ТЕМА: Защита Конституционным судом РФ принципа федеративного устройства
ТЕМА: Защита Конституционным судом РФ принципа федеративного устройства
| Постановление от 30 апреля 1996 г. N 11-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента РФ от 3 октября 1994 г. N 1969 "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в РФ" и пункта 2.3 положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа РФ, утвержденного названным Указом».
| Суть постановления: На момент принятия постановления отсутствует федеральное законодательство по вопросу о назначении выборов главы администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.Государственная Дума полагает, что вопрос организации органов исполнительной власти субъектов РФ должен решаться на основании федерального закона, а в его отсутствие - Законом РСФСР "О выборах главы администрации". По мнению Думы, противоречит Конституции, то что назначение и освобождение от должности глав администраций производится указами Президента и что вопрос о назначении выборов глав администраций решается Президентом РФ.
Заявитель (Законодательное Собрание Камчатской области) считает, что законы, принятые законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации не могут подписываться и обнародоваться главой исполнительной власти данного субъекта, поскольку государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
| Итог рассмотрения: Оспариваемые пункты соответствуют Конституции Российской федерации. Однако рассмотрение второго абзаца п.2. Указа было прекращено, поскольку он утратил свою силу.
| Правовая позиция КС РФ: Вопросы организации органов исполнительной власти субъектов РФ могут решаться на основании не только федерального закона, а так же на основании иных правовых актов, включая указы Президента РФ, если законодательная база по данному вопросу не сформирована. Установление порядка назначения на должность и освобождения от должности глав администраций Президентом Российской Федерации, как временная мера, не препятствует проведению выборов глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации при условии наличия у них соответствующей правовой базы.
Законы, принятые законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации могутподписываться и обнародоваться главой исполнительной власти данного субъекта. Участие главы исполнительной власти в законодательном процессе соответствует принципам разделения властей и единства системы государственной власти и закреплено применительно к законодательному процессу на федеральном уровне.
| Особое мнениесудьи Конституционного суда Российской Федерации В.О. Лучина: Названный Указ Президента Российской Федерации находится в противоречии с основами конституционного строя. Указы, о которых идет речь, нелегитимны изначально, поскольку сама возможность их принятия Президентом не предусмотрена Конституцией Российской Федерации. Президент не может решать какие-либо вопросы, если это не вытекает из его полномочий, предусмотренных Конституцией.
| Действующая редакция пункта, которая была признана конституционной: оспариваемые положения утратили силу
|
ТЕМА: Защита Конституционным судом РФ принципа федеративного устройства
| Постановление КС РФ от 21 июня 1996 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 20 Закона Республики Башкортостан "О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан" в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан".
| Суть постановления: Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан, считает что норма, закрепленная в Законе Республики Башкортостан "О выборах депутатов ГосударственногоСобрания Республики Башкортостан", определяющая ряд условий для регистрации кандидата в депутаты противоречит Конституции РФ, ограничивает избирательное право граждан, поскольку завышает требования к кандидату, предусмотренные на федеральном уровне.
| Аргументы:
1. Право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти принадлежит к основным правам, гарантируемых Конституцией.
2. В Федеральном законе от 6 декабря 1994 года "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" закреплены гарантии реализации данного права.
3. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации либо по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
| Итог рассмотрения: Признать не соответствующим Конституции Российской Федерации.
| Позиция суда: Закон Башкортостана был принят до появления ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", что является правомерным. Однако, с принятием ФЗ субъект должен был привести свою законодательную базу в соответствие с федеральным законодательством. Рассматриваемые нормы вводят дополнительные в сравнении с федеральным законодательством требования к кандидату. Завысив требование к количеству подписей избирателей, необходимому для регистрации кандидата в депутаты, а также усложнив процедуру их сбора, республиканский закон поставил граждан Башкортостана в неравные условия с гражданами других субъектов Российской Федерации при осуществлении ими избирательных прав, что не соответствует принципу равенство прав и свобод человека и гражданина, кроме того в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, а ограничения прав и свобод могут быть установлены лишь федеральным законом.
| Особое мнение: отсутствует.
| Действующая редакция пункта: 2. Регистрация кандидата в депутаты Государственного Собрания Республики Башкортостан по избирательному округу производится при наличии в его поддержку подписей избирателей, проживающих на территории соответствующего избирательного округа, в количестве, установленном Государственным Собранием Республики Башкортостан. Поддержка кандидата удостоверяется сбором подписей путем заполнения подписных листов, выдаваемых окружной избирательной комиссией.
4.Для регистрации в избирательном округе кандидата в депутаты: б) группа избирателей представляет в окружную избирательную комиссию решение общего собрания избирателей по месту жительства, работы или учебы.
|
ТЕМА: Защита Конституционным судом РФ принципа федеративного устройства
| Постановление КС РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».
| Суть постановления: Заявитель (Глава Республики Алтай) считает, что не которые положения, содержащиеся в Конституции Республики Алтая и в ФЗ«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ») , не соответствуют Конституции РФ.
| Аргументы : 1. Положения и суверенитете Республики Алтай ставят под сомнение распространение суверенитета РФ на всю ее территорию и равноправие субъектов РФ. (Итог рассмотрения: не соответствуют Конституции РФ)
2. Положение, объявляющее природные ресурсы достоянием (собственностью) Республики Алтай, предусматривает лишь одну форму собственности на природные ресурсы - государственную собственность республики, вводит запрет иных форм собственности, нарушает компетенцию Российской Федерации по вопросам разграничения собственности на природные ресурсы, а также владения, пользования и распоряжения ими.( Итог рассмотрения: не соответствуют Конституции РФ)
3. "Не допускается складирование радиоактивных отходов и отравляющих веществ."- запрет противоречит установленному Конституцией Российской Федерации разграничению предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами , нарушает суверенитет и верховенство Российской Федерации на всей ее территории.( Итог рассмотрения: не соответствуют Конституции РФ)
4. "Городской и районные суды Республики Алтай образуются и действуют в соответствии с федеральным законом и законом Республики Алтай" - неправомерно, поскольку полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом. Итог рассмотрения: не соответствуют Конституции РФ.
5. Конституция Республики Алтай и оспариваемые нормы фз не предусматривают необходимость четких правовых оснований отзыва высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, не устанавливают процедурных гарантий, в частности не требуют положительного голосования большинства всех зарегистрированных избирателей субъекта Российской Федерации, что создает возможность произвольного применения данного института, особенно в случаях, когда отзыв связывается с утратой доверия по политическим мотивам. Итог рассмотрения: не соответствуют Конституции РФ.
| Позиция суда: Республика, как и другие субъекты Российской Федерации, вправе самостоятельно устанавливать свои символы, выражающие исторические и иные ценности и традиции народов, придавать им статус официальных отличительных атрибутов, определять порядок их официального использования. По смыслу положений, закрепляющих принцип суверенитета Республики Алтай, во взаимосвязи с другими ее предписаниями, суверенитет самой Российской Федерации, ее конституционно - правовой статус, федеративное устройство и полномочия, по существу, рассматриваются как производные от суверенитета, провозглашаемого тем или иным субъектом Российской Федерации. Однако это нельзя признать допустимым, поскольку тем самым ограничивались бы суверенитет Российской Федерации, верховенство Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации и создавалась бы возможность одностороннего изменения республикой установленных Конституцией Российской Федерации федеративного устройства, принципа равноправия республик с иными субъектами Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.
|
ТЕМА: Защита Конституционным судом РФ принципа федеративного устройства
| Постановление от 23 апреля 2004 г. N 8-П «По делу о проверке конституционности Земельного Кодекса РФ в связи с запросом Мурманской областной думы». Постановление КС РФ от 21 декабря 2005 г. N 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального Закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" в связи с жалобами ряда граждан».
| Суть постановления: Мурманская областная Дума считает, что Конституции РФ не соответствуют положения, закрепляющие право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц: 1. приобретать в собственность земельные участки на территории РФ, за исключением пограничных территорий; 2. получать земельные участки для строительств; 3. собственники зданий, строений, сооружений, находящихся на чужом земельном участке, имеют преимущественное право покупки или аренды земельного участка; 4. собственники зданий, строений, сооружений имеют право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. По мнению заявителя данные положения умаляют (ограничивает) территориальную основу жизни и деятельности народов Российской Федерации, создает возможность отторжения земли иностранному государству посредством сделок или предъявления территориальных претензий к Российской Федерации, может привести к нарушению суверенитета Российской Федерации. Кроме того, Мурманская областная Дума просит признать Земельный кодекс Российской Федерации в целом не соответствующим Конституции РФ по порядку принятия.
| Аргументы: 1.Конституция РФ устанавливает "национальный режим" для иностранных лиц и лиц без гражданства,т.е. в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам, поэтому Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц приобретать в собственность земельные участки на территории Российской Федерации.
2. Относительно нарушения порядка принятия ЗК: Проект Земельного кодекса Российской Федерации направлялся субъектам Российской Федерации, их предложения и замечания, в том числе по оспариваемым в запросе Мурманской областной Думы положениям, были рассмотрены и обсуждены Государственной Думой при принятии ею решения по законопроекту, а отношение субъектов Российской Федерации к принятому Государственной Думой закону в полной мере было проявлено на стадии его рассмотрения Советом Федерации, состоявшим в то время из руководителей органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и одобрившим его 103 голосами против 29.
| Итог рассмотрения: Оспариваемые нормы признаны соответствующими Конституции РФ, так же Земельный кодекс Российской Федерации по порядку его принятия Государственной Думой признан не противоречащим Конституции РФ.
| Позиция суда: Право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц приобретать в собственность земельные участки на территории Российской Федерации само по себе не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России. Федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю. Указанное правовое регулирование имеет целью обеспечить суверенные права Российской Федерации на все ее природные богатства и ресурсы, защитить интересы российской экономики в переходный период, гарантировать российским гражданам и юридическим лицам относительно равные условия конкуренции с иностранным капиталом.
| Особое мнение: отсутствует
| Действующая редакция норм: нормы не были изменены .
|
ТЕМА: Защита Конституционным судом РФ принципа федеративного устройства
|
Аргументы:
1. Проверка данного положения недопустима, т.к. означала бы проверку соответствующих положений Конституции Российской Федерации о судебной власти, федеративном устройстве, которые конкретизируют положения основ конституционного строя РФ.
2. Оспариваемые положения вытекают из положений о разграничения ведения РФ и ее субъектов, а значит неопределенность соответствия Конституции отсутствует.
3. Оспариваемое положение предусматривает, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации в установленном порядке, поэтому не может рассматриваться как устанавливающее иной, нежели предусмотренный Конституцией Российской Федерации, порядок обращения в Конституционный Суд Российской Федерации.
| Позиция суда:
1.Конституция Российской Федерации непосредственно предусматривает существование единой судебной системы Российской Федерации и не предполагает в качестве самостоятельных судебные системы субъектов Российской Федерации.
2. Законодатель, исходя из основ конституционного строя, закрепил в лишь такие положения - относящиеся к праву законодательной инициативы, порядку принятия и обнародования нормативных правовых актов законодательного органа субъекта Российской Федерации, возможности досрочного прекращения его полномочий, - которые имеют общее, принципиальное значение, затрагивают существенные свойства законодательного процесса и взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти в федеративном правовом государстве и потому должны реализовываться в организации и деятельности как федеральной власти, так и власти субъектов Российской Федерации; при этом регулирование конкретных вопросов организации и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется их законодательством.
3. Оспариваемое положение предусматривает, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации в установленном порядке. Такой порядок закреплен в Конституции Российской Федерации и в ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации".
|