|
|||
ТЕМА: ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВАТЕМА: ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Вопросы: 1.Понятие и предмет административного права. Административно-правовые нормы. 2.Административно-правовые отношения. Субъекты административного права. 3.Административное нарушение. Виды административной ответственности. 4.Порядок наложения административных взысканий. 1. Административное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере осуществления публичной исполнительной и распорядительной деятельности, реализации задач и функций исполнительной власти органами государственного управления. Таким образом, предмет административного права составляют общественные отношения властного, организационного характера, возникающие между органами публичной администрации, их должностными лицами и гражданами (их объединениями) в процессе осуществления ими функций государственного управления. Административно-правовая норма – это установленное государством и охраняемое государственным принуждением правило поведения общего характера, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления. В административно-правовых нормах непосредственно выражается регулятивная роль административного права, проявляющаяся в следующем: а) административно-правовые нормы преследуют цель обеспечения должной упорядоченности и функционирования как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия; б) административно-правовые нормы определяют тот или иной вариант должного, т.е. соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления; в) административно-правовые нормы предназначены для обеспечения исполнительной власти, т. е. исполнения, проведения в жизнь требований законов Республики Беларусь, выражая тем самым сущность исполнительной ветви государственной власти; г) административно-правовые нормы служат для установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в государственно-управленческой деятельности. 2. Административно-правовые отношения – это регулируемые нормами права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, исполнительно-распорядительной деятельности. Административно-правовые отношения, как всякие другие отношения, включают: объекты, субъекты, содержание (права и обязанности субъектов), а также юридические факты. Объект – это общественные отношения по поводу которых возникают правоотношения. Общим объектом административного права является управленческая сфера. Под субъектом административного праваследует понимать лицо или организацию, которые являются носителями прав и обязанностей, установленных административно-правовыми нормами и могут быть участниками (сторонами) управленческих общественных отношений. Субъект административного права может стать субъектом административно-правовых отношений при наличии трех условий: 1. наличие административно-правовой нормы, регулирующей права и обязанности сторон; 2. наличие основания (юридического факта) для возникновения, изменения и прекращения правоотношения; 3. наличие у субъекта права административной правосубъектности (т.е. административных правоспособности, дееспособности). Субъекты административного права в зависимости от того, чью волю они выражают, в чьих интересах действуют, а также от того, кто именно вступает в правоотношения, подразделяются на две группы: 1. Индивидуальныесубъекты 2. Коллективныесубъекты К индивидуальным субъектамотносятся: а) граждане Республики Беларусь; б) иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды); в) государственные служащие - специфический субъект, находящийся в стабильных организационных отношениях. К коллективным субъектамотносятся: а) государственные организации; б) негосударственные организации. Государственные организациикак субъекты административного права подразделяются на: 1) органы государственного управления (органы исполнительной власти); 2) органы государственного управления предприятий, учреждений и организаций; 3) структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией. Негосударственные организациикак субъекты административного права подразделяются на: 1) общественные объединения (партии, союзы, общественные организации и т.п.); 2) трудовые коллективы; 3) органы территориального общественного самоуправления; 4) коммерческие структуры; 5) частные предприятия и учреждения. Административно-правовой статуссубъекта административного права - это установленные законом и иными правовыми актами права, обязанности и ответственность лица, которые обеспечивают его участие в управлении государством и удовлетворение публичных и личных интересов благодаря деятельности государственных органов. 3. Административное правонарушение — это посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное деяние(действие или бездействие), за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Общими признаками, присущими всем административным правонарушениям являются: ♦ общественная опасность; ♦ противоправность; ♦ виновность; ♦ наказуемость деяния. Административная ответственность наступает только в том случае ,если в деянии лица имеется состав административного проступка. Совокупность установленных НПА признаков, конкретизирующих, определяющих деяние лица в качестве конкретного вида административного проступка, получила название состава административного правонарушения. Признаками состава административного правонарушения являются: ♦ объект; ♦ объективная сторона; ♦ субъект; ♦ субъективная сторона Объектами административного правонарушения являются те охраняемые нормами многих отраслей права (административного, конституционного, трудового, финансового, земельного и др.) общественные отношения, на которые посягает правонарушитель. Объективная сторона заключается в действии или бездействии лица, запрещенном административным правом. Субъектамиадминистративного правонарушения являются вменяемые физические лица, достигшие 16-летнего возраста, а за совершение отдельных правонарушения – 14-летнего возраста, совершившие противоправное деяние умышленно или по неосторожности, а также юридические лица. Субъективную сторону административного правонарушения характеризует вина - психическое отношение физического лица к противоправному деянию и его последствиям. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность Обстоятельствами, исключающими признание деяния административным правонарушением являются: 1.Необходимая оборона (ст.5.1.) 2.Крайняя необходимость (ст.5.3.) 3.Причинение вреда при задержании физического лица, совершившего преступление или административное правонарушение (ст.5.2.) 4.Обоснованный риск (ст.5.4.) За нарушение административного законодательства наступает административная ответственность. Под административной ответственностью понимается такая ответственность, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания, установленного нормами административного права, к лицу, совершившему административное правонарушение( ст.4.1.КоАП). Административная ответственность основывается на принципах законности, равенства перед законом, неотвратимости ответственности, виновной ответственности, справедливости и гуманизма.(ст.4.2. КоАП). Административная ответственность обладает своими отличительными признаками: 1.административная ответственность имеет собственную нормативно -правовую базу. Единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории РБ является Кодекс РБ об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 года, введенный в действие с 1 марта 2007 года. 2.основанием административной ответственности является административное правонарушение (административный проступок); 3.субъектами административной ответственности являются физические лица — граждане, должностные лица, несовершеннолетние, иностранцы и лица без гражданства; 4.за административные правонарушения предусмотрены административные взыскания; 5.применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы; 6.административные взыскания применяются широким кругом лиц; Мерами административной ответственности являются административные взыскания, которые применяются в целях защиты правопорядка, воспитания лица, совершившего административный проступок, и предупреждения совершения правонарушений другими лицами (ст.6.1 КоАП) В КоАП РБ закреплены следующие виды административных взысканий (ст.6.2. Коап): ♦ предупреждение; ♦ штраф; ♦ исправительные работы (до 2-х мес. По месту работы с удержанием до 20% заработка в доход государства); ♦ административный арест – до 15 суток( назначается только судом). ♦ лишение специального права, предоставляемого данному гражданину ♦ конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; ♦ депортация;
4. Административное взыскание за совершенное административное правонарушение налагается с учетом положений Общей части настоящего Кодекса в пределах, установленных санкцией статьи Особенной части настоящего Кодекса, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение. Специальная конфискация или взыскание стоимости предмета административного правонарушения применяются независимо от того, указаны ли они в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса. При наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность. При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, а также финансово-экономическое положение юридического лица. Наложение административного взыскания не освобождает физическое или юридическое лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было наложено указанное взыскание. Срок административного взыскания исчисляется в случае применения: административного ареста – сутками; лишения специального права и лишения права заниматься определенной деятельностью – месяцами, годами. Административное взыскание может быть наложено: 1) за совершение административного правонарушения – не позднее двух месяцев со дня его совершения; 2) за совершение длящегося административного правонарушения – не позднее двух месяцев со дня его обнаружения; 3) за совершение административного правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования – не позднее шести месяцев со дня его совершения; 4) за совершение административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования – не позднее трех лет со дня его совершения и шести месяцев со дня его обнаружения. 5) за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 (нарушение авторских, смежных и патентных прав) – не позднее одного года со дня его совершения; 6) за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 23.18 (нарушение порядка представления государственной статистической отчетности) – на физических лиц и индивидуальных предпринимателей – не позднее двух лет со дня его совершения и трех месяцев со дня его обнаружения. В случае приостановления рассмотрения дела об административном правонарушении административное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня вынесения постановления о возобновлении рассмотрения дела об административном правонарушении. В случае невозможности установить личность иностранных граждан или лиц без гражданства, нарушивших правила пребывания или транзитного проезда, в течение сорока восьми часов административное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня установления личности иностранного гражданина или лица без гражданства.
|
|||
|