|
|||
Поскольку истинное значение Xи неизвестно, погрешность находят по приближенной формулеПоскольку истинное значение Xи неизвестно, погрешность находят по приближенной формуле Δ ≈ X – Xд, (1.2) где Xд – действительное значение измеряемой величины, заведомо более точное, чем X. Относительной погрешностью δ результата измерения называют отношение абсолютной погрешности Δ к значениям Xд или X, выраженное в долях или процентах: , (1.3)
или (1.4) В зависимости от источника возникновения погрешности результата измерения различают инструментальную Δи, методическую Δмет и субъективную Δсуб составляющие этой погрешности:
Δ = Δи + Δмет + Δсуб (1.5)
Инструментальные /приборные погрешности — погрешности, которые определяются погрешностями применяемых средств измерений и вызываются несовершенством принципа действия, неточностью градуировки шкалы, ненаглядностью прибора. Методические погрешности — погрешности, обусловленные несовершенством метода, а также упрощениями, положенными в основу методики. Субъективные /операторные/ личные погрешности — погрешности, обусловленные степенью внимательности, сосредоточенности, подготовленности и другими качествами оператора. Случайная погрешность — погрешность, меняющаяся (по величине и по знаку) от измерения к измерению. Случайные погрешности могут быть связаны с несовершенством приборов (трение в механических приборах и т. п.), тряской в городских условиях, с несовершенством объекта измерений (например, при измерении диаметра тонкой проволоки, которая может иметь не совсем круглое сечение в результате несовершенства процесса изготовления), с особенностями самой измеряемой величины (например при измерении количества элементарных частиц, проходящих в минуту через счётчик Гейгера). Систематическая погрешность — погрешность, изменяющаяся во времени по определённому закону (частным случаем является постоянная погрешность, не изменяющаяся с течением времени). Систематические погрешности могут быть связаны с ошибками приборов (неправильная шкала, калибровка и т. п.), неучтёнными экспериментатором. Прогрессирующая (дрейфовая) погрешность — непредсказуемая погрешность, медленно меняющаяся во времени. Она представляет собой нестационарный случайный процесс. Грубая погрешность (промах) — погрешность, возникшая вследствие недосмотра экспериментатора или неисправности аппаратуры (например, если экспериментатор неправильно прочёл номер деления на шкале прибора или если произошло замыкание в электрической цепи).
2.5 Измерительные приборы Измери́тельный прибо́р — средство измерений, предназначенное для получения значений измеряемой физической величины в установленном диапазоне. Часто измерительным прибором называют средство измерений для выработки сигнала измерительной информации в форме, доступной для непосредственного восприятия оператора.
Классификация измерительных приборов По способу представления информации (показывающие или регистрирующие) - показывающий измерительный прибор — измерительный прибор, допускающий только отсчитывание показаний значений измеряемой величины; - регистрирующий измерительный прибор — измерительный прибор, в котором предусмотрена регистрация показаний. Регистрация значений может осуществляться в аналоговой или цифровой формах. Различают самопишущие и печатающие регистрирующие приборы; По методу измерений - измерительный прибор прямого действия — измерительный прибор, например, манометр, амперметр в котором осуществляется одно или несколько преобразований измеряемой величины и значение её находится без сравнения с известной одноимённой величиной; - измерительный прибор сравнения — измерительный прибор, предназначенный для непосредственного сравнения измеряемой величины с величиной, значение которой известно По форме представления показаний - аналоговый измерительный прибор — измерительный прибор, показания которого или выходной сигнал являются непрерывной функцией изменений измеряемой величины; - цифровой измерительный прибор — измерительный прибор, показания которого представлены в цифровой форме; По другим признакам - суммирующий измерительный прибор — измерительный прибор, показания которого функционально связаны с суммой двух или нескольких величин, подводимых к нему по различным каналам; - интегрирующий измерительный прибор — измерительный прибор, в котором значение измеряемой величины определяются путём её интегрирования по другой величине; По способу применения и конструктивному исполнению (стационарные, щитовые, панельные, переносные). По принципу действия учётом конструкции (с подвижными частями и без подвижных частей). Для приборов с механической частью также по способу создания противодействующего момента (механическим противодействием, магнитным или на основе электромагнитных сил). По характеру шкалы и положению на ней нулевой точки (равномерная шкала, неравномерная, с односторонней, двухсторонней (симметричной и несимметричной), с безнулевой шкалой). По конструкции отсчётного устройства (непосредственный отсчёт, со световым указателем — световым зайчиком, с пишущим устройством, язычковые — вибрационные частотометры, со шкалой на оптоэлектронном эффекте — люминофор, ЖК, СИД). По точности измерений (нормируемые и ненормируемые — индикаторы или указатели). По виду используемой энергии (физическому явлению) — электромеханические, электротепловые, электрокинетические, электрохимические. По роду измеряемой величины (вольтметры, амперметры, веберметры, частотометры, ваттметры и т. д.).
Глава 3 Основы метрологического обеспечения
Под метрологическим обеспечением (МО) понимается установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений. Понятие «метрологическое обеспечение» применяется, как правило, по отношению к измерениям (испытанию, контролю) в целом. Объектом МО являются все стадии жизненного цикла (ЖЦ) изделия (продукции) или услуги. Под ЖЦ понимается совокупность последовательных взаимосвязанных процессов создания и изменения состояния продукции от формулирования исходных требований к ней до окончания эксплуатации или потребления.
3.1 Государственная система обеспечения единства измерений
Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ) - государственное управление субъектами, нормами, средствами и видами деятельности по обеспечению заданного уровня единства измерений в стране. Деятельность по обеспечению единства измерений направлена на охрану законных интересов граждан и установлению правопорядка и экономики, а также на содействие экономическому и социальному развитию страны путем защиты от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений во всех сферах общества. Обеспечение единства измерений осуществляется на нескольких уровнях: - государственном; - уровне федеральных органов исполнительной власти; - уровне юридического лица. Основной целью Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ) является создание общегосударственных правовых, нормативных, организационных, технических и экономических условий для решения задач по обеспечению единства измерений.
Основными задачами ГСИ являются: - разработка оптимальных принципов управления деятельностью по обеспечению единства измерений; - организация и проведение фундаментальных научных исследований с целью создания более совершенных и точных методов и средств воспроизведения единиц и передачи их размеров; - установление системы единиц величин и шкал измерений, допускаемых к применению; - установление основных понятий в метрологии, унификация их терминов и определений; - установление экономически рациональной системы государственных эталонов, их создание, утверждение, применение и совершенствование; - установление систем передачи размеров единиц величин от государственных эталонов средствам измерений, применяемым в стране; - создание и совершенствование вторичных и рабочих эталонов, комплектных поверочных установок и лабораторий; - установление общих метрологических требований к эталонам, средствам измерений, методикам выполнения измерений, методикам поверки (калибровки) средств измерений и всех других требований, соблюдение которых является необходимым условием обеспечения единства измерений; - разработка и экспертиза разделов метрологического обеспечения федеральных и иных государственных программ, в том числе программ создания и развития производства оборонной техники; осуществление государственного метрологического контроля: поверка средств измерений; - испытания с целью утверждения типа средств измерений, лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений; - осуществление государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц физических величин, соблюдением метрологических норм и правил; разработка принципов оптимизации материально-технической и кадровой базы органов государственной метрологической службы; - аттестация методик выполнения измерений; - калибровка и сертификация средств измерений, не входящих в сферы государственного метрологического контроля и надзора; - аккредитация метрологических служб и иных юридических и физических лиц по различным видам метрологической деятельности; - аккредитация поверочных, калибровочных, измерительных, испытательных и аналитических лабораторий, лабораторий неразрушающего и радиационного контроля в составе действующих в Российской Федерации систем аккредитации; - участие в работе международных организаций, деятельность которых связана с обеспечением единства измерений; - разработка совместно с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти порядка определения стоимости метрологических работ и регулирование тарифов на эти работы; - организация подготовки и переподготовка кадров метрологов; - информационное обеспечение по вопросам обеспечения единства измерений; - совершенствование и развитие ГСИ. Государственная система обеспечения единства измерений состоит из следующих подсистем: - правовой, - организационной; - технической.
Структура Государственной системы обеспечения единства измерений представлена на рисунке 10. Рисунок 10 - Государственная система обеспечения единства измерений
Правовая подсистема – комплекс взаимосвязанных законодательных и подзаконных актов, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам деятельности по обеспечению единства измерений. Объектами деятельности по обеспечению единства измерений являются: - совокупность узаконенных единиц величин и шкал измерений; - терминология в области метрологии; - воспроизведение и передача размеров единиц величин и шкал измерений; - способы и формы представления результатов измерений и характеристики погрешности; - методы оценивания погрешности и неопределенности измерений; - порядок разработки и аттестации методик выполнения измерений; - комплекс нормируемых метрологических характеристик средств измерений; - методы установления и корректировки межповерочных интервалов; - порядок проведения испытаний в целях утверждения типа средств измерений и сертификации средств измерений; - порядок проведения поверки и калибровки средств измерений; - порядок осуществления метрологического контроля и надзора; - порядок лицензирования деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений; - типовые задачи, права и обязанности метрологических служб федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц; - порядок аккредитации поверочных, калибровочных, измерительных, испытательных и аналитических лабораторий, лабораторий неразрушающего и радиационного контроля в составе действующих в Российской Федерации систем аккредитации; - порядок аккредитации метрологических служб и иных юридических и физических лиц по различным видам метрологической деятельности; - термины и определения по видам измерений; - государственные поверочные схемы; - методики поверки (калибровки) средств измерений; - методики выполнения измерений. Нормативная база ГСИ насчитывает более 2500 обязательных и рекомендательных документов, регламентирующих все аспекты в области метрологии. В их числе государственные и межгосударственные стандарты, правила по метрологии (ПР), методические инструкции (МИ), руководящие документы (РД), методические указания (МУ) и др. К правилам (ПР) по метрологии относятся документы в области метрологии, устанавливающие обязательные для применения организационно-технические и общетехнические положения, порядки (правила процедуры), методы (способы, приемы) выполнения работ, а также обязательные требования к оформлению результатов этих работ. К рекомендациям относятся документы в области метрологии, содержащие добровольные для применения организационно-технические и общетехнические положения, порядки (правила процедуры), методы (способы, приемы) выполнения работ, а также рекомендуемые − правила оформления результатов этих работ. Основным основополагающим документом в области обеспечения единства измерений является ГОСТ Р 8.000 «ГСИ. Основные положения». Техническую подсистему составляют: - совокупность государственных эталонов, эталонов единиц величин и шкал измерений; - совокупность военных эталонов – резерва государственных эталонов; - совокупность стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов; - совокупность стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов; - средства измерений и испытательное оборудование, необходимы для осуществления метрологического контроля и надзора; - совокупность специальных зданий и сооружений для проведения высокочастотных измерений в метрологических целях; - совокупность научно-исследовательских, эталонных, испытательных поверочных, калибровочных и измерительных лабораторий и их оборудования. Техническая основа состоит из 114 государственных эталонов, 76 установок высшей точности, около 15 млн. рабочих эталонов и средств испытаний, более 8000 типов стандартных образцов. Организационная подсистема ГСИ – совокупность подразделений Росстандарта России, осуществляющих функции по обеспечению единства измерений. Организационную подсистему ГСИ составляют следующие метрологические службы обеспечения единства измерений: - Государственная метрологическая служба; - иные государственные метрологические службы; - метрологические службы федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц. В Государственную метрологическую службу входят: - подразделения центрального аппарата Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии России, осуществляющие функции планирования, управления, контроля деятельностью по обеспечению единства измерений на межотраслевом уровне; - государственные научно-метрологические центры; - органы Государственной метрологической службы на территории республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, округов и городов. К иным государственным службам обеспечения единства измерений относятся: - Государственная служба времени и частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ); - Государственная служба стандартных образцов состава веществ и материалов (ГССО); - Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГССД). Организационную, научную и практическую деятельность по обеспечению единства измерений осуществляют 11 научно-исследовательских метрологических институтов и центров, около 100 ЦСМ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии России, более 30 тыс. метрологических служб организаций и предприятий. 3.2 Государственный метрологический контроль и надзор
Метрологический контроль и надзор - деятельность, осуществляемая органом ГМС (государственный контроль и надзор) или МС юридического лица для проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм. Государственный метрологический контроль и надзор распространяются на жизненно важные для государства сферы деятельности, перечисленные в ст. 13 Закона «Об обеспечении единства измерений». Государственный метрологический контроль включает: - утверждение типа средств измерений; - поверку средств измерений, в том числе эталонов; - лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений. Государственный метрологический надзор осуществляется: - за выпуском, состоянием и применением СИ, аттестованными МВИ (методиками выполнения измерений), эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм на предприятиях; - за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций; - за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже. Основные задачи надзора: определение соответствия выпускаемых СИ утвержденному типу; состояние и правильность применения СИ; наличие и правильность применения аттестованных МВИ; контроль соблюдения метрологических правил и норм в соответствии с действующими нормативными документами. Результаты каждой проверки оформляются соответствующим актом, в котором отражается состояние дел по всем вопросам проверки, и раскрываются причины выявленных нарушений метрологических норм и правил. Акт проверки передается руководству проверенного предприятия. А копия - органу ГМС и заинтересованным организациям. Проверки проводят должностные лица ФАТР и М - главные государственные инспекторы и государственные инспекторы по обеспечению единства измерений, действующие на соответствующих территориях и аттестованные в установленном порядке. Государственные инспекторы при предъявлении служебного удостоверения вправе беспрепятственно: - посещать объекты, где эксплуатируются, производятся, ремонтируются, продаются, содержатся или хранятся СИ независимо от подчиненности и форм собственности этих объектов; - поверять средства измерения - их состояние и условия применения, а также соответствие утвержденному типу; - проверять количество товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций; - отбирать образцы продукции и товаров, а также фасованные товары в упаковках любого вида для осуществления надзора; - запрещать применение и выпуск СИ неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу, а также неповеренных СИ; - гасить поверительные клейма или аннулировать свидетельство о поверке, если СИ дает неправильные показания или просрочена дата очередной поверки; - при необходимости изымать СИ из эксплуатации; - давать обязательные предписания и устанавливать сроки устранения нарушений метрологических правил и норм. Государственные инспекторы обязаны строго соблюдать законодательство России и нормативные документы ГСИ. За невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, превышение полномочий и за иные нарушения, включая разглашение государственной или коммерческой тайны, они могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством.
|
|||
|