Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Технологическая карта урока.



 

 

Технологическая карта урока.

 

 Класс: 6

УМК: О.М.Александрова

Учебный предмет:  родной русский язык

Тип урока: рефлексии

Тема урока: «Меткие озаряющие слова, или роль прилагательных в  текстах описательного типа»

Цели:

1)содержательная:

- исследовать «поведение» прилагательного в авторском тексте;  

- закрепить понятие об изобразительной роли прилагательного-эпитета ;     

 - развивать исследовательские, творческие способности детей.

2) деятельностная:

 - развивая навыки образного мышления, анализа стихотворного текста, сравнительно-поставительного анализа, навыки  работы со словарями, включить уч- ся в деятельность и создать ситуацию успеха для развития исследовательских и творческих способностей детей.

 

 

 

  Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Мотивация учебной деятельности и постановка задачи Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно- значимом уровне 1.На экране - 2 одинаковых стихотворных текста А.С. Пушкина (отрывок из «Евгения Онегина», начало 5 главы - « Проснувшись рано, в окно увидела Татьяна… ), один – с прилагательными, другой – без прилагательных. Учитель предлагает сравнить их и ответить на вопрос: в каком представлена более яркая, красочная, образная зимняя картина? И почему? Какая часть речи «виновата» в этом? Попробуйте сформулировать тему урока (Учитель создает проблемную ситуацию, активизирует уч-ся) 1.Уч- ся сравнивают, сопоставляют, делают вывод, что с прилагательными – ярче. Формулируют (уточняют ) тему урока, сиавят цели П.Умение наблюдать, сопоставлять, делать вывод. К. Умение вступать в речевое общение. Р.Целеполагание
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие Цель:готовность мышления и осознание потребности к построению нового 2. Учитель проводит фронтальный опрос (выявляет уровень знаний) : - С какими 3 типами речи вы знакомы? - В каком типе речи невозможно обойтись без прилагательных? Почему? - Какие разновидности описания знаете?   2. Учащиеся отвечают на вопросы, что тренирует их способности к учебной деятельности П.Знание 3 типов речи и умение разграничивать их К. Умение вступать в речевое общение с учителем и сверстниками.

3 - 5.Выявление причин затруднения, построение выхода из затруднения, реализация проекта

Цель:построение нового знания

 

1.Лингвистический эксперимент (по группам). Лингвистический эксперимент 1.  Описание предмета. а) используя разные прилагательные, попробуйте описать яблоко. (демонстрирует)  б) Теперь посмотрим, какие прилагательные нашёл А.С. Пушкин для описания яблока (объяснительный диктант). 1) И к царевне наливное, молодое, золотое, Прямо яблочко летит. 2) Оно соку спелого полно, Так свежо и так душисто, Так румяно – золотисто, Будто мёдом налилось! а)назовите прилагательные, при помощи которых – цвет, запах. Как называются эти прилагательные (эпитеты). б) свежо (словарь). В каком значении здесь? в) синонимы г) аллитерация а)Учащиеся, используя прилагательные, пытаются устно описать яблоко.   б)Под диктовку (на доске и в тетради) записывают стихотворные строки А.С.Пушкина, комментируя орфограммы.   в)Находят прилагательные – эпитеты, при помощи которых автор обозначает цвет, запах, работают со словарем.   г)С помощью учителя делают вывод: при помощи прилагательных можно ярко, образно описать предмет. П.Умение создавать собственный текст, работать со словарем, «видеть» в словах орфограммы, объяснять их, находить эпитеты, определять их роль К.Умение слушать, учитывать мнение других, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, делать выводы в присутствии других. Л.Самоопределение  
Лингвистический эксперимент 2.  Описание внешности, характера. - Используя прилагательные, попробуйте описать капризную красавицу. - А теперь посмотрим, как, при помощи каких прилагательных удалось А.С. Пушкину описать такую красавицу. Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Выс…ка, стр…йна, б…ла, И умом, и всем взяла; Но зато г…рда, л…млива, Св…енравна и р…внива. а) Списать текст с экрана, вставить пропущенные орфограммы, объяснить. б) Назовите прилагательные, при помощи которых описывается внешний облик царицы; внутреннее состояние, черты характера. в) ломлива (по словарю значение слова уточняют). Назвать примеры прилагательных с суффиксом лив. (заботливый, приветливый, причудливый, крикливый, щекотливый, пугливый)   а)Учащиеся, используя прилагательные, пытаются устно описать капризную красавицу.   б)С экрана записывают стихотворные строки А.С.Пушкина, комментируя орфограммы.   в)Находят прилагательные – эпитеты, при помощи которых автор обозначает внешний и внутренний облик царицы, работают со словарем.   г)С помощью учителя делают вывод: прилагательные помогают точно, ярко, лаконично описать внешность и характер.    
  3.Устная работа с пейзажной зарисовкой (стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро») 1. Наизусть. 2. Прекрасный текст: что ни слово – то чудо, картина! - О чём? - В чём хочет убедить автор, лирический герой? Какими чувствами и мыслями хочет поделиться? - В какой строчке – главная мысль, чувства, настроение? Назвать все оценочные, говорящие эпитеты-прилагательные. (чудесный, прелестный, милый, великолепный)  5. Диктант по памяти (предварительно объясняются все подчёркнутые орфограммы). Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит   1.Стихотворение «Зимнее утро» читают наизусть ( индивидуальное задание; текст – на экране и на столах).   2.Коллективно определяют настроение, чувства автора, находят все оценочные эпитеты- прилагательные.   3.Пишут диктант по памяти.  
  6. Работа с черновиком А.С. Пушкина (по группам). Первоначально у А.С. Пушкина эти строчки в черновике звучали так: Под голубыми небесами Необозримыми коврами Лежит, как саван, белый снег. Сравнивая, посмотрите, как ищет самое нужное, самое точное слово писатель. а) Почему великий писатель заменяет прилагательное необозримыми прилагательным великолепными? Почему снимает сравнение как саван? Почему убирает цветовое прилагательное белый снег? б) Сообщение о происхождении прилагательного (индивидуальное задание)  в) Устная работа по подбору синонимов к прилагательному великолепный (чудесный, восхитительный, бесподобный, божественный, изумительный).   Очень звонко-мягкое прилагательное.   1.Учащиеся сравнивают черновик и оригинал.   2.Работают со словарем (саван).    3.Слушают сообщение о происхождении прилагательного «Великолепный». (Это прилагательное было заимствовано из старо славянского языка. Образовано из 2-х слов. Из устаревшего лепый – красивый, хороший. Этот корень остался в некоторых русских словах. Сравните: нелепый, великолепный и великий – очень, много).   4.Подбирают синонимы к прилагательному «великолепный».   П. Умение работать с текстами, сравнивать, выбирать, классифицировать,анализировать ,обобщать языковые факты.Умение самостоятельно добывать информацию по заданной теме в источниках различного типа. К.Умение слушать, учитывать мнение других, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, делать выводы в присутствии других..    
  7. Работа по отбору всех цветовых прилагательных (Под голубыми небесами, кобылку бурую, Янтарным блеском) е) Работа по поиску эпитетов-прилагательных, которые использует для описания зимнего леса (в данном описании антонимы) прозрачный лес – густые леса - Как понять густые? Чем? - Почему прозрачный? А не голый? не обнажённый? - С какими существительными прилагательное «прозрачный» более привычно в употреблении? (прозрачное стекло, тюль, вода) к) Есть ли метафорический эпитет? (тучи мрачные, весёлым треском) Услышали ли вы весёлый треск печки, почувствовали тепло, уют комнаты? Благодаря какому приёму? (аллитерация)      
  8.Результаты домашней исследовательской работы «Какие прилагательные-эпитеты употреблял А.С. Пушкин в своих стихотворениях при описании снега». 1) Составление словаря эпитетов к слову «снег» (коллективная работа). - по утреннему снегу («Зимнее утро») Каким вы видите утренний снег? - летучий снег («Бесы») (движение) - розовых снегов (Из Евгения Онегина) А когда снег может быть розовым? - печальный снег («Пущину» наизусть) Антоним к печальный - весёлый Есть у А.С. Пушкина весёлый снег? «Опрятней модного паркета» весёлый снег Найти синоним к этому прилагательному. (радостный) Почему снег весёлый? Чьими глазами смотрит на снег А.С. Пушкин?   1. По результатам домашней исследовательской работы составляют словарь эпитетов к слову «снег» (на доске и в тетрадях), попутно повторяя и подбирая синонимы и антонимы. 2. Делают вывод: С помощью прилагательных писатель рисует образную картину природы, которую мы легко можем себе представить по этому описанию, выражает отношение к увиденному (состояние восторга, восхищения, удивления).   П. Умение работать с текстом, выбирать, классифицировать языковые единицы, обобщать. Р. Оценка, коррекция П. Умение находить эпитеты, определять их роль в тексте, составлять словарь эпитетов, подбирать сининимы, антонимы.
6.Самостоятельная работа с последующей самопроверкой (по эталону на экране) 9.Творческая работа. «А как у Пушкина?» (проверим языковое чутьё). Учитель организует деятельность по применению новых знаний 1) В поле …(чистом) серебрится Снег …(волнистый) и … (рябой) . 2) Но едва окрестность исчезла во мгле …(мутной) и … (желтоватой), сквозь которую летели …(белые) хлопья снегу; небо слилося с землёю.   3) Мало-помалу … погода утихла, тучи расходились, перед ним лежала равнина, устланная … …. (белым волнистым) ковром. Ночь была довольно … (ясна).    Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном   (на экране.) Р.Коррекция усвоенного, осознание качества и уровня усвоения роли прилагательных. Л.Самоопределение П.Умение самостоятельно создавать  собственный текст по заданному типу речи(описание)

7.Рефлексия учебной деятельности.

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результата

 1. Организует рефлексию. Слово учителя.  Погрузившись в язык А.С. Пушкина, мы наблюдали сегодня, как «работают» прилагательные, помогая писателю и в образной характеристике предмета, и в создании яркого портрета, и в передаче определенного настроения, и в пейзажной зарисовке. Мы увидели, как тщательно ищет А.С. Пушкин меткое слово, как умело и бережно относится к слову.   1.Пытаются сами соотнести цель и результат (сделать выводы о роли прилагательных) .   К.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, делать выводы. П.Рефлексия (вывод о роли прилагательных в речи) Л.Смыслообразование
2. Итоги. Оценки.    
3.Домашнее задание. Сочинение-миниатюра «Каким я увидел снег сегодня вечером» (утром, в обед).      

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.