|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Критерии оценки техники кумитэ в традиционном каратэСтр 1 из 2Следующая ⇒
Критерии оценки техники кумитэ в традиционном каратэ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Ма-ай | - | правильный выбор дистанции – позиция, достаточная и необходимая для наиболее эффективного применения техники и правильного угла атаки для ударов в зачётную зону | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Тайминг | - | правильный расчёт времени и пространства – наиболее благоприятный момент для воздействия техникой относительно цели, когда ментальный (страх, злость, возбуждение, ступор, полная потеря воли, жизненных сил, желания бороться и бдительности) и физический (потеря физического баланса, промежуток времени между исполнением различных техник или перерыв на протяжении исполнения одной техники) уровни противника разбалансированы или находятся в состоянии отсутствия (кё) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Кимэ | - | максимальная концентрация энергии относительно цели | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | Зансин | - | общее состояние готовности, физической и ментальной концентрации |
Касё – ударные поверхности и части тела
| ||
Дзёдан | - | верхний уровень, голова и шея |
Тюдан | - | средний уровень, от плеч до пояса |
Гэдан | - | нижний уровень, ниже пояса и ноги |
Тэ (ван) | - | рука |
Кобуси | - | сжатый кулак |
сэйкэн | - | прямой кулак |
татэкэн | - | вертикальный кулак |
уракэн | - | перевёрнутый кулак |
тэцуй | - | «кулак-молот», ребро кулака |
Кэйсё (ванто) | - | «рука-меч» |
сюто | - | ребро ладони |
хайто | - | обратное ребро ладони |
хайсю | - | внешняя часть ладони |
тэйсё | - | нижнее основание ладони |
Нукитэ | - | «рука-копьё» |
Какуто | - | «лебединая шея», верхняя часть выгнутого запястья |
Хиракэн | - | «лапа леопарда», вторые фаланги четырёх пальцев |
Кумадэ | - | «медвежья лапа», внутренняя часть полураскрытой ладони |
Юби | - | пальцы руки |
Удэ (ван) | - | предплечье |
хайван | - | верхняя часть |
сюван | - | нижняя часть |
гайван | - | внутренняя часть |
найван | - | внешняя часть |
Хидзи (эмпи) | - | локоть |
Ката | - | плечо |
Атама | - | голова |
Аси | - | нога |
Хидза (хитсуи) | - | колено |
Сунэ | - | голень |
Асиура | - | стопа |
хайсоку | - | подъём стопы |
сокуто | - | ребро стопы |
мэйсоку | - | внутренняя часть стопы |
тэйсоку | - | подошва |
какато | - | пятка |
коси | - | основание пальцев |
Тати-синтай-сабаки-вадза – техника стоек и перемещений | |||
Тати-вадза | - | техника стоек | |
Камаэ | - | положение тела, позволяющее оставаться устойчивым и свободно передвигаться | |
Дзию-камаэ | - | свободная боевая стойка | |
Дзэн | - | фронтальное положение бёдер | |
Ханми | - | диагональный разворот бёдер | |
Ми-ханми | - | увеличенный разворот бёдер | |
Гьяку-ханми | - | обратный разворот бёдер | |
Камаэката | - | верхняя часть тела и руки | |
камаэ-тэ | - | положение рук, соответствующее стойке | |
маэ-тэ | - | передняя рука | |
хики-тэ | - | реверсирующая рука, у области «плавающих» рёбер | |
соэ-тэ | - | поддерживающая рука | |
кабу-тэ | - | накрывающая рука | |
Татиката | - | нижняя часть тела и ноги | |
Сидзэн-тай | - | естественные позиции | |
хэйсоку-дати | - | «параллель» | |
мусуби-дати | - | «соединение» | |
хэйко-дати | - | «ровная» | |
хатидзи-дати | - | «китайская восьмёрка» | |
тэйдзи-дати | - | «Т-образная» | |
рэнодзи-дати | - | «Г-образная» | |
мороаси-дати | - | «выступающая» | |
Кутэки-хо-тай | - | атакующие позиции | |
дзэнкуцу-дати | - | «лука и стрелы» | |
мото-дати | - | укороченная дзэнкуцу-дати | |
хангэцу-дати | - | «полумесяц» | |
сико-дати | - | «борца сумо» | |
киба-дати | - | «всадника» | |
найханти-дати | - | укороченная киба-дати | |
фудо-дати | - | «крепость» | |
Дзиго-хо-тай | - | оборонительные позиции | |
кокуцу-дати | - | «оленя» | |
касэй-кокуцу-дати | - | увеличенная кокуцу-дати | |
кё-дати | - | уменьшенная кокуцу-дати | |
сантин-дати | - | «песочные часы» | |
нэкоаси-дати | - | «кошка с поднятой лапой» | |
Като-хо-тай | - | переходные позиции | |
цуруаси-дати | - | «цапли» | |
ганкаку-дати | - | «журавля» | |
коса-дати | - | «крест» | |
катохидза-дати | - | с опорой на колено | |
Тэнсин-вадза | - |
техника перемещений | |
Унсоку | - | передвижение в стойках | |
Синтай-вадза | - | техника наступления-отхода | |
Госи-но-кайтэн | - | вращение бёдер | |
Дзику-аси | - | опорная нога | |
До-гьяку | - | движущаяся нога | |
Какэ\хики | - | сближение\разрыв | |
Хо | - | шаг | |
хо-аси | - | вперёд | |
хо-гяку | - | назад | |
ёри-аси | - | скольжение вперёд, назад или в сторону | |
цуги-аси | - | подход с задней или отход с передней ноги | |
сури-аси | - | выпад с передней ноги (задняя на месте) | |
окури-аси | - | подскок | |
хики-аси | - | отскок | |
кэри-аси | - | смена ног | |
саси-аси | - | зашагивание | |
тобикоми | - | влетание в соперника | |
нами-гаёси | - | подъёмом ноги под себя | |
энгэцу-гаёси | - | подъёмом ноги к себе | |
Каваси-вадза | - | техника маневрирования | |
тай-хираки | - | уход с линии атаки шагом | |
тай-сабаки | - | уход с линии атаки вращением | |
тэнкан-аси | - | уход от атаки разворотом | |
хоко-тэнкан | - | изменение направления движения | |
Хоко– направления | |||
Маэ | - | вперёд |
маэ-кара | - | спереди |
Усиро | - | назад |
хайго | - | сзади |
Сокумэн | - | в сторону |
ёко-кара | - | сбоку |
Хо | - | направление движения |
дзёхо | - | верх |
кахо | - | вниз |
сокухо | - | в сторону |
ухо | - | вправо |
сахо | - | влево |
сёмэн | - | перед собой |
нанамэ | - | по диагонали |
уэ | - | верху |
сита | - | внизу |
татэ-но | - | вертикальный |
хэйко-но | - | параллельный |
ура-но | - | обратный |
агэ | - | восходящий |
отоси | - | нисходящий |
ути-гава | - | во внутрь |
сото-гава | - | наружу |
коми | - | прямолинейный |
маваси | - | круговой |
Кихон – базовая техника
| ||
Тэ-вадза- техника рук
| ||
Тори-вадза | - | удары руками |
цуки-тэ | - | бьющая рука |
сюри-тэ | - | опережающая рука |
хики-тэ | - | реверсирующая рука |
Цуки-вадза | - | пробивающие удары, только перед собой |
тёко-цуки | - | основной прямой удар |
ой-цуки | - | одноимённый удар в шаг |
гяку-цуки | - | разноимённый удар |
дзюн-цуки | - | удар вдогонку |
кидзами-цуки | - | удар-выпад |
татэ-цуки | - | удар вертикальным кулаком |
ура-цуки | - | удар перевёрнутым кулаком |
отоси-цуки | - | удар вниз |
сокумэн-цуки | - | удар в сторону |
агэ-цуки | - | поднимающийся удар |
юми-цуки | - | удар с оттяжкой второй руки |
Каги-вадза | - | дугообразные удары |
маваси-цуки | - | круговой удар сбоку-вперёд |
каги-цуки | - | круговой удар сбоку-внутрь |
Моротэ-цуки | - | удар одновременно двумя руками |
хэйко-цуки | - | параллельный парный удар |
авадзэ-цуки | - | вертикальный парный удар |
яма-цуки | - | парный удар по двум уровням с выпадом |
Ути-вадза | - | рубящие удары |
уракэн-ути | - | удар тыльной стороной кулака |
сюто-ути | - | удар ребром ладони |
хайто-ути | - | удар обратным ребром ладони |
хайсу-ути | - | удар тыльной стороной ладони |
тэйсё-ути | - | удар основанием ладони |
тэцуй-ути | - | удар ребром кулака |
хасами-ути | - | удар двумя кулаками сбоку-внутрь |
Хидзи-атэ | - | удары локтём |
маэ-эмпи-ути | - | удар локтём прямо-вперёд |
агэ-эмпи-ути | - | удар локтём прямо-вверх |
маваси-эмпи-ути | - | удар локтём вперёд-внутрь |
отоси-эмпи-ути | - | удар локтём сверху-вниз |
ёко-эмпи-ути | - | удар локтём в сторону |
усиро-эмпи-ути | - | удар локтём назад-прямо |
Укэ-вадза | - | защита руками |
Харай-вадза | - | сметающие блоки |
гэдан-барай | - | нисходящий блок изнутри-наружу |
агэ-укэ | - | восходящий блок вверх-вперёд |
сото-укэ | - | блок снаружи-внутрь |
ути-укэ | - | блок изнутри-наружу |
отоси-укэ | - | блок сверху-вниз |
харай-укэ | - | нисходящий блок снаружи-внутрь |
хикивакэ-укэ | - | блок изнутри-наружу с проворотом предплечья |
хайван-укэ | - | блок изнутри-наружу верхней частью предплечья |
сюто-укэ | - | блок изнутри-наружу ребром ладони |
хайто-укэ | - | блок изнутри-наружу обратным ребром ладони |
хайсю-укэ | - | блок изнутри-наружу тыльной стороной ладони |
тэйсё-укэ | - | блок снаружи-внутрь основанием ладони |
уракэн-укэ | - | блок изнутри-наружу наружней частью кулака |
каги-укэ | - | блок снаружи-внутрь верхней частью предплечья |
моротэ-укэ | - | блок ути-удэ-укэ усиленный второй рукой |
моротэ-хайван-укэ | - | одновременный блок хайван-укэ и агэ-укэ |
моротэ-хайсю-укэ | - | одновременный блок дзёдан-хайсю-укэ и сюто-агэ-укэ |
хайсю-авадзэ-укэ | - | блок сложенными вместе тыльными сторонами ладонями |
Нидан-укэ | - | смешанные блоки |
мусо-укэ | - | одновременно гэдан-барай и агэ-укэ |
мандзи-укэ | - | одновременно гэдан-барай и дзёдан-ути-укэ |
коса-укэ | - | одновременно гэдан-барай и ути-укэ |
кэйсё-коса-укэ | - | одновременно гэдан-сюто-барай и тюдан-хайто-укэ |
яма-укэ | - | одновременно дзёдан-сото-укэ и дзёдан-ути-укэ |
Осаэ-вадза | - | подавляющие блоки |
тэйсё-осаэ-укэ | - | блок сверху-вниз основанием ладони |
удэ-осаэ-укэ | - | блок вперёд-вниз предплечьем |
татэ-сюто-укэ | - | блок изнутри-наружу ребром вертикальной ладони |
какуто-укэ | - | блок снизу-вверх тыльной стороной выгнутого запястья |
кэйто-укэ | - | блок снизу-вверх второй фалангой большого пальца |
дзюдзи-укэ | - | блок сложенными в крест предплечьями |
кэйсё-дзюдзи-укэ | - | блок сложенными в крест раскрытыми ладонями |
ёко-дзюдзи-укэ | - | блок сбоку сложенными в крест предплечьями |
кэйсё-ёко-дзюдзи-укэ | - | блок сбоку сложенными в крест раскрытыми ладонями |
тэйсё-авадзэ-укэ | - | блок сложенными вместе основаниями ладоней |
тэйсё-коса-укэ | - | блок по двум уровням тэйсё-укэ |
какивакэ-укэ | - | блок двумя руками хикивакэ-укэ |
яма-какивакэ-укэ | - | блок двумя руками в стороны дзёдан-ути-укэ |
моротэ-дзё-укэ | - | блок по двум уровням кёко-укэ, ладони наружу |
кёко-осаэ-укэ | - | блок по двум уровням кёко-укэ, ладони внутрь |
кёко-авадзэ-укэ | - | блок сложенными в вилку ладонями |
Нагаси-вадза | - | отводящие блоки |
хайван-нагаси-укэ | - | восходящий блок предплечьем с вращением |
хикитэ-нагаси-укэ | - | восходящий блок с захватом и вращением |
удэ-нагаси-укэ | - | блок снаружи-внутрь предплечьем с протаскиванием |
удэ-хинэри-укэ | - | блок изнутри-наружу предплечьем с вращением |
Сукуи-вадза | - | подхватывающие блоки |
сукуи-укэ | - | блок изнутри-наружу предплечьем |
какэ-укэ | - | блок снаружи-внутрь предплечьем |
сё-сукуи-укэ | - | блок снизу-вверх подхват ладонью |
сё-хикитэ-укэ | - | блок снаружи-внутрь ладонью с подхватом и протягиванием |
моротэ-сукуи-укэ | - | «блок-ножницы» |
моротэ-маваси-укэ | - | «блок-колесо» |
Цуками-вадза | - | блоки-захваты |
сюто-какэ-укэ | - | блок изнутри-наружу согнутой кистью |
хикитэ-укэ | - | с протягиванием блок сюто-какэ-укэ |
цуками-укэ | - | зажимающий блок раскрытой кистью |
моротэ-цуками-укэ | - | зажимающий блок двумя руками |
дзё-дори | - | блок против палки |
моротэ-дзё-дори | - | блок против палки двумя руками |
Аси-вадза – техника ног
| ||
Кэри-вадза | - | удары ногами |
Кэри-агэ | - | восходящие удары |
Кэри-коми | - | пробивающие удары |
маэ-гэри | - | прямой |
ёко-гэри | - | боковой |
усиро-гэри | - | задний |
Кэри-маваси | - | кругообразные удары |
маваси-гэри | - | круговой снаружи-внутрь |
ура-маваси-гэри | - | круговой изнутри-наружу |
микадзуки-гэри | - | серповидный снаружи-внутрь |
ура-микадзуки-гэри | - | серповидный изнутри-наружу |
маваси-усиро-гэри | - | задний с разворотом |
Хидза-гэри | - | удары коленом |
Маэ-аси-гэри | - | удары с передней ноги |
Фуми-вадза | - | нисходящиё удары |
фуми-коми | - | раздавливающие |
фуми-кэри | - | режущие |
Кари-вадза | - | подрезающая техника |
дэ-аси-барай | - | разноимённый подбив снаружи-внутрь |
окури-аси-барай | - | одноимённый подбив снаружи-внутрь |
маваси-гари | - | подрез снаружи-внутрь |
кайтэн-гари | - | подрез изнутри-наружу с разворотом на 360 гр. |
мороаси-гари | - | подбив под обе ноги |
кани-басами | - | подрез-сваливание обеими ногами в прыжке |
Ката – технический комплекс приёмов традиционного каратэ
Ситтэй-ката | - | простые ката |
Тайкёку-сёдан | - | «великий предел» |
Хэйан I-V | - | «мир и покой» |
Тэкки I- | - | «железный всадник» |
Сэнтэй-ката | - | сложные ката |
Бассай-дай | - | «взятие крепости» |
Канку-дай | - | «созерцание небес» |
Дзион | - | «любовь и милосердие» |
Эмпи | - | «полёт ласточки» |
Токуй-ката | - | высшие ката |
Дзиттэ | - | «десять рук» |
Хангэцу | - | «полумесяц» |
Ганкаку | - | «журавль на утёсе» |
Бассай-сё | - | |
Канку-сё | - | |
Нидзюсихо | - | «24 шага» |
Сотин | - | «великое умиротворение» |
Унсу | - | «облачная рука» |
Тэкки II-III | - | |
Тинтэ | - | «редкая рука» |
Дзи’ин | - | «постройка храма» |
Мэйкё | - | «созерцание в зеркале» |
Ванкан | - | «шум сосен» |
Годзюсихо-дай | - | «54 шага» |
Годзюсихо-сё | - |
Бункай | - | «приложение», варианты реального применения элементов ката |
бункай-оё | - | расширенное приложение |
бункай-сёмэни | - | применение бункай лицом к сопернику |
Эмбусэн | - | схема перемещений |
энбу-дзё | - | точка старта и финиша |
сёкитэ | - | начальная фаза |
укэтэ | - | промежуточная фаза |
сёмэтэ | - | конечная фаза |
Ёкю | - | требования |
ёй-но-кисин | - | собранность и готовность |
дзансин | - | выражение состояния волевой концентрации и готовности |
кэйтай-но-ходзи | - | точное следование схемы перемещений |
тикарано-кёяку | - | точное следование ритму перемещений |
вадза-но-канку | - | различие быстрых и медленных движений |
иньё | - | чёткое различие активных и пассивных действий |
киай | - | концентрация в ключевых местах |
тай-но-синсюку | - | фазы напряжения и расслабления |
карада-но-синсукэ | - | осанка |
кокю-но-сэйкакуна | - | правильное дыхание |
дзюсин-но-антэй | - | координация |
тякуган | - | понимание смысла совершаемых действий |
Кумитэ-но-рюги – методы обучения ведению боя
| ||
Маай | - | дистанция |
сика-ма | - | короткая |
ути-ма | - | средняя |
то-ма | - | длинная |
Сэн | - | время реагирования на действия соперника |
Сэн-но-сэн | - | захват инициативы на себя в начале атаки противника |
какэ-но-сэн | - | развивая собственную атаку |
тай-но-сэн | - | в момент начала действий соперника |
Го-но-сэн | - | перехват инициативы после атаки противника |
Кё | - | ментальное и физическое состояние соперника |
Сикакэ-вадза | - | технические приёмы с целью использования состояния кё |
сасои-вадза | - | провоцирование соперника |
кудзуси-вадза | - | выведение из равновесия |
рэндзоку-когэки-вадза | - | непрерывные атаки |
Какэ-вадза | - | нападение без атаки соперника |
Кайсу-вадза – продвинутая техника | ||
Рэндзоку-вадза | - | техника связок и комбинаций |
рэн-цуки | - | два удара на одно передвижение в форме ой-гьяку |
дан-цуки | - | два удара на одно передвижение в форме ой-дзюн |
санбон-цуки | - | три удара на одно передвижение в форме ой-гьяку-дзюн |
рэн-гэри | - | связки из ударов ногами |
сихо-вадза | - | удары на четыре стороны |
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|