Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ПОДДЕРЖАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ



ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ПОДДЕРЖАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ

Термины «психическое здоровье»
и «психологическое» следует различать. Психическое здоровье от психологического отличается тем, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое здоровье относится к личности в целом.

И так, каковы же критерии психического здоровья личности педагога?

· Понимание себя.

· Позитивное самовосприятие.

· Способность к самоуправлению.

· Включенность в эмоционально-доверительное общение со сверстниками.

· Способность к сопереживанию
и принятию других.

· Сформированность жизненных ценностей и планов.

· Стремление к гуманистическим ценностям.

Сохранению и восстановлению психического и психологического здоровья педагога в значительной степени способствует формирование положительного самовосприятия, самопринятия, самоуважения, т.е. позитивной оценки себя как способного человека, достойного уважения.

Осознанная потребность в самоанализе,саморазвитии
и самосовершенствовании своей личности является одним из условий развития исохранения психологического здоровья педагога.

Позитивное восприятие педагогом самого себя является одним из важнейших факторов эффективности его деятельности.

Педагог, принимающий себя как личность, индивидуальность, стремится к самореализации. Она предполагает определение своих положительных качеств и перспектив, осознание себя творческой индивидуальностью, определение индивидуальных путей профессионального самосовершенствования.

Обладая адекватной самооценкой и позитивным самоотношением, педагог оказывает позитивное воздействие на самооценку и самоотношение учащихся, стимулирует у них стремление к успехам в деятельности, содействует развитию у них таких личностных качеств как доброжелательность, отзывчивость, уверенность в себе.

Гибкость (пластичность) предполагает легкость перестройки поведения, оперативное реагирование на изменение ситуации. Проявлениями педагогической гибкости считаются: способность создавать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, менять освоенные способы (стратегии) выполнения задания, способность видеть объект под новым углом зрения, умение свободно переносить и трансформировать приобретенный опыт
в новые ситуации.

Только сформированная, здоровая личность, способная адекватно воспринимать самого себя и окружающих, личность с развитой системой ценностей, которая умеет сознательно руководить своими действиями
 и поступками, имеет право обучать других. Только деятельность здорового педагога, который постоянно стремится к развитию, росту, профессиональной самореализации, будет эффективной.

Главная роль в формировании и поддержании психического здоровья принадлежит самому пеагогу…

1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Достижение краткосрочных целей не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути,
но и повышает долгосрочную мотивацию.

2. Использование тайм-аутов. Для обеспечения психического
и физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т.е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем
 и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным
и приятным.

3. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию. Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность
и личную жизнь.

4. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним
из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб. Сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе
и на отвлеченные темы.

5. Избегание ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к «победе» создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным, что не способствует, в свою очередь, формированию хорошего психического здоровья.

6. Эмоциональное общение. Когда человек анализирует свои чувства
и ощущения и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы сотрудники в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями
с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если педагог делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти разумное решение возникшей у него проблемы.

7. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует
на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, злоупотребление вредными привычками, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют психическое здоровье.

Необходимо отметить, что для психического здоровья важно иметь педагогу адекватную самооценку.

Педагогам необходимо заниматься самовоспитанием, которое можно начать с изучения и применения на практике восьми способов изменения самооценки, предложенных Л. Бассет (1997).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.