|
|||
Презентация к уроку . Ход урока. Основная часть.. План изучения ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Презентация к уроку Интернет – ресурсы: https://resh.edu.ru/subject/lesson/2173/main/ учебный фильм по теме Ход урока
Мотивационный модуль. Формулируется тема урока
На этом уроке мы вспомним некоторые факты из жизни и творчества Михаила Афанасьевича Булгакова, рассмотрим историю создания повести «Собачье сердце», особенность построения, понаблюдаем за главными героями, определим темы, которые затрагивает автор в своем произведении.
2.Основная часть. План изучения
Информационные революции и причины, обусловившие их происхождение. ➢ Характеристика индустриального общества. ➢ Характеристика информационного общества. ➢ Информатизация и компьютеризация общества Теоретический материал для самостоятельного изучения: «Булгаков не менял своих взглядов по моде или по выгоде. Но он напряженно думал обо всем, что видел перед собой. И мысль его… была наклонна к анализу живого, не заморочена догмами или предвзятостью и подкреплена ответственностью свидетеля и летописца великих и трагических событий в жизни родины. На всех перекатах судьбы Булгаков оставался верен законам достоинства...» - писал о знаменитом русском писателе В.Я. Лакшин (известный журнальный деятель, критик). Михаил Булгаков родился в 1891 году, в Киеве, в семье профессора кафедры западных вероисповеданий Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Семья была многодетная (Михаил — старший сын, у него было еще четыре сестры и два брата) и дружная. В 1909 году Булгаков оканчивает Первую Александровскую гимназию и получает аттестат зрелости. В 1916 году оканчивает университет, служит госпитальным врачом хирургом. Призывается на военную службу. В этом же году был отозван с фронта и отправлен в сельскую больницу Смоленской губернии. Результатом данной врачебной практики становятся «Записки юного врача». Ценой мобилизации душевных и физических сил (в Москве жилищный кризис, и писатель жил в комнате коммунальной квартиры, которую позже опишет в рассказах «Самогонный быт», с грязью, пьяными дебошами и невозможностью уединения), Булгаков опубликовал две сатирические повести: «Дьяволиаду» (1924) и «Роковые яйца». Не отпускает Михаила Афанасьевича Булгакова и пережитое в годы Гражданской войны. В 1925 году в журнале «Россия» появилась первая часть «Белой гвардии». Булгаков избирает писательскую стезю в кардинально изменившихся условиях, когда многие уверены в том, что традиции великой русской литературы 19 века безнадежно устарели, никому более не интересны. Ночами же сочиняет «роман о дьяволе» (так первоначально видел роман Михаила Булгаков о «Мастере и Маргарите»). Тогда же появилась и надпись на полях рукописи: «Дописать прежде, чем умереть». Роман уже тогда осознавался автором как главное дело его жизни.
Повесть М. Булгакова «Собачье сердце» была написана в 1925 году. В этом произведении Булгаков применяет наделяет животное способностью думать, анализировать обстоятельства и делать выводы. Показателен отзыв о булгаковской повести Л. Б. Каменева: «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя». Значит, было чего бояться властям. М.А. Булгакова в «Собачье сердце» посвящает роли интеллигенции и ее участию в судьбах народа, причем типичный для 1920-х годов в России бытовой фон сочетается в рассказе с элементами фантастики.
Главный герой рассказа, профессор Преображенский - это типичный интеллигент, который служит науке и хочет, как врач, помогать любому нуждающемуся в этом человеку, хорошему или плохому. Фамилия профессора говорит о его даре преображать. Действие повести начинается под Рождество и заканчивается весной, на Пасху. В основе повести лежит мотив превращения, мотив оборотничества. Это почти сказочная история о том, как добрый бродячий пес превратился в злобное человекоподобное существо. В повести описывается нэповская Москва середины 20-х годов XX века. Жизнь простых людей, ради счастья которых делалась революция, очень тяжела. Достаточно вспомнить девушку-машинистку, гражданку Васнецову. За свою работу она получает гроши, на которые невозможно прокормиться даже в столовой «Нормального питания служащих Центрального Совета Народного Хозяйства», поэтому она вынуждена стать любовницей своего начальника, хамоватого и самодовольного «выходца из народа».
Превращение Шарика в Шарикова и все, что повлекло за собой это событие, напоминает реализацию популярной в послереволюционные годы идеи создания нового человека: «Кто был ничем, тот станет всем». С помощью фантастического сюжета Булгаков обнажает абсурдность этой идеи.
Шарик, чуть не околевший от холода и голода, готов был обменять свою свободу на кусок колбасы. Он был счастлив, попав в теплый дом, и готов на все, чтобы в нем остаться. После операции он становится все более уверенным, все больше наглеет — в нем сидит трижды судимый алкоголик и бездельник Клим Чугункин. Этому существу покровительствует председатель домкома Швондер, который выправил ему «бумаги», дал право на прописку и устроил на работу в качестве заведующего подотделом очистки города от бродячих котов. Заметим, что само название этой должности, поднимающей самомнение Шарикова, претенциозно и нелепо. Председатель домкома Швондер подобен сказочному злому гному, и возможности у него тоже почти сказочные. Швондер придает Шарикову социальный статус, дает бывшему псу права. Это он делает не из человеколюбия, а лишь для того, чтобы показать свою власть, покомандовать над «интеллигенцией». Для этого он провоцирует Шарикова, натравливает его на профессора, «спускает собаку». Это прием реализации метафоры, когда прием приобретает буквальное значение.
Профессор, сам того не желая, вызывает к жизни силы зла, которые едва не губят его самого. Он несет ответственность за свое вмешательство в природу, в то, что вовсе не находится в его ведомстве. Слишком интеллигентный профессор лишь с помощью своего ассистента Борменталя сумел справиться с распоясавшимся «новым человеком». Практически до последнего момента профессор все же надеется, что Шариков постепенно превратится в истинного человека, однако эволюции в этом отношении не происходит. В результате сам Преображенский понимает, какую же трагедию для общества он создал – не стоит стремиться индивидуально вносить изменения в человеческую личность и существующий строй.
Композиция кольцевая: завязка (монолог Шарика); развитие действия(Шарик у профессора, операция, очеловечивание собаки); кульминация(бесчинства Шарикова); развязка(возвращение Шарика в прежнее состояние); эпилог(Шарику «свезло»). Писатель также использует в этом произведении прием контраста. С одной стороны, мы видим лампу под зеленым абажуром, чучело совы — символа мудрости, книги в застекленных шкафах… Все это создает впечатление спокойствия, уюта, условий для интеллектуального труда. С другой стороны — в мир повести вторгаются хамство, пьянство, запах кошек, ловля блох. Эти контрасты усиливают противопоставление двух образов жизни. Антитезы в повести: Шарик - Шариков; Преображенский - Швондер; Калабуховский дом до и после революции; Шарик в начале и в конце повести В повести социальное содержание тесно переплетается с философскими размышлениями о новом, послереволюционном времени и «новом» человеке, порождённом этим временем. В произведении следует выделить по крайней мере две серьёзные философские проблемы. Первая — об ответственности учёного за его открытия. Профессор Преображенский решил провести уникальную операцию — пересадить гипофиз человека в мозг подопытной собаки. Результат получился неожиданный: просчёт экспериментатора привёл к появлению на свет отвратительного доносчика, алкоголика, демагога — Шарикова. Своим экспериментом Преображенский бросил вызов эволюции, естественному положению вещей в природе. Но, по мнению Булгакова, нарушать законы природы весьма опасно: на свет может появиться монстр, который погубит самого экспериментатора, а заодно с ним и всё человечество.
Преображенский понял всю опасность своего научного опыта: Шариков обворовал его, пытался выжить из квартиры, написал донос о контрреволюционных высказываниях и действиях профессора. Филипп Филиппович в разговоре с Борменталем признал свой опыт практически бесполезным, хотя и блестящим, с научной точки зрения: «Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, если любая баба может родить гения когда угодно. (...) Человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создаёт десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар».
Вторая философская проблема повести — о соблюдении людьми законов социального развития. В повести «Собачье сердце» говорит, что не революция с её непредсказуемыми взрывами и зигзагами, а великая, неостановимая эволюция действует согласно природе, естественной и человеческой. Только в результате революции к власти могут прийти такие личности, как необразованные, малокультурные, но самодовольные и решительные Швондер и Шариков.
Рискованный хирургический эксперимент профессора — намек на «смелый социальный эксперимент», происходящий в России. Все заняты делом, но не своим. Бессмертны крыловские слова: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник». Эксперимент профессора не удался. Учёный пришёл к выводу, что Шариков - насилие над природой.
Булгаков не склонен видеть в «народе» идеальное существо. Автор уверен, что лишь трудный и долгий путь просвещения масс, путь эволюции, а не революции может привести к улучшению жизни страны. Булгаков отмечает вероятность возникновения определенной дисгармонии – не только в отношении существующего общественного строя, но и законов природы. Повесть «Собачье сердце» можно считать самым интересным произведением раннего творчества Булгакова, так как в нём полностью проявились главные художественные принципы писателя. Новые социальные условия порождают «новых» людей, и в повести автор рассуждает о крушении идеи, будто «нового» человека можно создать быстро, например, какими-нибудь чудесными педагогическими или хирургическими способами. Смелость профессора Преображенского, вздумавшего улучшить саму природу, была жестоко наказана. Произведение «Собачье сердце» позволяет нам и сегодня понять, что изначально стоит стать действительно человеком прежде, чем давать поучительные рекомендации окружающим и обществу.
Домашнее задание. Составить конспект по теме урока, записать в тетрадь
|
|||
|