Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СООБЩЕНИЕ. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ в условиях инклюзивного образования». в рамках проведения заседания в форме круглого стола на тему «Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения» муниципальной стажиров



 

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 108 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга

СООБЩЕНИЕ

«Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ в условиях инклюзивного образования»

в рамках проведения заседания в форме круглого стола на тему «Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения» муниципальной стажировочной площадки «Современные образовательные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

 

Подготовили:

О.А. Крафт, педагог-психолог

Н.В. Бойцова, заведующий ГБДОУ

 

 

Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – детей с ОВЗ) направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи. Кроме этого, развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей.

Российская модель инклюзии базируется на позициях Л.С. Выготского, который определял личность и среду как целостность. Согласно его позиции, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня инклюзивное (включенное) образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Терпимое (толерантное) отношение российского населения к детям-инвалидам находится на стадии формирования, поэтому следует учитывать психологическую неготовность части общества принимать таких детей полноправными членами.

В нашем детском саду функционируют 4 группы компенсирующей направленности которые посещают 60 обучающихся с ОВЗ, в том числе дети с тяжелыми нарушениями речи, ребёнок с РАС, дети с ЗПР.

Работа данных групп строится на основании следующих нормативно- правовых документов:

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)(вступила в силу для СССР 15.09.1990г);

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. № 124-ФЗ;

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155;

5. Устав Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №108 Выборгского района г. Санкт-Петербурга.

Основным направлением в работе с детьми с ОВЗ является психолого-педагогическое сопровождение развития личности ребенка.

Психолого – педагогическое сопровождение - система профессиональной деятельности, которая направлена на поддержку и помощь ребенку с особыми образовательными потребностями в решении задач развития, обучения, воспитания, коррекции и социализации.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в воспитательно-образовательном процессе является создание специальных условий для развития, успешной адаптации, реабилитации и социализации ребенка в обществе.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

-осуществление индивидуально ориентированной психолого- педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- возможность освоения детьми с ОВЗ адаптированных программ и их интеграции в образовательном учреждении;

- систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его развития в процессе воспитания и обучения;

- создание социально-психологических условий для развития личности ребенка;

- создание специальных психолого-педагогических и социальных условий для оказания помощи семьям и детям с особыми образовательными потребностями;

- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития и социализации;

-развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей.

В нашем детском саду мы стараемся обеспечить педагогическое и социальное сопровождение детей  на протяжении всего периода их пребывания в ДОУ.

Только движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, быть рядом с ней, своевременное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержка и все это при обязательном взаимодействии с воспитателями компенсирующих групп и специалистов ДОУ: педагога – психолога,  учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, медсестры.

Работа ведется в комплексе с учетом интеграции всех образовательных областей. На основании заключения городской или территориальной психолого – медико – педагогической комиссии, сведений о ребенке, его социальном окружении педагоги составляют индивидуальный маршрут психолого – педагогического сопровождения ребенка, опираясь на коррекционные программы.

На основе обобщения существующих подходов нами была создана модель психолого-педагогического сопровождения социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ.

 

В основу построения модели психолого-педагогического сопровождения был положен основополагающий принцип, принцип сотрудничества между ребенком и сверстниками, ребенком и взрослыми, принятия философии инклюзии всеми участниками образовательного процесса.

Не менее важными стали принципы:

1) гуманистической направленности, предполагающий уважение личности ребенка и развитие его индивидуальности;

2) индивидуального подхода, основанный на выборе форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы;

3) деятельностного подхода, осуществляемый с учетом ведущего вида деятельности ребенка (игровой деятельности);

4) социально-психологической защищенности, опирающийся на взаимодействия педагогов и воспитанников, являющиеся условием создания атмосферы доверия, безопасности и самораскрытия;

5) поддержки самостоятельности и активности, обеспечивающий условия для самостоятельной активности ребенка;

6) активного включения в образовательный процесс всех его участников, позволяющий создать условия для понимания и принятия друг друга и достичь плодотворного взаимодействия;

7) партнерского взаимодействия с семьей, означающий формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность действий родителей и педагогов, единство требований и стиля отношения к ребенку, совместную деятельность педагога, детей и родителей.

Опираясь на труды Ю.А. Афонькиной, И.И. Усановой, О.В. Филатовой выделили 5 этапов психолого-педагогического сопровождения:

1. Диагностический этап. На данном этапе осуществляется сбор необходимых данных о ребенке. Он включает в себя первичную диагностику развития ребенка на ППК в ДОУ, ПМПК.

2. Поисковый этап. Он ориентирован на анализ приобретенной информации о психическом развитии ребенка и его социальной ситуации развития.

На этом этапе обсуждаются способы решения проблемы и определяются специальные условия развития, обучения и воспитания ребенка.

3. Консультативно - проективный этап. На этом этапе родители пишут согласие на написание АОП и коррекционно-развивающей программы.

Специалисты совместно определяют стратегию сопровождения: составляется комплексный план коррекционно-развивающего процесса в виде индивидуального образовательного маршрута.

4. Деятельностный этап. Данный этап предполагает целенаправленный психолого-педагогический процесс, в котором осуществляется взаимодействие специалистов, родителей и детей. Его основу составляет разработка и реализация комплексной коррекционно-развивающей программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Вместе с тем следует подчеркнуть то, что при построении и реализации программы сопровождения необходимо учитывать следующие факторы:

- индивидуальные особенности ребенка т.е. особенность его развития, структуру дефекта, сильные и слабые стороны развития; уровень коммуникации и социальные навыки;

- возраст ребенка;

- наиболее сформированные навыки и возможности его адаптации;

- позиция семьи по отношению к нему, особенностям его развития, характер взаимоотношений родителей и специалиста, характер социального поведения ребенка и т.д.;

-возможности образовательного учреждения, осуществляющего сопровождение, объем коррекционных занятий, взаимодействие различных специалистов, условия, уровень разработанных специалистами программ, методических рекомендаций и дидактических материалов.

5. Рефлексивный этап. Здесь проводится анализ возможностей реализации задач сопровождения, выполнения рекомендаций всеми участниками сопровождения.

 

При данной работе дети включены в различные формы обучения и воспитания: фронтальные и подгрупповые занятия, индивидуальные коррекционные занятия. Основное внимание уделяется индивидуальным занятиям с педагогом-психологом, инструктором по физкультуре, музыкальным руководителем, занятием с учителем-логопедом. При организации занятий учитываются возможности детей с использованием различных педагогических технологий.

Каждое занятие – это серьезный труд педагога и воспитанника. Именно поэтому занятия должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление.

Мы в нашем детском саду при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяем особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, учебной мотивации в воспитательно-образовательном процессе.

Традиционные технологии обучения

Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии педагога и обучающихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение детей, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи.
К ним относятся объяснительно–иллюстративные технологии, которые применяются для экономии времени, облегчение понимания сложных знаний.

Практические технологии позволяют освоить действия в реальной жизни.

Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий, для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.

Личностно-ориентированные технологии направлены на организацию учебно- воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей воспитанников. Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты детей, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.

Инновационные технологии позволяют разнообразить процесс обучения, сделать его интересным и увлекательным.

К Арт-технологии или (арт-терапии) относятся (музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, оригамитерапия, пескотерапия). Эффективность использования арт-педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями в развитии доказана многими педагогами.

Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

Отдельно хотелось бы сказать о технологии песочной терапии
Это способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, посредством работы с песком. Песочная терапия – даёт возможность выразить ребёнку, то для чего трудно подобрать слова, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Игры с песком очень интересны детям, они успокаивают и расслабляют ребёнка и, значит, обеспечивают наиболее успешное выполнение задания. Мы используем кинетический песок для лепки и кварцевый песок для рисования.

Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).
Мы считаем, что не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:

• обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);

• занятие как система реабилитации, в результате которой каждый воспитанник начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;

• адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;

• одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

• использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);

• дополнительные упражнения;

• оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.

Вся коррекционная работа призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с проблемами здоровья.

Важный вклад в процесс социализации вносят наши социальные партнеры:

•  Дом детского творчества «Союз»

• Детский клуб «Современник»

• Дом культуры «Парголовский»

• Дом детского творчества «Левашовский»

• Центр содействия семейному воспитанию Выборгского района СПБ

Так основными коррекционными направлениями в работе творческих объединений являются: коррекция мелкой моторики, познавательных процессов, формирование аналитико - синтетической деятельности. На занятиях используется и помощь детей, которые успешно справляются с программой. Такая совместная работа благоприятно влияет и на сильного и на слабого ребенка. Дети учатся общаться, работать в паре, оказывать и принимать помощь со стороны.

Важной составляющей психолого-педагогического сопровождения является организация развивающей предметно- пространственной среды детского сада, группы, кабинетов специалистов, музыкального, спортивного зала, является содержательно – насыщенной, доступной и безопасной для детей с ОВЗ.

Особое место отводится уголкам уединения, так как таким детям необходима зона для снятия психоэмоционального напряжения.

Для коррекционной работы с особенными детьми требуется специальное оборудование. В рамках сотрудничества с родителями была объявлена акция по изготовлению различных пособий. Которые успешно решают коррекционные задачи обучения. Весь дидактический материал (пособия, игры, игрушки) адаптирован к возможностям детей с разными нарушениями. Это различные пособия на развитие мелкой моторики рук –различные шнуровки, настольные игры из крышечек, «крестики-нолики», бизиборды, мягкие сенсорные коврики, пузырьковая колонна, сухой бассейн. Так же имеются пособия на развитие тактильных ощущений, на восприятие цвета, пособия на развитие познавательной сферы деятельности, пособия по коррекции и профилактики проблем в физическом развитии.

Разнообразная развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально – положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, способствует интеллектуальному и социальному развитию.

Важным фактором социализации  являются совместные мероприятия для детей с ОВЗ и детей с нормой развития. Ежегодно проводится конкурс чтецов, спортивные досуги, театрализованные постановки, экскурсии. Привлекаем детей к конкурсам.

- Акции по дорожной безопасности «Дорожная скорость – не главное».

- «Школа кота Котофея»

- Досуги «День улыбки», «День птиц» и др.

- Спортивные мероприятия «Квест испытай себя», «Мама, папа, я»,

- Конкурсы «Осенняя карусель», «Разукрасим мир стихами», «Агния Барто детям»

Во многих конкурсах наши ребята получили призовые места. Участие в конкурсах развивает уверенность в своих силах и воспитывает волевые качества и упорство в достижении цели.

Мы активно сотрудничаем с родителями, которые являются нашими главными помощниками. С целью формирования детско - родительских отношений в группах компенсирующей направленности был проведен опрос, который показал:

-что 100% родителей готовы к тому, чтобы здоровые дети воспитывались вместе с особыми

-100% родителей готовы оказать посильную помощь в создании РППС для особенных детей

-100% родителей поддержали инициативу ДОУ по введению дополнительного образования именно на развитие мелкой моторики

-все родители поддерживают инициативу ДОУ по проведению совместных мероприятий.

Вышесказанное позволяет полагать, что обучение должно быть организовано так, чтобы появилась возможность удовлетворять потребности каждого ребенка. А правильно организованное образование с детьми с ОВЗ обеспечивает успешную интеграцию и социализацию в обществе.

Своим опытом мы активно делимся с педагогическим сообществом, участвуя в РМО, публикуемся в журналах. Транслируем в социальных сетях, персональном сайте и сайте ДОУ.

Список литературы

  1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередниченко Т. Я хочу!: Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Кишинев : Вирт ; СПб. : Дорваль, 1993.
  2. Казакова Е.И. Сопровождение развития – новая образовательная технология // Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка. СПб. : Питер, 2001. С. 9–14.
  3. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицина и др. ; под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. СПб. : Речь, 2003.
  4. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М. : Педагогика, 1986. С. 45–98.
  5. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения // Дефектология. 2008. № 2. С. 86–95.
  6. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М. : Сфера, 2001.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.