|
|||
Преподаватель - Брыкало А.А.. Конспект урока «Математика». Группа 5 «Механизация сельского хозяйства». Ход урокаПреподаватель - Брыкало А.А. brukalo_aa@mail.ru https://vk.com/id399759339 Конспект урока «Математика» Группа 5 «Механизация сельского хозяйства» Тема: «Уравнения и неравенства с двумя переменными»
Форма работы:индивидуальная, электронное обучение
Тип урока:урок изучения нового материала
Продолжительность урока: 2 часа
Цель урока: ввести понятие уравнений и неравенств с двумя переменными, показать способы их решения
Используемая литература: Учебник: Математика. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый и углубленные уровни./Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, М.В.Ткачева и др.- 5 изд.- М.: Просвещение, 2018г
Интернет-ресурсы: Методика преподавания математики http://methmath.chat.ru/ Ход урока Организационный этап: Мотивационный модуль Ребята, сегодня на уроке мы вспомним что такое линейные уравнения и неравенства с двумя переменными; системы линейный уравнений и неравенств, а также научимся изображать множество на плоскости, задаваемое линейным уравнением и неравенством.
Историческая справка: Уравнения, а также системы уравнений имеют давнюю историю. Нам известно, что уже в Древнем Вавилоне и Индии повседневные задачи, связанные с земляными работами или планированием военных расходов, а также астрономическими наблюдениями решались с помощью уравнений и их систем. В то время еще не существовало привычного нам формального языка математики. Вавилоняне, также, как и индусы не использовали в своих трактатах привычные нам «икс» и «игрек». Не обозначали степень надстрочными индексами. И т.д. Их уравнения записаны в виде текстовых задач. Также, как и решения, не похожи на современные, а скорее напоминают цепочку логических рассуждений. Вместе с тем, если перевести в привычный нам вид те уравнения, которые умели решать в Древнем Вавилоне, то мы увидим: . И в древнем индийском манускрипте «Ариабхаттиам», датируемом 499 годом нашей эры, также встречаются задачи, решаемые с помощью квадратных уравнений. Индийские мудрецы (слово ученый тоже еще не существовало) уже не ограничивались решением конкретных житейских задач, но и работали над решением квадратного уравнения в общем виде. Привычный нам вид уравнения обретают только в конце шестнадцатого века, благодаря трудам Франсу Виета (1540 – 1603 гг.). Именно он, помимо прочих своих научных достижений обладает и неофициальным титулом «создатель алгебры». Поскольку разработал и активно внедрял символический язык алгебры – те самые, привычные нам «иксы и игреки».
Основная часть: Объясняющий модуль Теоретический материал для самостоятельного изучения План урока: 1. Линейные уравнения с двумя переменными 2. Линейные неравенства с двумя переменными
1. Линейные уравнения с двумя переменными. Уравнение вида ах + by +с =0, где а,b,с – некоторые числа, называется линейным уравнением с двумя переменными х и у. Решением уравнения ах + by +с =0, где а,b,с – некоторые числа, называется пара значений обращающая уравнение в верное числовое равенство. Если одновременно а и b , то уравнение ах + by +с =0 является уравнением некоторой прямой. Для построения прямой достаточно найти две точки этой прямой. Уравнение с двумя неизвестными может: а) иметь одно решение. Например, уравнение x2 + 5y2 = 0 имеет единственное решение (0; 0); б) иметь несколько решений. Например, (5 -|x|)2 + (|y| – 2)2 = 0 имеет 4 решения: (5; 2), (-5; 2), (5; -2), (-5; -2); в) не иметь решений. Например, уравнение x2 + y2 + 1 = 0 не имеет решений; г) иметь бесконечно много решений. Например, x + y = 3. Решениями этого уравнения будут являться числа, сумма которых равна 3. Множество решений данного уравнения можно записать в виде (k; 3 – k), где k – любое действительное число.
Пример 1. Решить уравнение: xy – 2 = 2x – y. Группируем слагаемые с целью разложения на множители: (xy + y) – (2x + 2) = 0. Из каждой скобки вынесем общий множитель: y(x + 1) – 2(x + 1) = 0; (x + 1)(y – 2) = 0. Имеем: y = 2, x – любое действительное число или x = -1, y – любое действительное число. Таким образом, ответом являются все пары вида (x; 2), x ? R и (-1; y), y ? R.
Пример 2. Построить график уравнения 2х+у =1 Решение: у = -2х + 1 Если х=0, то у=1; Если х=2, то у=-3. На координатной плоскости отметим точки с координатами (0;1) и (2;-3). Через две точки на плоскости проведем прямую. Полученная прямая является геометрической моделью уравнения 2х+у =1. (График постройте самостоятельно)
2. Линейные неравенства с двумя переменными. Линейным неравенством с двумя переменными называется неравенство вида ах + bу + с < 0 или ах + bу + с > 0, где х и у – переменные, а, b, c – некоторые числа. Решением неравенства с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая его в верное неравенство. Является ли пара (2;1) решением неравенства 5х + 2у > 4 . Является, т.к. при подстановке в него вместо х числа 2, а вместо у числа 1 получается верное равенство 10 + 2 > 4. Если каждое решение неравенства с двумя переменными изобразить точкой в координатной плоскости, то получится график этого неравенства. Он является некоторой фигурой.
Тренировочный модуль. Пример 3. Найти множество точек координатной плоскости, удовлетворяющих неравенству 3х – 2у +6 > 0. Уравнение 3х – 2у +6 = 0 является уравнением прямой, проходящей через точки (-2; 0) и (0; 3). Пусть точка М1(х1,у1) лежит в заштрихованной полуплоскости (ниже прямой 3х – 2у +6 = 0, а М2(х1,у2) лежит на прямой 3х – 2у +6 = 0. Тогда 2у2 – 3х1 – 6 = 0, а 2у1 – 3х1 – 6 < 0, т.к. у1< у2 Изобразим множество точек координатной плоскости, удовлетворяющих неравенству 3х – 2у +6 > 0 штриховкой (рис. 1) Рисунок 1 – решение неравенства 3х – 2у +6 > 0 Если в линейном неравенстве с двумя переменными знак неравенства заменить знаком равенства, то получится линейное уравнение ах + by +с =0, графиком которого является прямая при условии, что и . Прямая разбивает плоскость на две полуплоскости. Одна из них является графиком неравенства ах + bу + с < 0, а другая – графиком неравенства ах + bу + с > 0 Чтобы решить неравенство ах + bу + c < 0 или aх + bу + c > 0, достаточно взять какую-нибудь точку М1(х1; у1), не лежащую на прямой aх + bу + c = 0, и определить знак числа aх1 + bу1 + c.
Пример 4. Изобразите в координатной плоскости множества решений неравенства 2х + 3у<6 Начертим график уравнения 2х + 3у = 6. Пара (0;0) является решением неравенства 2х + 3у < 6, и принадлежит нижней полуплоскости, значит графиком неравенства 2х + 3у < 6 является нижняя полуплоскость (рис. 2). Рисунок 2 – решение неравенства 2х + 3у < 6
Пример 5. Изобразите в координатной плоскости множества решений неравенства 3х-2у+6 0. Начертим график уравнения 3х – 2у + 6 = 0 Отметим в какой-нибудь полуплоскости, например, точку (1;2). Пара (1;2) не является решением неравенства и принадлежит нижней полуплоскости, значит графиком неравенства является верхняя полуплоскость вместе с прямой 3х – 2у + 6 = 0. 9 (рис. 5) Рисунок 5 – решение неравенства
Домашнее задание. 1. Составить опорный конспект по теме. 2. Решить следующие задания: Пример 1. 2х+3у > 0 Пример 2. Является ли решением уравнения 3х+ 4у=12 пара чисел а)2;1 б) 1; 2,25
|
|||
|