Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Словарь основных шахматных терминов



Словарь основных шахматных терминов

 Часть 2

З

Задача шахматная — произведение шахматной композиции, решение которой предполагает нахождение строго единственного пути для объявления мата слабейшей стороне в обозначенное число ходов.

 

Засада — ситуация, в которой дальнобойная фигура располагается за своей или чужой фигурой (фигурами). Действие дальнобойной фигуры проявляется только после перемещения стоящей перед ней фигуры (фигур).

 

Зевок — грубый просмотр, чаще всего приводящий к проигрышу партии.

 

И

Изоляторизолированная пешка, пешка, на соседних вертикалях которой нет своих пешек.

 

Испанка — испанская партия. Возникает после ходов 1.e4 e5 2.Кf3 Кc6 3.Сb5…

 

Итальянка — итальянская партия. Возникает после ходов 1.e4 e5 2.Кf3 Кc6 3.Сc4 Сc5.

 

К

«Капкан» — ловушка, приводящая «попавшуюся» сторону к неизбежной потере ферзя или другой фигуры.

 

Качество — «вес», отличающий тяжёлую фигуру (Ф, Л) от лёгкой (С, К);

 

«Классика» — партия, игранная с обычным (классическим) контролем времени (в отличие от быстрых шахмат или блица).

 

Комбинация — форсированный вариант с жертвой.

 

Контргамбит — разновидность дебюта, в которой осуществляется встречная жертва материала для противодействия планам противника. Например, контргамбит Фалькбеера в королевском гамбите (1.e4 e5 2.f4 d5).

 

Контригра — возможность встречной игры против слабостей противника.

 

Копьё (или линейный удар) – нападение дальнобойной фигуры (Ф, Л, С) на фигуру соперника, которая закрывает собой другую, менее важную, фигуру соперника.

Копьё - это, можно сказать, обратная связка.

 

Крепость — разновидность ничейных позиций в эндшпиле, при которой сильнейшая сторона не может одержать победу даже при наличии большого материального преимущества.

 

Круговик — турнир по круговой системе с небольшим и обычно четным количеством участников. Все они должны сыграть друг с другом - в один или два круга.

 

Л

Лёгкая партия — партия, игранная вне официальных соревнований (в отличие от турнирной или матчевой партии).

 

Ловушка — один из шахматных приёмов, когда тот, кто устраивает ловушку, рассчитывает на опрометчивость противника, на то, что он соблазнится «отравленной» пешкой или оставленным под боем ферзем и получит «взамен» мат или потерпит существенный материальный урон.

 

М

Мат — угроза королю, от которой нет спасения.

 

Мат Легаля — матовая конструкция, предполагающая жертву ферзя и объявление мата тремя лёгкими фигурами (схема этой конструкции: 1.e4 e5 2.Kf3 d6 3.Cc4 Cg4 4.Kc3 h6 5.K:e5! C:d1?? 6.C:f7+ Kpe7 7.Kd5x).

 

Мат линейный — мат на крайних вертикалях (горизонталях), который ставится тяжёлыми фигурами (двумя ладьями, ладьёй и ферзём, двумя ферзями).

 

Мат спёртый — мат конём, при котором матуемому королю мешают спастись от шаха собственные фигуры и пешки.

 

Мат эполетный — мат, объявляемый, как правило, ферзём, при котором матуемый король с обеих сторон ограничен собственными ладьями  («эполетами»). Например, белый ферзь с е6 матует чёрного короля на е8, а чёрные ладьи, соответственно, находятся на полях d8 и f8.

 

Материал — фигуры и пешки, которыми располагает игрок в шахматной партии. Обладание лишним материалом предопределяет материальное преимущество. Отдача материала для получения решающего преимущества — комбинация, жертва.

 

Матч — форма шахматного соревнования, при которой 2 игрока играют между собой определённое чётное количество партий (6,12,24,48 и т. д.) до выявления победителя. Победителем считается игрок, набравший по итогам матча большее количество очков, чем его оппонент. Чаще всего матчевая система применяется в претендентских соревнованиях и для выявления чемпиона мира.

 

Мельница — типовая комбинация с последовательным чередованием шахов и вскрытых шахов, объявляемых атакующей стороной.

 

Миниатюра — 1) партия, выигранная уже в дебюте или в начале миттельшпиля (то есть не более, чем в 20-25 ходов) в результате грубых ошибок проигравшей стороны; 2) шахматные задачи или этюды с небольшим количеством участвующих фигур (не больше семи, включая королей).

 

Миттельшпиль — середина, основная часть шахматной партии, обычно следующая за дебютом. Массированные размены в дебюте могут приводить к тому, что игра из дебюта сразу переходит в эндшпиль.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.