|
|||
РЕЧЬ. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Задания 1. Среди предложений 1-4 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения и формы слова. Напишите номер этого предложения. 2. Среди предложений 1-3 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи синонима. Напишите номер этого предложения. 3. Среди предложений 2-6 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи частицы, наречия и формы слова. Напишите номер этого предложения. 4. Среди предложений 4-6 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения. 5. Среди предложений 7-9 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза, частицы и наречия. Напишите номер этого предложения. 6. Среди предложений 11-14 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи частицы и личного местоимения. Напишите номер этого предложения. 7. Среди предложений 13-16 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи синонима. Напишите номер этого предложения. 8. Среди предложений 18-20 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи предлога и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения. 9. Среди предложений 19-22 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи контекстного синонима. Напишите номер этого предложения. 10. Среди предложений 23-26 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи синонима. Напишите номер этого предложения. 11. Среди предложений 25-27 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения. 12. Среди предложений 27-30 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер этого предложения. 13. Среди предложений 28-32 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи определительного местоимения. Напишите номер этого предложения. 14. Среди предложений 28-32 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи неопределённого местоимения. Напишите номер этого предложения. 15. Среди предложений 29-31 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи порядкового числительного. Напишите номер этого предложения. 16. Среди предложений 30-33 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи частицы. Напишите номер этого предложения. 17. Среди предложений 33-35 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи предлога и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения. 18. Среди предложений 39-42 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи наречия. Напишите номер этого предложения. 19. Среди предложений 41-44 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи контекстного синонима. Напишите номер этого предложения. 20. Среди предложений 45-49 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личных местоимений. Напишите номер этого предложения. 21. Среди предложений 50-52 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения. 22. Среди предложений 52-54 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи контекстного синонима. Напишите номер этого предложения. 23. Среди предложений 57-61 найдите такие, которые соединяются с предыдущим при помощи синтаксического параллелизма. Напишите номера этих предложений. 24. Среди предложений 59-62 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи частицы и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения. 25. Среди предложений 62-64 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи частицы и союза. Напишите номер этого предложения. 26. Среди предложений 64-66 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения. 27. Среди предложений 67-70 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения, определительного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
Текст 2 До июля Лешка и Витька пасли лошадей в лощине. Когда же от солнца пожухла трава, выпасы перенесли на заречные луга. (3)Там река была широкая, течение сильное, и табун перегоняли через реку без жеребят. (4)Первое время, когда взрослые кони спускались к броду, малыши беспокойно носились по берегу, тянули морды вслед своим матерям и тоненько и нервно голосили. (5)Но вскоре они привыкли к тому, что их матери ежедневно исчезали за рекой. (6)Только Мальчик, озорной и непослушный жеребёнок, подолгу стоял, тревожно всматриваясь в заречную даль, где бродили в кустах взрослые кони. (7)Часто, обнюхав воздух, Мальчик осторожно входил в воду, но, испуганный сильной волной, шарахался к берегу и, раздувая ноздри, прерывисто и заливисто ржал. (8)Столько в его голосе было обиды и нетерпения, что Райка, его мать, иногда показывалась на том берегу и, встряхивая гривой, качала головой, словно хотела успокоить сына. (9)И вот однажды он вошёл в воду и пустился вплавь. (10)Лёшка увидел его, когда тот уже был на самой быстрине. (11)Лёшка звал Мальчика, но жеребёнка заметно сносило влево. (12)Он старался прибиться к берегу, но его уносило всё дальше и дальше, туда, где берег исчезал в болотистой пойме, заросшей камышами. (13)И тогда Лёшка бросился в воду и, подхваченный течением, поплыл наперерез. (14)Волна била в его лицо, качала перед глазами пену и водоросли, но он плыл и плыл, пока вдруг не возникла перед ним голова жеребёнка. (15)Тогда он ухватился за его скользкую и убегающую шею. (16)Жеребёнок косил на него расширенным от ужаса зрачком. (17)«Держись, Мальчик!» — устало просил его Лёшка, подгребая рукой воду. (18)В шуме бегущей воды подросток слышал, как глухо и быстро стучит сердце жеребёнка. (19)Теперь их уже вместе несло вниз. (20)Мимо Лёшки и Мальчика, чуть в стороне, медленно проплывали бутоны белоснежных лилий, поддерживаемые зелёными ладошками листьев. (21)Это надвигалась болотная пойма. (22)Неизвестно, хватило ли бы у них сил выбраться на берег, но вдруг послышалось далёкое и тревожное ржанье. (23)Это кобыла Райка, вытянув шею с развевающейся гривой, мчалась вдоль реки. (24) Поднимая брызги, лошадь влетела в воду и поплыла. (25) Вскоре она была перед ними и, гулко фыркая, мягкими губами прихватила Мальчика за холку. (26)Огромные и сизые глаза её жадно оглядывали сына, а на длинных ресницах, как слёзы, блестели капельки воды. (27)Лёшка взобрался на скрытый под водой Райкин круп, схватил Мальчика за гриву, и теперь все они вместе спокойно и медленно, как на буксире, поплыли к берегу. (28) Вот Райка ступила на дно. (29)Из воды показались её рыжая блестящая шея со спутанной гривой, перевитой стебельками речной травы, потом широкая, как палуба, спина, на которой восседал Лешка. (30)3а ним тянулся обессиленный Мальчик. (31)Дрожь волнами перекатывалась по его влажной шелковистой коже. (32)Лёшка спрыгнул с лошади, молча отжал рубаху, поглядел на другой берег, туда, где остались жеребята, потрепал Мальчика за ухом. (ЗЗ)Тот, ответив на ласку, потёрся о Лёшкину щеку. (34)Глаза его снова озорно и ярко вспыхнули, и вдруг он тоненько и победно заржал. (35)Лёшка притянул к себе Мальчика, рассмеялся и сказал: «Пора и тебе в табун! (По С. Полетаеву) Задания 1. Среди предложений 2-5 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи контекстного синонима. Напишите номер этого предложения. 2. Среди предложений 3-6 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи наречия. Напишите номер этого предложения. 3. Среди предложений 4-6 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза, наречия и личного местоимения. Напишите номер этого предложения. 4. Среди предложений 5-7 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи частицы. Напишите номер этого предложения. 5. Среди предложений 6-8 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер этого предложения. 6. Среди предложений 6-9 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи частиц, наречия и личного местоимения. Напишите номер этого предложения. 7. Среди предложений 7-10 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи наречия и притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения. 8. Среди предложений 9-12 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора и личного местоимения. Напишите номер этого предложения. 9. Среди предложений 11-13 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения. 10. Среди предложений 13-15 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи наречия, личного и притяжательного местоимений. Напишите номер этого предложения. 11. Среди предложений 12-14 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза и наречия. Напишите номер этого предложения. 12. Среди предложений 14-18 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи контекстного синонима. Напишите номер этого предложения. 13. Среди предложений 18-21 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи наречия и личного местоимения. Напишите номер этого предложения. 14. Среди предложений 17-21 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения. 15. Среди предложений 20-22 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи предлога и личного местоимения. Напишите номер этого предложения. 16. Среди предложений 21-24 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи контекстного синонима. Напишите номер этого предложения. 17. Среди предложений 23-26 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения. 18. Среди предложений 23-27 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи наречия и личного местоимения. Напишите номер этого предложения. 19. Среди предложений 27-29 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения. 20. Среди предложений 28-31 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи предлога и притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения. 21. Среди предложений 27-30 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи предлога и личного местоимения. Напишите номер этого предложения. 22. Среди предложений 30-33 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения. 23. Среди предложений 32-35 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
РЕЧЬ. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Текст 1 (1)Было это в декабре 1944 года. (2)В воздухе уже веяло весной — благостной весной Победы. (3)Ее приближение чувствовалось во всем. (4)И в том, что все чаще играла «катюша»; ее могучий голос, подобно весеннему грому, грохотал в низком небе, и раскатистое горное эхо радостно подхватывало его. (5)И в том, что все реже раздавался немыслимо пронзительный скрежет «ванюши», шестиствольного немецкого миномета, прозванного нашими солдатами также «ишаком». (6)И в том, что пленные немцы, или, как в ту пору их называли, «фрицы», с каждым днем выглядели все ободраннее, а наши младшие и старшие лейтенанты щеголяли в шинелях, перешитых на офицерский манер, а вместо шапок-ушанок носили лихие кубанки. (7)И в том, что солдаты все чаще поговаривали о доме, и не так, как говорят о чем-то очень далеком, а как о близком и достижимом, что вот-вот должно явиться в твою жизнь и заполнить ее всю, до отказа. (8)Но война еще шла. (9)Фронт жил своей огромной, беспощадной, несмолкаемой жизнью. (10)В тот декабрьский вечер я подошел к небольшой словацкой деревушке, в которой находились разведчики. (Н)Разведчиков я разыскал быстро. (12)Они собрались в блиндаже у радиоприемника. (13)На мой приход они не обратили внимания — только кое-кто мельком оглянулся, кивнул и снова повернул голову к приемнику, из которого лилась музыка. (14)Возвышенная, чистая, полная мудрого спокойствия и мирной тишины. (15) Адажио Девятой симфонии Бетховена. (16) — Откуда передают? — спросил я. (17) — Из Берлина, — отозвался от приемника Леша- радист. (18) На нас прикрикнули: (19) — Тише вы там... (20)Дайте послушать... (21)Эти простые ребята, волею судеб живущие среди пушек, а не среди лир, не могли оторваться от бетховенской музыки. (22)Они слышали ее, наверное, впервые в жизни. (23) Но она наверняка западала им в душу на всю жизнь. (24) Великая музыка пела о счастье, когда вокруг бесновалось горе. (25)Обращенная в грядущее, она, казалось, приближала его, стремясь неумолчным, широким и мощным потоком вперед, туда, где в туманной дали, разрывая суровую мглу горестей, уже все ярче вспыхивали зарницы грядущего счастья. (26)Вдруг раздался взрыв. (27)Оглушительный и свирепый, он ошеломил нас своей внезапностью и жестоким несоответствием доброй музыке, по-прежнему продолжавшей струиться из приемника. (28)3а первым ударом последовал второй. (29)Еще более угрожающий. (30) Третий снаряд разорвался совсем рядом. (31) Все, кто сидел или стоял, бросились на пол. (32) Музыка смолкла. (ЗЗ)Да если бы она и звучала, все равно ничего нельзя было расслышать: так сильны, близки и часты были разрывы. (34)Время от времени обстрел стихал, чтобы через минуту вновь взбушеваться ужасающим грохотом. (35)Сколько все это длилось, трудно сказать. (36)И лишь только жизнь вошла в свою колею, раздались голоса. (37)— Давай радио... (38)Налаживай обратно музыку... (39)Вскоре приемник заработал вновь. (40)И мы опять услышали Девятую симфонию. (41)Теперь уже финал ее. (42) Ликуя и радуясь, хор торжественно призывал: (43) Обнимитесь, миллионы, В поцелуе слейся, свет! (44) И хотя почти никто не разбирал слов чужого, непонятного, а для некоторых, ослепленных войной, даже ненавистного языка, смысл того, о чем пелось, для всех был ясен. (45)Его несла музыка — всесильная, ибо для звуков нет словесных препон и границ. (46) Сквозь неумолимую чреду годов и десятилетий, сквозь надолбы и завалы ненависти, страха и унижения, через траншеи и руины фронтов, сквозь колючую проволоку и рвы концлагерей, сквозь решетки зловонных гестаповских подвалов и камеры пыток, из самого логова фашистского зверя, уже близкого к издыханию, прорвалась эта прекрасная музыка. (47) Могучий голос Бетховена, перекрывая зловещий рык войны, торопил победу света над тьмой, торжество человечности, свободы, радости и счастья. (48) В недобрую пору разгула смерти и разрушения бетховенская музыка звала к миру и братству. (По Б. Брежневу)
А. «Воздействие бетховенской музыки на человека передано ____ (предложение 23). И это не удивительно: ____(предложение 24) помогает понять, что ждали от мирной жизни измученные войной люди. Такое синтаксическое средство выразительности, как _____(предложение 43), отражает идейное содержание финала Девятой симфонии Бетховена, а _____(предложение 46) подчеркивает величие этой прекрасной музыки». Список терминов: 1) разговорные и просторечные слова 2) фразеологизм 3) однородные члены предложения 4) оксюморон 5) олицетворение 6) сравнительный оборот 7) контекстные синонимы 8) развернутая метафора 9) риторическое обращение Б. «В синтаксисе текста обращают на себя внимание _____(предложения 4-7), а также _____(предложения 13-14, 28-29). Среди лексических средств выразительности в тексте можно отметить _____(«огромной, беспощадной, несмолкаемой жизнью» (предложение 9), «возвышенная, чистая, полная мудрого спокойствия и мирной тишины» музыка (предложение 14). Художественный прием _____(предложение 48) помогает читателю образно представить время, в котором жили герои текста». Список терминов: 1) ирония 2) синтаксический параллелизм 3) гротеск 4) эпифора 5) эпитет 6) вводные конструкции 7) парцелляция 8) восклицательные предложения 9) перифраза В. «Автор, рассказывая о военных баталиях, использует _____(«ГРохоТал», «пРонЗиТельный скРеЖет» в предложениях 4, 5). Такое фонетическое оформление помогает читателю услышать эхо войны. Этой же цели подчинено и _____(«подобно весеннему грому») в предложении 4. Однако человеку на войне хочется мира, и _____ («среди пушек, а не среди лир» в предложении 21) дают возможность понять, почему так зачарованно солдаты слушали музыку, а _____в предложении 23 передаёт её эмоциональное воздействие на слушателей». Список терминов: 1) фразеологизм 2) эпифора 3) метонимия 4) аллитерация 5) эпитеты 6) сравнительный оборот 7) градация 8) контекстные антонимы 9) вводные конструкции Г. «Такое синтаксическое средство, как _____, в предложении 44 передает восприятие солдатами чужого языка. Но смысл звучащих слов был не важен: истосковавшиеся по мирной жизни люди в звуках музыки слышали призыв к счастью, к человечности. Именно поэтому, желая передать то, что творилось в солдатских душах, автор использует _____в предложении 45 («всесильная», «ибо», «словесных препон»). Стремление к миру не могла убить даже реальная опасность:_____ в предложении 33 помогает воссоздать картину происходящего, а _____ («Налаживай обратно музыку») отражает пренебрежительное отношение солдат к привычным военным будням». Список терминов: 1) парцелляция 2) градация 3) обособленные члены 4) разговорная лексика 5) ряд однородных членов 6) риторическое обращение 7) торжественная лексика 8) ирония 9) цитирование
|
|||
|