Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ О ПАВШИХ ЗАЩИТНИКАХ ОТЕЧЕСТВА КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ



УДК 130.2

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ О ПАВШИХ ЗАЩИТНИКАХ ОТЕЧЕСТВА КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Боедов А.А., аспирант кафедры философии ГАОУ ВО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина», Россия, Санкт-Петербург.

SPIN-код РИНЦ: 4635-0216.

 

Член Общественной палаты Смоленской области.

 

Аннотация

В статье рассматривается проблема сохранения и развития феномена исторической памяти по отношению к защитникам Отечества, павшим в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. Проводится анализ существующих ценностно-нормативных общественных механизмов и инструментов передачи культурных традиций, с учетом оценки нравственного состояния современного общества. Отмечается взаимосвязь между отношением общества к памяти павших и уровнем развития национальной культуры. Подчеркивается необходимость дальнейшего развития системы нравственно-патриотического воспитания молодежи.

 

Ключевые слова

 

Историческая память, память о павших, памятники, мемориалы,  национальная культура, традиции, традиционные ценности, нравственные ценности.

 

Важнейшим аспектом народной культуры, формирующейся сотни и даже тысячи лет, является традиционность, которая определяет ценностно-нормативные общественные механизмы передачи и наследования ее элементов от родителей к детям, от учителя к ученику, от одного поколения к другому. В традиционности выражено все богатство форм передачи накопленного предшествующими поколениями информационного капитала последующим поколениям. Благодаря традиции, социальным, культурным и ценностным нормативам народная культура обретает характерный для нее национальный характер. В этом смысле о народной культуре можно говорить как о национальной, хотя эти понятия не тождественны. Анализируя национальные культуры, можно выделить определенный надэтнический компонент, присутствующий во всех народных культурах. К нему можно отнести «такие идеи, смыслы, ценности, как представления о природе, космосе, месте человека в мире, религиозно-мифологические понятия об отношениях человека со сверхъестественными, высшими силами, представления об идеалах мудрости, силе героизма, красоты, добра, о формах «правильного» и «неправильного» социального поведения и устроения жизни, о служении людям, Родине…». [1] Абсолютно все народные культуры свидетельствуют о переходе человека после смерти к загробному существованию, причем в зависимости от отношения конкретного народа к жизни после смерти происходит историческое формирование собственно национального отношения живых к мертвым, к павшим.

Национальная культура неотделима от исторической памяти народа или, если говорить о культуре граждан, то от исторической памяти каждого из нас. Возможно ли считать культурным человека, лишенного исторической памяти и не имеющего полноценного представления о нравственных корнях национального менталитета, проявляющегося в различных аспектах жизнедеятельности?

Историческая память народа – сложное и многомерное явление, научное изучение которого требует междисциплинарного подхода. Мы рассмотрим его в отношении к историческому событию, которое имеет исключительно важное значение для нашего Отечества и является своеобразным эталоном при рассмотрении взаимосвязи национальной культуры и исторической памяти. Этим событием является Великая Отечественная война 1941 – 1945 г.г.

После распада СССР и в мире, и на постсоветском пространстве происходили процессы, связанные с пересмотром отношения к событиям Великой Отечественной войны. Известно, что во многих статьях и учебных пособиях ход Великой Отечественной войны, вклад советского народа в победу над фашизмом нередко подается в искаженном виде. Преувеличивается роль западных союзников СССР в войне и, соответственно, принижается вклад Советского Союза в общую Победу. При этом само поражение фашистской Германии объясняется промахами и ошибками немецкого командования.

Нередко современная молодежь проявляет неоправданную неосведомленность в событиях Великой Отечественной и Второй мировой войны. Очевидно, что информацию об этих исторических событиях многие получают, прежде всего, из кинофильмов и художественной литературы.

Огромное значение в формировании у молодежи исторической памяти и соответствующей ценностно-смысловой парадигмы имеют артефакты, связанные с сохранением памяти о павших защитниках Отечества: воинские захоронения, мемориалы, памятники, обелиски. Памятники, посвященные людям и событиям, являются важнейшими вехами мировой и отечественной культуры, свидетелями культурной памяти народа. Смысловое значение подобных артефактов может отражать взгляд, совершенно противоположный современному настроению общества или даже культурно-политическому курсу какого-либо государства. Отношение к таким артефактам, к символам прошлого является определенным показателем толерантности и уважения к историческому наследию, свидетельствует об уровне развития национальной культуры.  Так, характерным примером отношения тоталитарного режима к культурным свидетельствам прошлого является судьба Храма Христа Спасителя в Москве, воинского мемориала, посвященного Отечественной войне 1812 г.,  построенного в XIX в. и разрушенного в 1931 г.

В последнее десятилетие  тема памятников, прежде всего, связанных с памятью о советских солдатах, сражавшихся с фашизмом, становится все более острой и трагичной. Касается это как памятников, воздвигнутых в местах воинских захоронений, так и памятников-кенотафов (от греч. kenotaphion – «пустая могила». Традиция сооружения кенотафов существует со времен античности). [2] Проблема связана с тем, что военные памятники в странах Восточной Европы, в том числе в Украине, прибалтийских государствах, приобрели дополнительную семантическую окраску в качестве символов социалистических режимов или принадлежности к России. Участились случаи поругания памятников воинам – освободителям. При этом на территории только 24 европейских государств захоронено более 2,5 миллионов советских воинов, погибших в годы Второй мировой войны. Очевидно, недостаточно России иметь представительства Министерства обороны РФ в иностранных государствах, на территории которых существуют российские воинские захоронения. Необходимо развитие системной работы с населением этих стран, прежде всего в сфере культуры и образования. Современные информационные технологии позволяют успешно влиять на популярность определенных ценностей и мировоззренческих установок во всем мире.

Решение важнейшей задачи приобщения молодежи к культурному наследию требует осознания важности формирования собственной гражданской позиции по ключевым вопросам современности, в том числе связанным с исторической памятью. Эмоциональной доминантой в этом процессе выступает тема памятников. Знакомство с работами выдающихся скульпторов Е.В. Вучетича, А.П. Кибальникова, В.А. Сидура, Э.И. Неизвестного и многих других мастеров позволяет получить глубокое представление о героизме, жертвенности, безымянном подвиге советских солдат. Обращение к вечной теме героического прошлого не оставляет места равнодушию и к современным свидетельствам о нем – памятникам. Однако, многие монументальные сооружения в честь воинов, победивших фашизм, в таких странах, как Болгария, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Украина, испытывают неоднозначное отношение. Так, знаменитый «Алеша» в болгарском Пловдиве многие годы был символом города, а песня о нем была городским гимном  (авторы К. Ваншенкин и Э. Колманович). Но, уже с 90-х годов прошлого века у подножия памятника неоднократно происходили столкновения сторонников его уничтожения и его защитников. Подвергнуты сносу памятники маршалу И.С Коневу, освободителю Освенцима и Чехии, в Кракове и в Праге, памятник Воину – освободителю («бронзовый солдат») в Таллине, который находился над братской могилой красноармейцев, памятник советско-польскому братству по оружию в Варшаве, монумент Боевой славы Вооруженных сил СССР в Львове. В грузинском Кутаиси представители государственной власти настолько торопились уничтожить мемориал воинской славы, посвященный солдатам, павшим в Великой Отечественной войне, что допустили гибель женщины и ребенка, пострадали несколько человек.

В последние годы накануне празднования очередных дат освобождения стран Восточной Европы от немецко-фашистских захватчиков многие памятники, установленные в память о воинах – освободителях в ряде стран, подвергаются вандализму – их пачкают краской, наносят на них оскорбительные надписи.

Однако в современной Европе есть и положительные примеры культурного и ответственного отношения к исторической памяти по отношению к павшим на полях сражений. Так, в Германии существует специальная организация «Народный союз Германии по уходу за военными могилами», представители которой на безвозмездной основе ухаживают и за захоронениями советских солдат на территории своей страны. Изначально союз был создан для приведения в порядок и ухода за немецкими кладбищами на территории России.

Общественное обсуждение проблемных вопросов истории, международных отношений, обращенное к различным культурным артефактам, позволяет пользоваться критериями нравственной оценки событий, когда в качестве важнейших категорий признается нравственный выбор, смысл жизни, чувство долга как смыслообразующей доминанты поведения человека. В настоящее время очевиден дефицит нравственного поведения не только в межличностном общении, но и в международных отношениях.

 Российской национальной культуре, формировавшейся более 1000 лет под преимущественным влиянием христианских ценностей, свойственно почтительное и трепетное отношение к памяти о павших на поле брани. Многие славянские традиции погребения воинов и сохранения памяти о них на протяжении периода исторического развития тесно переплелись с традициями других православных народов.  Так, весьма почитаемый в православном мире византийский император Лев VI Мудрый (конец IX – начало X в.), убеждает своих военачальников самым тщательным образом относиться к погребению павших в бою, независимо от того, кто они – победители или побежденные, свои или чужие. «Делать это нужно без всякого промедления, не обращая внимания на час, обстоятельства или возможные опасности, ибо уважение к мертвым свято. Во-первых, это важно для памяти о тех, кто пал в бою. Во-вторых, священное уважение к мертвым героям нужно продемонстрировать пред лицом живых, поскольку для них это большое утешение, свидетельство того, что всякий воин в случае гибели будет удостоен подобной чести. Если воины видят растерзанные тела своих мертвых товарищей, лежащие без погребения или брошенные на поле брани, они могут содрогнуться от ужаса и в бою будут избегать подобной ситуации, чтобы не остаться без должного погребения. А если погибшие воины получают посмертные почести, если память их будет чествоваться, зная то, живые будут драться с большим рвением» - рассуждает византийский император. [3].

Характерно для национального менталитета не только почтительное отношение к павшим на поле брани защитникам Отечества, но также существует множество примеров уважительного отношения к погибшим врагам. «Мертвые сраму не имут» - говорит древнерусская народная мудрость. Русские солдаты с мертвыми врагами никогда не воевали и хоронили их в соответствии с воинскими традициями. Известными историческими примерами уважения к павшему противнику являются Шведская могила под Полтавой, памятники на Малаховом кургане под Севастополем и памятные захоронения на Бородинском поле. Русские и французские солдаты похоронены рядом под величественным памятником с надписью: «Сошедшиеся для победы, объединены смертью. В этом – слава солдат. И судьба храбрецов». Русская традиция отношения к мертвому противнику предполагает уважение к  праху и достойное его погребение.

Наиболее распространенными формами увековечения памяти погибших при защите Отечества в нашей стране являются:

- сохранение и благоустройство воинских захоронений, памятников, стел, обелисков, других мемориальных объектов и сооружений, увековечивающих память погибших;

- сохранение и обустройство отдельных территорий, исторически связанных с подвигами погибших при защите Отечества;

- занесение фамилий погибших при защите Отечества и других сведений о них в книги Памяти;

- создание мемориальных музеев, организация выставок, водружение на местах боевых действий памятных знаков;

- публикации в СМИ материалов о погибших при защите Отечества, создание произведений искусства и литературы, посвященных их подвигам;

- присвоение фамилий и имен погибших при защите Отечества населенным пунктам, улицам и площадям, физико-географическим объектам, предприятиям, учреждениям, в том числе образовательным, организациям, воинским частям, кораблям и судам;

- установление памятных дат и Всероссийского дня Памяти.

Спустя 75 лет после Великой Победы на территории нашей страны многие тысячи солдат остаются незахороненными. Существуют объективные причины, почему тогда это нередко невозможно было сделать. Необходимо продолжить выполнение этой священной задачи, ведь известно, что «война заканчивается, когда похоронен последний ее солдат». В связи с этим огромную работу проводит Общероссийское общественное движение по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России», созданное в апреле 2013 года и являющееся самой крупной организацией, занимающейся полевой и архивной поисковой работой. Движение объединяет более 42000 поисковиков всех возрастов в составе 1428 поисковых отрядов. В 82 субъектах Российской Федерации открыты региональные отделения организации. По данным Всероссийского информационно-поискового центра https://v-ipc.ru/ за 7 лет поисковиками захоронено более 150000 советских солдат, установлено более 8000 имен. Активисты Движения не только ежегодно выезжают на поля сражений, но и работают в архивах, помогают родственникам узнать о судьбе своих близких, ухаживают за воинскими захоронениями, составляют Книги памяти, занимаются патриотическим воспитанием, реализуют просветительские проекты, проводят выставки по итогам поисковых работ.

В России обязанности по организации и руководству работой по увековечению памяти защитников Отечества в Российской Федерации и за ее пределами возложены на Министерство обороны Российской Федерации. В структуре Министерства обороны имеется Управление по увековечение памяти погибших при защите Отечества. В составе войск Западного военного округа несет службу 90-й отдельный специальный поисковый батальон. Военнослужащими за период с 2006 по 2019 годы найдены останки 9751 бойцов РККА, обнаружено 337 медальонов.

Отряды поискового движения России и 90-й ОСПБ имеют одну общую задачу – поиск и установление имен погибших воинов. В такой работе необходимы взаимопомощь и взаимодействие: обмен опытом, помощь при извлечении останков и крупных фрагментов техники и вооружения, обмен архивными данными. Для прохождения воинской службы в 90 – м ОСПБ целенаправленно призываются граждане из числа отобранных и подлежащих призыву на военную службу членов поисковых организаций, имеющих знания, умения и навыки в проведении поиска, эксгумации останков погибших воинов и их перезахоронения. Дважды в год по ходатайству командиров поисковых отрядов и ответственного секретаря Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России» в батальон приходят служить призывники, которые хорошо знакомы с поисковой деятельностью и не требуют дополнительного обучения. Такие военнослужащие в батальоне становятся профессионалами своего дела и участвуют в обучении военнослужащих, не имеющих большого опыта. Также, в соответствии с решением Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации от 5 марта 2017 года 90-й ОСПБ целенаправленно комплектуется казаками призывного возраста.

 С 1997 года в нашей стране действует Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации (Росвоенцентр) - федеральное государственное бюджетное учреждение, созданное для разработки и реализации программ и планов по решению задач военно-исторического, мемориального и культурно-воспитательного характера, по поддержке и консолидации движений ветеранов войн, ветеранов военной службы и правоохранительных органов Правительством РФ.  Росвоенцентром разрабатываются и реализуются с участием федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, ветеранских и профсоюзных организаций, научных и образовательных учреждений, общественных и религиозных объединений мероприятий, направленных на решение проблем военно-патриотического воспитания молодежи и повышение обороноспособности страны во исполнение Закона РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», Федеральных законов «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов».

Уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества или его интересов является священным долгом всех граждан России, о чем свидетельствует Закон РФ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» от 14.01.1993 г. № 4292-1 (в действующей редакции от 01.04.2020). Законом регулируются вопросы захоронения погибших при защите Отечества, организация и порядок проведения поисковой работы, утверждаются полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества, разъясняются вопросы финансового и материально-технического обеспечения мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества, утверждается ответственность за нарушение Закона.

В результате Общероссийского голосования по принятию поправок в Конституцию РФ были внесены изменения, касающиеся защиты исторической правды: «Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается» - гласит ч. 3 ст. 67.  

В преддверии Победы в Великой Отечественной войне Правительством России утверждена федеральная целевая программа «Увековечивание памяти погибших при защите Отечества на 2019 – 2024 годы». Реализация федеральной программы призвана обеспечить комплексный подход к решению проблемы обустройства и восстановления воинских захоронений, обеспечения их сохранности и достойного содержания. Предполагается восстановить около 10000 воинских захоронений, установить более 6000 памятных знаков, нанести около 250000 имен погибших при защите Отечества на мемориальных сооружениях.

Если сравнить регионы России по количеству памятных мест, связанных с Великой Отечественной войной, то Смоленская область заняла бы место одного из лидеров в этом списке. На территории Смоленщины находится более 1100 памятников и мемориальных знаков (из них около 550 – братские могилы), запечатлевших все значительные события войны. Это места, где были совершены подвиги, где располагались командные пункты известных советских военачальников и дислоцировались партизанские отряды, возведенная на пьедестал боевая техника, связанные с жизнью и трудом Героев Советского Союза места, братские кладбища и иные захоронения участников Великой Отечественной войны, места казни фашистами партизан и патриотов-подпольщиков, «огненные» деревни, сожженные оккупантами вместе с жителями.  

Трудно переоценить значение памятников и мемориалов в качестве культурно-исторического наследия в деле гражданско-патриотического воспитания, особенно молодежи. Во-первых, необходимо отметить их роль в формировании в обществе устойчивой и живой исторической памяти о героическом прошлом, информировании о конкретных событиях, происходивших в исторически обозримый период времени. Во-вторых, они свидетельствуют, что сама историческая память – не абстрактно-отвлеченное понятие, а конкретное, выражающееся в ассоциациях и ответственности все новых поколений, знание.

Старшее поколение, в особенности педагоги, служители культуры, представители средств массовой информации,  безусловно, несет нравственную ответственность за историческую память нашего народа. Носителями этой памяти являются не только ветераны и люди, пережившие Великую Отечественную войну, но и становится каждое новое поколение, вступающее в самостоятельную жизнь. Лишенный исторической памяти народ поистине становится пылью, которую разносит ветер времени. Очевидно, что не бывает будущего без прошлого. Война против исторической памяти в современном мире свидетельствует о процессах превращения людей в беспамятных манкуртов, о которых советский писатель Ч. Айтматов  писал в романе «Буранный полустанок». Манкурт – это человек, лишенный памяти, раб, не имеющий своего прошлого. Такой человек опасен для общества – предупреждает писатель. Условием здорового и полноценного общественного развития является сохранение исторической памяти как важнейшего элемента национальной культуры. Сохранение памяти о павших защитниках Отечества – национальная задача, требующая самого пристального внимания, особенно в сфере молодежной политики, образования и культуры.  Поэтому нравственно -  патриотическое воспитание молодежи, с опорой на современные информационные и образовательные технологии, должно стать генеральным, приоритетным направлением деятельности государства и гражданского общества.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.