|
|||
Словарь основных шахматных терминовСловарь основных шахматных терминов Часть 2 З Задача шахматная — произведение шахматной композиции, решение которой предполагает нахождение строго единственного пути для объявления мата слабейшей стороне в обозначенное число ходов.
Засада — ситуация, в которой дальнобойная фигура располагается за своей или чужой фигурой (фигурами). Действие дальнобойной фигуры проявляется только после перемещения стоящей перед ней фигуры (фигур).
Зевок — грубый просмотр, чаще всего приводящий к проигрышу партии.
И Изолятор — изолированная пешка, пешка, на соседних вертикалях которой нет своих пешек.
Испанка — испанская партия. Возникает после ходов 1.e4 e5 2.Кf3 Кc6 3.Сb5…
Итальянка — итальянская партия. Возникает после ходов 1.e4 e5 2.Кf3 Кc6 3.Сc4 Сc5.
К «Капкан» — ловушка, приводящая «попавшуюся» сторону к неизбежной потере ферзя или другой фигуры.
Качество — «вес», отличающий тяжёлую фигуру (Ф, Л) от лёгкой (С, К);
«Классика» — партия, игранная с обычным (классическим) контролем времени (в отличие от быстрых шахмат или блица).
Комбинация — форсированный вариант с жертвой.
Контргамбит — разновидность дебюта, в которой осуществляется встречная жертва материала для противодействия планам противника. Например, контргамбит Фалькбеера в королевском гамбите (1.e4 e5 2.f4 d5).
Контригра — возможность встречной игры против слабостей противника.
Копьё (или линейный удар) – нападение дальнобойной фигуры (Ф, Л, С) на фигуру соперника, которая закрывает собой другую, менее важную, фигуру соперника. Копьё - это, можно сказать, обратная связка.
Крепость — разновидность ничейных позиций в эндшпиле, при которой сильнейшая сторона не может одержать победу даже при наличии большого материального преимущества.
Круговик — турнир по круговой системе с небольшим и обычно четным количеством участников. Все они должны сыграть друг с другом - в один или два круга.
Л Лёгкая партия — партия, игранная вне официальных соревнований (в отличие от турнирной или матчевой партии).
Ловушка — один из шахматных приёмов, когда тот, кто устраивает ловушку, рассчитывает на опрометчивость противника, на то, что он соблазнится «отравленной» пешкой или оставленным под боем ферзем и получит «взамен» мат или потерпит существенный материальный урон.
М Мат — угроза королю, от которой нет спасения.
Мат Легаля — матовая конструкция, предполагающая жертву ферзя и объявление мата тремя лёгкими фигурами (схема этой конструкции: 1.e4 e5 2.Kf3 d6 3.Cc4 Cg4 4.Kc3 h6 5.K:e5! C:d1?? 6.C:f7+ Kpe7 7.Kd5x).
Мат линейный — мат на крайних вертикалях (горизонталях), который ставится тяжёлыми фигурами (двумя ладьями, ладьёй и ферзём, двумя ферзями).
Мат спёртый — мат конём, при котором матуемому королю мешают спастись от шаха собственные фигуры и пешки.
Мат эполетный — мат, объявляемый, как правило, ферзём, при котором матуемый король с обеих сторон ограничен собственными ладьями («эполетами»). Например, белый ферзь с е6 матует чёрного короля на е8, а чёрные ладьи, соответственно, находятся на полях d8 и f8.
Материал — фигуры и пешки, которыми располагает игрок в шахматной партии. Обладание лишним материалом предопределяет материальное преимущество. Отдача материала для получения решающего преимущества — комбинация, жертва.
Матч — форма шахматного соревнования, при которой 2 игрока играют между собой определённое чётное количество партий (6,12,24,48 и т. д.) до выявления победителя. Победителем считается игрок, набравший по итогам матча большее количество очков, чем его оппонент. Чаще всего матчевая система применяется в претендентских соревнованиях и для выявления чемпиона мира.
Мельница — типовая комбинация с последовательным чередованием шахов и вскрытых шахов, объявляемых атакующей стороной.
Миниатюра — 1) партия, выигранная уже в дебюте или в начале миттельшпиля (то есть не более, чем в 20-25 ходов) в результате грубых ошибок проигравшей стороны; 2) шахматные задачи или этюды с небольшим количеством участвующих фигур (не больше семи, включая королей).
Миттельшпиль — середина, основная часть шахматной партии, обычно следующая за дебютом. Массированные размены в дебюте могут приводить к тому, что игра из дебюта сразу переходит в эндшпиль.
|
|||
|