Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





РЕЧЬ. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ



Задания

1. Среди предложений 1-4 найдите такое, которое соеди­няется с предыдущим при помощи указательного ме­стоимения и формы слова. Напишите номер этого предложения.

2. Среди предложений 1-3 найдите такое, которое соеди­няется с предыдущим при помощи синонима. Напи­шите номер этого предложения.

3. Среди предложений 2-6 найдите такое, которое соеди­няется с предыдущим при помощи частицы, наречия и формы слова. Напишите номер этого предложения.

4. Среди предложений 4-6 найдите такое, которое соеди­няется с предыдущим при помощи личного местоиме­ния. Напишите номер этого предложения.

5. Среди предложений 7-9 найдите такое, которое соеди­няется с предыдущим при помощи союза, частицы и наречия. Напишите номер этого предложения.

6. Среди предложений 11-14 найдите такое, которое со­единяется с предыдущим при помощи частицы и лич­ного местоимения. Напишите номер этого предложения.

7. Среди предложений 13-16 найдите такое, которое со­единяется с предыдущим при помощи синонима. На­пишите номер этого предложения.

8. Среди предложений 18-20 найдите такое, которое соеди­няется с предыдущим при помощи предлога и указатель­ного местоимения. Напишите номер этого предложения.

9. Среди предложений 19-22 найдите такое, которое со­единяется с предыдущим при помощи контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.

10. Среди предложений 23-26 найдите такое, которое со­единяется с предыдущим при помощи синонима. На­пишите номер этого предложения.

11. Среди предложений 25-27 найдите такое, которое со­единяется с предыдущим при помощи личного место­имения. Напишите номер этого предложения.

12. Среди предложений 27-30 найдите такое, которое со­единяется с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

13. Среди предложений 28-32 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи определи­тельного местоимения. Напишите номер этого пред­ложения.

14. Среди предложений 28-32 найдите такое, которое со­единяется с предыдущим при помощи неопределённого местоимения. Напишите номер этого предложения.

15. Среди предложений 29-31 найдите такое, которое со­единяется с предыдущим при помощи порядкового числительного. Напишите номер этого предложения.

16. Среди предложений 30-33 найдите такое, которое со­единяется с предыдущим при помощи частицы. Напи­шите номер этого предложения.

17. Среди предложений 33-35 найдите такое, которое со­единяется с предыдущим при помощи предлога и ука­зательного местоимения. Напишите номер этого пред­ложения.

18. Среди предложений 39-42 найдите такое, которое со­единяется с предыдущим при помощи наречия. Напи­шите номер этого предложения.

19. Среди предложений 41-44 найдите такое, которое со­единяется с предыдущим при помощи контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.

20. Среди предложений 45-49 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личных ме­стоимений. Напишите номер этого предложения.

21. Среди предложений 50-52 найдите такое, которое со­единяется с предыдущим при помощи личного место­имения. Напишите номер этого предложения.

22. Среди предложений 52-54 найдите такое, которое со­единяется с предыдущим при помощи контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.

23. Среди предложений 57-61 найдите такие, которые со­единяются с предыдущим при помощи синтаксическо­го параллелизма. Напишите номера этих предложений.

24. Среди предложений 59-62 найдите такое, которое со­единяется с предыдущим при помощи частицы и ука­зательного местоимения. Напишите номер этого пред­ложения.

25. Среди предложений 62-64 найдите такое, которое со­единяется с предыдущим при помощи частицы и сою­за. Напишите номер этого предложения.

26. Среди предложений 64-66 найдите такое, которое со­единяется с предыдущим при помощи союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

27. Среди предложений 67-70 найдите такое, которое со­единяется с предыдущим при помощи указательного местоимения, определительного местоимения и лекси­ческого повтора. Напишите номер этого предложения.

 

Текст 2

До июля Лешка и Витька пасли лошадей в лощине.

Когда же от солнца пожухла трава, выпасы перенесли на заречные луга.

(3)Там река была широкая, течение сильное, и табун пе­регоняли через реку без жеребят. (4)Первое время, когда взрослые кони спускались к броду, малыши беспокойно но­сились по берегу, тянули морды вслед своим матерям и то­ненько и нервно голосили.

(5)Но вскоре они привыкли к тому, что их матери еже­дневно исчезали за рекой. (6)Только Мальчик, озорной и непослушный жеребёнок, подолгу стоял, тревожно всматри­ваясь в заречную даль, где бродили в кустах взрослые кони. (7)Часто, обнюхав воздух, Мальчик осторожно входил в во­ду, но, испуганный сильной волной, шарахался к берегу и, раздувая ноздри, прерывисто и заливисто ржал. (8)Столько в его голосе было обиды и нетерпения, что Райка, его мать, иногда показывалась на том берегу и, встряхивая гривой, качала головой, словно хотела успокоить сына.

(9)И вот однажды он вошёл в воду и пустился вплавь. (10)Лёшка увидел его, когда тот уже был на самой быстрине. (11)Лёшка звал Мальчика, но жеребёнка заметно сносило влево. (12)Он старался прибиться к берегу, но его уносило всё дальше и дальше, туда, где берег исчезал в болотистой пойме, заросшей камышами.

(13)И тогда Лёшка бросился в воду и, подхваченный те­чением, поплыл наперерез. (14)Волна била в его лицо, кача­ла перед глазами пену и водоросли, но он плыл и плыл, по­ка вдруг не возникла перед ним голова жеребёнка. (15)Тогда он ухватился за его скользкую и убегающую шею.

(16)Жеребёнок косил на него расширенным от ужаса зрачком. (17)«Держись, Мальчик!» — устало просил его Лёшка, подгребая рукой воду. (18)В шуме бегущей воды подросток слышал, как глухо и быстро стучит сердце жере­бёнка.

(19)Теперь их уже вместе несло вниз. (20)Мимо Лёшки и Мальчика, чуть в стороне, медленно проплывали бутоны бе­лоснежных лилий, поддерживаемые зелёными ладошками листьев. (21)Это надвигалась болотная пойма.

(22)Неизвестно, хватило ли бы у них сил выбраться на берег, но вдруг послышалось далёкое и тревожное ржанье.

(23)Это кобыла Райка, вытянув шею с развевающейся гри­вой, мчалась вдоль реки.

(24) Поднимая брызги, лошадь влетела в воду и поплыла.

(25) Вскоре она была перед ними и, гулко фыркая, мягкими губами прихватила Мальчика за холку. (26)Огромные и си­зые глаза её жадно оглядывали сына, а на длинных ресни­цах, как слёзы, блестели капельки воды.

(27)Лёшка взобрался на скрытый под водой Райкин круп, схватил Мальчика за гриву, и теперь все они вместе спокойно и медленно, как на буксире, поплыли к берегу.

(28) Вот Райка ступила на дно. (29)Из воды показались её рыжая блестящая шея со спутанной гривой, перевитой сте­бельками речной травы, потом широкая, как палуба, спина, на которой восседал Лешка. (30)3а ним тянулся обессилен­ный Мальчик. (31)Дрожь волнами перекатывалась по его влажной шелковистой коже.

(32)Лёшка спрыгнул с лошади, молча отжал рубаху, по­глядел на другой берег, туда, где остались жеребята, потре­пал Мальчика за ухом. (ЗЗ)Тот, ответив на ласку, потёрся о Лёшкину щеку. (34)Глаза его снова озорно и ярко вспыхну­ли, и вдруг он тоненько и победно заржал.

(35)Лёшка притянул к себе Мальчика, рассмеялся и ска­зал: «Пора и тебе в табун!

(По С. Полетаеву)

Задания

1. Среди предложений 2-5 найдите такое, которое соеди­няется с предыдущим при помощи контекстного сино­нима. Напишите номер этого предложения.

2. Среди предложений 3-6 найдите такое, которое соеди­няется с предыдущим при помощи наречия. Напишите номер этого предложения.

3. Среди предложений 4-6 найдите такое, которое соеди­няется с предыдущим при помощи союза, наречия и личного местоимения. Напишите номер этого предло­жения.

4. Среди предложений 5-7 найдите такое, которое соеди­няется с предыдущим при помощи частицы. Напишите номер этого предложения.

5. Среди предложений 6-8 найдите такое, которое соеди­няется с предыдущим при помощи лексического по­втора. Напишите номер этого предложения.

6. Среди предложений 6-9 найдите такое, которое соеди­няется с предыдущим при помощи частиц, наречия и личного местоимения. Напишите номер этого предло­жения.

7. Среди предложений 7-10 найдите такое, которое со­единяется с предыдущим при помощи наречия и при­тяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

8. Среди предложений 9-12 найдите такое, которое со­единяется с предыдущим при помощи лексического повтора и личного местоимения. Напишите номер это­го предложения.

9. Среди предложений 11-13 найдите такое, которое со­единяется с предыдущим при помощи личного место­имения. Напишите номер этого предложения.

10. Среди предложений 13-15 найдите такое, которое со­единяется с предыдущим при помощи наречия, личного и притяжательного местоимений. Напишите номер это­го предложения.

11. Среди предложений 12-14 найдите такое, которое со­единяется с предыдущим при помощи союза и наре­чия. Напишите номер этого предложения.

12. Среди предложений 14-18 найдите такое, которое со­единяется с предыдущим при помощи контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.

13. Среди предложений 18-21 найдите такое, которое со­единяется с предыдущим при помощи наречия и лично­го местоимения. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 17-21 найдите такое, которое со­единяется с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

15. Среди предложений 20-22 найдите такое, которое со­единяется с предыдущими при помощи предлога и лич­ного местоимения. Напишите номер этого предложения.

16. Среди предложений 21-24 найдите такое, которое со­единяется с предыдущим при помощи контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.

17. Среди предложений 23-26 найдите такое, которое со­единяется с предыдущим при помощи притяжательно­го местоимения. Напишите номер этого предложения.

18. Среди предложений 23-27 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи наречия и личного местоимения. Напишите номер этого пред­ложения.

19. Среди предложений 27-29 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи притяжа­тельного местоимения. Напишите номер этого пред­ложения.

20. Среди предложений 28-31 найдите такое, которое со­единяется с предыдущим при помощи предлога и при­тяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

21. Среди предложений 27-30 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи предлога и личного местоимения. Напишите номер этого пред­ложения.

22. Среди предложений 30-33 найдите такое, которое со­единяется с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

23. Среди предложений 32-35 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи притяжа­тельного местоимения. Напишите номер этого пред­ложения.

 

РЕЧЬ. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Текст 1

(1)Было это в декабре 1944 года. (2)В воздухе уже веяло весной — благостной весной Победы.

(3)Ее приближение чувствовалось во всем. (4)И в том, что все чаще играла «катюша»; ее могучий голос, подобно весеннему грому, грохотал в низком небе, и раскатистое горное эхо радостно подхватывало его. (5)И в том, что все реже раздавался немыслимо пронзительный скрежет «ванюши», шестиствольного немецкого миномета, прозванного нашими солдатами также «ишаком». (6)И в том, что плен­ные немцы, или, как в ту пору их называли, «фрицы», с каждым днем выглядели все ободраннее, а наши младшие и старшие лейтенанты щеголяли в шинелях, перешитых на офицерский манер, а вместо шапок-ушанок носили лихие кубанки. (7)И в том, что солдаты все чаще поговаривали о доме, и не так, как говорят о чем-то очень далеком, а как о близком и достижимом, что вот-вот должно явиться в твою жизнь и заполнить ее всю, до отказа.

(8)Но война еще шла. (9)Фронт жил своей огромной, бес­пощадной, несмолкаемой жизнью.

(10)В тот декабрьский вечер я подошел к небольшой сло­вацкой деревушке, в которой находились разведчики. (Н)Разведчиков я разыскал быстро. (12)Они собрались в блиндаже у радиоприемника.

(13)На мой приход они не обратили внимания — только кое-кто мельком оглянулся, кивнул и снова повернул голову к приемнику, из которого лилась музыка. (14)Возвышенная, чистая, полная мудрого спокойствия и мирной тишины.

(15) Адажио Девятой симфонии Бетховена.

(16) — Откуда передают? — спросил я.

(17) — Из Берлина, — отозвался от приемника Леша- радист.

(18) На нас прикрикнули:

(19) — Тише вы там... (20)Дайте послушать...

(21)Эти простые ребята, волею судеб живущие среди пу­шек, а не среди лир, не могли оторваться от бетховенской музыки. (22)Они слышали ее, наверное, впервые в жизни.

(23) Но она наверняка западала им в душу на всю жизнь.

(24) Великая музыка пела о счастье, когда вокруг беснова­лось горе. (25)Обращенная в грядущее, она, казалось, при­ближала его, стремясь неумолчным, широким и мощным потоком вперед, туда, где в туманной дали, разрывая суро­вую мглу горестей, уже все ярче вспыхивали зарницы гря­дущего счастья.

(26)Вдруг раздался взрыв. (27)Оглушительный и свире­пый, он ошеломил нас своей внезапностью и жестоким несо­ответствием доброй музыке, по-прежнему продолжавшей струиться из приемника.

(28)3а первым ударом последовал второй. (29)Еще более угрожающий.

(30) Третий снаряд разорвался совсем рядом.

(31) Все, кто сидел или стоял, бросились на пол.

(32) Музыка смолкла. (ЗЗ)Да если бы она и звучала, все рав­но ничего нельзя было расслышать: так сильны, близки и часты были разрывы.

(34)Время от времени обстрел стихал, чтобы через мину­ту вновь взбушеваться ужасающим грохотом.

(35)Сколько все это длилось, трудно сказать. (36)И лишь только жизнь вошла в свою колею, раздались голоса.

(37)— Давай радио... (38)Налаживай обратно музыку...

(39)Вскоре приемник заработал вновь. (40)И мы опять услышали Девятую симфонию. (41)Теперь уже финал ее.

(42) Ликуя и радуясь, хор торжественно призывал:

(43) Обнимитесь, миллионы,

В поцелуе слейся, свет!

(44) И хотя почти никто не разбирал слов чужого, непо­нятного, а для некоторых, ослепленных войной, даже нена­вистного языка, смысл того, о чем пелось, для всех был ясен. (45)Его несла музыка — всесильная, ибо для звуков нет словесных препон и границ.

(46) Сквозь неумолимую чреду годов и десятилетий, сквозь надолбы и завалы ненависти, страха и унижения, че­рез траншеи и руины фронтов, сквозь колючую проволоку и рвы концлагерей, сквозь решетки зловонных гестаповских подвалов и камеры пыток, из самого логова фашистского зверя, уже близкого к издыханию, прорвалась эта прекрас­ная музыка.

(47) Могучий голос Бетховена, перекрывая зловещий рык войны, торопил победу света над тьмой, торжество человеч­ности, свободы, радости и счастья.

(48) В недобрую пору разгула смерти и разрушения бетховенская музыка звала к миру и братству.

(По Б. Брежневу)

 

А. «Воздействие бетховенской музыки на человека пере­дано ____ (предложение 23). И это не удивительно: ____(предложение 24) помогает понять, что ждали от мирной жизни изму­ченные войной люди. Такое синтаксическое средство выразительности, как _____(предложение 43), отражает идейное содержание финала Девятой симфонии Бетховена, а _____(предложение 46) подчеркивает вели­чие этой прекрасной музыки».

Список терминов:

1) разговорные и просторечные слова

2) фразеологизм

3) однородные члены предложения

4) оксюморон

5) олицетворение

6) сравнительный оборот

7) контекстные синонимы

8) развернутая метафора

9) риторическое обращение

Б. «В синтаксисе текста обращают на себя внимание _____(предложения 4-7), а также _____(предложения 13-14, 28-29). Среди лексических средств выразительности в тексте можно отметить _____(«огромной, беспощадной, несмолкаемой жизнью» (предложение 9), «возвышенная, чистая, полная мудрого спокойствия и мирной тишины» музыка (предложение 14). Художественный прием _____(предложение 48) помогает читателю образно представить время, в котором жили герои текста».

Список терминов:

1) ирония

2) синтаксический параллелизм

3) гротеск

4) эпифора

5) эпитет

6) вводные конструкции

7) парцелляция

8) восклицательные предложения

9) перифраза

В. «Автор, рассказывая о военных баталиях, использует _____(«ГРохоТал», «пРонЗиТельный скРеЖет» в предложениях 4, 5). Такое фонетиче­ское оформление помогает читателю услышать эхо войны. Этой же цели подчинено и _____(«подобно весеннему грому») в предложении 4. Однако человеку на войне хочется мира, и _____ («среди пушек, а не среди лир» в предложении 21) дают возможность понять, почему так зачарованно солдаты слушали музыку, а _____в предложении 23 передаёт её эмоциональное воздействие на слушателей».

Список терминов:

1) фразеологизм

2) эпифора

3) метонимия

4) аллитерация

5) эпитеты

6) сравнительный оборот

7) градация

8) контекстные антонимы

9) вводные конструкции

Г. «Такое синтаксическое средство, как _____, в предложении 44 передает восприятие сол­датами чужого языка. Но смысл звучащих слов был не важен: истосковавшиеся по мирной жизни люди в зву­ках музыки слышали призыв к счастью, к человечно­сти. Именно поэтому, желая передать то, что твори­лось в солдатских душах, автор использует _____в предложении 45 («всесильная», «ибо», «словесных препон»). Стремление к миру не могла убить даже реальная опасность:_____ в предложении 33 по­могает воссоздать картину происходящего, а _____ («Налаживай обратно музы­ку») отражает пренебрежительное отношение солдат к привычным военным будням».

Список терминов:

1) парцелляция

2) градация

3) обособленные члены

4) разговорная лексика

5) ряд однородных членов

6) риторическое обращение

7) торжественная лексика

8) ирония

9) цитирование


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.