|
|||
При распределении учебного времени по темам дисциплины учитывалась специфика специальности 080502 – Экономика и управление на предприятии (в геодезическом производстве) очной и заочной формы обучения, а также общее количество учебных часов, предусмотренныСтр 1 из 2Следующая ⇒
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе 1. Цели преподавания дисциплины Подготовка квалифицированных менеджеров на современном этапе предполагает изучение и освоение ими не только широкого спектра методов управления качеством продукции (работ, услуг), но и системами качества бизнес-процессов предприятия. Государственные стандарты высшего образования предусматривают изучение студентами экономических вузов курса «Управление качеством», цель которого – дать системные знания по эффективному управлению качеством продукции (работ, услуг) с учетом ситуации в российской экономике. Отставание в управлении качеством, несоответствие национальных систем стандартизации и сертификации международным нормам во многом предопределили те трудности, которые испытывают отечественные предприятия в условиях современной конкуренции не только на внешних рынках, но и на внутреннем. Теоретико-методологической базой дисциплины являются концепции, положения и методики управления качеством продукции и качеством функционирования бизнес-единиц сформулированные ведущими отечественными и зарубежными исследователями в этой области. Программа курса «Управление качеством» предназначена для направления подготовки дипломированного специалиста 080502 – Экономика и управление на предприятии (в геодезическом производстве) очной и заочной формы обучения. Преподавание курса направлено на формирование у студентов представления о том, что менеджмент качества является средством достижения экономических целей предприятия, повышения его конкурентоспособности продукции за счет предложения потребителям конкурентоспособных товаров и услуг. Концепция управления качеством продукции рассматривается в программе не только как самостоятельная научная дисциплина, но и как целостное направление в подготовке специалистов нового поколения, которое дает возможность понять, какие приемы и методы разных наук могут быть использованы для повышения эффективности рыночной деятельности предприятия и формирования его конкурентных преимуществ. В преподавание дисциплины заложен комплексный подход, который предполагает применение общенаучных и аналитико-прогностических методов. Программа преследует цель обучить студентов навыкам управления качеством продукции на предприятии, методам системного решения проблем производства и технического контроля продукции, анализа брака и дефектов продукции, проведения сертификации продукции, а также умению организовать работу по управлению качеством продукции на предприятии в соответствии с лучшими международными стандартами. Практические занятия, предусмотренные в программе, направлены на формирование у студентов навыков: – разработки политики в области качества; – организации работ по качеству; – анализа факторов, влияющих на качество продукции; – анализа качества продукции с использованием статистических методов управления качеством продукции. Содержание практических заданий способствует пониманию студентами сути практического менеджмента качества как творческого процесса, который предусматривает использование общенаучных методов: программно-целевого, системного и комплексного, а также тех знаний, которые получили студенты в ходе изучения экономических, организационно-управленческих, правовых и финансовых дисциплин. Курс рассчитан на проведение аудиторных занятий и самостоятельную работу студентов. Теоретические положения рассматриваются на лекциях. Текущая проверка знаний, формирование умений и навыков осуществляется на семинарских и практических занятиях с использованием методов активного обучения, анализа конкретных ситуаций (кейс-стади), деловых игр. В программе предусмотрено итоговое тестирование студентов. Самостоятельная работа студентов может быть осуществлена в виде изучения дополнительной литературы, работы со справочниками, нормативными документами, статистическими данными, подготовки рефератов, докладов, а также выполнения индивидуальных контрольных заданий по всем темам дисциплины. При распределении учебного времени по темам дисциплины учитывалась специфика специальности 080502 – Экономика и управление на предприятии (в геодезическом производстве) очной и заочной формы обучения, а также общее количество учебных часов, предусмотренных учеными планами. Тема 1. Введение в курс управления качеством 1.1. Предмет и задачи курса Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед российскими предприятиями, является их успешная адаптация к условиям рыночной экономики. Решение этой проблемы – необходимое условие для их выживания и дальнейшего развития. Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. В настоящее время выживаемость любой фирмы, ее устойчивое пoложение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями – уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда и экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции. Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг совершенно справедливо подчеркивает, что главной задачей отечественной экономики в XXI веке является рост конкурентоспособности за счет роста качества. Качество – это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания, поэтому работа по управлению качеством фирмы является важнейшим видом деятельности для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя. Качество можно представить в виде пирамиды (рис. 1.1).
|
|||
|