Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ОТНОШЕНИЙ. Методические рекомендации). Ленинград



 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

______________

 

УПРАВЛЕНИЕ ПО ВНЕДРЕНИЮ НОВЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

И МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ

______________

 

ЛЕНИНГРАДСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. В.М. БЕХТЕРЕВА

_______________

 

 

ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ОТНОШЕНИЙ

 

(Методические рекомендации)

 

Ленинград

 

Настоящие методические рекомендации составлены в Лаборатории социально-психологических исследований Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева профессором Е.Ф. Бажиным и младшим научным сотрудником А.М. Эткиндом.

 

 

       Местным органам здравоохранения разрешается размножать данные методические рекомендации в необходимом количестве экземпляров.

 

© Ленинградский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева.

 

           Как известно, один из центральных компонентов социально-психологической структуры личности составляют ее отношения к самой себе и к людям, составляющим ее непосредственное социальное окружение. Согласно теории отношений В.Н. Мясищева, система отношений, развиваясь в течение всей жизни человека, оказывает решающее влияние на социальное функционирование личности и, в частности, на возникновение и характер ее патологических нарушений.

           Естественно поэтому, что среди методов социально-психологического исследования личности важное место принадлежит способам изучения ее отношений со значимыми другими. Однако, применяемые в клинической психдиагностике методы исследования отношений, - например, социометрические анкеты, шкалы аттитюдов, семантический дифференциал, шкалы социальной дистанции и т.д., - как правило, отражают лишь осознаваемый, доступный вербализации слой отношений. Вместе с тем немалая часть патогенетически существенного материала касается содержания именно таких отношений, которые неадекватно осознаются самими больными. Поэтому вербальные самоотчеты в этой области часто оказываются ненадежными. К тому же подобные методы оказываются практически неприменимы в работе с такими контингентами, вербальный контакт с которыми по тем или иным причинам затруднен.

           Цветовой тест отношений (ЦТО) является клинико-диагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и окружающим как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни этих отношений. Теоретической основой ЦТО является концепция отношений В.Н. Мясищева, идеи Б.Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и сложности и представления А.Н. Леонтьева о чувственной ткани смысловых образований личности. В соответствии с этими теоретическими положениями, отношения личности, регулирующие сложнейшие процессы ее общения и деятельности, имеют чувственную, наглядно-образную психическую природу. Взаимоотношения чувственной ткани отношений с их вербальными компонентами определяют степень и качество их осознания самим индивидом. В частности, расхождения между чувственными и вербальными компонентами отношений определяет неадекватное осознание этих отношений, характерное для невротических конфликтов и нарушений эмоционально-аффективной сферы.

           Методической основой ЦТО является цветоассоциативный эксперимент, процедуры которого были специально разработаны в рамках создания этого теста. Он базируется на предложении о том, существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и самому себе отражаются в цветовых ассоциациях к ним. Цветоассоциативный эксперимент, согласно этому предположению, позволяет выявить достаточно глубокие, частично неосознаваемые компоненты отношений, минуя при этом искажающие, защитные механизмы вербальной системы сознания.

           Цветовая сенсорика весьма тесно связана с эмоциональной жизнью личности. Эта связь, подтвержденная во многих экспериментально -психологических исследованиях, давно используется в ряде психодиагностических методов (тесты Роршаха, Люшера, Фрилинга, методика Шварц -Дорофеевой и др.). Во всех этих методиках, однако, реакция человека на цветовые стимулы использовалась как индикатор его общего аффективного состояния. ЦТО отличается от этих методов своеобразным способом извлечения реакций на цветовые стимулы (ассоциативные реакции в ЦТО в отличие от измерения порогов или предпочтений в других тестах) и иной постановкой задачи тестового исследования (изучение конкретных отношений личности в ЦТО в отличие от изучения ее общих свойств и состояний в других тестах).

           При разработке ЦТО был использован набор цветовых стимулов из восьмицветного теста М. Люшера. Этот набор отличается достаточной компактностью, удобен в применении. При относительно небольшом количестве стимулов в нем представлены основные цвета спектра (синий, желтый, красный и зеленый), два смешанных тона (фиолетовый и коричневый) и два ахроматичных цвета.[1]

           Как показывает опыт, ассоциативные реакции на цвет весьма чувствительны к изменению его сенсорных характеристик. Поэтому возникает безусловная необходимость пользоваться во всех проводимых экспериментах строго стандартным набором цветов. Все приводимые ниже результаты и интерпретации относятся только к экспериментам, проводим со стандартными цветовыми карточками из теста Люшера или с их точными копиями. Рекомендуется использование цветовых карточек размером 3х3 см, предъявляемых при естественном освещении на белом фоне. ЦТО не может проводиться при выраженных нарушениях цветового восприятия (дальтонизм и др.).

           Проведение ЦТО включает следующие процедуры:

1. Психолог в контакте с больным и лечащем врачом составляет список лиц, составляющих непосредственное окружение больного, а также понятий, имеющих для него существенное значение. Конкретная форма списка зависит от особенностей клиники, а также от личности и жизненного пути больного. К примеру, для больного хроническим алкоголизмом примерная форма списка является следующая: моя жена; мать; отец; дети; моя работа; я сам; компания, с которой я пил; трезвая жизнь; мое состояние до лечения; мое состояние сейчас; мой врач и т. д. Для детей, больных неврозами, список понятий таков: моя мать; отец; брат (сестра);дедушка, бабушка либо другие лица, с которыми живет или общается ребенок; моя учительница (воспитательница); мой друг; я сам; мое настроение дома; мое настроение в школе (детском саду); мой врач и т.д.

2. Перед больным раскладываются на белом фоне, в случайном порядке цвета. Затем экспериментатор задает инструкцию подобрать к каждому из людей и понятий, которые последовательно им зачитываются, подходящие цвета. Выбранные цвета могут повторяться. В случае возникновения вопросов экспериментатор разъясняет, что цвета должны подбираться в соответствии с характером людей, а не по их внешнему виду (например, цвету одежды).

ЦТО имеет два варианта проведения, различающихся по способу извлечения цветовых ассоциаций. В кратком варианте ЦТО от больного требуется подобрать к каждому понятию какой-нибудь один подходящий цвет. В полном варианте больной ранжирует все 8 цветов в порядке соответствия понятию, от «самого похожего, подходящего» до «самого непохожего, неподходящего». Краткий вариант ЦТО предназначен для задач экспресс -диагностики, полный вариант – для более глубокого обследования и для исследовательских целей. Для ряда контингентов (быстро истощаемые, дефектные больные; дети и др.) проведение полного варианта затруднено. Как показывает опыт, у этих больных достаточно подробные и надежные результаты может дать и краткий вариант ЦТО.

3. После завершения ассоциативной процедуры цвета ранжируются больным в порядке предпочтения, начиная самого «красивого, приятного для глаза» и кончая «самым некрасивым, неприятным».

4. Интерпретация результатов основывается на двух процедурах:

а) сопоставление цветов, ассоциируемых с определенными понятиями, с их местом (рангом) в раскладке по предпочтению. Если с некоторым лицом или понятием ассоциируются цвета, занимающие первое место в раскладке по предпочтению, значит, к данному лицу или понятию больной относится положительно, эмоционально принимает его, удовлетворен соответствующим отношением. И наоборот, если с ним ассоциируются цвета, занимающие последние цвета в раскладке по предпочтению, значит, больной относится негативно, эмоционально его отвергает. Формальным показателем этого в кратком варианте ЦТО является ранг цвета, ассоциируемого в раскладке по предпочтению с данным понятием; эта цифра может изменяться от 1 до 8. В полном варианте соответствующий показатель может быть рассчитан как коэффициент ранговой корреляции Спирмена между ассоциативной раскладкой и раскладкой по предпочтению, либо по более простой формуле К = ∑│di│,где │di│ - абсолютные величины разностей рангов каждого цвета в двух раскладках. «К» может изменяться от 0 в случае индентичности раскладок, что означает крайне положительное отношение, до 32, что означает крайне отрицательное отношение.

б) Интерпретация эмоционально – личностного значения каждой цветовой ассоциации, на основе чего может быть составлено представление о содержательных особенностях отношения. Конкретные значения цветов и примеры интерпретаций будут приведены ниже.

           Разработка интерпретаций, исследования валидности и оценка диагностических возможностей ЦТО включали три этапа: 1. доказательство того, что каждый из используемых цветовых стимулов обладает определенным и устойчивым эмоциональным значением; 2. изучение закономерностей переноса эмоциональных значений цветов на стимулы, с которыми они ассоциируются; 3. опыт применения ЦТО в различных клинических ситуациях. Всего в экспериментах с ЦТО, результаты которых изложены ниже или приведены в ряде публикаций [2]1, приняли участие 860 испытуемых, из них 420 больных нервно-психическими заболеваниями.

           Применение цветовых ассоциаций в качестве индикаторов эмоциональных компонентов отношений требует изучения эмоциональных значений используемых цветов, а также оценку интерсубъективной устойчивости этих значений в нормальной популяции. В соответствии с этим в первом эксперименте проверялись следующие гипотезы: а) разные цвета ассоциируются с разными первичными эмоциями; б) согласованность ассоциативных характеристик цветов, данных разными испытуемыми, является существенно выше случайной; в) семантическая близость вербальных обозначений эмоций отражается в сходстве их цветовых ассоциаций.

           В 1-ом эксперименте приняло участие 100 здоровых испытуемых. В профессиональном отношении выборка была достаточно разнородной (инженеры, студенты, рабочие). Испытуемым последовательно предъявлялись 27 эмоциональных терминов, представляющих девять первичных эмоциональных состояний таких, как радость, страх, грусть, стыд и т. д.[3]2. Кроме того, испытуемые получали цветные карточки ЦТО. Инструкция требовала выбрать для каждой эмоции подходящий к ней цвет.

           Матрица сопряженности 8 цветов и 9 эмоциональных состояний оказалась значимо (р < 0,001) отличной от случайной. Следовательно, цветоэмоционалные ассоциации разных испытуемых являются в достаточной степени согласованными друг с другом. Так 25% выборов синего цвета пришлось на термины, обозначающие состояние грусти, еще 25% - на состояние заинтересованности, и не более 4% - на радость, гнев, удивление и т.д. Красный ассоциировался с активными переживаниями гнева (31%) и радости (29%), но не более чем в 2% ассоциаций связывался с такими состояниями, как грусть, отвращение, утомление. Желтый в 36% случаев соотносился с удивлением и практически не ассоциировался с грустью и утомлением. Зеленый сильнее всего оказался связан с удивлением и заинтересованностью (по 19% ассоциаций), коричневый – с отвращением (25%) и утомлением (21%). Серый цвет в 38% случаев связывался с утомлением и еще в 20% - с грустью. Черный ассоциировался с оборонительными эмоциями страха (25%) и гнева (22%) и не связывался с положительными и нейтральными состояниями, такими, как радость и удивление.

           Существенно также, что семантически близкие эмоциональные термины достаточно часто ассоциировались с одним и тем же цветом. Если при действии чисто случайных факторов три разных вербальных обозначения одного и того же состояния должны были бы в 86% случаев (из 360) ассоциироваться с тремя разными цветами, то в действительности таких случаев было лишь 34% (х2 = 276; р <0,001). Значительно чаще термины, обозначающие одно эмоциональное состояние, ассоциировались с одним цветом. Следовательно, цветоэмоциональные связи принадлежат, по-видимому, к достаточно глубокому, невербальному по своей природе уровню эмоциональных значений. В ассоциациях здоровых испытуемых действительно существуют сильные и относительно однозначные связи между использованными цветами и основными эмоциональными состояниями, устойчивые к различиям пола, возраста, образования испытуемых.

           В следующей серии экспериментов эмоционально-личностное значение цветов оценивается по шкалам личностного дифференциала, образованных личностными терминами и имеющих трехфакторную структуру. В исследовании приняло участие 48 испытуемых. Анализ данных (табл. 1) показал, что люди закономерно, статистически значимо связывают цвета с эмоционально-личностными характеристиками. Каждый цвет обладает своим характерологическим содержанием, отличным от содержания других цветов, причем разные личностные характеристики, приписываемые определенному цвету, как правило, складываются в ясную осмысленную картину. Так, для красного характерны значения активности, экстраверсии; синему приписываются характеристики, связанные с высокой моральной оценкой; зеленый воспринимается как доминантный, интровертированный; желтый – как очень активный при низкой моральной оценке, что отличает его от не менее активного красного; фиолетовый характеризуется эгоизмом и неискренностью; коричневый символизирует слабость и отношения зависимости; черный – отвергаемый цвет, которому приписываются разнообразные негативные характеристики; серый – слабый и пассивный.

           Анализ факторных оценок цветов, полученных с помощью личностного дифференциала, показал, что разброс цветов по фактору Оценки меньше, чем по факторам Силы и Активности. Цвета представляют разные сочетания Силы и Активности (высокая Сила и высокая Активность – красный; высокая Сила и низкая Активность – черный; низкая Сила и высокая Активность – желтый; низкая Сила и низкая Активность – фиолетовый и т.д.) и лишь незначительно перекрывают друг друга.

 

Таблица 1.  Личностные характеристики цветов входящих в ЦТО.

1. Синий: честный, справедливый, невозмутимый, добросовестный, добрый, спокойный.

2. Зеленый: черствый, самостоятельный, невозмутимый.

3. Красный: отзывчивый, решительный, энергичный, напряженный, суетливый, дружелюбный, уверенный, общительный, раздражительный, сильный, обаятельный, деятельный.

4. Желтый: разговорчивый, безответственный, открытый, общительный, энергичный, напряженный.

5. Фиолетовый: несправедливый, неискренний, эгоистичный, самостоятельный.

6. Коричневый: уступчивый, зависимый, спокойный, добросовестный, расслабленный.

7. Черный: непривлекательный, молчаливый, упрямый, замкнутый, эгоистичный, враждебный, нелюдимый.

8. Серый: нерешительный, вялый, расслабленный, неуверенный, несамостоятельный, слабый, пассивный.

Таким образом, каждый из цветов ЦТО обладает собственным, ясно определенным в проведенных экспериментах эмоционально-личностным значением. Обоснование возможности диагностики отношений с помощью ЦТО требует, однако, еще и доказательства того, что в ассоциациях с цветами действительно отражаются отношения испытуемых к значимым для них понятиям и людям, так что расшифровка эмоционального значения цвета дает валидное описание отношения к понятию или человеку, ассоциированному с этим цветом. Для прямой проверки этой гипотезы было проведено исследование социальных стереотипов с помощью ЦТО и личностного дифференциала. В качестве экспериментальной модели стимулов с ярко выраженным эмоциональным значением были отобраны 6 распространенных социальных стереотипов: друг, отшельник, клоун, божий одуванчик, полководец и предатель. Испытуемые ранжировали цвета в порядке соответствия каждому из этих понятий, а также заполняли на них бланки личностного дифференциала. Участвовали те же испытуемые, что и в предыдущем эксперименте.

В табл. 2 приведены усредненные ранговые ряды цветов в порядке их соответствия каждому социальному стереотипу.

Таблица 2.  Средние ранговые ряды цветов в порядке соответствия социальным стереотипам.

Друг: 3 1 2 6 8 4 5 7

Отшельник: 8 1 7 6 5 2 3 4

Клоун: 4 3 5 2 1 6 8 7

Божий одуванчик: 4 6 5 2 0 1 3 7

Полководец: 3 1 7 2 6 5 8 4

Предатель: 7 5 8 6 1 2 4 3

Обозначения: 1 – синий; 2 – зеленый; 3 – красный; 4 – желтый; 5 – фиолетовый; 6 – коричневый; 7 – черный; 8 – серый.

           Как видно, с положительными стереотипами ассоциируются эмоционально привлекательные цвета, а с отрицательными стереотипами – отвергаемые цвета. Так, с понятием «друг» связываются красный и синий; с понятием «предатель» – черный и фиолетовый. Этот результат станет еще более показательным, если учесть, что в данной выборке средняя цветовая ранжировка в порядке предпочтения оказалась следующей: 1 3 6 2 8 4 5 7. Она очень близка к ассоциативному ряду понятий «друг» (синий и красный на первых местах, фиолетовый и черный на последних) и практически противоположна ассоциативному ряду понятий «предатель» (в котором, наоборот, черный и фиолетовый на первых местах, красный и синий – на последних).

           Подобно этому, с очень активным и, в целом, позитивно оцениваемым понятием «клоун» теснее всего связан самый активный цвет – желтый, а также несколько менее активный красный; пассивные коричневый, серый, черный занимают в ряду последние места. Напротив, с понятием «отшельник», символизирующим максимальную интроверсию и покой, связанны пассивные серый, синий, черный и коричневый, тогда как все активные светлые цвета – на последних местах. Стереотип полководца, характеризующийся доминантностью и высокими моральными качествами, ассоциируется с красным, синим и черным, тогда как цвета символизирующие слабость, подчиненность и аморальность – серый, желтый, фиолетовый – к нему не подходят. Неопределенное, во многом проективное понятие «божий одуванчик» характеризовалось желтым, фиолетовым и коричневым, тогда как более определенные по своему значению цвета с ним не связывались.

           Таким образом, гипотеза о том, что цветовые ассоциации соответствуют эмоциональным значениям стереотипов, на качественном уровне подтвердилась. Более точная оценка этого соответствия получена следующим образом. Были подсчитаны матрицы расстояний между цветами и понятиями по каждому из факторов личностного дифференциала, а также матрицы суммарных эвкливдовых расстояний между ними. Затем вычислялся коэффициент корреляции между этими расстояниями и средними рангами ассоциаций цветов к понятиям, дающим количественную меру того, в какой степени цветовые ассоциации определяются сходством эмоциональных значений социальных стереотипов и цветов ЦТО. Вычисленный с учетом одного только факторов оценки этот коэффициент равен 0.60, а с учетом трех факторов личностного дифференциала он оказывается еще выше: 0.69; в обоих случаях р < 0.01. Это значит, что на первые места в ассоциативной раскладке выходят именно те цвета, которые сходны по своему значению с ассоциируемым понятием. И наоборот, на последние места в раскладке отодвигаются те цвета, которые противоположны данному понятию по своему значению. Все это подтверждает валидность цветовых ассоциаций как метода измерения эмоциональных значений на достаточно высоком уровне достоверности.

           С целью исследования транскультиурной устойчивости цветоэмоциональных связей некоторые эксперименты были воспроизведены на двух выборках – абхазских долгожителей и студентов ГДР. Результаты оказались сходными с приведенными выше, что говорит о возможности применения разработанных интерпретаций к представителям разных этнографических общностей.

           Результаты, полученные на нормативных выборках, позволяют перейти к клиническим исследованиям, в которых ЦТО выступает в комплексе с вербальными диагностическими методиками как ведущий метод исследования отношений. Ниже приводятся результаты трех таких исследований.

           В первом из них было проведено изучение системы отношений больных неврозами. Больному предлагалось назвать восемь человек, сыгравших важную роль в его жизни, после чего он выбирал подходящий для каждого из этих людей цвет из стимулов 8-цветного теста (один и тот же цвет мог быть выбран несколько раз). Кроме того, он выбирал цвета для своего лечащего врача и для самого себя. В целях получения информации об осознаваемых компонентах отношений больного просили выбрать из указанных им лиц тех, которым, по его мнению, в наибольшей степени свойственен ряд вербально определенных личностных характеристик, а также проранжировать этих людей по степени удовлетворенности отношениями с ними. Больной заполнял также опросник самоуважения Розенберга, состоящий из 10 вопросов, направленных на выявление вербально демонстрируемого уровня самоуважения. Наконец, больной раскладывал цвета в порядке их привлекательности для него. Отношения ряда больных были, кроме того, оценены лечащими врачами по степени их патогенной значимости и по адекватности их осознания больными.

           В эксперименте проверялись следующие гипотезы.

1. У больных неврозами, как и у здоровых испытуемых, цветовые ассоциации отражают эмоциональные ассоциации отражают эмоциональные аспекты представлений больного о значимых для него людях.

2. Характеристики отношений, полученные ЦТО, положительно коррелируют с их вербальной оценкой больными.

3. Вербальная оценка отражает осознаваемый уровень отношений, цветовые ассоциации – бессознательный уровень.

4. Цветовые характеристики отношения больного к самому себе положительно коррелируют с положительной самооценкой больного.

5. Самоуважение невротиков, измеренное ЦТО, ниже самоуважения здоровых испытуемых.

Обследовано 42 больных с разными клиническими формами неврозов (28 женщин, 14 мужчин; возраст от 19 до 51 года).

   Если цветовые ассоциации отражают содержательные характеристики представлений человека о значимых других, то должна, по-видимому, обнаружиться закономерная связь цветоассоциативными описаниями определенных людей и вербальными описаниями последних в терминах личности. Действительно, матрица сопряженности 8 цветов и 8 черт личности значимо отличается от случайной (р < 0,05). Так, 31% выборов красного цвета пришелся на людей, характеризуемых как энергичные и независимые. Еще в 33% красный подбирался к чутким и ранимым людям. Черный цвет в 60% случаев связывался с людьми, которым приписывались социально нежелательные личностные характеристики – эгоистичный, замкнутый, тревожный. 60% выборов серого приходится на тревожных, ранимых и замкнутых, лишь 16% - на энергичных, независимых и спокойных. Зеленый чаще всего ассоциируется с эгоистичными, замкнутыми, энергичными людьми, чем с тревожными, ранимыми, независимыми.

   В целом цветовые ассоциации отражают, по-видимому, весьма обобщенный уровень субъективных представлений о значимых людях. Вербальное описание последних в терминах черт личности является более рациональным, дифференцированным и, вероятно, более объективным, но несет меньше информации об эмоциональном, субъективном содержании отношений. Можно предполагать, что выявляемые ЦТО характеристики глубинного, образного уровня отношений отнюдь не всегда могут быть осознаны и, следовательно, не всегда доступны адекватному вербальному описанию. Это, по-видимому, должно обусловливать определенные расхождения между цветоассоциативными и вербальными характеристиками отношений больных, отражающие расщепление между их осознаваемым и бессознательным уровнями. В целом, однако, статистическая связь этих характеристик должна быть положительной.

Как уже говорилось, каждый больной не только ассоциировал цвета со значимыми для него людьми, но и упорядочил цвета по привлекательности, а людей – по удовлетворенности отношениями с ними. Соотнеся ранговые места ассоциирующихся друг с другом людей в данных каждым больным раскладках, можно получить индивидуальные коэффициенты их слгласованности.[4]1 Они будут велики в том случае, если все люди, отношениями с которыми больной по его словам удовлетворен, ассоциируются им с цветами, которые ему нравятся, и мал (отрицателен) в случае существенных расхождений вербальных и цветоассоциативных характеристик его отношений.

Получена значимая (р <0.001) средняя положительная корреляция цветоассоциативныхоценок отношений с вербальными их оценками, что, по-видимому, является свидетельством в пользу валидности цветоассоциативных оценок. Вместе с тем индивидуальные значения этой корреляции распределены в достаточно широком диапазоне от – 0.62 до 0.95 с медианой 0.57. Согласно высказанному ранее предположению, низкие коэффициенты вербально - цветовой согласованности у ряда больных отражают наличие существенного расщепления между осознаваемыми и бессознательными оценками ими собственных отношений. Так, больная, у которой тяжелая невротическая симптоматика развернулась после того, как ее неожиданно бросил жених, ставит его на последнее место в своей вербальной раскладке, но ассоциирует с зеленым цветом, одновременно оказавшимся на первом месте в раскладке цветов по привлекательности. Подобное максимальное (7 ранговых единиц) вербально – цветовое расхождение (ВЦР), приводящее к низкой (0,21) корреляции между цветовой и вербальной раскладками, позволяет думать о неадекватном осознании больной данного отношения и подтверждает мысль о его существенном значении для формирования психогенного заболевания. Действительно, лечащий врач оценил патогенетическое значение данного отношения в 8 баллов и адекватность его осознания в 1 балл по 10-бальной шкале. Напротив, отношения с родителями у этой больной, насколько можно судить по ЦТО, более осознаны: отец, стоящий на 7 месте в вербальной раскладке, ассоциируется с синим цветом, стоящем на 7 месте в цветовой раскладке (ВЦР = 0); мать, отношениями с которой больная удовлетворена более всего (1 место в вербальной раскладке) ассоциируется с красным, занимающим 2-е место в цветовой раскладке (ВЦР = 1).

Другой пример: больная дает сильное расхождение между вербальной оценкой своей матери (1 место) и цветоассоциативной оценкой (красный цвет, 7 место). Беседа с больной и мнение психотерапевта подтверждает возникшее на основе большого ВЦР и значения красного цвета предположение о наличии сильной симбиотической зависимости от активной, доминирующей матери, играющей немалую роль в возникновении заболевания (7 баллов по оценке психотерапевта) и неадекватно осознаваемой (3 балла).

Предположение о том, что расхождения между вербальными и цветовыми характеристиками отношений возникает в случае низкой адекватности их осознания (АО)и может служить сигналом об их возможном патогенетичесом значении (ПЗ), было проверено следующим образом. Лечащие врачи оценивали АО и ПЗ 60 отношений 19 больных по десятибалльной шкале, после чего эти оценки были сопоставлены с ВЦР, вычисленным для этих отношений. Как и ожидалось, чем больше ВЦР, тем ниже данная врачом оценка осознания этого отношения (F = 6,63; p < 0,01). Кроме того, отношения с высоким ВЦР обладают несколько большей патогенетической значимостью, хотя эта тенденция не достигает достоверного уровня (p > 0,05). Таким образом, относительно редкие индивидуальные величины ВЦР, превышающие 4 – 5 единиц, обладают определенным диагностическим значением и могут быть использованы для ориентации патогенетически обоснованной психотерапии на неадекватно осознаваемые – вытесненные, рационализированные и т.д. – области системы отношений.

   Как известно, важнейшую роль в патогенетических механизмах невроза играет отношение человека к самому себе. Эмоциональный компонент последнего – самоуважение – был исследован нами с помощью ЦТО и опросника Розенберга. Ассоциации больными себя с определенными цветами до некоторой степени связаны с их вербальным самоуважением. Больные, ассоциирующие себя с красным и фиолетовым, обладают большим самоуважением, чем те, кто ассоциирует себя с синим и черным цветом (остальные цвета занимают промежуточное положение). Эти различия естественно объясняются эмоциональными значениями соответствующих цветов. Если человек ассоциирует себя с цветом, которому чаще сего приписывается положительное эмоциональное значение, то понятно, что его самоуважение является более высоким, чем у того, кто ассоциирует себя, связанным с отрицательным значением.

Хорошо известной особенностью больных неврозами является их пониженное по сравнению с нормой самоуважение. Если ЦТО адекватно измеряет самоуважение, то полученные с его помощью оценки самоуважения невротиков в среднем должны быть ниже аналогичных показателей контрольной группы. Для проверки этой гипотезы ранги цветов, с которыми ассоциировали себя больные обследованной группы, были сопоставлены с результатами контрольной группы из 43 здоровых испытуемых (25 женщин, 18 мужчин от 19 до 52 лет). Средняя величина этого показателя у невротиков 3,45 у здоровых 2,44. Различие средних значимо (F = 5.02; p < 0.05). Половые различия в цветовом показателе самоуважения незначимы. Таким образом, высказанная гипотеза подтвердилась, что еще раз подкрепляет положение о пониженном самоуважении больных неврозами, а также свидетельствует о валидности измерения самоуважения с помощью ЦТО.

В следующей серии экспериментов с помощью аналогичной методики были исследованы супружеские отношения больных неврозами, состоящих в браке и страдающих разного рода сексуальными нарушениями (38 мужчин). ЦТО применялся совместно с известным вербальным методом диагностики межличностных отношений Т. Лири.

На этой выборке больных неврозами коэффициенты вербально - цветовой согласованности оказались разбросаны в диапазоне от – 0,68 до 0,92 с медианой 0,25. Это согласуется с данными предыдущего эксперимента и подтверждает предположение о низком, но вариативном уровне осознания своих отношений невротиками. Средний ранг цвета, ассоциируемого с самим собой, в 8-ранговом ряду оказался равен 4,40 (в норме, по нашим данным, 2,44). Средний ранг цвета, ассоциируемого с женой, равен 2,97. На большую удовлетворенность женой, чем самим собой, у этих больных указывают и данные методики Лири: средний коэффициент корреляции между реальным и идеальным «я» – 0,02, между описаниями реальной и идеальной жены + 0,28. Индивидуальные показатели, полученные с помощью методики Лири и ЦТО, в целом соответствуют друг другу: коэффициенты корреляции между ними равны 0,38 для самоуважения и 0,56 для удовлетворенности отношениями с женой (оба значимы p < 0,05).

74% больных ассоциируют свою жену с одним из светлых цветов примененного набора, лишь 26% - с темными цветами. Себя, напротив, 69% ассоциирует с темными цветами и лишь 31% - со светлыми. Это свидетельствует о восприятии больными выраженной асимметрии в их семьях, в которых качество доминантного, активного, «светлого» начала больные приписывают жене, а себе оставляют пассивную, страдательную роль. Характерно, что эти важные феномены почти не отразились в ответах на опросник Лири.

Наиболее сильное неприятие себя, по данным методики Лири, демонстрируют те больные, которые ассоциируют себя в ЦТО с серым и коричневым цветами (корреляции между реальным и идеальным «Я» – 0,11 и 0,28). Об относительном неприятии жены также свидетельствуют ассоциации с коричневым ( - 0,38) и, в меньшей степени, с серым (0,07); видят свою жену близкой к идеалу те, кто ассоциирует ее с желтым (0,75), красным (0,50), фиолетовым (0,31) цветами.

Таким образом, у невротиков, страдающих, наряду с прочей симптоматикой, сексуальными расстройствами, ЦТО вскрывает своеобразную структуру отношений, в которой больной удовлетворен самим собой в значительно меньшей степени, чем своей женой. При этом существенно, что эта структура более выражена на образном, чем на вербальном уровне. Восприятие жены как человека, более близкого к идеалу, чем сам больной, означает ощущение несправедливости, нарушенной симметрии отношений и, тем самым, чувство вины. Неадекватное осознание этой структуры отношений и, вместе с тем, ее значительная актуальность являются, по-видимому, одним из существенных факторов в патогенезе невротической симптоматики у данной группы больных.

Несколько иной вариант ЦТО был использован при исследовании системы отношений больных депрессией. В структуре депрессивного аффекта обычно выделяется определенный круг проблем, отражающих наиболее значимые отношения больного и определяющих конкретную форму и тематику его переживаний. По-видимому, ЦТО может быть применен для вычленения индивидуально значимой проблематики, оценки степени ее актуальности и соотнесения ее с прочими аспектами социальной жизни больного. Естественно предполагать, что депрессивное состояние должно вести к деформации определенных областей индивидуальной системы отношений, таких как системы самооценки и самоуважения больного, его отношение к семье, работе, к прошлому, настоящему и будущему.

Для проверки этих предположений было предпринято исследование 38 больных с депрессивной симптоматикой различного генеза. Клинически, для всех больных были свойственны достаточно интенсивные переживания с пониженным фоном настроения, психомоторной заторможенностью, идеями малоценности и, у большинства больных, чувством вины. 6 больных обследовались дважды, в депрессивном состоянии и после выхода из него. Для контроля по той же методике были исследованы 50 здоровых испытуемых – студентов и сотрудников ВУЗа.

Для настоящего исследования был разработан следующий список понятий, которые служили стимулами цветовых ассоциаций: мой друг, мой враг, мой дом, моя семья, моя работа, мое прошлое, мое настоящее, мое будущее, Я, мое настроение, моя болезнь.

В форме предъявления понятий и в инструкции больным подчеркивалась индивидуализированность и конкретность ассоциаций. Например, требовалось давать их не к понятиям «друг» или «работа» как таковыми, а к реальным образам собственного друга и конкретной работы каждого больного. В соответствии с общей процедурой ЦТО, последовательно больные подбирали цвет, подходящий к каждому из понятий, а затем раскладывали цвета в порядке предпочтения.

Характерны цветовые ассоциации больных к понятию «мое настроение». Почти половина (47%) депрессивных больных считают, что их настроение в данный момент сходно с черным цветом. В то же время такого выбора не сделал ни один здоровый испытуемый. В цветовых описаниях своего настроения здоровыми достаточно часто отражаются активные, стеничные эмоциональные состояния, совершенно не характерные для реакций депрессивных больных. Так, 40% здоровых испытуемых выбрали для характеристики своего настроения желтый, красный или зеленый цвет. Среди депрессивных больных такие ответы дали лишь 5%.

Интересно, что депрессивные больные в своих цветовых ассоциациях резко отличают свое тягостно переживаемое состояние от образа своей личности в целом. Корреляция между цветовыми характеристиками понятий «мое Я» и «мое настроение» у депрессивных больных равно – 0,64. У здоровых испытуемых этого не наблюдается. Их



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.