|
|||
Правописание НЕ с разными частями речи»«Правописание НЕ с разными частями речи» 10 кл Упражнение 1 Раскройте скобки, распределив слова на две группы: 1) с раздельным написанием частицы не; 2) со слитным написанием частицы не. (Не)лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; поступить (не)по-товарищески, почуять (не)доброе, (не)ряшливый вид, вести себя (не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, (не)складность фигуры, перейти (не)глубокую, но широкую реку, устать с (не)привычки, бормотать что-то (не)внятное, далеко (не)легкое дело Упражнение 2 Запишите следующие причастия с отрицательными местоимениями или наречиями. Объясните их правописание. Образец: необученные солдаты — ничему не обученные солдаты. (Не)исследованный, (не)видимый, (не)занятый, (не)меняющийся, (не)успокоенный, (не)прочитанный, (не)замеченный, (не)защищенный. Упражнение 3 Перепишите, раскрывая скобки. Устно объясните слитное и раздельное написание частицы не. (Не)читал книгу; (не)может смотреть; (не)взлюбить с первого взгляда; (не)думая о последствиях; якорь (не)достает дна; времени всегда (не)достает; в (не)урожайные годы (не)доедают; (не)доиграл партии; с утра (не)здоровится; (не)зная причины; (не)договаривал главного; (не)было намерений; Упражнение 4 Образуйте от приведенных ниже глаголов краткие страдательные причастия, употребите их с частицей не, составьте с ними словосочетания. Пахать, избрать, чесать, приватизировать, достроить, акционировать, запрограммировать, дошить, создать. Упражнение 5 Допишите пословицу, вставляя слова с не. Укажите, к какой части речи принадлежит вставленное слово. В случае затруднения см. подсказку. Кукушка (не)ястреб, а (не)уч________. Ленивому всегда________. Книга в счастье украшает, а в________ утешает. Отважный (не)боится________. Стойкий боец для врага________. Где________ потеряет, там смелый найдет. ________ слово больней огня жжет. Лучший из даров – ум, худшее из (не)счастий –________. Подсказка: (не)вежество, (не)приступен, (не)смелый, (не)доброе, (не)удачи, (не)мастер, (не)счастье, (не)когда. Упражнение 6 Переставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Раскройте скобки. Сформулируйте основную мысль текста. А. К нему нужно подойти вплотную и наклониться. Б. (Не)словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек. В. Благоухание ландыша (не)слышишь за сто шагов. Г. Есть и люди, которых нельзя понять, (не)приблизившись к ним, (не)увидев их в кругу друзей или даже наедине. (По О.Кожуховой) Упражнение 7 Замените слитное написание на раздельное, а раздельное – на слитное, укажите, к какой части речи относятся слова с не. 1. (Не)ослабевающие, а крепнущие связи. 2. (Не)законченный портрет. 3. Рукопись (не)отредактирована. 4. (Не)решенная еще проблема. 5. (Не)исписанные листы. 6. (Не)запланированная на сегодня поездка. 7. Ничего (не)говорящий факт. Упражнение 8 Раскройте скобки, объясните правописание не с глаголами. Найдите устаревшие слова. В связи с чем они перестали употребляться? К какому стилю относится текст? М.В.Ломоносов о поведении учащихся. 1. С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем 2. Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука. 3. Ничем (не) превозноситься и (не) унижать другого. 4. (Не) быть гордым и грубым. 5. (Не) произносить гнилых, грубых и пустых слов. 6. (Не) хвастаться и (не) лгать. 7. Во время молитвы и трапезы (не) разговаривать. Есть опрятно. 8. Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать. 9. Вредно любить сладости и прогулки с дурными компаниями. 10 Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!(1758 год) Упражнение 9 В каких примерах НЕ пишется слитно? Укажите номера предложений 1. Многие рукописи (не)расшифрованы. 2. В книге (не)хватало нескольких страниц. 3. Нам (не)доставало терпенья и опыта. 4. Есть на земле люди, (не)знающие, что такое снег. 5. (Не) трудиться, так и хлеба (не) добиться. 6. Мне в этот день (не) здоровилось. 7. С людьми браниться – никуда (не)годится. 8. Толпа (не)доумевала. 9. (Не)лает, не кусает, а в дом (не)пускает. 10. Раздался шорох. Это был и (не)зверь, и (не) птица. 11. Но это, к сожалению, было (не) озеро. 12. Мы поняли, что это было (не)доразумение. 13. (Не)участие продемонстрировал в этой ситуации, а холодное равнодушие. 14. далеко (не)робкое замечание
|
|||
|