Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Какие же племена и народы жили на территории России в I тысячелетии до н. э.?






В Восточной Европе сформировались племена, говорившие на финно-угорских языках (предки современных саамов, эстонцев, коми, удмуртов, марийцев и мордвы). Считается, что расселились эти племена в Восточной Прибалтике уже в неолите, а в середине III тысячелетия до н. э. распространились по всей лесной полосе Поволжья и Волю-Окского междуречья (с финно-угорскими пле­менами связывают дьяковскую, Городецкую, ананьевскую культуры раннего железного века). Позднее в районах расселения финно- угров стали появляться племена, говорившие на славянских и балтских языках.

Севернее территории, занятой угро-финнами и балтославянами, а также в Западной Сибири и в бассейне Енисея обосновались предки ненцев, энцев, нганасан, селькупов, хантов и манси. В Во­сточной Сибири и на Дальнем Востоке расселились предки эвен­ков, ламутов, удэгейцев, нанайцев, а также чукчей, эскимосов, коряков, ительменов, алеутов и нивхов.

В лесостепных и южных таежных областях Восточной Европы и Зауралья обитали племена, принадлежавшие к иранской языковой группе индоевропейцев (племена срубной культуры). Этнологи го­ворят о генетической связи племен срубной культуры и древнеямной неолитической культуры. На иранских языках говорили мно­гочисленные племена Южной Сибири. К югу от Байкала жили предки нынешних тюркоязычных и монголоязычных народов, ко­торые позднее сыграли большую роль в этнической истории Сиби­ри и Восточной Европы.

Остановимся несколько подробнее на этнической истории сла­вянских народов. В середине II тысячелетия до н. э. на европей­скую территорию будущей России из Малой Азии проникли на­роды, говорившие на древнеевропейских языках, восходящих к ин­доевропейской группе. По мере расселения от них отделялись большие группы племен, которые оседали на новых землях. Так, огромную территорию — южное побережье Балтийского моря, зна­чительную часть Центральной и Восточной Европы — заселили племена, говорившие на балтославянских языках. Земли, на кото­рых осели предки современных славян и балтов, на западе огра­ничивали реки Днестр и Висла, на востоке — верховья Западной Двины и Оки.

Поскольку эти племена постоянно общались между собой, их языки были очень близки. Сходными были жилища, одежда, до­машняя утварь, другие предметы материальной культуры. Поэтому до сих пор не удалось точно установить, какие именно археологи­ческие памятники II—I тысячелетия до н. э. оставили предки сла­вян, а какие — предки балтов. Помимо охоты и рыболовства, они занимались лесным скотоводством и подсечным земледелием.

Приблизительно в середине I тысячелетия до н. э. балтославяне распались на балтские и славянские племена. Завершился чрезвы­чайно важный для этногенеза процесс: славяне осознали свою эт­ническую самостоятельность, дифференцировали себя в культур­ном и языковом отношении от других, неславянских, племен. Отныне




и у славянских, и у балтских племен будут различные исторические судьбы.

Однако славянская общность не осталась единой. Вскоре она разделилась на три большие группы: южную, западную и восточ­ную. Южные славяне осели на Балканах. Они стали предками со­временных болгар, словен, македонцев, сербов и хорватов. Запад­ные славяне, двигаясь вслед за германскими племенами, достигли берегов рек Эльба, Майн и Дунай; с ними связана история чехов, словаков и поляков. И только восточная группа осталась на терри­ториях, занятых славянами еще на начальном этапе освоения ев­ропейских земель. Восточные славяне стали предками русских, украинцев и белорусов.

Дальнейшее складывание этнической карты нашей страны ока­залось связанным с расселением народов, прежде всего восточных славян, интенсивнее других племен осваивавших просторы Восточ­ной Европы. Кроме того, этническая картина в I тысячелетии н. э. будет подвержена влиянию Великого переселения народов.

§ 4. ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА
ВО ВРЕМЕНА ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ

Начиная с III в. до н. э. древнейшие китайские хроники упоми­нают о столкновениях с кочевыми племенами хунну. Именно для защиты страны от грозных северных соседей правители Поднебес­ной принялись за возведение Великой Китайской стены. Борьба с воинственными соседями продолжалась пять с половиной веков и закончилась победой Китая.

Во II—IV вв. в районе Уральских гор из тюркоязычных хунну, местных угров и ираноязычных сарматов сформировалось племя гуннов. В 351 г. они двинулись на запад. Здесь гунны рассчитывали захватить земли и добычу, не доставшиеся им в Китае. Гунны воз­главили мощный союз тюркских, иранских и германских племен и двинулись на Европу. Это перемещение вызвало грандиозные по масштабам процессы Великого переселения народов.

В 375 г. гунны вторглись на территорию Европы. Были ли в войсках гуннов славяне? Источники, повествующие о событиях, потрясавших Европу, не упоминают ни одного названия племени, которое можно было бы отнести к славянам. В отличие от кочевых германских и иранских племен, славяне, которые вели оседлый образ жизни и занимались земледелием, не использовались гунна­ми в качестве воинов и рассматривались завоевателями лишь как объект грабежей.

Первые достоверные свидетельства о славянах относятся только к VI в., когда Европа подверглась еще одному крупному наше­ствию кочевников. После ухода гуннских племен из степей Восточ­ной Монголии и Западной Маньчжурии здесь сформировался новый союз кочевых племен, который в европейских источниках стали называть аварским. В VI в. авары начали продвигаться на запад и в середине столетия оказались в Северном Причерноморье и Приазовье,




которые в V—VI вв. уже были заняты славянами. Именно тогда славянские племена были впервые замечены западноевропейскими и восточными авторами. Следует отметить, что в литературе долгое время считалось, что встречаемые в источниках, в том числе и в самых ранних греческих, названия «венеты», «склавены», «анты» относятся к славянам. Однако ныне эта точка зрения не разделяется многими исследователями или, по крайней мере, требует суще­ственного уточнения. Установлено, что так назывались разные, хотя и близкие друг другу племена, часть которых впоследствии оказа­лась в составе тех или иных славянских народов.

Вместе с аварами славянские племена двинулись на юго-запад и заняли Балканский полуостров. Неизвестно, подчинялись славяне в этих походах аварам или действовали самостоятельно. В 795— 796 гг. государство аваров было разгромлено франками, во главе которых стоял король Карл Великий.

После этого славяне выступили на арену европейской истории как самостоятельный народ. Важным показателем завершения ран­ней истории славян стало формирование литературного старосла­вянского языка, единого для всех славянских народов. Это непосред­ственно связано с созданием в 60-х годах IX в. великими славян­скими просветителями Кириллом и Мефодием славянской письмен­ности. На этом выдающемся событии закончилась предыстория и ранняя история славян.

§ 5. СЕВЕРНОЕ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ
В I ТЫСЯЧЕЛЕТИИ ДО Н. Э.-V-VI вв. н. э.

На обширных территориях Восточной Европы неравномерность исторического развития нашла свое выражение в том, что одновре­менно с племенами, которые жили родовым строем, существовали племена, вступившие в период военной демократии. Связано это было не только с благоприятными природно-климатическими ус­ловиями и переходом к более производительным формам хозяй­ствования, но и с тесными контактами с античной цивилизацией, культура которой неизмеримо превосходила варварский мир. Пос­ледний не выдерживал этого взаимодействия и быстро утрачивал прежнюю родовую монолитность, основанную на общности хозяй­ствования и распределения.

Одними из первых в Восточной Европе с античным миром столкнулись племена, которым античные авторы дали общее назва­ние скифов. Произошло это около VII в. до н. э. Именно с этого времени началась колонизация греками Северного Причерноморья. Как правило, новый город основывался выходцами из какого-то одного полиса Греции и сохранял тесные связи со своей «метро­полией», хотя и был независимым. Греки создавали свои колонии в местах, где они могли найти рынок сбыта для греческих товаров. Племенная знать покупала у греков украшения, керамику, оливко­вое масло, вино, платила золотом, хлебом и рабами.

Первое греческое поселение возникло на о. Березань вблизи




Днепро-Бугского лимана во второй половине VII в. до н. э. В VI в. до н. э. выходцы из греческого города Милета (в Малой Азии) основали неподалеку от него, на берегу лимана, город Ольвию. Это был классический греческий полис. Правили городом выбранные на народном собрании архонты. В земледельческих поселениях в окрестностях Ольвии жили эллинизированные скифы — эллино-скифы, как называет их Геродот. Некоторые скифы селились в самом городе, занимались ремеслом.

Демократической рабовладельческой республикой был и Херсонес Таврический, основанный около 422—421 гг. до н. э. Херсонесу принадлежала значительная часть прибрежного Крыма, где были многочисленные усадьбы и земельные участки. Там велось зерновое хозяйство, возделывались виноград и садовые культуры. Рабы были основной производительной силой как в ремесле, так и в сельском хозяйстве. Херсонес вел постоянные войны. Город был укреплен, много укрепленных поселений встречалось и рядом с Херсонесом.

Вокруг появившегося в первой половине VI в. до н. э. Пантикапея (ныне — Керчь) возникло Боспорское государство (Боспором Кимме­рийским греки называли Керченский пролив). Боспорское государ­ство было первоначально объединением самостоятельных городов (среди них —Танаис в устье Дона, Фанагория на Таманском полу­острове и т. д.). В дальнейшем Боспору подчинилась также Феодосия и некоторые другие города. Боспорское государство способствовало развитию торговли между вошедшими в его состав городами и, самое главное, защищало их территорию от окружающих варвар­ских племен. Оно торговало со средиземноморскими греческими городами и с Египтом. Туда вывозили хлеб, скот, рыбу и рабов.

С самого начала для Боспорского государства была характерна твердая центральная власть. В начале V в. до н. э. должность архонта стала здесь наследственной. Архонт Спарток III (304—284 гг. до н. э.) стал уже именовать себя царем. С этого времени можно говорить о Боспорском царстве.

В глазах греков все племена, населявшие Северное Причерно­морье, были «варварами». Античные авторы сохранили многочис­ленные сведения об истории и культуре народов, соседствовавших с греческими колониями.

Иногда эти известия фантастичны, иногда — доносят важные сведения о быте, культуре и истории местных жителей. Греческие колонии оказали серьезное влияние на северные «варварские» пле­мена. Благодаря античным городам население Северного Причерно­морья познакомилось с греческой культурой. Впоследствии города, возникшие на месте центров погибшего Боспорского государства (Херсонес — Корсунь, Пантикапей — Корчев, Феодосия — Кафа), сыграют важную роль в приобщении славян к античной и раннесредневековой культуре Европы.

Дальнейшая судьба рабовладельческих городов-государств При­черноморья оказалась тесно связана с коренным населением при­черноморских степей.

На рубеже II—I тысячелетий до н. э. в степях жили кочевники,




которых греческие историки называют киммерийцами. Киммерий­ский союз племен был побежден в VIII—VII вв. до н. э. скифами. Трудно сказать, был ли скифский союз племен единым по языку, но большинство скифов, видимо, говорили на языке иранской группы. Геродот выделяет у скифов три основные группы: царских скифов, живших в низовьях Днепра и Дона, они считались верхуш­кой союза племен; скифов-пахарей причерноморских степей и, воз­можно, лесостепной зоны на территории Украины; скифов-кочевников, обитавших на правобережье Дона. На рубеже V—IV вв. до н. э. у скифов возникает сильное военное государство во главе с царями. Эго время расцвета Скифского царства — тогда большинство скиф­ских племен признало власть царя Атея. В его правление строится хорошо укрепленный город (Каменское городище в окрестностях современного г. Никополя), видимо, столица Скифского царства. Девяностолетний Атей погиб в битве с царем Македонии Филип­пом. Тем не менее скифские племена сумели противостоять вой­скам его сына Александра Македонского.

Скифы знали ремесла (в том числе металлургию), вели актив­ные торговые операции. К IV в. до н. э. относятся так называемые «царские курганы» — богатые скифские погребения, в которых хо­ронили скифских царей.

С III в. до н. э. Скифское царство испытывает натиск сарматов (или правильнее — савроматов), родственных скифам кочевых пле­мен, обитавших в степях бассейнов Волги и Дона и в Южном Приуралье. Сарматы во II—I вв. до н. э. завоевали значительную часть территории Скифии. В руках скифов остается Крым, где создается новое царство со столицей в Неаполе Скифском. К этому времени скифская верхушка была значительно эллинизирована. Скифские цари стремились подчинить себе и греческие города- государства Причерноморья. Царь Скилур на какое-то время заво­евал Ольвию.

Наступление скифов побуждало греческие колонии к объедине­нию. Так, Херсонес заключил союз с Боспорским царством. В са­мом же Боспорском царстве в 107 г. до н. э. вспыхнуло восстание рабов, главным образом скифов, во главе с дворцовым рабом Савмаком. Последнему даже удалось овладеть царским престолом. Восстание подавил понтийский царь Митридат VI Евпатор. Вскоре Митридат включил все Северное Причерноморье и Боспор в состав Понтийского царства. Однако здесь на сцену выступил Рим, под­чинивший Боспорское царство.

В III в. н. э. Боспору удалось освободиться. Но в конце IV в. царство пало под ударами кочевников гуннов. Гибель Боспора была лишь одним из моментов общего процесса упадка античных рабов­ладельческих государств в Причерноморье. Этому упадку способ­ствовали не только внешние причины, но и кризис рабовладель­ческой системы хозяйства.




Глава II

ДРЕВНЯЯ РУСЬ

§ 1. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ НАКАНУНЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Основные занятия восточных славян — земледелие, скотовод­ство, рыболовство и охота. Доля каждой из этих отраслей зависела прежде всего от природно-климатических условий. Но земледелие в целом преобладало даже в лесной полосе, на подзолистых почвах, дававших скудные урожаи. Так что восточных славян по праву счи­тают земледельческим народом.

Сельскохозяйственные орудия труда были приспособлены к местным условиям. На юге, в степной и лесостепной зонах широ­кое распространение получил плуг. Севернее чаще встречалась соха, но не потому, что здешние племена не могли перенять бблее со­вершенный плуг, она просто лучше подходила к лесостепной по­лосе с почвой, не нуждавшейся в глубокой вспашке.

Природно-географические условия оказывали решающее влия­ние на выбор системы земледелия. Жители Поднепровья использо­вали перелог, в северной зоне преобладала подсечно-огневая система земледелия. В результате хозяйственная деятельность приняла у сла­вян ярко выраженное экстенсивное направление.

Основными сельскохозяйственными культурами были пшени­ца, рожь, гречиха, ячмень, просо. По мере продвижения на север пшеницу теснили более выносливые и приспособленные к конти­нентальному климату культуры, прежде всего рожь.

Скотоводство играло в жизни славян большую роль. Это видно из того, что в древнерусском языке слово «скот» означало также деньги. Свиней и овец содержать было легче, чем лошадей и ко­ров,— продолжительная и холодная зима, ограниченная кормовая база сдерживали развитие животноводства.

Сельскохозяйственный год в Восточной Европе продолжался 4—5 месяцев. В отличие от земледельческих племен Центральной Европы восточные славяне должны были выполнять объем обяза­тельных сельскохозяйственных работ за более короткое время. Дол­гие снежные зимы ограничивали хозяйственную деятельность жи­телей Восточно-Европейской равнины. Таким образом, рабочий цикл, определявший все жизненные циклы, отличался неритмич­ностью и большой напряженностью, когда «один день год кормит». По мнению историков, подобная аритмия повлияла на весь образ жизни восточных славян и нашла свое выражение в национальном характере великороссов.

Многие исследователи связывают с природно-географическими особенностями хозяйственной деятельности восточных славян и необычайную устойчивость общинных порядков. Общинные формы существования рассматриваются как способ выживания восточно- славянского этноса.




Славяне, жившие в лесостепной и лесной полосе, тесно связы­вали свою хозяйственную деятельность с лесом. Леса позволяли промышлять охотой, получать воск, мед, пушнину. По мере расши­рения контактов славян с окружающим миром эти продукты вы­соко ценились при обмене.

Изобилие рек и озер способствовало развитию рыболовства. Реки также служили главными торговыми путями. По территории Вос­точной Европы проходил знаменитый торговый путь «из варяг в греки», который активно осваивали жители Скандинавии — варяги. Не приходится сомневаться в его важности и для восточных славян. Не случайно именно вдоль этого пути располагались племенные центры, превратившиеся со временем в города, среди которых главные — Киев и Новгород. Торговали и с Востоком. Купцы, двига­ясь по Волге, где в среднем течении достаточно рано возникло государство Булгар, попадали в могущественный Хазарский кага­нат, расположенный в низовьях Волги, и на Каспий.

Торговые пути легко превращались в маршруты военных экспе­диций. Последние не были по силам одному или даже нескольким племенам. Здесь требовались иные формы общественной организа­ции — союзы племен, которые стали возникать в VII—VIII вв.

Столетиями древние славяне жили родовым строем. Во главе рода стояли старейшины, призванные управлять и разрешать споры и столкновения между членами рода. Существовал институт кровной мести, призванный защитить сородичей от посягательств чужих. Общеплеменные вопросы выносились на совет старейшин. Важную роль в жизни племени имело народное собрание — вече — и племен­ной вождь, выступавший прежде всего как военный предводитель.

Постепенное совершенствование орудий труда, усложнение структуры общественных отношений внутри и между племенами привели к упадку родовых отношений. Кровнородственные связи уже не могли выступать прочной основой устроения общества. На смену родовой общины шла территориальная или соседская община. Процесс разложения родовой общины прослеживается по археоло­гическим данным. Обширные жилища, где жили все члены рода, сменяются небольшими постройками. Однако коллективные формы совместной хозяйственной деятельности сохраняются. Необходимость взаимной поддержки диктуется не только природными условиями, но и типом культуры, свойственным восточнославянскому этносу.

С вступлением восточнославянских племен в последнюю стадию родоплеменного строя — в период военной демократии — измени­лось прежде всего положение племенного вождя (князя). Вожди возвышаются над сородичами и соплеменниками, вокруг них сплачи­ваются боевые соратники — воины, составляющие дружину. Все большее значение приобретает военная добыча. Часть добычи князь распределял между соплеменниками, что, естественно, упрочивало его престиж не только как удачливого предводителя походов, но и как щедрого дарителя. Военная добыча таким образом становилась своеобразным тараном, разрушающим традиционные отношения.

Выделение дружинников, воинов и товарищей вождя — своеоб­




разная веха в возникновении неравенства. Однако появление дру­жины не вело автоматически к ликвидации ополчения и к падению роли племенных народных собраний. Вождь нуждался в поддержке вооруженных соплеменников.

Еще одно проявление кризиса родового строя — создание круп­ных племенных образований. Автор Начальной летописи говорит о 15 племенах, или, точнее, племенных союзах, которые отличались от обычных племен численностью и задачами. Призванные защи­щать территорию или осуществлять крупные военные предприятия союзы племен по сути решали задачи политические, не свойствен­ные родовому строю. Иными становились взаимоотношения и меж­ду племенами, входившими в союз: эта форма объединения, есте­ственно, способствовала возвышению отдельных племен, родов и их вождей. Отсюда уже был один шаг до появления племенных княжений.

Летописец Нестор так повествует о расселении восточносла­вянских племен: поляне жили на Днепре возле Киева, их соседями были древляне (племенной центр — Искоростень). Вдоль Волхова, Шелони, Ловати, Меты, на берегах озера Ильмень обитали иль­менские славяне, между Припятью и Западной Двиной — дреговичи. В верховьях Днепра, Западной Двины и Волги расселились кри­вичи, главным племенным центром которых был Смоленск. Селе­ния полочан раскинулись на берегах реки Полоты (племенной центр— Полоцк). В бассейнах рек Десна и Сейм расположились северяне (северные соседи полян). Радимичи устроились в бассейне р. Сож, вятичи — на Оке и ее притоках. По Западному и отчасти Южному Бугу проживали бужане, южнее, к Дунаю,— тиверцы и уличи.

Симптоматичны названия славянских племенных союзов: боль­шей частью они связаны с местом расселения. Так, поляне жили в «полях», древляне — в лесах, среди «древ». Считается, что по болотистой местности (от «дрягва» — болото) получили свое наи­менование дреговичи, по рекам — полочане и бужане и т. д. С соб­ственными именами связано происхождение названий нескольких племен: радимичей и вятичей — «потомков» Радима и Вятко, будто бы пришедших с запада, от ляхов (поляков); кривичей — потомков какого-то легендарного Крива или кривое (этим именем латыши до сих пор называют русских. Впрочем, существует и другое объясне­ние: кривичи — жители окраины, границы). Анализ наименований племен свидетельствует о том, что во время складывания союзов у славян территориальные связи уже возобладали над родовыми.

Развитие восточнославянского этноса проходило в тесном кон­такте с другими народами. Причем характер взаимодействия и вза­имовлияния отражался на хозяйственной, религиозной и обще­ственной жизни племен. На юге и юго-востоке восточным славянам приходилось сталкиваться с государствами кочевников — тюркоя­зычных хазар и булгар. Первые упоминания о хазарах относятся к VI в. В составе гуннского объединения они заняли прикаспийские степи Северного Предкавказья. На протяжении столетия хазары вели




непрерывные войны с закавказскими государствами и Ираном. В 30-х годах VII в. на территории современного Дагестана хазары образовали собственное государство — Хазарский каганат. Кроме хазар в его состав вошли родственные им аланы и болгары (булгары). Во главе объединения стоял правитель — каган.

Хазары захватили Приазовье, Северное Причерноморье и часть степного Крыма. Однако в конце VII в. к границам каганата с юга подошли войска Арабского халифата. Потерпев ряд поражений, хазары откочевали на север, в степи между Доном и Волгой. В пер­вой четверти VIII в. столица государства была перенесена на берег Волги, в город Итиль или Атиль (тюркское название Волги). На но­вых землях экономика и культура каганата быстро возродились. Основным занятием хазар было кочевое скотоводство. Часть насе­ления занималась ремеслами и земледелием. Хазария торговала с Арабским халифатом и Византией.

Видимо, тогда же в VIII в. хазары столкнулись в Поднепровье с восточными славянами и начали собирать с них дань. В литературе высказано предположение, что это был период сильного влияния каганата на племена полян, северян, радимичей. Причем это вли­яние нельзя свести только к данническим отношениям. Область общения была шире — торговый обмен, культурное воздействие.

Подобно другим кочевникам, входившим в гуннский союз, хазары были язычниками. Они верили в бога неба Тенгри-хана. На рубеже VHI и IX столетий, чтобы противопоставить свое госу­дарство христианской Византии и мусульманскому халифату, часть хазарской аристократии приняла иудаизм. Однако раздираемая внут­ренними этнополитическими и религиозными противоречиями, под ударами кочевников и обретавшими силу соседями, включая осво­бодившиеся от данничества славянские племена, Хазария быстро слабела. Власть кагана потеряла прежнее значение. Размеры Хазарии сократились до небольшого ханства, расположенного между реками Дон, Волга, Терек и Маныч. История некогда могущественного каганата шла к завершению.

В то время, когда Хазарский каганат только зарождался, в его состав вошла часть тюркоязычных болгарских племен. Другая часть, возглавленная энергичным ханом Аспарухом, откочевала на Дунай и вместе с южными славянами основала там новое государство Дунайскую Булгарию. В начале IX в. несколько болгарских орд, вхо­дивших в состав Хазарии, отошли на север. Они заняли небольшую территорию в междуречье Волги и Камы, расселившись среди местного угорского населения. Здесь и сложилось государство вол­жских болгар — Волжская Болгария. Постепенно его территория рас­ширялась, охватывая и волжское левобережье. Основным занятием болгар было скотоводство. Очень скоро на новых землях стало рас­пространяться земледелие. Появились ремесла.

Первое время Волжская Болгария подчинялась Хазарскому ка­ганату. Но правители страны мечтали о независимости. С этой целью болгары обратились за помощью к злейшему врагу хазар — Араб­скому халифату. Союз был подкреплен принятием ислама. Тем са-


зо



мым правитель Волжской Болгарии противопоставил себя хазарс­кому кагану — иудею.

Как самостоятельное государство Волжская Болгария упомина­ется в письменных источниках с конца X в. Просуществовало оно до начала XV в. (на развалинах Волжской Болгарии возникло Ка­занское ханство), создав по-своему уникальную культуру, которая стала неотъемлемой частью отечественной культуры и истории.

Восточные славяне рано вступили в контакт с Волжской Бол­гарией. Диапазон отношений Киевской, а затем Владимирской Руси с Волжской Болгарией простирается от активных торговых связей и договоров до продолжительных войн с взаимными вторжениями на сопредельные территории.

При расселении славян на Восточно-Европейской равнине здесь уже проживали неславянские племена. Модель взаимоотношений между пришлым и аборигенным населением была отлична от той, которая возникала при столкновении с соседними государствами, пытавшимися чаще всего обложить данью славян. Историки отме­чают преимущественно мирный характер контактов, говорят о вза­имопроникновении и даже об ассимиляции. Так, например, выст­раивались отношения с финно-угорскими племенами весь, чудь, мурома, корела, мордва.

Картина мира древних славян была пронизана языческими представлениями. Было бы, однако, неверно считать, что языче­ство, в отличие от ислама или христианства, представляет собой примитивную религию. Конечно, в язычестве нашло отражение детство всех народов, в том числе и славянских. Однако религи­озные представления выстраивались по определенной внутренней логике, отражавшей взаимоотношения человека с окружающим миром, его самосознание.

Для язычества характерны культ предков и природы. Древние славяне одушевляли и обожествляли природу. Весь окружающий мир они заселили разнообразными сверхъестественными суще­ствами. В зависимости от последствий тех или иных явлений при­роды осуществлялась своеобразная «оценка» богов и определялось их место в пантеоне: мир славянских божеств — это мир богов сильных и слабых, добрых и коварных, главных и второстепенных. Отсюда формировалась модель поведения: необходимо было зару­читься поддержкой, привлечь на свою сторону могущественного Бога, способного ослабить происки другого, враждебного или чужого.

Славянский пантеон — это прежде всего пантеон земледельче­ских богов. Важное место в нем занимал Род — бог неба и земли. Он выступал в окружении женских божеств плодородия — Рожаниц. Ярило — бог пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Все это были «главные» славянские боги, хотя само это по­нятие достаточно условно — у каждого племени были, по-видимо­му, свои, особо почитаемые боги. Важное место занимал Перун — бог грома и молнии. Его идол, поставленный на киевском капище (место поклонения), был украшен золотом н серебром. Считают,




что к этому времени Перун стал небесным покровителем князя и дружины.

Соперником Перуна был Волос или Велес — покровитель до­машних животных и богатства. Любопытно, что летописец, описы­вая киевское капище, о нем даже не упоминает. По-видимому, это связано с тем, что Велес был богом, которого почитал простой народ. Его место заняли боги, распределители богатств — Даждьбог и Стрибог, почитавшиеся еще предками славян. В числе богов, удостоившихся места в пантеоне киевского князя, встречается един­ственное женское божество — Мокошь. Она, судя по всему, была славянской богиней плодородия и являлась женой громовержца Перуна.

Языческий культ отправлялся в капищах, где обычно устанав­ливались изображения богов — идолы. Князья выступали в роли первосвященников, но были и особые жрецы — волхвы и кудесники. Языческие представления и культы столь прочно вошли в культуру и быт славянских племен, что их отголоски и сегодня напоминают о себе.


§ 2. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Обращаясь к начальным этапам истории Древнерусского госу­дарства, следует четко различать два взаимосвязанных вопроса: почему и как образовалось государство у восточных славян.

Выше отмечалось, что появление племенных союзов, возвыше­ние одних родов и племен и упадок других, выделение родоплемен­ной знати свидетельствовало о кризисе родовых отношений. В про­шлое уходит равенство внутри рода и между родами. Вокруг князя объединяется дружина, для которой война становится основным занятием. Появляется имущественное неравенство, одно из условий возникновения неравенства социального.

Новое качество приобрели межплеменные отношения. Возникли союзы племен, а с ними — борьба за первенство. В рамках военной демократии выделялись князья, дружинники, родовая знать, за­нявшие привилегированное положение. Утрачивая прежнюю одно­родность, общество уже не могло функционировать исключительно на кровнородственных связях. Обычаи и традиции, самодостаточ­ные для разрешения конфликтов в эпоху родовую, с усложнением общественной и социальной жизни уже не могли выступать ее всеобъемлющими регуляторами. Эту функцию берет на себя обосо­бившаяся и возвысившаяся над обществом публичная власть. Она создает свою, еще достаточно архаичную, систему управления и готова преступить родовые традиции и прибегнуть к насилию. Фор­мируется государство, призванное регулировать отношения внутри общества и защищать территорию и население от внешней опасно­сти. Эти общественные функции, в выполнении которых было за­интересовано большинство населения, со временем дополняются еще одной — стремлением государства защитить интересы привиле­гированных слоев — тех, кто стоял у власти и пользовался властью.




Таким образом, государство выступало в роли универсального регу­лятора интересов и отношений, которые возникали в обществе.

Первые предгосударственные образования — племенные княже­ния — возникли у восточных славян на рубеже VIII—IX вв. Иссле­дователи говорят о нескольких центрах, главные из которых — Сред­нее Поднепровье с Киевом и Северо-Запад, где поднимается Нов­город. Об этих княжениях были осведомлены еще восточные авто­ры, писавшие о Куйабе и Славии — Киевской и Новгородской землях.

Эти ранние княжения не отличались прочностью. Княжеская власть здесь лишь выделилась, но она еще не обрела династической преемственности. Подчеркивая промежуточное состояние — еще не государство, но уже и не родовое общество — многие исследовате­ли относят эти княжения к предгосударственным образованиям.

В Среднем Поднепровье из восточнославянских племен раньше других выделились поляне. Они объединились вокруг Киева, кото­рый становится не только племенным, но и ремесленным, торго­вым, а главное, политическим центром. Поляне раньше других освободились от хазарской зависимости. «Повесть временных лет» называет первыми правителями в земле полян братьев Кия, Щека и Хорива. Город, который будто бы они построили на берегу Днеп­ра, был назван именем старшего брата — Киевом. Историки спорят об этнической принадлежности легендарных правителей. Их относят к выходцам из местных племен. Высказывается версия о принад­лежности братьев к хазарам. В последнем случае основанием служит летописное известие об эпохе господства в Среднем Поднепровье каганата. Едва ли образовавшееся княжение было этнически одно­родным.

В IX в. здесь появляются русы, в которых большинство истори­ков видят выходцев из Скандинавии — варягов. С именем русов связаны крупные военно-морские экспедиции на Черное и Кас­пийское моря. Носили они преимущественно грабительский харак­тер. Впрочем, варяги выступали и в роли купцов. О масштабах походов косвенно свидетельствует тот факт, что в IX в. Черное море называли Русским. Из военных предприятий русов особенно изве­стны поход и осада Константинополя в 860 г. Борьба окончилась подписанием мира между Русью и Византией. Греки вынуждены были заплатить большую контрибуцию и разрешить русам торговать на византийских рынках.

Важные перемены происходили и на Северо-Западе. Возникшее здесь предгосударственное образование представляло собой союз славянских и финно-угорских племен. По-видимому, консолидация была вызвана внешней угрозой,— покорив местные племена, варя­ги заставляли их платить дань: «Имаху дань варязи из-за моря на чюди и на словенах, и на мери и на всех кривичех».

Приблизительно в середине IX в. местное население изгнало иноземцев. Однако вскоре среди племен, входивших в союз, нача­лись распри: «...И не было среди них справедливости, и встал род на род». По летописной легенде, чтобы прекратить губительные столкновения, в 862 г. из Скандинавии вновь были приглашены


3 - 3586




правители-князья, которые должны были поддерживать порядок в северных землях. Первыми князьями были варяги — братья Рюрик, Трувор и Синеус. Согласно «Повести временных лет», Рюрик сел княжить в Новгороде, Синеус — на Белоозере, Трувор — в Избор- ске. После смерти братьев Рюрик собрал под своей властью все земли.

Таким обра



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.