Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТЕМА 5. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ



ТЕМА 5. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

 1. Структура знания.

2. Специфика научного знания.

3. Теория истины.

4. Практика и ее роль в познании.

1. Структура знания.

 Процесс познания включает в себя два этапа – чувственное и рациональное знания. Роль и значение этих этапов в истории философии определялись позициями тех или иных философов. Одни из них, например ДЕКАРТ, ЛЕЙБНИЦ решающую роль отдавали рациональному познанию, отрицая значение чувственного познания. Сторонники эмпиризма – ГОББС, ЛОКК, напротив, признавали чувственное знание главным. Как же человек в действительности познает окружающие его предметы, явления, процессы?

Для познания материальных объектов, в первую очередь необходима деятельность органов чувств, а также нервной системы, благодаря чему у человека возникает ощущение и восприятие этих объектов. Ощущения – это образы материального мира, которые отражаются в мозгу человека, поступая через органы чувств. Человек видит, слышит, осязает, обоняет, чувствует вкус: все это и есть ощущения – первоначальный источник наших знаний. Благодаря совокупности, комплексу ощущений человек способен воспринимать предметы как нечто целое. При помощи различных органов чувств мы ощущаем пространственную форму, цвет, звук, запах. Эти ощущения суммируются и превращаются в восприятие. Предмет дается сознанию в своей целостно-предметной форме.

Восприятие – это целостный образ материального предмета. Еще более сложная форма чувственного познания называется представлением. Представление – это образ предмета, возникающий в памяти, когда сам предмет непосредственно недоступен органам чувств.

Итак, главные элементы чувственной деятельности и чувственного познания – ощущения, восприятия, представления. Основными формами рационального познания или мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

 Человек мыслит понятиями. Понятия выражаются в словах, которые возникают в процессе выделения и фиксации общих существенных свойств предметов и явлений. Слова – понятия, фиксируя общее в материальных объектах, сами материальными не являются. Так в восприятии человек отражает реальное дерево, а понятие – это дерево вообще. Понятия возникают и существуют в голове человека в виде суждений. Мыслить – значит рассуждать о чем-либо. Суждение – это такая форма мысли, в которой при помощи связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо. Например: «человек – разумное существо», «растения не обладают разумом». В процессе мышления понятия и суждения как звенья включены в цепь сложных рассуждений. Законченной единицей рассуждения является умозаключение. Умозаключение – это мыслительная операция, когда из двух или более суждений логически выводится новое (вывод).

 2. Специфика научного знания.

Познание человеком окружающего мира начинается на уровне обыденного, жизненного знания. Это знание является важной основой повседневного поведения людей, их отношений друг с другом и с природой. На основе обыденного знания возникло знание научное. Это произошло около двух с половиной тысячелетий назад в результате исторического разделения труда на физический и умственный. Наука начиналась с установления того факта, что окружающий человека мир в сущности не такой, каким представляется людям в их восприятии. Чтобы добраться до его сути, нужно употребить мысленные усилия, отличающиеся по своей глубине от повседневных. Поэтому научная деятельность требует особой подготовки (учебы). В структуре научного знания выделяются два уровня: эмпирический и теоретический. Эмпирический – это уровень знания, содержание которого получено из опыта.

Теоретический уровень – это достоверное знание законов, которым подчиняется изучаемый объект, раскрытие сущности объекта. Как эмпирическое, так и теоретическое знания содержат в себе элементы чувственного и рационального. Так данные наблюдения, опыта нельзя свести только к ощущениям, восприятиям, представлениям, потому что уже здесь возникает сложное переплетение чувственного и рационального.  При построении теории часто используются модельные наглядные представления, такие как «идеальный маятник», «идеальный газ», «абсолютно твердое тело», «идеальный товар» и т.д. Это модельные образы, с которыми проводятся мысленные эксперименты. Так теория всегда содержит чувственно наглядные образы. Следовательно, можно говорить только о том, что на эмпирическом уровне преобладает чувственное, а на теоретическом – рациональное.

 Рассмотрим отдельные примеры. Наблюдение, как исходная форма эмпирического познания, представляет собой целостное восприятие. Эксперимент – вид эмпирической деятельности, когда объект помещается в особые условия. Здесь уже возрастает роль рационального аспекта. Описание – обобщение знания, полученного в результате наблюдений, экспериментов. Рациональный аспект в описании выражен больше, чем в эксперименте. Гипотеза – научно-обоснованное предположение, полученное в результате исследования. Теория – система достоверного знания, доказанного и проверенного практикой.

3. Теория истины.

Истина – это знание, содержание которого не зависит от человека или человечества. В этом смысле истина всегда объективна. Истинное знание воспроизводит реальность такой, какова она есть сама по себе, независимо от сознания. Истинные знания дают людям возможность разумно организовать свои действия в настоящем и предвидеть будущее. Истина не представляет собой нечто застывшее, истина – это процесс. Противоположное истине понятие – заблуждение. Это умозаключения не соответствующие реальности, но принимаемые за истинные. Если воспринимать истину как подлинное знание о мире, можно говорить о двух ее уровнях: истина бывает абсолютная и относительная. Абсолютная истина – это такое содержание знания, которое не может быть опровергнуто последующим развитием науки. Например, «Земля вращается вокруг Солнца». В целом же наше знание о мире относительно. Окружающий мир бесконечен в пространстве и во времени, поэтому полностью (абсолютно) познать его невозможно. В этом смысле процесс познания бесконечен, как бесконечен мир. Относительная истина есть ограниченное, неполное знание о чем-либо. Относительная истина, будучи в целом верным отражением реального мира, содержит в себе и элементы заблуждения.

 На любом историческом этапе истины, познанные наукой, не могут считаться окончательными (абсолютными), они нуждаются, и всегда будут нуждаться в дальнейшем уточнении, углублении. Основой научного познания является процесс движения от знания менее полного к знанию все более полному, вместе с тем постоянное расширение и уточнение наших знаний не может полностью преодолеть их относительность. Итак, научное знание располагает не только абсолютными истинами, но в еще большей мере – истинами относительными, хотя развитие любой истины есть наращивание моментов абсолютного знания. Например, каждая последующая научная теория (по сравнению с предшествующей) является более полным и глубоким знанием.

4. Человек есть часть материального мира.

Жизнь человека основана на обмене веществом и энергией с окружающей средой. В отличие от животных человек обладает мышлением и не только воздействует на окружающую природу, но и преобразует ее. В процессе преобразования человек создает новую реальность, новые условия жизни, которые не даны ему природой. Создавая эту новую реальность, человек одновременно совершенствует и себя. Реальное преобразование бытия является основой проявления человеческого творчества. Преобразование природного и социального мира человеком определяется в философии как практика. Животные ощущают, воспринимают окружающий мир в той мере, в какой вещи этого мира имеют для них биологический смысл. Животные приспосабливаются к окружающей действительности. Человек изменяет эту действительность. Особенностью практики (как человеческой деятельности) является то, что эта деятельность осуществляется при помощи орудий и средств труда.

Основными формами практической деятельности являются: - материальная, производственная деятельность, которая является исходной предпосылкой возникновения человеческого общества, выделения человека из животного мира; - формирование и развитие общественных отношений. Эта деятельность направлена уже не на окружающую людей природу, а на самих себя и на отношения с другими людьми. Практическая деятельность всегда связана с сознанием и находится с ним в органическом единстве. Человек в процессе практической деятельности познает окружающий мир, получает знания. Человеческие знания возникают и существуют только благодаря практике. Практика выступает как основа и цель познания.

 Вопрос о критерии истины – это вопрос о том, как проверяется истинность знаний. Всеобщим критерием истинности всякого знания является практическая деятельность людей – практика. Чтобы доказать правильность (истинность) знания, нужно практически воздействовать на объект. Если при этом воздействии полученные результаты окажутся теми, которые мы предвидели, значит, наше исходное предположение было истинным. Если на практике мы не получаем тех результатов, на которые рассчитывали, значит наши представления об объекте были неверными. Практика как критерий истины содержит абсолютный и относительный моменты. Абсолютность практики состоит в том, что никакого иного критерия, кроме практики, для установления истинности нет и быть не может. Относительность практики как критерия истины означает невозможность практически подтвердить или опровергнуть все имеющиеся в науке предположения и гипотез.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.