Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Раздел 4Основные показатели деятельности организации (предприятия)



 Раздел 4Основные показатели деятельности организации (предприятия)

Тема 4.1Продукция предприятия

Лекция 1 Продукция предприятия

Образовательная цель:изучение понятия, видов продукции, показателей производственной программы предприятия

Воспитательная цель: воспитание интереса к своей будущей профессии, бережного отношения к ресурсам

Развивающая цель: развитие внимательности, наблюдательности и умений выделять главное при оценке различных процессов, явлений и факторов.

 

Литература:

1. Экономика предприятия: учебник для ВУЗов / В.Я.Горфинкель [и др.] М.: Юнити - Дона, 2012. - 767с.

2. Чечевицына Л.Н. Экономика предприятия. Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.

План

1. Продукция предприятия

2. Качество продукции

3. Производственная программа предприятия

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте сущность продукции

2. Опишите виды продукции

3. Что такое качество продукции?

4. Охарактеризуйте показатели качества продукции

5. Охарактеризуйте производственную программу предприятия

6. Охарактеризуйте показатели производственной программы предприятия

Домашнее задание

Изучить материал лекции, законспектировать материал по вопросу «Конкурентоспособность продукции»

Продукция предприятия

1. Продукция предприятия

 

Продукция предприятия - это результат производственной деятельности, имеет вполне реальный и конкретный вид.

По степени готовности различают:

- готовые изделия - предназначены для реализации;

- полуфабрикаты - продукция с незаконченным изготовлением, но также предназначена для реализации;

- незавершенное производство - изделия на различных стадиях производственного процесса.

На предприятии также различают:

- валовой продукции - объем продукции, произведенной всеми цехами предприятия в отчетный период за исключением внутризаводского оборота.

- товарная продукция - это полностью готовая продукция для реализации.

- реализованная продукция - отгруженная и оплаченная продукция.

 

2. Качество продукции

 

Качество продукции–это совокупность свойств и характеристик,придающих продукции, работам, услугам способность удовлетворять обусловленные и предполагаемые потребности.

Качество как экономическая категория определяет степень полезности потребительной стоимости (продукции, работ, услуг) в конкретных условиях ее использования.

Качество продукции измеряется системой показателей, характеризующих отличительные признаки или свойства произведенного продукта.

Различают единичные, комплексные и обобщающие показатели оценки уровня качества продукции.

По общепризнанной классификации единичные показатели объединены

в 10 групп:

- показатели назначения, определяющие область применения продукции, ее производительность, эффект;

 

- показатели надежности, включающие долговечность, безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность изделия;

- показатели технологичности, характеризующие эффективность конструкторско-технологических решений;

- показатели стандартизации и унификации, отражающие насыщенность изделия стандартизованными и унифицированными деталями, узлами, составными частями;

-показатели эргономические, характеризующие удобство и безопасность эксплуатации изделий, удовлетворяющие предъявляемым антропометрическим, гигиеническим, психологическим, физиологическим требованиям;

-показатели эстетические, характеризующие законченность форм, целостность композиции, выразительность и стабильность товарного вида изделия;

- показатели патентно-правовые, обеспечивающие патентную защиту и патентную чистоту, конкурентоспособность изделия на внутрироссийском и мировом рынках;

- показатели транспортабельности, определяющие приспособленность продукции к транспортировке;

- показатели экологические, характеризующие уровень вредных воздействий на окружающую среду;

- показатели безопасности, характеризующие ремонтопригодность, безопасность эксплуатации изделия при транспортировке и хранении.

Комплексные показатели позволяют оценивать качество продукцииодновременно по нескольким или всем перечисленным выше единичным показателям.

Обобщающие показатели в отличие от единичных и комплексныхпоказателей характеризуют не конкретные виды продукции, а уровень качества продукции в целом как соответствующей, например, мировым стандартам или новой продукции, поставляемой на экспорт.

Из сказанного выше можно отметить, что качество согласно стандарту (ИСО серии 9000) – это конкретно-историческая категория с разной системой показателей, с критериями оценки уровня качества для различных видов товаров, продукции и услуг.

Для определения качества выпускаемой на предприятии продукции применяют систему общих показателей, в которую входят:

- доля принципиально новых (прогрессивных) изделий в общем их объеме;

- коэффициент обновления ассортимента продукции;

- доля изготовленной продукции, на которую получены сертификаты;

- доля производственного брака;

- относительный объем сезонных товаров, реализованных по сниженным ценам и др.

На каждом предприятии на качество продукции влияют самые разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние.

К внутренним факторам относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, и их целесообразно классифицировать в следующие группы: технические, организационные, экономические, социально-психологические.

Технические факторысамым существенным образом влияют накачество продукции. Поэтому внедрение новой техники и технологии, применение новых материалов, более качественного сырья – материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции.

Организационные факторысвязаны с совершенствованиеморганизации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала, внедрением системы управления качеством и его сертификации, улучшением работы службы отдела технического контроля (ОТК) и другими организационными мероприятиями.

Экономические факторыобусловлены затратами на выпуск иреализацию продукции, затратами на обеспечение необходимого уровня качества продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

Социально-психологические факторыв значительной мере влияют насоздание здорового социально-психологического климата в коллективе,

нормальных условий для работы, воспитание персонала в духе преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников за добросовестное отношение к работе – все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции. Иногда, даже трудно понять, какие факторы более важны для решения рассматриваемой проблемы – технические или социально-психологические.

Внешние факторыв условиях рыночных отношений способствуютформированию качества продукции (если предприятие не является монополистом). К ним в первую очередь относятся: требования рынка, т.е. покупателей; конкуренция; нормативные документы в области качества продукции; необходимость завоевания достойного места как на внутреннем, так и на внешнем рынке; обеспечение имиджа фирмы в среде покупателей, деловых людей и др.

В основном все факторы, как внутренние, так и внешние, тесно связаны между собой и все они влияют на качество продукции.

Всегда необходимо помнить, что на каждом этапе развития предприятия степень влияния этих факторов неодинакова. Поэтому соответствующие службы предприятия должны их ранжировать по степени влияния и отдавать предпочтение тем из них, которые в наибольшей степени влияют на качество продукции. Это позволит с меньшими затратами и более эффективно управлять качеством продукции.

3. Производственная программа предприятия

Производственная программа - обоснованная программа выпуска продукции на определенный календарный период. План производства определяет содержание других планов. Он включает в себя - плановые разработки по объему продукции соответствующего качества в натуральном и стоимостном выражении и разрабатывается на основе свободного спроса. Производственная программа основывается на следующих принципах разработки:

- Наиболее полное использование ресурсного потенциала предприятия;

- Обеспеченность продукции заказами или свободным спросом;

- Согласованность по кооперированных поставках;

- Конкурентоспособность продукции на рынке.

Производственная программа состоит в натуральных, стоимостных и трудовых показателях.

Натуральные показатели - отражают количественную характеристику продукции. Они позволяют определить объем однородной продукции, динамику ее изменения, установить рациональные связи между предприятиями и отраслями в комплексе с другими показателями, отражающими технико-эксплуатационные и потребительские свойства продукции.

Стоимостной показатель - используется для расчета таких показателей как: товарная продукция, валовая продукция, реализованная продукция, чистая и условно чистая продукция.

Конечный результат деятельности предприятия отражается в товарной и реализованной продукции.

Трудовые показатели - используются для расчета объема валовой продукции по трудоемкости в нормо-часах. Трудоемкость продукции определяется технологическими особенностями ее производства на данном предприятии.

Основные показатели производственной программы: темпы роста производства товарной (валовой) продукции, производство важнейших видов продукции в натуральном выражении, включая показатели качества.

Стоимостными показателями производственной программы предприятия являются:

1. Объем реализованной продукции по плану можно определить по формуле:

где Тп - объем товарной продукции, рос. руб.

О н.п., О к.п - остатки нереализованной продукции на начало и конец планового периода, рос. руб.

 

2. Объем товарной продукции включает стоимость: готовых изделий для реализации, полуфабрикатов собственного изготовления, продукцию вспомогательных и подсобных производств, стоимость работ промышленного характера.

 

3. Объем валовой продукции определяется по формуле:

Где Вп - объем валовой продукции по плану, рос. руб.

НЗПн.п., НЗПк.п. - остатки незавершенного производства, полуфабрикатов, инструментов на начало и конец планового периода, рос. руб.

Тп - объем товарной продукции, рос. руб.

 

4. Объем чистой продукции определяется вычитанием из объема товарной продукции (в оптовых ценах предприятия) - материальных затрат и суммы амортизационных отчислений ОПФ, рос. руб.

Для обоснования производственной программы необходимо иметь расчеты его производственной мощности.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.