Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





форму государственного устройства;



2. форму государственного устройства;

3. политический режим.

Под формой правления понимается организация верховной государственнойвласти. Выделяют две основных формы правления: монархия и республика.

         Монархия – это форма правления, при которой власть сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха, которая, как правило, передается по наследству.

         Существуют две формы монархии:

неограниченная (абсолютная)- Саудовская Аравия, Бруней, Бутан, Оман, Катар, ОАЭ – власть монарха ничем не ограничена;

ограниченная (конституционная)- Швеция, Дания, Великобритания и др.- власть монарха ограничена конституцией и парламентом.

         Республика – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от представительного органа или избирателей.

         Выделяют три основные разновидности республики – президентскую, парламентскую и смешанную.

         Форма государственного устройства – это национально-территориальное устройство государства. Она дает ответ на вопрос из каких частей состоит территория страны и их правовое положение, каковы взаимосвязи центральных и региональных органов власти. В соответствии с этим критерием государства подразделяются на унитарные, федерации и конфедерации.

         Унитарное государство— это простое слитное государство с единой конституцией, системой высших органов власти, права и судопроизводства, составными частями которого являются административно-территориальные единицы ( Беларусь, Польша, Болгария, Румыния, Дания и др.)

         Федерация— это государство сложное, союзное, которое имеет в своем составе государственные образования, обладающие определенной политической и юридической самостоятельностью, своим территориальным делением и законодательством ( Россия, США, Канада, Индия, Австрия и др.)

         Конфедерация— это союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для осуществления конкретных совместных целей.

         Политический режим— это совокупность приемов и методов, с помощью которых осуществляется политическая власть.

         Политический режим выражает характер и способы взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (гражданина).

Выделяются три основных типа политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитарный режим – это режим всеобщего подавления.

Авторитарной режим – отличается неограниченной властью лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполитических сферах.

Демократический режим характеризуется соблюдением прав и свобод граждан, при этом источником власти является народ

3.

    Правовое государство представляет собой такую форму организации деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельные индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему.

Принципы правового государства:

1)создание законодательной системы, соответствующей объективности права;

2) закрепление в законодательстве широкого комплекса естественных неотчуждаемых и демократических прав человека, их обеспечение реальными материальными и иными гарантиями, надежной защитой от каких-либо посягательств;

3) разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную: ветви власти должны быть независимы друг от друга и должны действовать в соответствии с конституционно закре-пленными полномочиями;

4) верховенство закона, на основе и во исполнение которого создаются и реализуются все подзаконные акты;

5) при федеративном устройстве государства демократическое распределение компетенции между субъектами федерации.

Понятие «правовое государство» предусматривает не столько подчинение государственной власти надконституционным нормам, сколько ограничение ее всемогущества в интересах гарантирования прав отдельного индивида перед лицом государства.

  Правовое государство само себя ограничивает определенным комплексом постоянных норм и правил. Государство становится правовым именно потому, что оно подпадает под власть права. Праву принадлежит приоритет перед государством.

   В правовом государстве четко и точно определены формы, пути и механизмы деятельности государства, пределы свободы граждан, гарантируемые правом.

Общие требования, которым должно отвечать правовое государство:

- соответствие законодательства важнейшим интересам всех классов и социальных слоев, тенденциям социально-экономического развития и морально-психологической ситуации в обществе;

- ограниченное вплетение законодательства в контекст практического процесса решения насущных проблем;

- строгое соответствие текущего законодательства конституционному;

- практическое обеспечение верховенства закона по отношению к подзаконным нормативным актам;

- диалектическое сочетание стабильности и динамизма законодательства;

- наличие отработанных демократических процедур участия граждан в правотворческом процессе;

- учет общественного мнения;

- наличие совершенного юридического механизма разрешения спорных и конфликтных ситуаций между субъектами права на всех уровнях аналитической, государственной, социальной структуры;

- высокий уровень правовых знаний и правовой культуры граждан.

Итак, правовое государство обеспечивает:

1) верховенство права и закона;

2) максимальную гарантию прав и свобод человека;

3) равенство всех перед законом и судом.

4.

    Право— это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, которые устанавливаются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения и выступают государственным регулятором общественных отношения и реализация которых обеспечивается государством.

  Социальное назначение права заключается в том, что право обладает социальным содержанием, которое меняется вместе с обществом по мере развития его экономики, культуры, политических институтов, нравственных ценностей, многообразных потребностей и интересов индивидов, коллективов, социальных слоев, классов, наций, регионов.

Признаки права:

1.Общеобязательность - право является единственной системой общественных норм, которые обязательны для всего населения, проживающего на территории определенного государства. 2.Определенность -  именно юридические нормы способны точно, в деталях отразить требования, предъявляемые к поведению людей. 3.Обеспеченность - если предписания не исполняются добровольно, государство принимает меры для их выполнения. 4.Многократность - в большинстве случаев юридические нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев применения и обладают определенной неисчерпаемостью. 5.Справедливость- право выражает общую и индивидуальную волю граждан, утверждающих господство принципов справедливости в обществе. 5.

Система права— строение национального права, заключающееся в разделении единых по назначению в обществе внутренне согласованных норм на определенные части. Система права представляет собой нормативное образование, которое включает в себя нормы права, институты и отрасли права, находящиеся во взаимосвязях, обусловленных системой общественных отношений. В качестве структурных элементов системы права выступают отдельные нормы, институты права и отрасли права.

              Юридическая норма как элемент системы права выступает в качестве регулятора конкретных видов общественных отношений.

              Правовой институт— это совокупность взаимосвязанных норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений.

              Отрасль права— это совокупность правовых институтов, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

              Термин «система законодательства» представляет собой систему нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения.

6.

              Под источниками права понимаются различные формы его внешнего выражения — формы права. Источниками права являются правовые обычаи, судебные прецеденты, правовые доктрины, договоры нормативногосодержания и нормативные правовые акты.

              Правовой обычай— это исторически сложившееся правило поведения, санкционированное государством.

              Правовой прецедент— это решение судебных либо административных органов, которое впоследствии используется как образец при разрешении аналогичных дел.

              Правовая доктрина— это компетентное суждение либо разъяснение известных ученых по правовой проблеме.

              Нормативные договоры— это двусторонние либо многосторонние соглашения субъектов права, содержащие правовые нормы.

 Основным источником ( формой) национального права Республики Беларусь является нормативный правовой акт.

              Нормативный правовой акт— это официальный документ установленной формы, изданный государством, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

              Систему нормативных актов образует иерархия законов и подзаконных актов, в которой высшее положение занимает Конституция и другие законы.

              Статья 2 Закона РБ от 10.01.2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» определяет виды нормативных правовых актов, издаваемых и принимаемых в Республике Беларусь:

¨Конституция Республики Беларусь— Основной Закон РБ, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений;

¨Решение референдума— НПА, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом;

¨Программный закон— закон, принимаемый в установленном Конституцией порядке и по определенным ею вопросам;

¨Кодекс РБ (кодифицированный НПА)— закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений;

¨Закон РБ— НПА, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений;

¨Декрет Президента РБ— НПА Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией РБ на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости для регулирования наиболее важных общественных отношений;

¨Указ Президента РБ— НПА Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы;

¨Постановления палат Парламента – Национального собрания РБ – НПА, принимаемые палатами Парламента в случаях, предусмотренных Конституцией;

¨Постановление Совета Министров РБ – НПА Правительства РБ;

¨Постановление республиканского органа государственного управления

(Министерства, Комитета и т.д)- НПА, принимаемые коллегиально на

основе и во исполнение НПА большей юридической силы в пределах

компетенции соответствующего государственного органа и регулирую-

щее общественные отношения в сфере исполнительно-распорядитель-

ной деятельности;

¨Инструкция – НПА, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отношений;

¨Правила – кодифицированный НПА, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам;

¨Устав (положение) – НПА, определяющий порядок деятельности государственного органа (организации), а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности;

¨Приказ – НПА функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа государственного управления в пределах компетенции возглавляемого им органа;

¨Решения органов местного управления и самоуправления – НПА, принимаемые местными Советами депутатов, исполкомами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

7.

Нормативный правовой акт действует бессрочно, если в его тексте не оговорено иное.

Временный срок действия может быть установлен для всего нормативного правового акта или его частей. В этом случае в нормативном правовом акте (его части) должны быть указаны срок действия нормативного правового акта или событие, при наступлении которого нормативный правовой акт утрачивает силу. По истечении указанного срока или при наступлении указанного в нормативном правовом акте события нормативный правовой акт (его часть) автоматически утрачивает силу. До истечения установленного срока орган (должностное лицо), принявший (издавший) нормативный правовой акт, может принять решение о продлении действия нормативного правового акта (его части) на новый срок или о придании ему бессрочного характера.

Нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.

Придание обратной силы нормативному правовому акту не допускается, если он предусматривает введение или усиление ответственности граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц за действия, которые на момент их совершения не влекли указанную ответственность или влекли более мягкую ответственность.

Нормативные правовые акты республиканских государственных органов имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления - на соответствующей территории Республики Беларусь.

Действие нормативных правовых актов, за исключением случаев, установленных законом и международными договорами Республики Беларусь, распространяется на граждан и юридических лиц Республики Беларусь, а также находящихся на территории Республики Беларусь иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

8.

   Под систематизацией нормативных правовых актов пони­мается целенаправленная деятельность государственных орга­нов, негосударственных организаций, отдельных лиц по упорядо­чению, усовершенствованию нормативного правового материа­ла, приведению его в определенную внутренне согласованную сис­тему.

  При помощи систематизации достигается согласованность правовых норм, устраняется множественность, раздробленность нормативных актов. Они упорядочиваются и располагаются по определенным основаниям.

     В науке и юридической практике различают такие основные виды систематизации нормативных правовых актов, как инкор­порация, кодификация и консолидация.

Инкорпорация (от позднелат. incorporatio - включение в свой состав) - такое объединение действующих нормативных правовых актов по определенным признакам, при котором они полностью или частично помещаются в различные сборники, собрания законодательства без изменения их нормативного содержания. Обработанный таким образом материал группируется по оп­ределенным признакам: по хронологическому, по отраслевому, по юридической силе. Иногда используется алфавитный при­знак. При хронологической инкорпорации акты помещаются по­следовательно, в зависимости от даты их принятия. При отрас­левой инкорпорации нормативные акты группируются по пред­метному признаку (по соответствующим сферам правового ре­гулирования на гражданско-правовые, трудовые, семейные и т.п.). Допускаются и сочетания этих признаков. При этом инкорпо­рацией может охватываться все законодательство или его часть. Юридическая сила нормативных правовых актов, подвергшихся инкорпоративной обработке, сохраняется с момента их введения в действие.

  Кодификация (от лат. codex - собрание законов и facio -делаю) - такой вид систематизации, который предполагает не только внешнюю обработку нормативного правового мате­риала, но и изменение его содержания в процессе создания коди­фикационных актов, представляющих собой систематизиро­ванное изложение правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений.

В результате кодификации обычно создается нормативный правовой акт, обладающий сводным характером. Он объединяет нормативный материал, отличающийся внутренним единством, регулирующий на основе единых правовых принципов однород­ные общественные отношения и имеющий, как правило, слож­ную структуру.

  В настоящее время наиболее распространенными формами кодификации являются кодексы, уставы, положения, правила. Все они характерны для правовых систем Беларуси и России.

Теории права известен и такой вид систематизации норма­тивных правовых актов, как консолидация (от лат. consolido ~ укрепляю). В процессе консолидации происходит объединение в одном новом акте разрозненных актов, регулирующих один и тот же вид общественных отношений. Особенность консолида­ции состоит в том, что сводный акт принимается компетентным правотворческим органом, поэтому она носит только официаль­ный характер. В этом проявляется ее сходство с кодификацией.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.