числа; выписывать из текста глаголы-исключения; выделять личные окончания глаголов; выполнять морфо-логический разбор слова; орфоэпически правильно произносить в словах ударный слог
Метапредметные УУД Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и речевых ситуаций из собственного опыта; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)
Личностные результаты Осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка; оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

 

 

  Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Запишите буквосочетания и слова.

Выполняют чистописание.

 

   

– Составьте и запишите с одним из слов предло-жение.

  Работа над словами с непро-веряемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

(См. РМ, Приложение 2.)

 

 

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

  IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Даны глаголы «жить», «шуметь», «звенеть». Определите, какого спряжения эти глаголы.

– Давайте проверим, правильно ли вы рассуждали. Для этого образуйте от данных глаголов формы 2-го лица единственного числа, 2-го и 3-го лица множественного числа. Что получилось?

– Как вы определяли спряжение? Что вы теперь будете помнить, чтобы впредь не допускать таких ошибок?

– В каком случае поможет неопределенная форма глагола?

Выводят языковые закономерности, лежащие
в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

Рассуждают. Образуют формы глаголов 2-го лица единственного числа, 2-го и 3-го лица множественного числа.

Делают вывод: определять спряжение глаголов
по начальной форме, не поставив сначала глагол в личную форму, нельзя.

– Неопределенная форма глагола поможет определить спряжение глагола, если личное окончание безударное.

Работа по учебнику (упражнение 192)

– Прочитайте. Объясните, как определить спряжение глаголов по неопределенной форме

Определяют спряжение глаголов по неопределенной форме.

Клеить (II спр.), читать (I спр.), слышать
(II спр.), зеленеть (I спр.), просить (II спр.),
веять (I спр.), дружить (II спр.), видеть (II спр.), думать (I спр.), рыть (I спр.)

 

V. Первичное закрепление знаний.

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся.

Применяют новые знания на новом языковом
материале. Участвуют в обсуждении вопросов
по теме.

 

 Работа по учебнику (упражнение 193).

Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий.   – Прочитайте еще раз глаголы из упражнения 192. Укажите их спряжение. Рядом с каждым глаголом запишите этот же глагол в форме 2-го лица единственного числа настоящего времени. Выделите личные окончания.

Записывают глаголы в форме 2-го лица единственного числа настоящего времени. Выделяют личные окончания.

Клеить – кле слышать – слыш
читать – чита зеленеть – зелене
просить – прос веять – ве дружить – друж видеть – вид думать –
дума рыть – ро

 

Работа по учебнику (упражнение 194)

– Прочитайте. Определите спряжение глаголов.

– Выпишите глаголы в таком порядке:

а) глаголы I спряжения;

б) глаголы II спряжения на -ить;

в) глаголы-исключения II спряжения.

– Образуйте от любого глагола формы 3-го лица единственного и множественного числа. Запишите их.

(См. РМ, Приложение 3.)

Записывают глаголы по группам в соответствии со спряжением.
Глаголы I спряжения Глаголы II спряжения на -ить Глаголы-исключения II спряжения
Веять, болеть, доказать, мечтать, прыгнуть, сверкать Наклеить, варить, запомнить, ловить, беспокоить Держать, смотреть, вертеть, обидеть

Образуют от любого глагола формы 3-го лица единственного и множественного числа.

Болеть – болеет, болеют.

Составляют схему-алгоритм. (См. РМ, Приложение 4.)

 

VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Тест «Спряжение глагола».

Проводит тест по теме «Спряжение глагола».

– Выделите правильный ответ.

1. Глаголы в форме 2-го лица единственного числа имеют окончания:

а) -ешь, -ишь;

б) -ете, -ите.

2. Глаголы I спряжения имеют окончания:

а) -у (-ю), -ем, -ешь, -ете, -ет, -ут (-ют);

б) -у (-ю), -им, -ишь, -ите, -ит, -ат (ят).

3. К I спряжению относятся:

а) все глаголы на -ить + 11 глаголов-исключений;

б) глаголы на -еть, -ать (-ять), -уть, -ыть,
-оть + брить и стелить.

4. Ко II спряжению относятся:

а) все глаголы на -ить + 11 глаголов-исключений;

б) глаголы на -еть, -ать (-ять), -уть, -ыть,
-оть + брить и стелить.

5. Найдите глагол в форме 2-го лица единственного числа:

а) грузишь;

б) успеете;

в) решаешь;

г) ходим;

д) ноешь;

е) говорю;

ж) пойдешь;

з) варит.

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями. Отвечают на вопросы теста. Ключ: 1 – а 2 – а 3 – б 4 – а 5 – а, в, д, ж Учащиеся, которые справились с тестом, выпол-няют дополнительное задание: найти глаголы в форме 2-го лица единственного числа, выделить окончания, указать спряжение. Ломит он у дуба сук И в тугой сгибает лук. Плещ (I спр.) ты,               куда захоч (разноспр.), Ты морские камни точ (II спр.)… А сама-то величава, Выступает, будто пава… За невестою своей Королевич Елисей Между тем по свету скачет…  


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.