|
||||||||||
Критерии оценки. Сроки сдачи: 31.03. 2020 г.. Контрольные вопросы и задания (практикум) ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 7. Критерии оценки
Сроки сдачи: 31.03. 2020 г. Оформление работы: формат Word, письменная работа в лекционной тетради. Контрольные вопросы и задания (практикум) 1. Почему мы говорим, что творчество Ф. Бэкона (1561—1626) знаменует начало формирования философского мышления Нового времени, становление новой философской проблематики? 2. В чем сущность разработанного Бэконом опытно-индуктивного метода исследования природы? 3. Используя сравнительный метод, прокомментируйте суждения: «Свобода и необходимость совместимы. Вода реки, например, имеет не только свободу, но и необходимость течь по своему руслу. Такое же совмещение мы имеем в действиях, совершаемых людьми добровольно… Добровольные действия проистекают из воли людей, но они проистекают из свободы, но так как всякий акт человеческой воли, всякое требование и склонность проистекают из какой-нибудь причины, а эта причина — из другой в непрерывной цепи... то они проистекают из необходимости» (Т. Гоббс). «…Человеческая свобода, обладанием которой все хвалятся и которая состоит только в том, что люди сознают свое желание, но не сознают причин, коими они детерминируются», ибо человек «составляет часть всей природы, законом которой человеческая природа принуждена повиноваться и приспосабливаться к ней едва ли не бесчисленными способами» (Б. Спиноза). В чем сходство и различие в понимании данными мыслителями необходимости, свободы, свободы воли, познавательных возможностей (способностей) человека? 5. Объясните, почему философскую концепцию Декарта называют дуализмом. 6. Проведите сравнительный анализ их суждений: «Математике, истории, физике можно обучиться, а философии нельзя, можно только научиться философствовать» (И. Кант). «Вся философия не имеет в виду никакой иной цели, как только ответы на поставленные вопросы, и в особенности на последний, высший: каково назначение человека вообще и какими средствами он может вернее всего его достигнуть?» (И. Фихте). «В основе всего сущего лежит Абсолют. Он есть такое нечто, которое содержит возможность всего, и посему не является ни духом, ни природой и в своем развитии следует целесообразности» (Ф. Шеллинг). «Если в других науках предметом мышления является пространство, число и так далее, то философия должна сделать своим предметом мышления само мышление» (Г. Гегель). 7. Почему философское учение Фейербаха можно охарактеризовать как антропологический материализм? 8. Прокомментируйте следующие суждения: «…Обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства (Маркс, Энгельс). Поясните суть философского обоснования Марксом и Энгельсом коммунизма. 9. Назовите предпосылки возникновения неопозитивизма и его представителей. 10. Дайте определение термина «иррационализм». 11. В чем, по Вашему мнению, состоит основное содержание философии жизни Ф. Ницше (1844—1900)? Почему он назвал свою философию антихристианской и что она есть «заступнический инстинкт жизни»? С позиции абсолютной ценности человеческой жизни (цель человека — это жизнь) объясните суждения философа: «Человек есть нечто, что должно преодолеть». «К независимости способны очень немногие — это преимущество сильных». 12. Дайте определение термина «экзистенциализм». Назовите наиболее известных представителей экзистенциализма в Европе и России. 13. В чем существенное отличие русской философской мысли от западноевропейского мышления? Проанализируйте следующее суждение: «Основание западноевропейской философии — ratio. Русская философская мысль, развивавшаяся на основе греко-православных представлений, в свою очередь во многом заимствованных у античности, кладет в основание всего Логос. Ratio есть человеческое свойство и особенность; Логос метафизичен и божественен» (А. Лосев). 14. В чем суть русского космизма? Какой смысл вкладывает Вернадский в понятие «ноосфера»? Прокомментируйте его тезис и актуальность: «Человек… должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государства или их союзов, но и в планетном аспекте». 15. Объясните нравственный смысл высказывания: «…Свобода производит только свободу. И ничего другого. Ее нельзя показать в виде предмета, и уж тем более — нельзя положить в карман» (М. Л. Мамардашвили).
Вариант 1. 1. Определите хронологические рамки немецкой классической философии: А) XVII в. Б) середина XVIII в. - середина XIX в В) XV в. Г) XIX в. 2. Выделите одну из проблем, которую исследовал в своем философском творчестве И. Кант: А) проблема первоосновы мира Б) проблемы социального бытия В) дуализм Г) познавательные способности человека 3. Кем во второй половине XIX века осуществлялось переосмысление наследия немецкой классической философии методом рефлексии с позиции материализма? А) К. Маркс Б) Ф. Фихте В) Г. Гегель Г) Фр. Шеллинг 4. Выберите и расположите в хронологической последовательности: 1.немецкая классическая философия, 2.философия эпохи просвещения, 3.философия марксизма, 4.современная западная философия А) 2,1,3,4 Б) 1,3,4, 2 В) 2,3,4, 1 Г) 3,4,1, 2 5. Назовите характерную черту русской философии: А) иррационализм Б) философия науки В) проблема выбора пути развития России Г) рационализм.
Вариант 2. 1. Закончите фразу: основоположником немецкой классической философии является: А) Д. Юм Б) Р. Декарт В) Дж. Локк Г) И. Кант 2. Определите философскую позицию Г. Гегеля: А) Объективно- идеалистическая диалектика, Б) дуализм В) агностицизм Г) субъективный идеализм 3. Марксистская философия возникла во второй половине ... века: А) XVIII вв. Б) XX вв. В)XIX вв.Г) XV вв. 4. Из приведенного перечня выделите характерную черту философского творчества К. Маркса: А) социоцентризм Б) панлогизм В) пантеизм Г) деизм 5. Определите проблему, составляющую предмет дискуссии между славянофилами и западниками: А) исторические судьбы России и русского народа в мире Б) соотношение общественного бытия и общественного сознания В) природа общих понятий Г) необходимость размежевания богословия и философии 16. Прочитайте отрывок из работы Бердяева Н.А. и ответьте на вопросы. «Философия свободы начинается со свободного акта, до которого нет и невозможно бытиё. Когда в основу кладётся бытиё и признаётся примат бытия над свободой, то всё им детерминировано, детерминирована и свобода, но детерминированная свобода не есть свобода. Но возможен другой тип философии, который утверждает примат свободы, творческого акта над бытиём. Только второй тип благоприятен свободе… Свобода есть внутренняя творческая энергия человека. Через свободу человек может творить совершенно новую жизнь, новую жизнь общества и мира. Но было бы ошибкой при этом понимать свободу, как внутреннюю причинность. Свобода находится вне причинных отношений. Причинные отношения находятся в объективированном мире феноменов. Свобода приходит из иного мир, она противоречит закону этого мира и опрокидывает его» (С. 282– 283). Вопросы: 1. Как соотносятся, согласно Бердяеву Н.А., бытиё и свобода. 2. Как Бердяев Н. А. понимает свободу. 3. Как вы понимаете, что такое свобода.
|
||||||||||
|