Особенности развития речи у мальчиков и девочек. (Некоторые рекомендации родителям)
Особенности развития речи у мальчиков и девочек. (Некоторые рекомендации родителям)
В современных пособиях, в том числе и в литературе, предназначенной для родителей, мы встречаем строгие рамки, в которые при своём развитии должны укладываться дети независимо от пола.
Нейропсихологами и психологами давно доказано, что у здоровых мальчиков и девочек разный мозг, разные пути развития, значит, им необходимы разные программы обучения. Вот некоторые факты.
У мальчиков детство длится дольше, чем у девочек:
· девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели;
· мальчики на 2-3 месяца начинают ходить позже, чем девочки;
· мальчики на 4-6 месяцев позже начинают говорить;
· к периоду поступления в школу мальчики «младше» девочек по своему биологическому возрасту на целый год.
На что же должны обратить внимание родители при работе над развитием устной речи мальчиков и девочек?
На какие основные особенности мозга должны опираться родители?
Как нужно развивать речь у всех детей, и какие особенности мальчиков и девочек нужно учитывать при этом?
Какие речевые функции нужно развивать специально у мальчиков и девочек? На поставленные вопросы и попытается частично ответить данная статья.
Особенности мальчиков и девочек, влияющие на развитие речи в норме.
| Мальчики
| Девочки
| Острота слуха до 8 лет
| Выше
| Ниже
| Чувствительность к шуму
| Менее чувствительны, поэтому больше шумят сами
| Более чувствительны
| Кожная чувствительность
| Ниже
| Выше
| Созревание левого полушария (логическое, речевое мышление)
| Медленное.
С возрастом начинает лидировать
| Быстрое
| Созревание правого полушария (пространственно-временная ориентация).
| Быстрое.
Имеется уже в 6 лет
| Медленное.
Трудности даже в 13 лет
| Формирование нервных путей, соединяющих оба полушария коры головного мозга
| Медленное
| Быстрое. Возможно, нервные связи намного богаче (толще спайка нервных волокон, соединяющих полушария)
| Речевое мышление
| Меньше говорят, но мыслят нестандартно, интересно
| Лучше развита речь, но мышление более однотипно
| Поисковая деятельность.
Мы уже говорили о том, что у детей, и особенно у мальчиков, сильно развита потребность в поисковой деятельности, которая требует ухода от комфортных условий. Они лазают на чердаки и в подвалы, убегают с детских площадок, осваивают новые территории, тянутся ко всему новому, придумывают рискованные игры. Дети как бы сами создают себе ситуацию, вызывающую первую фазу стресса. А, как известно, поисковая деятельность лежит в основе творчества
| Выдвигают новые идеи, лучше решают принципиально новые задачи
| Лучше выполняют типовые задачи
| Нахождение словесных ассоциаций (поисковые задания)
| Лучше
| Хуже
| Период врабатываемости
| Медленно набирают нужный уровень работоспособности
| Быстро набирают работоспособность
| Развитие памяти
| Длится достаточно долго
| Завершается рано.
Больше опираются на механическое запоминание
| Утомление
| Страдают левополушарные процессы (речевое мышление, логические операции)
| Страдают правополушарные процессы (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие)
| Качество выполнения заданий, тщательность, проработка деталей
| Низкое
| Высокое
| Скорость чтения
| Ниже
| Выше
| Правописание
| Хуже
| Лучше
| Поведение ребёнка при ответе на занятии, при общении
| Смотрят не на воспитателя, больше нацелены на информацию
| Смотрят в лицо воспитателю, улавливают малейшие оттенки его мимики, моментально корректируют свой ответ. Нацелены на общение
| Добрые слова (которые нравятся самим детям)
| Водитель, десантник, банкир, «Мерседес» и пр. Почти нет уменьшительно-ласкательных слов
| Чаще всего уменьшительно-ласкательные слова: солнышко, мамочка и пр. Тематика позитивных слов больше
| Рисунки детей
| Танки, самолёты, человек – паук
| Дом, цветы, животные, человек!
| Нарушения речи
| Бывают чаще и тяжелее.
Часто у детей с нарушениями речи способность к организации образной информации представлена в обоих полушариях
| Бывают реже. Возможно, это связано с тем, что у них предполагается наличие дополнительных речевых центров в и правом полушарии
| Адаптация к неадекватному педагогическому воздействию
| Адаптируются хуже, стараются не подчиниться
| Адаптируются лучше
|
Этот, далеко неполный перечень различий мальчиков и девочек, убедительно свидетельствует о том, что взрослым при общении с детьми, при развитии их речи необходимо учитывать не только индивидуальные, но и половые особенности каждого ребёнка.
|