Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Словарь основных шахматных терминов



Словарь основных шахматных терминов

 Часть 3

Н

 

Ничья — результат шахматной партии, в которой никто из игроков не смог одержать победу. За ничью каждый игрок получает по пол-очка.

 

Начальное положение — положение фигур на доске перед началом партии.

 

Новинка — новый ход (новая схема развития) в известных вариантах (табиях).

 

Нокаут-система — принцип соревнований (в том числе на первенство мира), при котором в дальнейший круг проходит победитель каждой из пар, определённых жеребьёвкой. Причём сначала играются партии с классическим контролем, затем (если победитель не определился) — в быстрые шахматы, затем (если и рапид не определил победителя) — блиц. Если по итогам этих состязаний не выявлен победитель, то в последнее время используется система армагеддон — система, при которой по жеребьёвке одной стороне будет дано на партию 5 минут, а другой — 4 минуты. Если в этой партии будет ничья, то победа засчитывается игроку, имевшему изначально меньшее количество времени. Если же партия закончится победой одной из сторон, то итоговый результат выставляется соответственно результату сыгранной партии.

 

Нотация шахматная — общепринятая система обозначений, посредством которой осуществляется запись шахматной партии или той или иной позиции.

 

О

 

Открытая линия — вертикаль шахматной доски, свободная от пешек.

 

Открытые дебюты — шахматные начала, возникающие после ходов 1.e4 e5.

 

Отравленная пешка — незащищенная пешка, взятие которой ведет к печальным последствиям.

 

Отсталая пешка — пешка, которая не может стать рядом со своей пешкой на смежной вертикали.

 

П

 

Пат — позиция, когда ходить некуда, и шаха нет.

 

Пешка — минимальная боевая единица в шахматах. Филидор называл пешки «душой шахмат».

 

Позиция — положение в практической партии или представляющее задание в шахматной композиции.

 

Поле — «клетка шахматной доски».

«Слабое» поле — поле, доступное для вторжения вражеских сил.

 

Полуход — один ход белых или один ход чёрных. Два полухода составляют ход, представляющий собой одну строку в записи шахматной партии на бумаге.

 

Превращение — замена пешки при достижении последней горизонтали на любую фигуру своего цвета (кроме короля).

 

Промежуточный ход — неочевидный ход, сделанный вместо очевидного (напрашивающегося), позволяющий извлечь дополнительную выгоду из позиции. Например, вместо «очевидного» взятия фигуры во время размена дается промежуточный шах, заставляющий короля противника занять невыгодную позицию.

 

Проходная пешка — пешка, перед которой нет пешек противника (в том числе на смежных вертикалях) и которая может двигаться к полю превращения.

 

Преимущество — превосходство над позицией противника в одном из компонентов (материальное или позиционное преимущество).

 

Р

 

Размен — ход (серия ходов), при котором (которых) стороны осуществляют обмен примерно равноценным материалом.

 

Разноцвет — позиция с разноцветными слонами. Например, с белопольным слоном у белых и чернопольным у черных. Других слонов в позиции нет.

 

Рейтинг — текущий уровень относительной силы шахматиста. Уровень мастера ФИДЕ — от 2300, международного мастера — от 2400. Уровень гроссмейстера — от 2500 и выше. Гроссмейстеры экстра-класса — от 2600 и даже от 2700 и выше.

 

Рентген — эффект долговременного воздействия дальнобойной фигуры, от которого фигуры соперника не в состоянии надежно укрыться. Например, в конструкции «белый слон на g2, чёрные конь на с6, ферзь на b7, король на a8» чёрный король ощущает рентгеновское действие белого слона.

 

Рокировка — ход в шахматной партии, имеющий целью увести короля из центра; при короткой рокировке король эвакуируется на королевский фланг, при длинной — на ферзевый. Рокировка осуществляется так: 1 шаг:  король передвигается через одно поле к ладье, 2 шаг: ладья ставится на то поле, через которое «перепрыгнул» король.

Рокировка невозможна, если: 1) ладья или король уже двигались с места, 2) между королём и ладьёй есть другие фигуры, 3) королю - шах до рокировки или после неё, 4) король проходит через «битое» поле (т.е. если то поле, которое пересекает король, делая ход, находится под боем).

 

С

 

Связка — нападение дальнобойной фигуры (ферзь, слон, ладья) на фигуру или пешку соперника, которая закрывает собой другую (более важную или равноценную) фигуру соперника или поле матования.

Конь, король и пешка не могут связывать фигуры соперника.

В связке, как правило, участвуют 3 фигуры: связывающая, связанная и прикрываемая.

 

Связанные пешки — стоящие на смежных вертикалях рядом или защищающие одна другую.

 

Сдвоенные (строенные) пешки — две (три) пешки одной стороны, находящиеся на одной вертикали.

 

Сеанс одновременной игры — мероприятие, в ходе которого сильный шахматист (сеансер) играет одновременно ряд партий (от нескольких партий до нескольких сотен партий) с шахматистами более низкой квалификации.

 

Стратегия шахматная — долговременный план, на реализацию которого направлены конкретные ходы и операции.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.