В Восточной Европе сформировались племена, говорившие на финно-угорских языках (предки современных саамов, эстонцев, коми, удмуртов, марийцев и мордвы). Считается, что расселились эти племена в Восточной Прибалтике уже в неолите, а в середине III тысячелетия до н. э. распространились по всей лесной полосе Поволжья и Волю-Окского междуречья (с финно-угорскими племенами связывают дьяковскую, Городецкую, ананьевскую культуры раннего железного века). Позднее в районах расселения финно- угров стали появляться племена, говорившие на славянских и балтских языках. Севернее территории, занятой угро-финнами и балтославянами, а также в Западной Сибири и в бассейне Енисея обосновались предки ненцев, энцев, нганасан, селькупов, хантов и манси. В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке расселились предки эвенков, ламутов, удэгейцев, нанайцев, а также чукчей, эскимосов, коряков, ительменов, алеутов и нивхов. В лесостепных и южных таежных областях Восточной Европы и Зауралья обитали племена, принадлежавшие к иранской языковой группе индоевропейцев (племена срубной культуры). Этнологи говорят о генетической связи племен срубной культуры и древнеямной неолитической культуры. На иранских языках говорили многочисленные племена Южной Сибири. К югу от Байкала жили предки нынешних тюркоязычных и монголоязычных народов, которые позднее сыграли большую роль в этнической истории Сибири и Восточной Европы. Остановимся несколько подробнее на этнической истории славянских народов. В середине II тысячелетия до н. э. на европейскую территорию будущей России из Малой Азии проникли народы, говорившие на древнеевропейских языках, восходящих к индоевропейской группе. По мере расселения от них отделялись большие группы племен, которые оседали на новых землях. Так, огромную территорию — южное побережье Балтийского моря, значительную часть Центральной и Восточной Европы — заселили племена, говорившие на балтославянских языках. Земли, на которых осели предки современных славян и балтов, на западе ограничивали реки Днестр и Висла, на востоке — верховья Западной Двины и Оки. Поскольку эти племена постоянно общались между собой, их языки были очень близки. Сходными были жилища, одежда, домашняя утварь, другие предметы материальной культуры. Поэтому до сих пор не удалось точно установить, какие именно археологические памятники II—I тысячелетия до н. э. оставили предки славян, а какие — предки балтов. Помимо охоты и рыболовства, они занимались лесным скотоводством и подсечным земледелием. Приблизительно в середине I тысячелетия до н. э. балтославяне распались на балтские и славянские племена. Завершился чрезвычайно важный для этногенеза процесс: славяне осознали свою этническую самостоятельность, дифференцировали себя в культурном и языковом отношении от других, неславянских, племен. Отныне |
и у славянских, и у балтских племен будут различные исторические судьбы. Однако славянская общность не осталась единой. Вскоре она разделилась на три большие группы: южную, западную и восточную. Южные славяне осели на Балканах. Они стали предками современных болгар, словен, македонцев, сербов и хорватов. Западные славяне, двигаясь вслед за германскими племенами, достигли берегов рек Эльба, Майн и Дунай; с ними связана история чехов, словаков и поляков. И только восточная группа осталась на территориях, занятых славянами еще на начальном этапе освоения европейских земель. Восточные славяне стали предками русских, украинцев и белорусов. Дальнейшее складывание этнической карты нашей страны оказалось связанным с расселением народов, прежде всего восточных славян, интенсивнее других племен осваивавших просторы Восточной Европы. Кроме того, этническая картина в I тысячелетии н. э. будет подвержена влиянию Великого переселения народов. § 4. ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА Начиная с III в. до н. э. древнейшие китайские хроники упоминают о столкновениях с кочевыми племенами хунну. Именно для защиты страны от грозных северных соседей правители Поднебесной принялись за возведение Великой Китайской стены. Борьба с воинственными соседями продолжалась пять с половиной веков и закончилась победой Китая. Во II—IV вв. в районе Уральских гор из тюркоязычных хунну, местных угров и ираноязычных сарматов сформировалось племя гуннов. В 351 г. они двинулись на запад. Здесь гунны рассчитывали захватить земли и добычу, не доставшиеся им в Китае. Гунны возглавили мощный союз тюркских, иранских и германских племен и двинулись на Европу. Это перемещение вызвало грандиозные по масштабам процессы Великого переселения народов. В 375 г. гунны вторглись на территорию Европы. Были ли в войсках гуннов славяне? Источники, повествующие о событиях, потрясавших Европу, не упоминают ни одного названия племени, которое можно было бы отнести к славянам. В отличие от кочевых германских и иранских племен, славяне, которые вели оседлый образ жизни и занимались земледелием, не использовались гуннами в качестве воинов и рассматривались завоевателями лишь как объект грабежей. Первые достоверные свидетельства о славянах относятся только к VI в., когда Европа подверглась еще одному крупному нашествию кочевников. После ухода гуннских племен из степей Восточной Монголии и Западной Маньчжурии здесь сформировался новый союз кочевых племен, который в европейских источниках стали называть аварским. В VI в. авары начали продвигаться на запад и в середине столетия оказались в Северном Причерноморье и Приазовье, |
которые в V—VI вв. уже были заняты славянами. Именно тогда славянские племена были впервые замечены западноевропейскими и восточными авторами. Следует отметить, что в литературе долгое время считалось, что встречаемые в источниках, в том числе и в самых ранних греческих, названия «венеты», «склавены», «анты» относятся к славянам. Однако ныне эта точка зрения не разделяется многими исследователями или, по крайней мере, требует существенного уточнения. Установлено, что так назывались разные, хотя и близкие друг другу племена, часть которых впоследствии оказалась в составе тех или иных славянских народов. Вместе с аварами славянские племена двинулись на юго-запад и заняли Балканский полуостров. Неизвестно, подчинялись славяне в этих походах аварам или действовали самостоятельно. В 795— 796 гг. государство аваров было разгромлено франками, во главе которых стоял король Карл Великий. После этого славяне выступили на арену европейской истории как самостоятельный народ. Важным показателем завершения ранней истории славян стало формирование литературного старославянского языка, единого для всех славянских народов. Это непосредственно связано с созданием в 60-х годах IX в. великими славянскими просветителями Кириллом и Мефодием славянской письменности. На этом выдающемся событии закончилась предыстория и ранняя история славян. § 5. СЕВЕРНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ На обширных территориях Восточной Европы неравномерность исторического развития нашла свое выражение в том, что одновременно с племенами, которые жили родовым строем, существовали племена, вступившие в период военной демократии. Связано это было не только с благоприятными природно-климатическими условиями и переходом к более производительным формам хозяйствования, но и с тесными контактами с античной цивилизацией, культура которой неизмеримо превосходила варварский мир. Последний не выдерживал этого взаимодействия и быстро утрачивал прежнюю родовую монолитность, основанную на общности хозяйствования и распределения. Одними из первых в Восточной Европе с античным миром столкнулись племена, которым античные авторы дали общее название скифов. Произошло это около VII в. до н. э. Именно с этого времени началась колонизация греками Северного Причерноморья. Как правило, новый город основывался выходцами из какого-то одного полиса Греции и сохранял тесные связи со своей «метрополией», хотя и был независимым. Греки создавали свои колонии в местах, где они могли найти рынок сбыта для греческих товаров. Племенная знать покупала у греков украшения, керамику, оливковое масло, вино, платила золотом, хлебом и рабами. Первое греческое поселение возникло на о. Березань вблизи |
Днепро-Бугского лимана во второй половине VII в. до н. э. В VI в. до н. э. выходцы из греческого города Милета (в Малой Азии) основали неподалеку от него, на берегу лимана, город Ольвию. Это был классический греческий полис. Правили городом выбранные на народном собрании архонты. В земледельческих поселениях в окрестностях Ольвии жили эллинизированные скифы — эллино-скифы, как называет их Геродот. Некоторые скифы селились в самом городе, занимались ремеслом. Демократической рабовладельческой республикой был и Херсонес Таврический, основанный около 422—421 гг. до н. э. Херсонесу принадлежала значительная часть прибрежного Крыма, где были многочисленные усадьбы и земельные участки. Там велось зерновое хозяйство, возделывались виноград и садовые культуры. Рабы были основной производительной силой как в ремесле, так и в сельском хозяйстве. Херсонес вел постоянные войны. Город был укреплен, много укрепленных поселений встречалось и рядом с Херсонесом. Вокруг появившегося в первой половине VI в. до н. э. Пантикапея (ныне — Керчь) возникло Боспорское государство (Боспором Киммерийским греки называли Керченский пролив). Боспорское государство было первоначально объединением самостоятельных городов (среди них —Танаис в устье Дона, Фанагория на Таманском полуострове и т. д.). В дальнейшем Боспору подчинилась также Феодосия и некоторые другие города. Боспорское государство способствовало развитию торговли между вошедшими в его состав городами и, самое главное, защищало их территорию от окружающих варварских племен. Оно торговало со средиземноморскими греческими городами и с Египтом. Туда вывозили хлеб, скот, рыбу и рабов. С самого начала для Боспорского государства была характерна твердая центральная власть. В начале V в. до н. э. должность архонта стала здесь наследственной. Архонт Спарток III (304—284 гг. до н. э.) стал уже именовать себя царем. С этого времени можно говорить о Боспорском царстве. В глазах греков все племена, населявшие Северное Причерноморье, были «варварами». Античные авторы сохранили многочисленные сведения об истории и культуре народов, соседствовавших с греческими колониями. Иногда эти известия фантастичны, иногда — доносят важные сведения о быте, культуре и истории местных жителей. Греческие колонии оказали серьезное влияние на северные «варварские» племена. Благодаря античным городам население Северного Причерноморья познакомилось с греческой культурой. Впоследствии города, возникшие на месте центров погибшего Боспорского государства (Херсонес — Корсунь, Пантикапей — Корчев, Феодосия — Кафа), сыграют важную роль в приобщении славян к античной и раннесредневековой культуре Европы. Дальнейшая судьба рабовладельческих городов-государств Причерноморья оказалась тесно связана с коренным населением причерноморских степей. На рубеже II—I тысячелетий до н. э. в степях жили кочевники, |
которых греческие историки называют киммерийцами. Киммерийский союз племен был побежден в VIII—VII вв. до н. э. скифами. Трудно сказать, был ли скифский союз племен единым по языку, но большинство скифов, видимо, говорили на языке иранской группы. Геродот выделяет у скифов три основные группы: царских скифов, живших в низовьях Днепра и Дона, они считались верхушкой союза племен; скифов-пахарей причерноморских степей и, возможно, лесостепной зоны на территории Украины; скифов-кочевников, обитавших на правобережье Дона. На рубеже V—IV вв. до н. э. у скифов возникает сильное военное государство во главе с царями. Эго время расцвета Скифского царства — тогда большинство скифских племен признало власть царя Атея. В его правление строится хорошо укрепленный город (Каменское городище в окрестностях современного г. Никополя), видимо, столица Скифского царства. Девяностолетний Атей погиб в битве с царем Македонии Филиппом. Тем не менее скифские племена сумели противостоять войскам его сына Александра Македонского. Скифы знали ремесла (в том числе металлургию), вели активные торговые операции. К IV в. до н. э. относятся так называемые «царские курганы» — богатые скифские погребения, в которых хоронили скифских царей. С III в. до н. э. Скифское царство испытывает натиск сарматов (или правильнее — савроматов), родственных скифам кочевых племен, обитавших в степях бассейнов Волги и Дона и в Южном Приуралье. Сарматы во II—I вв. до н. э. завоевали значительную часть территории Скифии. В руках скифов остается Крым, где создается новое царство со столицей в Неаполе Скифском. К этому времени скифская верхушка была значительно эллинизирована. Скифские цари стремились подчинить себе и греческие города- государства Причерноморья. Царь Скилур на какое-то время завоевал Ольвию. Наступление скифов побуждало греческие колонии к объединению. Так, Херсонес заключил союз с Боспорским царством. В самом же Боспорском царстве в 107 г. до н. э. вспыхнуло восстание рабов, главным образом скифов, во главе с дворцовым рабом Савмаком. Последнему даже удалось овладеть царским престолом. Восстание подавил понтийский царь Митридат VI Евпатор. Вскоре Митридат включил все Северное Причерноморье и Боспор в состав Понтийского царства. Однако здесь на сцену выступил Рим, подчинивший Боспорское царство. В III в. н. э. Боспору удалось освободиться. Но в конце IV в. царство пало под ударами кочевников гуннов. Гибель Боспора была лишь одним из моментов общего процесса упадка античных рабовладельческих государств в Причерноморье. Этому упадку способствовали не только внешние причины, но и кризис рабовладельческой системы хозяйства. |
Глава II ДРЕВНЯЯ РУСЬ § 1. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ НАКАНУНЕ ОБРАЗОВАНИЯ Основные занятия восточных славян — земледелие, скотоводство, рыболовство и охота. Доля каждой из этих отраслей зависела прежде всего от природно-климатических условий. Но земледелие в целом преобладало даже в лесной полосе, на подзолистых почвах, дававших скудные урожаи. Так что восточных славян по праву считают земледельческим народом. Сельскохозяйственные орудия труда были приспособлены к местным условиям. На юге, в степной и лесостепной зонах широкое распространение получил плуг. Севернее чаще встречалась соха, но не потому, что здешние племена не могли перенять бблее совершенный плуг, она просто лучше подходила к лесостепной полосе с почвой, не нуждавшейся в глубокой вспашке. Природно-географические условия оказывали решающее влияние на выбор системы земледелия. Жители Поднепровья использовали перелог, в северной зоне преобладала подсечно-огневая система земледелия. В результате хозяйственная деятельность приняла у славян ярко выраженное экстенсивное направление. Основными сельскохозяйственными культурами были пшеница, рожь, гречиха, ячмень, просо. По мере продвижения на север пшеницу теснили более выносливые и приспособленные к континентальному климату культуры, прежде всего рожь. Скотоводство играло в жизни славян большую роль. Это видно из того, что в древнерусском языке слово «скот» означало также деньги. Свиней и овец содержать было легче, чем лошадей и коров,— продолжительная и холодная зима, ограниченная кормовая база сдерживали развитие животноводства. Сельскохозяйственный год в Восточной Европе продолжался 4—5 месяцев. В отличие от земледельческих племен Центральной Европы восточные славяне должны были выполнять объем обязательных сельскохозяйственных работ за более короткое время. Долгие снежные зимы ограничивали хозяйственную деятельность жителей Восточно-Европейской равнины. Таким образом, рабочий цикл, определявший все жизненные циклы, отличался неритмичностью и большой напряженностью, когда «один день год кормит». По мнению историков, подобная аритмия повлияла на весь образ жизни восточных славян и нашла свое выражение в национальном характере великороссов. Многие исследователи связывают с природно-географическими особенностями хозяйственной деятельности восточных славян и необычайную устойчивость общинных порядков. Общинные формы существования рассматриваются как способ выживания восточно- славянского этноса. |
Славяне, жившие в лесостепной и лесной полосе, тесно связывали свою хозяйственную деятельность с лесом. Леса позволяли промышлять охотой, получать воск, мед, пушнину. По мере расширения контактов славян с окружающим миром эти продукты высоко ценились при обмене. Изобилие рек и озер способствовало развитию рыболовства. Реки также служили главными торговыми путями. По территории Восточной Европы проходил знаменитый торговый путь «из варяг в греки», который активно осваивали жители Скандинавии — варяги. Не приходится сомневаться в его важности и для восточных славян. Не случайно именно вдоль этого пути располагались племенные центры, превратившиеся со временем в города, среди которых главные — Киев и Новгород. Торговали и с Востоком. Купцы, двигаясь по Волге, где в среднем течении достаточно рано возникло государство Булгар, попадали в могущественный Хазарский каганат, расположенный в низовьях Волги, и на Каспий. Торговые пути легко превращались в маршруты военных экспедиций. Последние не были по силам одному или даже нескольким племенам. Здесь требовались иные формы общественной организации — союзы племен, которые стали возникать в VII—VIII вв. Столетиями древние славяне жили родовым строем. Во главе рода стояли старейшины, призванные управлять и разрешать споры и столкновения между членами рода. Существовал институт кровной мести, призванный защитить сородичей от посягательств чужих. Общеплеменные вопросы выносились на совет старейшин. Важную роль в жизни племени имело народное собрание — вече — и племенной вождь, выступавший прежде всего как военный предводитель. Постепенное совершенствование орудий труда, усложнение структуры общественных отношений внутри и между племенами привели к упадку родовых отношений. Кровнородственные связи уже не могли выступать прочной основой устроения общества. На смену родовой общины шла территориальная или соседская община. Процесс разложения родовой общины прослеживается по археологическим данным. Обширные жилища, где жили все члены рода, сменяются небольшими постройками. Однако коллективные формы совместной хозяйственной деятельности сохраняются. Необходимость взаимной поддержки диктуется не только природными условиями, но и типом культуры, свойственным восточнославянскому этносу. С вступлением восточнославянских племен в последнюю стадию родоплеменного строя — в период военной демократии — изменилось прежде всего положение племенного вождя (князя). Вожди возвышаются над сородичами и соплеменниками, вокруг них сплачиваются боевые соратники — воины, составляющие дружину. Все большее значение приобретает военная добыча. Часть добычи князь распределял между соплеменниками, что, естественно, упрочивало его престиж не только как удачливого предводителя походов, но и как щедрого дарителя. Военная добыча таким образом становилась своеобразным тараном, разрушающим традиционные отношения. Выделение дружинников, воинов и товарищей вождя — своеоб |
разная веха в возникновении неравенства. Однако появление дружины не вело автоматически к ликвидации ополчения и к падению роли племенных народных собраний. Вождь нуждался в поддержке вооруженных соплеменников. Еще одно проявление кризиса родового строя — создание крупных племенных образований. Автор Начальной летописи говорит о 15 племенах, или, точнее, племенных союзах, которые отличались от обычных племен численностью и задачами. Призванные защищать территорию или осуществлять крупные военные предприятия союзы племен по сути решали задачи политические, не свойственные родовому строю. Иными становились взаимоотношения и между племенами, входившими в союз: эта форма объединения, естественно, способствовала возвышению отдельных племен, родов и их вождей. Отсюда уже был один шаг до появления племенных княжений. Летописец Нестор так повествует о расселении восточнославянских племен: поляне жили на Днепре возле Киева, их соседями были древляне (племенной центр — Искоростень). Вдоль Волхова, Шелони, Ловати, Меты, на берегах озера Ильмень обитали ильменские славяне, между Припятью и Западной Двиной — дреговичи. В верховьях Днепра, Западной Двины и Волги расселились кривичи, главным племенным центром которых был Смоленск. Селения полочан раскинулись на берегах реки Полоты (племенной центр— Полоцк). В бассейнах рек Десна и Сейм расположились северяне (северные соседи полян). Радимичи устроились в бассейне р. Сож, вятичи — на Оке и ее притоках. По Западному и отчасти Южному Бугу проживали бужане, южнее, к Дунаю,— тиверцы и уличи. Симптоматичны названия славянских племенных союзов: большей частью они связаны с местом расселения. Так, поляне жили в «полях», древляне — в лесах, среди «древ». Считается, что по болотистой местности (от «дрягва» — болото) получили свое наименование дреговичи, по рекам — полочане и бужане и т. д. С собственными именами связано происхождение названий нескольких племен: радимичей и вятичей — «потомков» Радима и Вятко, будто бы пришедших с запада, от ляхов (поляков); кривичей — потомков какого-то легендарного Крива или кривое (этим именем латыши до сих пор называют русских. Впрочем, существует и другое объяснение: кривичи — жители окраины, границы). Анализ наименований племен свидетельствует о том, что во время складывания союзов у славян территориальные связи уже возобладали над родовыми. Развитие восточнославянского этноса проходило в тесном контакте с другими народами. Причем характер взаимодействия и взаимовлияния отражался на хозяйственной, религиозной и общественной жизни племен. На юге и юго-востоке восточным славянам приходилось сталкиваться с государствами кочевников — тюркоязычных хазар и булгар. Первые упоминания о хазарах относятся к VI в. В составе гуннского объединения они заняли прикаспийские степи Северного Предкавказья. На протяжении столетия хазары вели |
непрерывные войны с закавказскими государствами и Ираном. В 30-х годах VII в. на территории современного Дагестана хазары образовали собственное государство — Хазарский каганат. Кроме хазар в его состав вошли родственные им аланы и болгары (булгары). Во главе объединения стоял правитель — каган. Хазары захватили Приазовье, Северное Причерноморье и часть степного Крыма. Однако в конце VII в. к границам каганата с юга подошли войска Арабского халифата. Потерпев ряд поражений, хазары откочевали на север, в степи между Доном и Волгой. В первой четверти VIII в. столица государства была перенесена на берег Волги, в город Итиль или Атиль (тюркское название Волги). На новых землях экономика и культура каганата быстро возродились. Основным занятием хазар было кочевое скотоводство. Часть населения занималась ремеслами и земледелием. Хазария торговала с Арабским халифатом и Византией. Видимо, тогда же в VIII в. хазары столкнулись в Поднепровье с восточными славянами и начали собирать с них дань. В литературе высказано предположение, что это был период сильного влияния каганата на племена полян, северян, радимичей. Причем это влияние нельзя свести только к данническим отношениям. Область общения была шире — торговый обмен, культурное воздействие. Подобно другим кочевникам, входившим в гуннский союз, хазары были язычниками. Они верили в бога неба Тенгри-хана. На рубеже VHI и IX столетий, чтобы противопоставить свое государство христианской Византии и мусульманскому халифату, часть хазарской аристократии приняла иудаизм. Однако раздираемая внутренними этнополитическими и религиозными противоречиями, под ударами кочевников и обретавшими силу соседями, включая освободившиеся от данничества славянские племена, Хазария быстро слабела. Власть кагана потеряла прежнее значение. Размеры Хазарии сократились до небольшого ханства, расположенного между реками Дон, Волга, Терек и Маныч. История некогда могущественного каганата шла к завершению. В то время, когда Хазарский каганат только зарождался, в его состав вошла часть тюркоязычных болгарских племен. Другая часть, возглавленная энергичным ханом Аспарухом, откочевала на Дунай и вместе с южными славянами основала там новое государство Дунайскую Булгарию. В начале IX в. несколько болгарских орд, входивших в состав Хазарии, отошли на север. Они заняли небольшую территорию в междуречье Волги и Камы, расселившись среди местного угорского населения. Здесь и сложилось государство волжских болгар — Волжская Болгария. Постепенно его территория расширялась, охватывая и волжское левобережье. Основным занятием болгар было скотоводство. Очень скоро на новых землях стало распространяться земледелие. Появились ремесла. Первое время Волжская Болгария подчинялась Хазарскому каганату. Но правители страны мечтали о независимости. С этой целью болгары обратились за помощью к злейшему врагу хазар — Арабскому халифату. Союз был подкреплен принятием ислама. Тем са- |
зо |
мым правитель Волжской Болгарии противопоставил себя хазарскому кагану — иудею. Как самостоятельное государство Волжская Болгария упоминается в письменных источниках с конца X в. Просуществовало оно до начала XV в. (на развалинах Волжской Болгарии возникло Казанское ханство), создав по-своему уникальную культуру, которая стала неотъемлемой частью отечественной культуры и истории. Восточные славяне рано вступили в контакт с Волжской Болгарией. Диапазон отношений Киевской, а затем Владимирской Руси с Волжской Болгарией простирается от активных торговых связей и договоров до продолжительных войн с взаимными вторжениями на сопредельные территории. При расселении славян на Восточно-Европейской равнине здесь уже проживали неславянские племена. Модель взаимоотношений между пришлым и аборигенным населением была отлична от той, которая возникала при столкновении с соседними государствами, пытавшимися чаще всего обложить данью славян. Историки отмечают преимущественно мирный характер контактов, говорят о взаимопроникновении и даже об ассимиляции. Так, например, выстраивались отношения с финно-угорскими племенами весь, чудь, мурома, корела, мордва. Картина мира древних славян была пронизана языческими представлениями. Было бы, однако, неверно считать, что язычество, в отличие от ислама или христианства, представляет собой примитивную религию. Конечно, в язычестве нашло отражение детство всех народов, в том числе и славянских. Однако религиозные представления выстраивались по определенной внутренней логике, отражавшей взаимоотношения человека с окружающим миром, его самосознание. Для язычества характерны культ предков и природы. Древние славяне одушевляли и обожествляли природу. Весь окружающий мир они заселили разнообразными сверхъестественными существами. В зависимости от последствий тех или иных явлений природы осуществлялась своеобразная «оценка» богов и определялось их место в пантеоне: мир славянских божеств — это мир богов сильных и слабых, добрых и коварных, главных и второстепенных. Отсюда формировалась модель поведения: необходимо было заручиться поддержкой, привлечь на свою сторону могущественного Бога, способного ослабить происки другого, враждебного или чужого. Славянский пантеон — это прежде всего пантеон земледельческих богов. Важное место в нем занимал Род — бог неба и земли. Он выступал в окружении женских божеств плодородия — Рожаниц. Ярило — бог пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Все это были «главные» славянские боги, хотя само это понятие достаточно условно — у каждого племени были, по-видимому, свои, особо почитаемые боги. Важное место занимал Перун — бог грома и молнии. Его идол, поставленный на киевском капище (место поклонения), был украшен золотом н серебром. Считают, |
что к этому времени Перун стал небесным покровителем князя и дружины. Соперником Перуна был Волос или Велес — покровитель домашних животных и богатства. Любопытно, что летописец, описывая киевское капище, о нем даже не упоминает. По-видимому, это связано с тем, что Велес был богом, которого почитал простой народ. Его место заняли боги, распределители богатств — Даждьбог и Стрибог, почитавшиеся еще предками славян. В числе богов, удостоившихся места в пантеоне киевского князя, встречается единственное женское божество — Мокошь. Она, судя по всему, была славянской богиней плодородия и являлась женой громовержца Перуна. Языческий культ отправлялся в капищах, где обычно устанавливались изображения богов — идолы. Князья выступали в роли первосвященников, но были и особые жрецы — волхвы и кудесники. Языческие представления и культы столь прочно вошли в культуру и быт славянских племен, что их отголоски и сегодня напоминают о себе. |
§ 2. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Обращаясь к начальным этапам истории Древнерусского государства, следует четко различать два взаимосвязанных вопроса: почему и как образовалось государство у восточных славян. Выше отмечалось, что появление племенных союзов, возвышение одних родов и племен и упадок других, выделение родоплеменной знати свидетельствовало о кризисе родовых отношений. В прошлое уходит равенство внутри рода и между родами. Вокруг князя объединяется дружина, для которой война становится основным занятием. Появляется имущественное неравенство, одно из условий возникновения неравенства социального. Новое качество приобрели межплеменные отношения. Возникли союзы племен, а с ними — борьба за первенство. В рамках военной демократии выделялись князья, дружинники, родовая знать, занявшие привилегированное положение. Утрачивая прежнюю однородность, общество уже не могло функционировать исключительно на кровнородственных связях. Обычаи и традиции, самодостаточные для разрешения конфликтов в эпоху родовую, с усложнением общественной и социальной жизни уже не могли выступать ее всеобъемлющими регуляторами. Эту функцию берет на себя обособившаяся и возвысившаяся над обществом публичная власть. Она создает свою, еще достаточно архаичную, систему управления и готова преступить родовые традиции и прибегнуть к насилию. Формируется государство, призванное регулировать отношения внутри общества и защищать территорию и население от внешней опасности. Эти общественные функции, в выполнении которых было заинтересовано большинство населения, со временем дополняются еще одной — стремлением государства защитить интересы привилегированных слоев — тех, кто стоял у власти и пользовался властью. |
Таким образом, государство выступало в роли универсального регулятора интересов и отношений, которые возникали в обществе. Первые предгосударственные образования — племенные княжения — возникли у восточных славян на рубеже VIII—IX вв. Исследователи говорят о нескольких центрах, главные из которых — Среднее Поднепровье с Киевом и Северо-Запад, где поднимается Новгород. Об этих княжениях были осведомлены еще восточные авторы, писавшие о Куйабе и Славии — Киевской и Новгородской землях. Эти ранние княжения не отличались прочностью. Княжеская власть здесь лишь выделилась, но она еще не обрела династической преемственности. Подчеркивая промежуточное состояние — еще не государство, но уже и не родовое общество — многие исследователи относят эти княжения к предгосударственным образованиям. В Среднем Поднепровье из восточнославянских племен раньше других выделились поляне. Они объединились вокруг Киева, который становится не только племенным, но и ремесленным, торговым, а главное, политическим центром. Поляне раньше других освободились от хазарской зависимости. «Повесть временных лет» называет первыми правителями в земле полян братьев Кия, Щека и Хорива. Город, который будто бы они построили на берегу Днепра, был назван именем старшего брата — Киевом. Историки спорят об этнической принадлежности легендарных правителей. Их относят к выходцам из местных племен. Высказывается версия о принадлежности братьев к хазарам. В последнем случае основанием служит летописное известие об эпохе господства в Среднем Поднепровье каганата. Едва ли образовавшееся княжение было этнически однородным. В IX в. здесь появляются русы, в которых большинство историков видят выходцев из Скандинавии — варягов. С именем русов связаны крупные военно-морские экспедиции на Черное и Каспийское моря. Носили они преимущественно грабительский характер. Впрочем, варяги выступали и в роли купцов. О масштабах походов косвенно свидетельствует тот факт, что в IX в. Черное море называли Русским. Из военных предприятий русов особенно известны поход и осада Константинополя в 860 г. Борьба окончилась подписанием мира между Русью и Византией. Греки вынуждены были заплатить большую контрибуцию и разрешить русам торговать на византийских рынках. Важные перемены происходили и на Северо-Западе. Возникшее здесь предгосударственное образование представляло собой союз славянских и финно-угорских племен. По-видимому, консолидация была вызвана внешней угрозой,— покорив местные племена, варяги заставляли их платить дань: «Имаху дань варязи из-за моря на чюди и на словенах, и на мери и на всех кривичех». Приблизительно в середине IX в. местное население изгнало иноземцев. Однако вскоре среди племен, входивших в союз, начались распри: «...И не было среди них справедливости, и встал род на род». По летописной легенде, чтобы прекратить губительные столкновения, в 862 г. из Скандинавии вновь были приглашены |
3 - 3586 |
правители-князья, которые должны были поддерживать порядок в северных землях. Первыми князьями были варяги — братья Рюрик, Трувор и Синеус. Согласно «Повести временных лет», Рюрик сел княжить в Новгороде, Синеус — на Белоозере, Трувор — в Избор- ске. После смерти братьев Рюрик собрал под своей властью все земли. Таким обра
|
|||
|